Д (вагон метро)
Д (М5, УМ5) | |
---|---|
81-702 81-700 для УМ5 | |
Вагон № 844 | |
Производство | |
Годы постройки | 1955—1963 годы |
Страна постройки | СССР |
Завод | Мытищинский машиностроительный завод |
Вагонов построено | 668 (662 Д и 6 М5) |
Нумерация | М5: 801-806; Д: 807—1000, 2001—2468 |
Технические данные | |
Тип токосъёма | нижний боковой контактный рельс |
Род тока и напряжение | 750 В постоянного тока |
Типы вагонов | Мг |
Число вагонов в составе | 6 - 7 |
Полная вместимость | 264 |
Сидячих мест | 44 |
Длина вагона | 19 166 мм |
Ширина | 2700 мм |
Высота | 3695 мм |
Диаметр колёс | 900 мм |
Ширина колеи | 1524 мм |
Масса тары | 36,2 т |
Выходная мощность | 4×72 кВт |
Тип ТЭД | ДК-104 |
Max. скорость | 75 км/ч |
Ускорение при пуске | 1,0 м/с2 |
Ускорение при торможении | 1,0 м/с2 |
Электрическое торможение | Реостатное |
Эксплуатация | |
Страны эксплуатации | СССР (до 1991 г.) Россия Украина |
Метрополитен | Московский, Петербургский, Киевский, Нижегородский |
Годы эксплуатации | 1955—1995 годы Москва: 1955—1995 Санкт-Петербург: 1961—1992 Киев: 1960—1969 Нижний Новгород: 1985—1993 |
Д (М5, УМ5) на Викискладе |
81-702 или Вагоны метро типа «Д» серийно выпускались в 1955—1963 годах. В 1949 году были построены прототипы «М-5» с номерами 401—406, позже 501—506, позже 601—606, позже 701—706 с присвоением типа «УМ-5», позже 801—806 Мытищинским машиностроительным заводом. Эксплуатировались в Московском метрополитене до 1995 года, в Петербургском метрополитене до 1992 года, в Нижегородском до 1993 года (переданы из Москвы) и в Киевском метрополитене до 1969 года (переданы в Ленинград). Также три вагона такого типа использовались в депо Новосибирского метрополитена в качестве служебных (лаборатория СЦБ и её сопровождение).
Содержание
1 Описание
2 Эксплуатирующие города
3 Сохранившиеся вагоны
4 Выпущенные вагоны
5 Интерьер
5.1 Кабина машиниста
5.2 Пассажирский салон
5.3 Салон путеизмерителя
6 Недостатки
7 В кинематографе
8 Ссылки
Описание |
Основными отличиями от вагонов типа «Г» было существенное уменьшение массы вагона и улучшение электрического оборудования. Всего было выпущено 662 вагона этого типа, получивших номера с 807 по 1000 и с 2001 по 2468. На настоящий момент почти все из них списаны и лишь некоторые из них работают в Киевском метрополитене в качестве контактно-аккумуляторного электровоза и путеизмерителя, в Ташкентском и Харьковском метро — в качестве путеизмерителей, в Московском метро один вагон типа «Д» № 2037 и один вагон типа «УМ5» № 806, который до 2008 года работал путеизмерителем, были сохранены для музея вагонов Московского метрополитена. В Петербургском метрополитене остался в рабочем состоянии вагон типа «Д» № 001, который работает путеизмерителем, вагоны типа «Д» № 2468 и № 2277, которые использовались в качестве грузовых, а также вагоны № 2374, № 2467, № 2466, № 2465, № 2462, № 841, № 812 которые работали, в качестве контактно-аккумулятроных электровозов были списаны в 2015—2016 годах.
При следовании в депо или в оборот, а также при выходе на поверхность в светлое время суток в вагонах этих поездов выключалось освещение, что соответствовало проезду токораздела.[источник не указан 541 день]
Эксплуатирующие города |
Москва — 1955—1995
Санкт-Петербург — 1955—1992
Киев — 1960—1969 (в 1969 г. были переданы в Ленинград)
Нижний Новгород — 1985—1993 (один поезд был передан из Москвы)
Новосибирск — 1986—1990-е (как служебные)
Сохранившиеся вагоны |
- Москва
Вагон «УМ5» № 806
Вагон «Д» № 2037
- Санкт-Петербург
Вагоны «Д» № 001, № 823
- Киев
Вагоны «Д» № 818, № 828, № 2135
- Новосибирск
Вагон «Д» № 844
- Нижний Новгород
Вагон «Д» № 2082
- Ташкент
Вагон «Д» № 958 (путеизмеритель)
- Минск
Вагон «Д» № 2229 (контактно-аккумуляторный электровоз)
- Харьков
Вагон «Д» № 2302 (путеизмеритель)
Выпущенные вагоны |
Год | Количество выпущенных вагонов | Номера | Примечания |
---|---|---|---|
Вагон метро типа «М-5» и «УМ-5» | |||
1949 год | 6 | 401—406 | 1951 год: вагоны № 401—406 перенумерованы в № 501—506. 1953 год: вагоны № 501—506 перенумерованы в № 601—606. 1953 год: вагоны № 601—606 перенумерованы в № 701—706 с присвоением типа «УМ5». 1955 год: вагоны № 701—706 перенумерованы в № 801—806. |
Вагон метро типа «Д» | |||
1955 год | 19 | 807—825 | |
1956 год | 70 | 826—895 | |
1957 год | 70 | 896—965 | |
1958 год | 70 | 966—1000; 2001—2035 | Вагон № 2018 первый вагон в СССР с гофрами. |
1959 год | 78 | 2036—2113 | |
1960 год | 85 | 2114—2198 | |
1961 год | 100 | 2199—2298 | |
1962 год | 120 | 2299—2418 | |
1963 год | 50 | 2419—2468 | |
Всего: | 662 |
Электропоезд из вагонов типа «Д» в Москве
Вагон № 2037 в Москве
Вагон № 2277 в Петербурге со снятыми буферными фонарями
Вагон-путеизмеритель «УМ5» № 806 в Москве
Контактно-аккумуляторный электровоз № 828 в Киеве
Путеукладчик УКМ-01 в Москве
Интерьер |
Кабина машиниста |
Вид сбоку
Панорамный вид
Пульт управления
Пассажирский салон |
Передняя часть салона
Задняя часть салона
Панорамный вид салона
Салон музейного вагона типа Д № 2037. Воссоздан заново в 2015 году, при восстановлении вагона. На стенах — имитация линкруста рельефным слоистым пластиком.
Салон путеизмерителя |
Самописец в вагоне-путеизмерителе УМ5 806
Коридор в вагоне-путеизмерителе УМ5 806
Аппаратура в вагоне-путеизмерителе УМ5 806
Недостатки |
- Шум при работе мотор-компрессора типа Э-300 не отличался от шума мотор-компрессоров других типов.
- Сильная поперечная качка, вызванная применением эллиптических листовых рессор в центральном подвешивании.
- «Ускорители» с «пальцами» — применялись на трамвайных вагонах (например, «Татра-3»). А на вагонах «Д» использовались реостатные контроллеры ПКГ-758Б с кулачковыми элементами. Выражение «вагон чихает» означает срабатывание на вагоне реле перегрузки или несбор схемы. В этом отношении вагоны «Д» выгодно отличались от вагонов «Е» и последующих типов.
- Скорость движения на открытых участках линий метрополитена не ограничена (по сравнению с тоннелем). Однако при неблагоприятных погодных условиях (дождь, снег), снижающих коэффициент сцепления колес с рельсами, машинистам приходится ограничивать ускорение и замедление состава, применяя т. н. «ручной пуск» и «байпасное торможение». И это справедливо для вагонов всех типов.
- В конце электрического торможения, при малых скоростях на вагонах «Д» срабатывал «прибор замещения», вызывающий дотормаживание состава электропневматическим тормозом (давление в ТЦ 1кГс/см2) для полной остановки. Но в связи с тем, что прибор замещения не контролировался авторежимом, давление в ТЦ не увеличивалось при загруженных вагонах, что вызывало некоторое увеличение тормозного пути в «часы пик». Этот недостаток был устранен на вагонах «Е».
В кинематографе |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Ссылки |
- Вагоны типа «Д» на сайте «Метровагоны»
- Фотографии вагонов метро типа «Д» на Фотогалерее метро
Это заготовка статьи о метро. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |