Рижский вагоностроительный завод
Rīgas Vagonbūves Rūpnīca | |
---|---|
Тип | Акционерное общество |
Основание | 1895 |
Расположение | Латвия: Рига |
Ключевые фигуры | Владимир Чаман (президент) |
Отрасль | машиностроение |
Продукция | Производство и ремонт электропоездов, дизель-поездов и трамвайных вагонов |
Число сотрудников | 780 человек |
Сайт | www.rvr.lv |
Рижский вагоностроительный завод на Викискладе |
В другом языковом разделе есть более полная статья Rīgas vagonbūves rūpnīca (латыш.). |
Рижский вагоностроительный завод, РВЗ (латыш. Rīgas Vagonbūves Rūpnīca, RVR) — предприятие в Риге, одно из крупнейших машиностроительных предприятий на территории Латвии.
Завод был основан в 1895 году немецко-балтийским предпринимателем Оскаром Фрейвиртом как акционерное общество «Fenikss». Являлся одним из крупнейших производителей вагонов в Российской империи.
При наступлении немцев в 1915 году, в ходе эвакуации рижских заводов и предприятий, оборудование завода было вывезено вглубь России.
В 1930-х годах в пустых помещениях «Fenikss» было основано акционерное общество «Vairogs». Была получена лицензия от «Ford Motor Company» для автомобильного монтажа. Завод стал крупнейшим производителем автомобилей в странах Балтии и за период 1930—1940 было приведено в порядок вагоностроение.
Во времена СССР завод был одним из крупнейших производителей электропоездов и дизель-поездов, а также трамвайных вагонов.
Начиная с 1949 года РВЗ начал серийный выпуск трамвайных вагонов МТВ-82, которые до 1948 года строились в подмосковном Тушине. Производство продолжалось вплоть до 1961 года.
Завод в разное время производил трамваи РВЗ-6, электропоезда ЭР1, ЭР2, ЭР7, ЭР9 и др. традиционной компоновки, а также ЭР22 (для СССР), ЭР25 (для Болгарии), ЭР31 (для Болгарии и Югославии/Сербии) с тремя дверями по бортам вагонов. Кроме того, заводом в 1973 и в 1988 были изготовлены два состава единственного советского скоростного электропоезда ЭР200. В последние годы своей деятельности завод выпускал электропоезда (ER2T, ER2TM и ER9TM), дизельный поезд DR1B, автомотрисы AR2, городские трамваи RVR-2002, а также ремонтировал железнодорожную технику[1].
С 2017 года начат процесс неплатежеспособности завода.[2]
Содержание
1 Список моделей Рижского вагоностроительного завода
2 Спад производства
3 Интересные факты
4 Галерея
5 См. также
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Список моделей Рижского вагоностроительного завода |
01 (62-01) — 3-вагонная электросекция постоянного тока серии СР
02 (62-02) — моторный вагон электросекции серии СР (мод. 62-01)
03 (62-03) — прицепной вагон электросекции серии СР (мод. 62-01)
04 (62-04) — прицепной вагон с багажным отделением электросекции серии СР (мод. 62-01)
05 (62-05) — 3-вагонная электросекция постоянного тока серии СР3
06 (62-06) — моторный вагон электросекции серии СР3 (мод. 62-05)
07 (62-07) — прицепной вагон электросекции серии СР3 (мод. 62-05)
08 (62-08) — 3-вагонная электросекция постоянного тока серии СН
09 (62-09) — моторный вагон электросекции серии СН (мод. 62-08)
10 (62-10) — прицепной вагон электросекции серии СН (мод. 62-08)
11 (62-11) — 10-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭР1
12 (62-12) — моторный вагон электропоезда серии ЭР1 (мод. 62-11)
13 (62-13) — головной прицепной вагон электропоезда серии ЭР1 (мод. 62-11)
14 (62-14) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР1 (мод. 62-11)
17 (71-17) — трамвайный вагон РВЗ-6М2
21 (62-21) — 10-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭР6
22 (62-22) — моторный вагон электропоезда серии ЭР6 (мод. 62-21)
23 (62-23) — головной прицепной вагон электропоезда серии ЭР6 (мод. 62-21)
24 (62-24) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР6 (мод. 62-21)
31 (62-31) — 10-вагонный электропоезд переменного тока серии ЭР7
32 (62-32) — моторный вагон электропоезда серии ЭР7 (мод. 62-31)
33 (62-33) — головной прицепной вагон электропоезда серии ЭР7 (мод. 62-31)
34 (62-34) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР7 (мод. 62-31)
35 (62-35) — 10-вагонный электропоезд переменного тока серии ЭР9
36 (62-36) — моторный вагон электропоезда серии ЭР9 (мод. 62-35)
37 (62-37) — головной прицепной вагон электропоезда серии ЭР9 (мод. 62-35)
38 (62-38) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР9 (мод. 62-35)
51 (62-51) — 8-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭР5 (проект)
61 (62-61) — 10-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭР2
62 (62-62) — моторный вагон электропоезда серии ЭР2 (мод. 62-61)
63 (62-63) — головной прицепной вагон электропоезда серии ЭР2 (мод. 62-61)
64 (62-64) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР2 (мод. 62-61)
71 (62-71) — 4-вагонная электросекция постоянного тока серии ЭР10
72 (62-72) — головной моторный вагон электросекции серии ЭР10 (мод. 62-71)
73 (62-73) — промежуточный прицепной вагон электросекции серии ЭР10 (мод. 62-71)
74 (62-74) — тележка моторного вагона электросекции серии ЭР10 (мод. 62-71)
75 (62-75) — 8-вагонный электропоезд переменного тока серии ЭР11
76 (62-76) — головной моторный вагон электропоезда серии ЭР11 (мод. 62-75)
77 (62-77) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР11 (мод. 62-75)
78 (62-78) — дополнительный промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР11 (мод. 62-75) (проект)
91 (62-91) — 4-вагонная электросекция постоянного тока серии ЭР20 (проект)
101 (62-101) — 10-вагонный электропоезд переменного тока серии ЭР9П
102 (62-102) — моторный вагон электропоезда серии ЭР9П (мод. 62-101)
103 (62-103) — головной прицепной вагон электропоезда серии ЭР9П] (мод. 62-101)
104 (62-104) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР9П (мод. 62-101)
105 (62-105) — 8-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭР22
106 (62-106) — головной моторный вагон электропоезда серии ЭР22 (мод. 62-105)
107 (62-107) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР22 (мод. 62-105)
110 (62-110) — 14-вагонный скоростной электропоезд постоянного тока серии ЭР200 (№ 01)
111 (62-111) — головной прицепной вагон электропоезда серии ЭР200 (мод. 62-110)
112 (62-112) — моторный вагон с токоприемником электропоезда серии ЭР200 (мод. 62-110)
114 (62-114) — моторный вагон без токоприемника электропоезда серии ЭР200 (мод. 62-110)
110 (62-116) — моторный электровагон серии ЭР23
116 (62-116) — тележка моторного вагона электропоезда серии ЭР22 (мод. 62-105)
209 (62-209) — 4-вагонный электропоезд переменного тока серии 32 (ЭР25) (колеи 1435 мм, для Болгарии)
213 (62-213) — 10-вагонный электропоезд переменного тока серии ЭР9А
214 (62-214) — моторный вагон электропоезда серии ЭР9А (мод. 62-213)
215 (62-215) — головной прицепной вагон электропоезда серии ЭР9А (мод. 62-213)
216 (62-216) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР9А (мод. 62-213)
217 (71-217) — трамвайный вагон РВЗ-7
219 (62-219) — 8-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭР22М
220 (62-220) — головной моторный вагон электропоезда серии ЭР22М (мод. 62-219)
221 (62-221) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР22М (мод. 62-219)
222 (62-222) — унифицированная тележка ТУР-02 моторных вагонов электропоездов
223 (62-223) — унифицированная тележка ТУР-03 моторных вагонов электропоездов
224 (62-224) — унифицированная тележка ТУР-01 моторных вагонов электропоездов
225 (62-225) — 12-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭР30 (проект)
229 (62-229) — 12-вагонный электропоезд переменного тока серии ЭР29
233 (62-233) — 10-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭР24 (выпускался на ДМЗ как ЭД2Т)
234 (62-234) — моторный вагон электропоезда серии ЭД2Т (мод. 62-233)
235 (62-235) — головной прицепной вагон электропоезда серии ЭД2Т (мод. 62-233)
236 (62-236) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭД2Т (мод. 62-233)
239 (62-239) — 4-вагонный электропоезд переменного тока серии ЭР31 (колеи 1435 мм, для Болгарии (серия 33/233) и Югославии (серия 412/216))
247 (62-247) — 8-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭР22В
248 (62-248) — головной моторный вагон электропоезда серии ЭР22В (мод. 62-247)
249 (62-249) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР22В (мод. 62-247)
251 (62-251) — 10-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭР12
255 (62-255) — 10-вагонный электропоезд переменного тока серии ЭР9М
259 (62-259) — 10-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭР2Р
263 (62-263) — 10-вагонный электропоезд переменного тока серии ЭР9Е
267 (71-267) — трамвайный вагон РВЗ-7
275 (62-275) — 10-вагонный электропоезд переменного тока серии ЭР9ЕТ
277 (71-277) — сочлененный трамвайный вагон ТР-1
281 (71-281) — сочлененный трамвайный вагон ТР-2
285 (62-285) — 14-вагонный скоростной электропоезд постоянного тока серии ЭР200 (№ 02)
289 (62-289) — 10-вагонный электропоезд переменного тока серии ЭР9Т
297 (62-297) — 10-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭР2Т
2011 (62-2011) — 10-вагонный электропоезд переменного тока серии ЭР9ТМ
2012 (62-2012) — моторный вагон электропоезда серии ЭР9ТМ (мод. 62-2011)
2013 (62-2013) — головной прицепной вагон электропоезда серии ЭР9ТМ (мод. 62-2011)
2014 (62-2014) — промежуточный прицепной вагон электропоезда серии ЭР9ТМ (мод. 62-2011)
319 (63-319) — 6-вагонный дизель-поезд серии ДР1П
323 (63-323) — 6-вагонный дизель-поезд серии ДР1А
341 (63-341) — 6-вагонный дизель-поезд серии ДР1А
349 (63-349) — 6-вагонный дизель-поезд серии ДР1А
368 (63-368) — прицепной вагон с кабиной управления для дизель-поезда серии ДРБ1
369 (63-369) — дизель-поезд серии ДР8 (проект)
550 (63-550) — прицепной вагон с кабиной управления для дизель-поезда серии ДДБ1
555 (63-555) — 6-вагонный дизель-поезд серии ДР1Б
556 (63-556) — головной моторный вагон дизель-поезда серии ДР1Б (мод. 63-555)
557 (63-557) — промежуточный прицепной вагон дизель-поезда серии ДР1Б (мод. 63-555)
558 (63-558) — промежуточный прицепной вагон повышенной комфортности дизель-поезда серии ДР1Б (мод. 63-555)
Спад производства |
С 1991 года объёмы производства начали неуклонно снижаться. Последняя электричка, изготовленная РВЗ для России, была выпущена в 1993 году и по состоянию на 2016 год работает (приписана к депо станции Дёма Куйбышевской ж.д.)[3]. В России было налажено собственное производство электропоездов на Торжокском и Демиховском заводах. Продукция РВЗ поставлялась на Украину (до 2001 года)[4]) и Грузию (до 2003 года)[5]. Производство серии ЭР9 закончилось ещё в 1996 году. После 2003 года единственным готовым электропоездом, построенным на РВЗ, стал узкоколейный электропоезд Эп-563, построенный в 2014 году для Новоафонской пещерной железной дороги.
Интересные факты |
- В 1960 году на заводе проходил преддипломную практику будущий изобретатель троллейбусного поезда (система многих единиц)[6][7]Владимир Веклич[8][9]. Он работал в отделе, проектирующем устройства для управления двигателями электропоездов, которые работают по системе многих единиц, что и стало темой его дипломной работы. После защиты диплома, несмотря на ходатайство завода, был распределён в Киев, где 12 июня 1966 года[10] запустил в эксплуатацию первый в мировой практике троллейбусный поезд[11]. Владимир Веклич всегда считал, что работа над его изобретением началась с опыта, который он приобрёл на заводе[12]. В 1973 году его изобретение вернулось в Ригу. Город стал третьим в СССР по количеству используемых троллейбусных поездов Владимира Веклича. Их максимальное количество эксплуатировалось в 1984 году — 87 единиц[13].
Галерея |
Электропоезд ЭР2-8004 на ст. Рига-Пассажирская, Латвийская ЖД
Электропоезд ЭР2Т-7113 на ст. Елгава I, Латвийская ЖД
Автомотриса АР2-002 на ст. Вильнюс-Пассажирский, Литовская ЖД
Электропоезд ЭР9М-381M на перегоне Лентварис — Панеряй, Литовская ЖД
Дизель-поезд ДР1А-283M на перегоне Вильнюс-Товарный — Панеряй, Литовская ЖД
См. также |
- Демиховский машиностроительный завод
- Торжокский вагоностроительный завод
Примечания |
↑ Продукция Рижского вагоностроительного завода (недоступная ссылка)
↑ Ar tiesas lēmumu sākts Rīgas vagonbūves rūpnīcas maksātnespējas process
↑ ЭР2 7240
↑ ЭР2 7250
↑ ЭР2 7251
↑ Фонова М. «Ракета» Веклича // газета «Вечерний Киев», 2 ноября 1970. — С. 2. (укр.)
↑ Брамский К. А. Первый в мире троллейбусный поезд // Городское хозяйство Украины. — 2013. — № 4. — С. 30-31. — ISSN 0130-1284 (укр.)
↑ Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев : 2005. — Т. 4. — С. 187 — ISBN 966-02-3354-X (укр.)
↑ Крат В. И. Владимир Филлипович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника — 1998. — № 17. — С. 3-9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
↑ Статья «Какое киевское изобретение предопределило развитие городского транспорта на несколько десятилетий» на сайте «www.autoconsulting.com.ua» (неопр.). Проверено 11 сентября 2015. Архивировано 14 сентября 2015 года.
↑ Брамский К. А. Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 р. (укр.)
↑ Впервые в мире (Сборник воспоминаний о Владимире Филипповиче Векличе) /под. ред. К. А. Брамского К. А. Киев:2013 — 28 c. 12 ил. (укр.)
↑ Веклич В. Ф. Докторская диссертация: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Киев: Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства, 1990. Стр. 407.
Литература |
- Вагоностроительный завод // Рига: Энциклопедия = Enciklopēdija «Rīga» / гл. ред. П. П. Еран. — Рига: Главная редакция энциклопедий, 1989. — С. 210-211. — 880 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-89960-002-0.
Ссылки |
- Официальный сайт АО «Рижский вагоностроительный завод»