Фолк-рок
Фолк-рок | |
---|---|
Направление | Рок |
Истоки | Народная музыка Рок-музыка |
Место и время возникновения | Середина 1960-х Великобритания США |
Годы расцвета | середина 1960-х — начало 1970-х[1] |
Поджанры | |
Блюз-рок Кантри-рок Электрик-фолк Мидивал-фолк-рок Келтик-рок Латин-рок Психоделический фолк | |
Родственные | |
фолк-метал менестрельская песня |
Образец американского фолк-рока. | |
Вероятно, первой фолк-рок-песней была американская народная «The House of the Rising Sun», исполненная британской рок-группой The Animals в 1964 году[2] | |
Помощь по воспроизведению |
Фолк-рок (англ. folk rock) — музыкальное направление, объединяющее элементы народной музыки и рока[3]. У истоков направления была группа The Byrds из Лос-Анджелеса, которая исполняла американскую народную музыку и песни Боба Дилана в типичной рок-инструментовке, под сильным влиянием The Beatles и других групп «британского вторжения»[4][5]. Термин «фолк-рок» впервые появился в американской музыкальной прессе в июне 1965-го года для описания дебютного альбома группы The Byrds[6][7]. Издание группой The Byrds кавер-версии песни «Mr. Tambourine Man» Боба Дилана и её последующий коммерческий успех инициировали бум фолк-рока в середине 1960-х годов[8][9]. Не меньшее влияние оказал сам Дилан, в частности, значимыми являются его альбомы Bringing It All Back Home, Highway 61 Revisited и Blonde on Blonde, записанные совместно с электрической рок-группой[9]. Выступление Дилана на Ньюпортском фолк-фестивале 25 июля 1965 года, при поддержке электрической рок-группы, также считается значимым событием в развитии фолк-рока[10].
Формированию фолк-рока как предшествовали американский фолк-ривайвл, бит-музыка The Beatles и других групп британского вторжения, хитовое издание народной песни «The House of the Rising Sun» группой The Animals и творчество группы The Beau Brummels[9][11][12][13]. В частности, влияние фолк-музыки очевидно в песнях группы The Beatles «I'm a Loser» и «You've Got to Hide Your Love Away», и их сильное влияние на фолк-рок[9]. В репертуаре большинства фолк-рок-исполнителей присутствуют как народные песни, так и песни авторов-исполнителей, таких как Дилан[8]. Музыкальное содержание стиля выражается сильной вокальной составляющей и, относительно, «чистым» (без использования различных дополнительных электронных эффектов и приспособлений, искажающих звук) подходом к использованию электрогитар, как, например, джэнгл-звучание 12-струнной гитары группы The Byrds[4][14]. Подобное звучание джэнгл-гитары возникло в музыке группы The Searchers и записях группы The Beatles в течение 1964 и 1965 годов, когда Джордж Харрисон использовал 12-струнную гитару Rickenbacker[9][15].
Содержание
1 История
1.1 Американский фолк-ривайвл
1.2 Американский фолк-рок (с середины 1960-х)
1.2.1 Блюз-рок (с середины 1960-х)
1.2.2 Кантри-рок (с 1967)
1.3 Электрик-фолк (с 1967)
1.4 Келтик-рок (с начала 1970-х)
1.5 Мидивал-фолк-рок (с начала 1970-х)
1.6 Фолк-панк (с середины 1980-х)
1.7 Неофолк (с середины 1980-х)
1.8 Фолк-метал (с начала 1990-х)
2 Региональные сцены
2.1 Фолк-рок в России
2.2 Фолк-рок в Восточной Европе
2.3 Фолк-рок в Скандинавии
2.4 Фолк-рок в Италии
2.5 Фолк-рок в Испании
2.6 Фолк-рок в Турции
2.7 Фолк-рок в Восточной Азии
2.8 Фолк-рок в Канаде
2.9 Фолк-рок в Индии
2.10 Фолк-рок в Южной и Центральной Америке
3 Исполнители фолк-рока
4 См. также
5 Примечания
История |
Американский фолк-ривайвл |
Фолк-рок в США возник на базе трёх основных составляющих: городские вокальные группы фолк-ривайвла, народные протестные песни авторов-исполнителей и возрождение северо-американского рок-н-ролла после британского вторжения[16]. Первые два явления напрямую обязаны авторам-исполнителям протестных песен, какими являются Вуди Гатри (Woody Guthrie) и Пит Сигер (Pete Seeger), наряду с культурой левого народного фронта 1930-х[16][17].
Американский фолк-рок (с середины 1960-х) |
Репертуар музыкантов этого стиля формировался под влиянием американских фольклорных источников, а ещё чаще вдохновлённых фольклорной музыкой певцов и композиторов, таких как Боб Дилан, Пит Сигер, позднее — Джони Митчелл и Нил Янг. Основные представители — The Byrds, The Band, Buffalo Springfield, Simon & Garfunkel, Crosby, Stills, Nash & Young, Mason Proffit, Peter, Paul and Mary, We Five. Следует отметить, что Боб Дилан сам впоследствии перешёл от фолка к фолк-року, на альбоме Bringing It All Back Home 1965 года.
Американская народная музыка включает в себя блюз и кантри[18]. Однако часто блюз-рок не рассматривают как подстиль американского фолк-рока, в силу сложившихся исторических обстоятельств (изначально блюз-рок стали играть британские группы).
Блюз-рок (с середины 1960-х) |
Начиная с середины 60-х такие британские группы, как Led Zeppelin, The Animals, Cream и The Rolling Stones, вдохновленные американским народным блюзом, создали стиль, который в наше время называют блюз-роком[19]. В своё время они стали частью «британского вторжения» и совместно с бит-исполнителями создали рок-музыку в её современном понимании.
Кантри-рок (с 1967) |
В 1967 вышел John Wesley Harding, альбом Боба Дилана, определивший начало нового направления в музыке[20]. Первой кантри-рок группой стала The Flying Burrito Brothers[21][22] за которой последовали многие другие, в том числе Eagles и Линда Ронстадт, добившиеся большого успеха.
Электрик-фолк (с 1967) |
Американская форма фолк-рока напрямую привела к формированию отдельного, эклектичного стиля британского фолк-рока (также называемого «электрик-фолком»), первопроходцами которого в конце 1960-х стали группы Pentangle, Fairport Convention и Алан Стивелл[23][24]. Вдохновлённые британским психоделическим фолком и североамериканской формой фолк-рока Pentangle, Fairport Convention и другие похожие группы постепенно концентрировали элементы традиционной британской фольклорной музыки[23][25]. Вскоре после этого Эшли Хатчингс, басист Fairport Convention, формирует откровенно британскую фолк-рок-группу Steeleye Span, что в свою очередь, послужило импульсом для расширения электрик-фолка и более плодовитого течения — келтик-рока[26][27][28].
Келтик-рок (с начала 1970-х) |
Келтик-рок появился из электрик-фолка в конце 1960-х гг, благодаря группам, как, например, Horslips[28]. Британский автор-исполнитель Donovan оказал влияние на развивающийся келтик-рок своими альбомами The Hurdy Gurdy Man (1968), Barabajagal (1969), Open Road (1970), на последнем из которых присутствовала песня под названием «Celtic Rock»[29][30]. В 1970-х годах эта разновидность фолк-рока набирает популярность, группа Thin Lizzy издаёт свой хит «Whiskey in the Jar», традиционную ирландскую песню исполненную исключительно в рок-инструментовке[28][31]. Однако на протяжении 1970-х годов келтик-рок стоял ближе к фольклорным корням, основываясь на использовании традиционных мелодий кельтской скрипки и губной гармоники, а также традиционных вокальных стилей, но дополняя музыку характерными для рока приёмами[28][32].
Мидивал-фолк-рок (с начала 1970-х) |
Начиная с 1970-х, несколько исполнителей из Англии, Германии и Бретани, вдохновлённых электрик-фолком, в качестве основы выбирают музыку эпох средневековья, ренессанса и барокко, в отличие от баллад XIX века, преобладавших у Fairport Convention. В 1972 вышеупомянутая Steeleye Span выпускает альбом Below the Salt, выдержанный в средневековом ключе. Другие подобные группы — Gryphon, Gentle Giant и Third Ear Band[34]. В 1970 в Германии сформировалась группа Ougenweide. В Бретани появились Ripaille (в 1977) и Saga de Ragnar Lodbrock (в 1979)[35]. Однако к концу 70-х некоторые из этих групп, как например Gentle Giant и Gryphon, отклонились в сторону прогрессивного рока, другие распались[36]. В России (СССР) также были примеры нео-средневековой музыки, в частности, песня «Город золотой» в исполнении группы Аквариум на стилизацию В. Вавиловым музыки итальянского композитора эпохи Ренессанса Francesco da Milano и стихи Анри Волохонского (с некоторыми изменениями в тексте).
Фолк-панк (с середины 1980-х) |
С середины 1980-х в Британии появляются группы, смешивающие фолк-музыку с энергичным и политически агрессивным панк-роком. Наиболее значимые из них — The Men They Couldn't Hang, Oyster Band, Dropkick Murphys, Billy Bragg и The Pogues.
Неофолк (с середины 1980-х) |
На стыке пост-панка, фолка и индастриала возник новый стиль. Дэвид Тибет из Current 93 использовал термин «apocalyptic folk» для описания своей музыки в период с конца 80-х по ранние 90-е. К первопроходцам также относят Death In June и Sol Invictus.
Фолк-метал (с начала 1990-х) |
Английская трэш-метал группа Skyclad скрестила фолк-музыку с металом, основав тем самым новое плодовитое музыкальное течение. В Израиле выделился ориентал-метал, в Германии — средневековый метал, а в Ирландии — келтик-метал.
Региональные сцены |
Фолк-рок в России |
Исполнители фолк-рока в России комбинируют элементы рок-музыки как с русской народной музыкой, так и с музыкой кельтских, северных народов, а также народов России. Примером могут быть группы Ят-ха[37] и Сак-Сок[38], исполняющие соответственно тувинскую и татарскую народную музыку на основе рок-музыки.
Первые попытки синтеза рок-музыки и фольклора были предприняты рядом ВИА в конце 1960-х и начале 1970-х годов: вокальным ансамблем Трио Линник, Песняры, Ариэль[39] , солисткой ВИА Добры молодцы Жанной Бичевской. Позже были Александр Градский с работой Русские песни (1980), туркменская группа Гунеш, отдельные работы Поп-механики[39], Кукуруза[40], Калинов Мост[41], Адо и Седьмая вода.
В первой половине 1990-х возникают такие разноплановые группы, как Рада и Терновник, Farlanders и Инна Желанная, Король и Шут, Ad Libitum и Башня Rowan. Музыка этих групп многогранна и содержит помимо фолк-рока множество других направлений.
В 1996 году появляется фолк-рок-группа Тиль Уленшпигель Руслана Комлякова, в которую позже пригласили певицу Хелавису. В 1999 в результате конфликта некоторых участников с основателем групп, Тиль Уленшпигель распалась, однако по инициативе Хелависы позже воссоединилась уже без участия Руслана Комлякова под названием Мельница.
С конца 1990-х и до настоящего времени формировались новые группы, как, например, Ветер Воды, Ива Нова, Разнотравие, The Dartz, Пелагея, TINTAL, Солнцеворот, Дорога Водана, Начало Века, Тол Мириам, White Owl, Тролль гнёт ель[источник не указан 119 дней].
Фолк-рок в Восточной Европе |
Слияние фолка и рока в Венгрии началось в 1965 году, когда группа Illés, включавшая элементы венгерской народной музыки и бита, выиграла все, что можно было выиграть в то время на различных фестивалях и телевизионных конкурсах. Позднее, венгерские группы Barbaro, Gépfolklór, Kormorán и Drums разработали уникальный звук, применяя нечетные ритмы и приближаясь к прогрессивному року.
Румынская группа Transsylvania Phoenix (известная в Румынии просто как Phoenix), основанная в 1962, внедряла элементы фолка в их рок-музыку приблизительно в 1972, в неудачной попытке пойти на компромисс с правительственной репрессией рок-музыки. Попытка потерпела неудачу, и группа закончила в изгнании, в течение большей части правления Чаушеску. Современным представителем румынского фолк-рока является группа Spitalul de Urgenţă
Чешская группа Flamengo
появилась в 1966 и выпустила всего один альбом Kuře v hodinkách (1972), который стал культовым. Многие специалисты называют этот альбом лучшим в истории чешской рок-музыки. За период существования группы в ней сыграли многие известные личности чешской рок-сцены, например, Владимир Мишек и Ян Кубик. Представителями чешского фолк-рока также являются ASPM, Власта Редл, Marsyas, Xindl X и другие.[42]Представителями белорусского фолк-рока являются группы Osimira и Тутэйшая Шляхта (TŠ). В украинской музыке к фолк-року относятся группы Тартак, Перкалаба, Гайдамаки, Триста8ісім, Чур.
Югославия и государства-преемники
Многие группы прогрессивного рока 1970-х из СФРЮ включали в своё звучание элементы балканской народной музыки. Группы Korni Grupa
В середине 1970-х появилась успешная группа Bijelo Dugme, совмещающая хард-рок и народную музыку, которая с начала 1980-х уходит в сторону новой волны и с конца 1980-х — в сторону поп-рока. Альбомы Bijelo Dugme оказывают влияние на ряд поп-рок/фолк-рок-исполнителей 1980-х из Сараево: Crvena jabuka
Автор-исполнитель Джордже Балашевич включает элементы народной музыки Воеводины в ряд своих песен, а альбомы, как, например, Na posletku… (1996) и Rani mraz (2004), характеризуются фолк-рок-направленностью. Ещё одним известным исполнителем, комбинирующим фолк Воеводины и рок-музыку, является группа Garavi Sokak
В 1990-х появилась сербская группа Orthodox Celts
Фолк-рок в Скандинавии |
Ранние альбомы норвежского исполнителя Odd Nordstoga
В 1989 году в Швеции сформировались группы Hedningarna и Hoven Droven
Фолк-рок в Финляндии представлен в основном фолк-метал-сценой. Однако одним из самых ранних исполнителей фолк-рока является Hector, дебютировавший в 1965 году с песней «Palkkasoturi». С середины 90-х появляются фолк-рок группы Viikate, Lauri Tähkä & Elonkerjuu
Фолк-рок в Италии |
В Италии многие исполнители внедряют в свою музыку элементы американской народной музыки. Примерами могут быть альбом Folk beat n. 1 (1967) исполнителя Francesco Guccini
Корни фолк-рока могут быть найдены в творчестве двух итальянских авторов: Фабрицио Де Андре и Анджело Брандуарди. В 1984 году Фабрицио Де Андре публикует альбом Creuza de ma на генуэзском диалекте (древний диалект, с древними и устаревшими словами, импортированными из арабского). Он использует музыкальные инструменты из Босфора и Гибралтара: уд, андалузскую гитару, македонскую волынку, флейту, турецкий шалмей, лютню, греческий бузуки, неаполитанскую мандолину. Анджело Брандуарди является классическим музыкантом, чей дебютный альбом Branduardi (1974) близок к прогрессивному звучанию, позже он уйдёт в сторону средневековой и кельтской музыки. В 1985 году он поёт стихи Уильяма Батлера Йейтса. Скрипка, арфа, ситар, банджо и лютня сопровождаются электрическим басом и барабанами. Позже он заменил акустическую скрипку на электрическую.
В 1982 году была основана группа Lou Dalfin, исполняющая традиционную музыку на таких традиционных инструментах, как колёсная лира, аккордеон, Органто[en], скрипка, флейта, Бо-хэу[en] и волынка, и поющая на окситанском языке. Новый состав 1990 года исполняет фолк, джаз и рок, используя электрический бас, ударные, электрогитару, клавишные и саксофон. В 1988 году была основана итальянская этно-фолк-рок-группа Tazenda, которая применяет Сардинский тройной кларнет[en] (самый старый тростниковый инструмент Средиземноморья).
Группа The Gang была основана в 1984 году как панк-группа, вдохновлённая группой The Clash, однако в 1990 году они начинают петь об итальянской политической и социальной ситуациях, отходя от панка и применяя акустическую двенадцатиструнную гитару, скрипку, аккордеон, гармонику и флейту. После издания двух рок-альбомов, в 2004 году, The Gang записывают альбом Nel tempo e oltre cantando insieme, совместно с группой La Macina из Марке, которую возглавляет Gastone Pietrucci.
В 1991 году некоторые исполнители из Эмилия-Романья основали группу Modena City Ramblers
Фолк-рок в Испании |
Различные сочетания фолка и рока включают в себя New flamenco
Фолк-рок в Турции |
Анатолийский рок развивается с середины 1960-х. Ранние представители, такие как Эркин Корай, Джем Караджа, Барыш Манчо, Moğollar играли смесь турецкой народной музыки с роком. Таким образом анатолийский рок представляет собой турецкий фолк-рок, который в наши дни также актуален, его исполняют Mor ve Ötesi, MaNga, Şebnem Ferah и другие.
Фолк-рок в Восточной Азии |
Манила-саунд — разновидность фолк-рока, популярная на Филиппинах (особенно в Маниле в 1970-х, комбинирующий элементы филиппинской народной музыки, рока, джаза и диско, с использованием таглиша). Известные исполнители: Freddie Aguilar, Florante, Heber Bartolome, Asin, Sampaguita, Rey Valera, Sharon Cuneta, Hotdog, Apo Hiking Society, VST & Co., Rico J. Puno и Ryan Cayabyab. Филиппинский рок называют пиной-рок.
Фолк-рок в Канаде |
Канадский фолк-рок не всегда, но в основном, связан с кельтской музыкальной традицией. Группы Figgy Duff, Wonderful Grand Band и Spirit of the West стали первопроходцами канадского келтик-рока, за которыми последовали Crash Test Dummies, Great Big Sea, The Mahones, The Dukhs, Jimmy George, Rawlins Cross, Captain Tractor, Mudmen и Michou. В последнее время канадская инди-музыка обогатила сцену рок-музыкой на основе различных стилей фолк-музыки, примерами являются группы Attack In Black, Great Lake Swimmers, City and Colour, The Wooden Sky, Joel Plaskett и Two Hours Traffic.
Фолк-рок в Индии |
Фолк-рок в Южной и Центральной Америке |
Зародившись в форме испаноязычного рок-н-ролла, латинский рок со временем вобрал в себя ритмы и мелодии народов Латинской Америки. Очень большой вклад в развитие и популяризацию этой разновидности фолк-рока сделал Карлос Сантана — несомненно, икона латин-рока.
Исполнители фолк-рока |
См. также |
- Паган-рок[en]
- Фолк-метал
Примечания |
↑ Oldies Music Glossary: "Folk-rock" (неопр.). About.com. Проверено 17 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
↑ Ralph McLean. "Stories Behind the Song: 'House of the Rising Sun'" (неопр.). BBC. Архивировано 14 февраля 2012 года.
↑ Folk rock definition (неопр.). TheFreeDictionary.com. Проверено 15 марта 2010.
↑ 12 Explore: Folk-Rock | AllMusic
↑ Gendron, Bernard. Between Montmartre and the Mudd Club: Popular Music and the Avant-Garde. — University Of Chicago Press, 2002. — P. 180. — ISBN 0-226-28737-8.
↑ Unterberger, Richie. Turn! Turn! Turn!: The '60s Folk-Rock Revolution. — Backbeat Books, 2002. — P. 133. — ISBN 0-87930-703-X.
↑ Rogan, Johnny. The Byrds: Timeless Flight Revisited. — 2nd. — Rogan House, 1998. — P. 83. — ISBN 0-95295-401-X.
↑ 12 Mr. Tambourine Man — The Byrds
↑ 12345 Folk Rock: An Overview (неопр.). Richieunterberger.com. Проверено 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
↑ Unterberger, Richie. Turn! Turn! Turn!: The '60s Folk-Rock Revolution. — Backbeat Books, 2002. — P. 1. — ISBN 0-87930-703-X.
↑ The Byrds | AllMusic
↑ Burt, R and North, P. West Coast Story: The 60s Rock Revolution. — Phoebus Publishing Company, 1977. — P. 28. — ISBN 0-600-39393-3.
↑ Wadhams, W. Inside The Hits: The Seduction Of A Rock And Roll Generation. — Berklee Press, 2001. — P. 194. — ISBN 0-634-01430-7.
↑ Roger McGuinn Biography (неопр.). Allmusic. Проверено 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
↑ George Harrison Biography (неопр.). Allmusic. Проверено 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
↑ 12 1962–66: American Folk-Rock vs. The British Invasion (неопр.). State University of New York at Oswego. Проверено 19 марта 2010.
↑ Smith, Graeme. (January 1997). Popular Music. Cambridge University Press. 16 (1): 127.|title=
пусто или отсутствует (справка).mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output q{quotes:"""""""'""'"}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:inherit;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-lock-free a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Lock-green.svg/9px-Lock-green.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .cs1-lock-registration a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg/9px-Lock-gray-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-subscription a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Lock-red-alt-2.svg/9px-Lock-red-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}
↑ Народная музыка (неопр.). krugosvet.ru. Архивировано 14 февраля 2012 года.
↑ Blues-rock (неопр.). Allmusic.com. Архивировано 14 февраля 2012 года.
↑ Stephen Thomas Erlewine. Bob Dylan Biography (неопр.). allmusic.com. — «the record arguably became the first significant country-rock record to be released, setting the stage for efforts by the Byrds and the Flying Burrito Brothers later in 1969». Архивировано 14 февраля 2012 года.
↑ Classic Rock, специальный выпуск № 1, стр. 36
↑ Rolling Stone Music | Top Artists, News, Reviews, Photos and Videos
↑ 12 British Folk-Rock Overview (неопр.). Allmusic. Проверено 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
↑ Alan Stivell Biography (неопр.). Allmusic. Проверено 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
↑ Brocken, Michael. The British Folk Revival 1944-2002. — Ashgate Publishing Limited, 2003. — P. 95–102. — ISBN 0-75463-282-2.
↑ Steeleye Span Biography (неопр.). Allmusic. Проверено 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
↑ The Albion Band Biography (неопр.). Allmusic. Проверено 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
↑ 1234 The story of Celtic Rock (неопр.). Rambling House: Home of Irish Music on the Web. Проверено 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
↑ Unterberger, Richie. Eight Miles High: Folk-Rock's Flight from Haight-Ashbury to Woodstock. — Backbeat Books, 2003. — P. 154–156. — ISBN 0-87930-703-X.
↑ Open Road review (неопр.). Allmusic. Проверено 26 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
↑ Brown, Tony. The Complete Book of the British Charts. — Omnibus Press, 2000. — P. 894. — ISBN 0-7119-7670-8.
↑ Johnston, Thomas F. (June 1995). International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. Croatian Musicological Society. 26 (1): 35—59.|title=
пусто или отсутствует (справка)
↑ Blackmore’s Night, official website, http://www.blackmoresnight.com/index2.htm Архивная копия от 22 июля 2010 на Wayback Machine, retrieved 29/01/09.
↑ E. Macan, Rocking the Classics: English Progressive Rock and the Counterculture (Oxford University Press, 1997), p. 135.
↑ D. E. Asbjørnsen, Scented Gardens Of The Mind, http://sgm.paullee.ru/sgm-fr.htm, retrieved 29/01/09.
↑ C. Snider, The Strawberry Bricks Guide to Progressive Rock (Lulu.com, 2008), pp. 183-4.
↑ «Ят-Ха» в Абакане: Конец всем войнам! Во всем мире будет звучать одна музыка! (неопр.) (недоступная ссылка). tuvaonline.ru. Архивировано 1 сентября 2009 года.
↑ Алия САБИРОВА. Захир Насыйбуллин: "Наши подвиги еще никто не повт (неопр.). «Молодежь Татарстана» №30, 26 мая 2006г.
↑ 12 А. Бурлака. Фолк-рок (неопр.). megabook.ru. Архивировано 14 февраля 2012 года.
↑ Кукуруза: История (неопр.). kukuruza.info. Архивировано 14 февраля 2012 года.
↑ Евгений Богачков. Калинов Мост: История (неопр.). kalinovmost.ru. Архивировано 14 февраля 2012 года.
↑ Ольга Васинкевич. Чешский фолк-рок - музыка для души и головы (неопр.). Архивировано 14 февраля 2012 года.