Ренуар, Пьер Огюст


















































Пьер Огюст Ренуар
Pierre-Auguste Renoir
Автопортрет (1876)
Автопортрет (1876)
Дата рождения
25 февраля 1841(1841-02-25)[1][2][…]
Место рождения
Лимож
Дата смерти
3 декабря 1919(1919-12-03)[4][1][…](78 лет)
Место смерти
Кань-сюр-Мер
Страна
  • Flag of France.svg Франция[5]

Жанр
портрет
пейзаж
натюрморт

Учёба
  • Национальная высшая школа изящных искусств (1864)

Стиль
импрессионизм
Награды

командор ордена Почётного легиона офицер ордена Почётного легиона кавалер ордена Почётного легиона

Подпись
Renoir autograph.png
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Пьер Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir [pjɛʁ oɡyst ʁənwaʁ]; 25 февраля 1841, Лимож — 3 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Известен, в первую очередь, как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности. Ренуар первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. он фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к «энгризму». Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Творчество


    • 2.1 1862—1873. Выбор жанров


    • 2.2 1874—1882. Борьба за признание


    • 2.3 1883—1890. «Энгровский период»


    • 2.4 1891—1902. «Перламутровый период»


    • 2.5 1903—1919. «Красный период»




  • 3 Память


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Биография |


Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе — городе на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком из 7 детей небогатого портного Леонарда Ренуара (1799—1874) и его жены Маргариты (1807—1896).


В 1844 году Ренуары переезжают в Париж. Здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Но кроме этого у Огюста проявился дар художника. Когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.




«Танец в Буживале» (1883), Бостонский музей изящных искусств


В 1865 году, в доме своего друга, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней Лизой Трео. Она вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит — хотя Ренуар и отказался признать своё отцовство официально. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.


Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870—1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.


В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году. После свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.


Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году он сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого художник страдал до конца жизни. Из-за этого Ренуару стало трудно жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.









Images.png Внешние изображения
Image-silk.png
Амбруаз Воллар. Ренуар. 1913

После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.


В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре. В августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.


2 декабря 1919 года, на 79-м году жизни, Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких. Похоронен в Эссуа.



Творчество |



1862—1873. Выбор жанров |




«Весенний букет» (1866). Музей Гарвардского университета


В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Вскоре они подружились с Сезанном и Писсарро, так сложился костяк будущей группы импрессионистов.


В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев, Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе.


В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Ренуар начал писать свои первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Её приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил.


Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж — «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сцены — «Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), натюрморт — «Весенний букет» (1866), «Натюрморт с букетом и веером» (1871), портрет — «Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870), обнаженная натура — «Диана-охотница» (1867).


В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».



1874—1882. Борьба за признание |




«Бал в Мулен де ла Галетт» (1876). Музей Орсе


Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (обе — 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».


Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Обнажённая» (1876), «Обнажённая в солнечном свете» (1876), «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1877).


Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Он продолжил писать новые полотна — в частности, ставшие знаменитыми «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881), «На террасе» (1881).



1883—1890. «Энгровский период» |




«Большие купальщицы» (1884—1887). Музей искусств, Филадельфия


Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Источником вдохновения в этот период был Энгр, поэтому искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи; окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы» (1884/1887). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определенными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее.[6] Для данного произведения позировали: Алина Шариго — жена художника и Сюзанна Валадон — модель Ренуара и художница, мать Мориса Утрилло.



1891—1902. «Перламутровый период» |




«Девушки за фортепьяно» (1892). Музей Орсе


В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников — картина «Девушки за фортепьяно» (1892) была закуплена для Люксембургского музея.


Ренуар ездил в Испанию, где познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи.


В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым».[6]


В это время Ренуар написал такие картины как «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901). Он путешествовал в Нидерланды, где интересовался полотнами Вермеера и Рембрандта.



1903—1919. «Красный период» |


«Перламутровый» период уступил место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов[6].


Ренуар по-прежнему писал солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создал «Прогулку» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908), «Габриэль в красной блузе» (1910), «Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной» (1919).



Память |




Почтовый конверт России, 2016 год



  • В честь Ренуара назван кратер[en] на Меркурии.

  • В 2016 году в его честь в России был выпущен почтовый конверт.





См. также |


  • Список картин Пьера Огюста Ренуара 1862-1881


Примечания |





  1. 12 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118599755 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>



  2. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  3. Auguste Renoir
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17299517"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P650"></a>



  4. Renoir, Auguste // The Enciclopædia Britannicа — 12 — London, New York City: 1922. — Vol. XXXII Pacific Ocean Islands to Zuloaga. — P. 268.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q38179097"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q84"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q15987490"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q60"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q38590878"></a>



  5. artist list of the National Museum of Sweden — 2016.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q16323066"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q22681075"></a>



  6. 123 Н. Смирнов. Послесловие к книге Анри Перрюшо. Жизнь Ренуара. «Радуга», М., 1986.




Литература |




  • Жан Ренуар. Огюст Ренуар. М., «Искусство», 1970. [перевод с парижского издания 1962 г.].


  • М. С. Лебедянский, Портреты Ренуара. — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.


  • П. Бонафу, Ренуар. — М.: Молодая гвардия, 2010. (серия «Жизнь замечательных людей»).


  • Н. В. Бродская, Огюст Ренуар, СПб — Бурнемут, Аврора — Паркстон, 1996 (157стр, мн.ил, 9 авт. листов текста) ( (рус.) (нем.) (англ.) (фр.))



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
















  • Ренуар Пьер-Огюст. Картины и биография

  • Кинохроника: Пьер Огюст Ренуар


  • Н. В. Бродская, Импрессионизм, изд. Аврора, 2010

  • Биография и 380 картин Пьера-Огюста Ренуара











Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz