Вагон






Вагоны в составе поезда


Железнодоро́жный ваго́н (фр. wagon, от англ. waggon — повозка) — несамоходное (как правило) транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам или иным путям (монорельсу, маглев-колее и т. д.) и (как правило) эксплуатируемое с локомотивом (исключением являются вагоны-секции пассажирских электро- и дизельных поездов и автомотрисы (в том числе электромотрисы). В частности, дизель- и электропоезда не нуждаются в локомотивах. Автомотрисы являются самостоятельно движущимися транспортными средствами). Прототип — небольшая повозка, представлявшая собой ящик, передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях.


Вагон является единицей подвижного состава (например, и чаще всего, железнодорожного). Вагон предназначен для перевозки грузов или пассажиров и оборудован, естественно, всеми необходимыми устройствами для их перевозки и для включения вагона в состав поезда[1]. Строительством вагонов занимаются вагоностроительные предприятия.


В России прообразы вагона — вагонетки — появились на рудничных и внутризаводских рельсовых дорогах в 1764 году на Колываново-Воскресенском заводе на Алтае, а затем в 1788 году на Александровском заводе в Петрозаводске, в 1810 на Змеиногорском руднике, а с паровой тягой — на Нижнетагильской железной дороге, построенной в 1834 году.


Для Царскосельской железной дороги подвижной состав (в том числе и вагоны) был закуплен в Англии. Производство первых отечественных вагонов для железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом было налажено на Александровском заводе в Санкт-Петербурге в 1846 году[2].




Содержание






  • 1 Виды и классификация вагонов


  • 2 Вагоны грузового парка


    • 2.1 Крытый вагон


    • 2.2 Полувагон


    • 2.3 Вагон-цистерна


    • 2.4 Платформа


    • 2.5 Фитинговая платформа


    • 2.6 Хоппер




  • 3 Вагоны пассажирского парка


    • 3.1 Модельный ряд


    • 3.2 Типы вагонов




  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Ссылки





Виды и классификация вагонов |


Вагоны различаются по типу используемой путевой инфраструктуры (железнодорожные, монорельсовые, маглев-вагоны, VAL/NeoVAL).


В частности, железнодорожные вагоны различаются по числу колёсных пар (осности) — выпускаются 4, 6, 8, 12, 16 и 20-осные. По устройству ходовых частей — тележечные и нетележечные. Основные параметры, характеризующие железнодорожный вагон: грузоподъёмность, собственная масса вагона (тара), осевая нагрузка, нагрузка на 1 м пути (погонная нагрузка).


В настоящее время железные дороги России располагают парком пассажирских и грузовых вагонов: цельнометаллические пассажирские (СВ, купейные, плацкартные, межобластные), цельнометаллические багажные и почтовые, вагоны-платформы, крытые вагоны, полувагоны, вагоны-цистерны, хопперы, вагоны-рефрижераторы и рефрижераторные секции и изотермические вагоны (или вагоны-термосы, различные специализированные вагоны (для перевозки контейнеров (фитинговые платформы), вагоны-автовозы, вагоны-лесовозы, вагоны-битумовозы, транспортёры, сборно-раздаточные вагоны, вагоны для перевозки животных (например скота), вагоны для перевозки невлагостойких грузов (напр. бумаги) и т. д.).


Для поездок по железным дорогам особо важных государственных должностных лиц и для руководящего состава железных дорог выпускаются новые или переоборудуются из обыкновенных пассажирских, вагоны-салоны. Вагоны-салоны могут иметь подоконные бронепояса, пуленепробиваемое остекление и усиленную из-за увеличенного бронированием веса экипажную часть с трёхосными тележками.


Некоторые вагон-салоны, имеющие историческое значение, сохранены в музеях, расположенных в том числе и на открытом воздухе


Современные вагоны могут быть несамоходными и самоходными, к самоходным относятся моторные электровагоны электропоездов, трамвайные вагоны, метровагоны, вагоны дизель-поездов[3], авто- и электромотрисы.




Вагоны грузового парка |



Крытый вагон |



Крытый вагон предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.



К крытым вагонам относятся также вагоны изотермического и холодильного парков: вагон-ледник, рефрижераторный вагон, вагон-термос.



Полувагон |



Полувагон предназначен для насыпных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т. п.), контейнеров, прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.




Вагон-цистерна |



Цистерны предназначены для перевозки наливных грузов, то есть жидкостей: нефти и нефтепродуктов, химически активных и агрессивных жидких веществ, сжиженного газа (пропан-бутан, кислород, водород), воды, молока и т. д. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки и жидкого цемента.




Платформа |



Платформы предназначены для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий.




Фитинговая платформа |



Фитинговая платформа — это специализированная платформа, предназначенная для перевозки крупнотоннажных контейнеров и оборудованная специализированными узлами для их крепления — фитинговыми упорами.




Хоппер |



Хоппер предназначен для перевозки массовых насыпных грузов (угля, руды, цемента, зерна, песка, балласта) и оборудован механизмами саморазгрузки.




Вагоны пассажирского парка |



Модельный ряд |


Вагоны нового модельного ряда (нефирменные поезда):




  • 61-4174 — вагон пассажирский купейный «СВ»


  • 61-4179 — вагон пассажирский купейный с установкой кондиционирования воздуха


  • 61-4186 — вагон пассажирский купейный штабной


  • 61-4194 — вагон пассажирский плацкартный с установкой кондиционирования воздуха


Вагоны премиум-класса:




  • 61-4440 — вагон пассажирский купейный


  • 61-4445 — вагон пассажирский купейный штабной


  • 61-4447 — вагон пассажирский плацкартный


  • 61-4458 — вагон пассажирский купейный с местами для сидения



Типы вагонов |



  • Л — двухместный мягкий, СВ. 9 двухместных купе.

  • М — мягкий, вагон-люкс.

  • К — купейный. Пример: жёсткий купейный вагон постройки ГДР. 36 мест + двухместное купе проводника.

  • ВР — Вагон-ресторан — вагон, предназначенный для питания пассажиров.

  • КБ — купейный вагон с буфетом (вагон-буфет).

  • П — плацкартный, 54 спальных места.

  • О — общий. 81 сидячее место.

  • С — места для сидения. Межобластной с креслами для сидения — 56, 60, 62 или 64 места в зависимости от модели вагона.


Вагоны повышенной комфортности, в зависимости от категории и комплекса предоставляемых услуг делятся на:



  • Э — экономический

  • Б — бизнес


Вагоны RIC (англ.):



  • I класс (22 места)

  • II класс (33 места)



См. также |



  • Двухэтажный вагон

  • Фирменный пассажирский поезд

  • Ширина колеи

  • Тихвинский вагоностроительный завод



  • Стахановский вагоностроительный завод

  • Тверской вагоностроительный завод



  • Вологодский вагоноремонтный завод

  • Вагоноремонтный завод Карлово



Примечания |





  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 4. Большой Кавказ — Великий канал. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 751 с.: ил.: карт.


  2. Джордж Мортимер Пулльман и его вагоны


  3. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 4. Брасос — Веш. 1971. 600 стр., илл.; 47 л. илл. и карт.




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Нюберг А. Г. Вагон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Нюберг А. Г. Вагонет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Расшифровщик номеров вагонов


  • Схемы пассажирских вагонов на Яндексе.










Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар