Подшипник







Подшипник качения с неподвижным внешним кольцом




Промышленный (слева) и насыпной (справа) шарикоподшипники




Промышленные шариковые подшипники; слева — двухрядный самоустанавливающийся, справа — однорядный радиальный


Подши́пник (от «под шип») — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции[1].


Опора с упорным подшипником называется подпятником.


Основные параметры подшипников:



  • Максимальная динамическая и статическая нагрузка (радиальная и осевая).

  • Максимальная скорость (оборотов в минуту для радиальных подшипников).


  • Посадочные размеры.

  • Класс точности подшипников.

  • Требования к смазке.[2]

  • Ресурс подшипника до появления признаков усталости, в оборотах.

  • Шумы подшипника

  • Вибрации подшипника


Нагружающие подшипник силы подразделяют на:




  • радиальную, действующую в направлении, перпендикулярном оси подшипника;


  • осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника.




Содержание






  • 1 Основные типы подшипников


  • 2 Подшипники качения


    • 2.1 Классификация


    • 2.2 Механика


    • 2.3 Условное обозначение подшипников качения в СССР и России




  • 3 Подшипники скольжения


    • 3.1 Определение


      • 3.1.1 PV-фактор




    • 3.2 Классификация


    • 3.3 Достоинства


    • 3.4 Недостатки




  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Основные типы подшипников |


По принципу работы все подшипники можно разделить на несколько типов:



  • подшипники качения;

  • подшипники скольжения;


К подшипникам скольжения также относят:




  • газостатические подшипники;


  • газодинамические подшипники;


  • гидростатические подшипники;


  • гидродинамические подшипники;


  • магнитные подшипники.


Основные типы, которые применяются в машиностроении, — это подшипники качения и подшипники скольжения.



Подшипники качения |




Устройство однорядного радиального шарикоподшипника:
1) внешнее кольцо;
2) шарик (тело качения);
3) сепаратор;
4) дорожка качения;
5) внутреннее кольцо.




Различные виды насыпных подшипников




Подшипники качения различных размеров и конструкций


Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения. Такие подшипники называются промышленными.


Также существуют насыпные подшипники, состоящие из сепаратора и вставленных в него шариков (см. рис. ниже), которые можно вытаскивать.


Имеются подшипники качения, изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большее число тел качения и большую грузоподъёмность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.


В подшипниках качения возникает преимущественно трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение, и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.



Классификация |


Классификация подшипников качения осуществляется на основе следующих признаков:



  • По виду тел качения

    • Шариковые,

    • Роликовые (игольчатые, если ролики тонкие и длинные);



  • По типу воспринимаемой нагрузки

    • Радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается).

    • Радиально-упорные, упорно-радиальные. Воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперёк оси вала. Часто нагрузка вдоль оси только одного направления.

    • Упорные (нагрузка поперёк оси вала не допускается).

      • Шариковые винтовые передачи. Обеспечивают сопряжение винт-гайка через тела качения.




  • По числу рядов тел качения

    • Однорядные,

    • Двухрядные,

    • Многорядные;

    • Самоустанавливающиеся.

    • Несамоустанавливающиеся.




  • По материалу тел качений:

    • Полностью стальные;

    • Гибридные (стальные кольца, тела качения неметаллические. Как правило, керамические);





Механика |


Подшипник представляет собой по существу планетарный механизм, в котором водилом является сепаратор, функции центральных колёс выполняют внутреннее и наружное кольца, а тела качения заменяют сателлиты.


Частота вращения сепаратора или частота вращения шариков вокруг оси подшипника
nc=n12(1−dm){displaystyle n_{c}={frac {n_{1}}{2}}left(1-{frac {D_{omega }}{d_{m}}}right)}n_{c}={frac  {n_{1}}{2}}left(1-{frac  {D_{omega }}{d_{m}}}right)


где n1 — частота вращения внутреннего кольца радиального шарикоподшипника,

Dω — диаметр шарика,

dm = 0,5(D+d) — диаметр окружности, проходящей через оси всех тел качения (шариков или роликов).


Частота вращения шарика относительно сепаратора
nsp=n12(dmDωdm){displaystyle n_{sp}={frac {n_{1}}{2}}left({frac {d_{m}}{D_{omega }}}-{frac {D_{omega }}{d_{m}}}right)}n_{{sp}}={frac  {n_{1}}{2}}left({frac  {d_{m}}{D_{omega }}}-{frac  {D_{omega }}{d_{m}}}right)


Частота вращения сепаратора при вращении наружного кольца
nc∗=n32(1+Dωdm){displaystyle n_{c*}={frac {n_{3}}{2}}left(1+{frac {D_{omega }}{d_{m}}}right)}n_{{c*}}={frac  {n_{3}}{2}}left(1+{frac  {D_{omega }}{d_{m}}}right)


где n3 — частота вращения внешнего кольца радиального шарикоподшипника.


Для радиально-упорного подшипника
nc=n12(1−cos⁡αdm){displaystyle n_{c}={frac {n_{1}}{2}}left(1-{frac {D_{omega }cos alpha }{d_{m}}}right)}n_{c}={frac  {n_{1}}{2}}left(1-{frac  {D_{omega }cos alpha }{d_{m}}}right)


nsp=n12(dmDωcos2⁡αdm){displaystyle n_{sp}={frac {n_{1}}{2}}left({frac {d_{m}}{D_{omega }}}-{frac {D_{omega }cos ^{2}alpha }{d_{m}}}right)}n_{{sp}}={frac  {n_{1}}{2}}left({frac  {d_{m}}{D_{omega }}}-{frac  {D_{omega }cos ^{2}alpha }{d_{m}}}right)


Из приведённых выше соотношений следует, что при вращении внутреннего кольца сепаратор вращается в ту же сторону. Частота вращения сепаратора зависит от диаметра Dω шариков при неизменном dm: она возрастает при уменьшении Dω и уменьшается при увеличении Dω.


В связи с этим разноразмерность шариков в комплекте подшипника является причиной повышенного износа и выхода из строя сепаратора и подшипника в целом.


При вращении тел качения вокруг оси подшипника на каждое из них действует нагружающая дополнительно дорожку качения наружного кольца центробежная сила


Fc=0,5mdmωc2{displaystyle F_{c}=0,5md_{m}omega _{c}^{2}}F_{c}=0,5md_{m}omega _{c}^{2},


где m — масса тела качения,

ωс — угловая скорость сепаратора.


Центробежные силы вызывают перегрузку подшипника при работе на повышенной частоте вращения, повышенное тепловыделение (перегрев подшипника) и ускоренное изнашивание сепаратора. Всё это сокращает срок службы подшипника.


В упорном подшипнике, кроме центробежных сил, на шарики действует обусловленный изменением направления оси вращения шариков в пространстве гироскопический момент


Mr=Jωsp{displaystyle M_{r}=Jomega _{c}omega _{sp}}M_{r}=Jomega _{c}omega _{{sp}}


Гироскопический момент будет действовать на шарики и во вращающемся радиально-упорном шарикоподшипнике при действии осевой нагрузки


Mr=Jωspsin⁡α{displaystyle M_{r}=Jomega _{c}omega _{sp}sin alpha }M_{r}=Jomega _{c}omega _{{sp}}sin alpha


где J=ρπ5/60{displaystyle J=rho cdot pi cdot D_{omega }^{5}/60}J=rho cdot pi cdot D_{omega }^{5}/60 — полярный момент инерции массы шарика;

ρ — плотность материала шарика;

ωsp и ωс — соответственно, угловая скорость шарика при вращении вокруг своей оси и вокруг оси вала (угловая скорость сепаратора).


Под действием гироскопического момента каждый шарик получает дополнительное вращение вокруг оси, перпендикулярной плоскости, образованной векторами угловых скоростей шарика и сепаратора. Такое вращение сопровождается изнашиванием поверхностей качения, и для предотвращения вращения подшипник следует нагружать такой осевой силой, чтобы соблюдать условие
Tf=Mr{displaystyle T_{f}=M_{r}}T_{f}=M_{r},
где Tf — момент сил трения от осевой нагрузки на площадках контакта шариков с кольцами.



Условное обозначение подшипников качения в СССР и России |



Советская и российская маркировка подшипников состоит из условного обозначения и стандартизована в соответствии ГОСТ 3189-89 и условного обозначения завода-изготовителя.


Основное условное обозначение подшипника состоит из семи цифр основного условного обозначения (при нулевых значениях этих признаков оно может сокращаться до 2 знаков) и дополнительного обозначения, которое располагается слева и справа от основного. При этом дополнительное обозначение, расположенное слева от основного, всегда отделено знаком тире (—), а дополнительное обозначение, расположенное справа, всегда начинается с какой-либо буквы. Чтение знаков основного и дополнительного обозначения производится справа налево.



Подшипники скольжения |




Вкладыши (втулки) подшипников скольжения



Определение |



CMCGleitlager.jpg


Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей.
Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу. Расчёт зазора подшипника, работающего в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки.


При расчёте определяются: минимальная толщина смазочного слоя (измеряемая в мкм), давления в смазочном слое, температура и расход смазочных материалов. В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.


Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды.


Смазка может быть:




  • жидкой (минеральные и синтетические масла, вода для неметаллических подшипников),


  • пластичной (на основе литиевого мыла и кальция сульфоната и др.),


  • твёрдой (графит, дисульфид молибдена и др.) и


  • газообразной (различные инертные газы, азот и др.).


Наилучшие эксплуатационные свойства показывают пористые самосмазывающиеся подшипники, изготовленные методом порошковой металлургии. При работе пористый самосмазывающийся подшипник, пропитанный маслом, нагревается и выделяет смазку из пор на рабочую скользящую поверхность, а в состоянии покоя остывает и впитывает смазку обратно в поры.


Антифрикционные материалы подшипников изготавливают из твёрдых сплавов (карбид вольфрама или карбид хрома методом порошковой металлургии либо высокоскоростным газопламенным напылением), баббитов и бронз, полимерных материалов, керамики, твёрдых пород дерева (железное дерево).



PV-фактор |


PV-фактор — основная характеристика (критерий) оценки работоспособности подшипника скольжения. Является произведением удельной нагрузки P (МПа) на окружную скорость V (м/с). Определяется для каждого антифрикционного материала экспериментально при испытаниях или в процессе эксплуатации. Многие данные по соблюдению оптимального PV-фактора даны в справочниках



Классификация |


В основу классификации положен анализ режимов работы подшипников по диаграмме Герси-Штрибека.


Подшипники скольжения разделяют:



  • в зависимости от формы подшипникового отверстия:

    • одно- или многоповерхностные,

    • со смещением поверхностей (по направлению вращения) или без (для сохранения возможности обратного вращения),

    • со смещением или без смещения центра (для конечной установки валов после монтажа);



  • по направлению восприятия нагрузки:

    • радиальные

    • осевые (упорные, подпятники),

    • радиально-упорные;



  • по конструкции:

    • неразъёмные (втулочные; в основном, для I-1),

    • разъёмные (состоящие из корпуса и крышки; в основном, для всех, кроме I-1),

    • встроенные (рамовые, составляющие одно целое с картером, рамой или станиной машины);



  • по количеству масляных клапанов:

    • с одним клапаном,

    • с несколькими клапанами;



  • по возможности регулирования:

    • нерегулируемые,

    • регулируемые.




Ниже представлена таблица групп и классов подшипников скольжения (примеры обозначения: I-1, II-5).

























































Группа Класс Способ смазки Вид трения Примерный коэффициент трения
Назначение Область применения
I
(несовершенная смазка)
1 Малое количество, подача непостоянная Граничное 0,1…0,3 Малые скорости скольжения и небольшие удельные давления

Опорные ролики транспортёров, ходовых колёс мостовых кранов


2 Обычно непрерывная Полужидкостное 0,02…0,1 Кратковременный режим с постоянным или переменным направлением вращения вала, малые скорости и большие удельные нагрузки

  • Линейные и формовочные машины

  • Кузнечно-прессовое оборудование

  • Прокатные станы

  • Грузоподъёмные машины


3 Масляная ванна или кольца 0,001…0,02 Мало меняющиеся по величине и направлению усилия большие и средние нагрузки

  • Буксы вагонов

  • Тяжёлые станки

  • Мощные электрические машины

  • Тяжёлые редукторы

  • Текстильные машины


Под давлением Переменная нагрузка

  • Газовые двигатели

  • Тихоходные и судовые двигатели


II
4 Кольца, комбинированный или под давлением Жидкостное 0,0005…0,005 Малые окружные скорости валов, особо тяжёлые условия работы при переменных по величине и направлению нагрузках

  • Электрические машины средней и малой мощности

  • Лёгкие и средние редукторы

  • Центробежные насосы и компрессоры

  • Прокатные станы


5 Под давлением 0,005…0,05 Слабонагруженные опоры с большими скоростями скольжения

  • Паровые котлы

  • Водяные турбины

  • Газовые турбины

  • Осевые вентиляторы

  • Турбокомпрессоры




Достоинства |



  • Надёжность в высокоскоростных приводах

  • Способны воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки

  • Сравнительно малые радиальные размеры

  • Допускают установку разъёмных подшипников на шейки коленчатых валов и не требуют демонтажа других деталей при ремонте

  • Простая конструкция в тихоходных машинах

  • Позволяют работать в воде

  • Допускают регулирование зазора и обеспечивают точную установку геометрической оси вала

  • Экономичны при больших диаметрах валов



Недостатки |



  • В процессе работы требуют постоянного надзора за смазкой

  • Сравнительно большие осевые размеры

  • Большие потери на трение при пуске и несовершенной смазке

  • Большой расход смазочного материала

  • Высокие требования к температуре и чистоте смазки

  • Пониженный коэффициент полезного действия

  • Неравномерный износ подшипника и цапфы

  • Применение более дорогих материалов



См. также |



  • ABEC — класс точности подшипников


Примечания |





  1. ПОДШИПНИК | Онлайн Энциклопедия Кругосвет


  2. Смазка для подшипников (неопр.). podshipnikcentr.ru. Проверено 23 марта 2016.




Литература |



  • Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. — 8-е изд., перераб. и доп.. — М.: Машиностроение, 2001. — Т. 2. — 912 с. — ISBN 5-217-02964-1 (5-217-02962-5), ББК 34.42я2, УДК 621.001.66 (035).

  • Ничипорчик С. Н., Корженцевский М. И., Калачёв В. Ф. и др. Глава 13. Подшипники скольжения // Детали машин в примерах и задачах: [Учеб. пособие] / Под общ. ред. С. Н. Ничипорчика. — 2-е изд. — Мн.: Выш. школа, 1981. — 432 с. — ISBN ББК 34.44 Я 73, УДК 621.81 (075.8).

  • Леликов О. П. Основы расчёта и проектирования деталей и узлов машин. Конспект лекций по курсу "Детали машин". — М.: Машиностроение, 2002. — 440 с. — ISBN 5-217-03077-1, УДК 621.81.001.66, ББК 34.42.

  • Иосилевич Г. Б. Детали машин: Учебник для студентов машиностроит. спец. вузов. — М.: Машиностроение, 1988. — 368 с. — ISBN 5-217-00217-4, УДК 62-2(075.8), ББК 34.44.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





















Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар