Су-57
























































Су-57
Sukhoi T-50 in 2011 (4).jpg
Су-57 во время демонстрационного полёта на авиасалоне МАКС-2011.
Тип
малозаметный многоцелевой истребитель
Разработчик
Флаг России ОКБ имени П. О. Сухого
Производитель
Флаг России Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина
Главный конструктор
А. Н. Давиденко[1]
Первый полёт
29 января 2010 года[2]
Начало эксплуатации
2019 год (план)[3]
Статус
Испытания в завершающей стадии.[3]
Эксплуатанты
Россия ВКС России
Годы производства
с 2018 (план)
Единиц произведено
10 лётных прототипов; 3 прототипа для наземных испытаний[4]
Стоимость программы разработки
60 млрд рублей
(2,8 млрд долл.)[5]
Стоимость единицы
100 млн долл. (3,2 миллиарда рублей) (оценочная, экспортная, для FGFA без учёта НИОКР)[6]
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе


Су-57 (заводской индекс Т-50) — перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ имени П. О. Сухого в рамках проекта «.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
ПАК ФА
» (программа «И-21»); до августа 2017 года самолёт был известен под заводским индексом Т-50).


Самолёт разработан для замены в российских ВВС тяжёлого истребителя Су-27[7].
Ранее, для экспортных поставок на базе Су-57, совместно с Индией предполагалось создание экспортной модификации самолёта с обозначением «FGFA» (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения).mw-parser-output .ts-Переход img{margin-left:.285714em}, однако в конце апреля 2018 года Индия отказалась от этого проекта, сославшись на несоответствие машины заданным требованиям, при этом в качестве основной причины выступало отсутствие технологии малой заметности[8][9].


Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года[2].


В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов на КнААЗе (где проводилась сборка опытных образцов) для испытания вооружений[10]. Серийные поставки Су-57 с двигателем первого этапа в строевые части намечено начать в 2019 году.


Первый полёт Су-57 с двигателем второго этапа (двигатель «Изделие 30») состоялся[11] в IV квартале 2017 года. Установка этих двигателей на серийные самолёты планируется в 2023—2025 годах[12][13][14][15].




Содержание






  • 1 История создания


    • 1.1 Стоимость




  • 2 Конструкция


    • 2.1 Кабина


    • 2.2 Планер


    • 2.3 Двигатели


    • 2.4 Авионика


    • 2.5 Малозаметность


    • 2.6 Вооружение




  • 3 Экспортная модификация


  • 4 Производство


  • 5 Галерея


  • 6 Лётно-технические характеристики


    • 6.1 Технические характеристики


    • 6.2 Лётные характеристики


    • 6.3 Вооружение




  • 7 Критика проекта


  • 8 Эксплуатация


  • 9 Происшествия


  • 10 В массовой культуре


  • 11 См. также


  • 12 Примечания


  • 13 Ссылки





История создания |


В конце 1980-х годов Военно-воздушные силы СССР (при ведущей роли 30 ЦНИИ) выработали требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации на замену МиГ-29 и Су-27. На основе этих требований РСК «МиГ» разработал проект 1.44, а КБ Сухого — Су-47. Распад СССР и последовавший за ним экономический спад не позволили продолжить работу над созданием самолёта, проект 1.44 был позже закрыт из-за прекращения финансирования, а Су-47 «Беркут» стал использоваться в качестве летающей лаборатории[16].


В мае 2001 года стартовала программа ВВС России по разработке истребителя 5-го поколения — перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Предварительный проект готовился вторую половину 2001 — начало 2002 годов.[17] Для создания ПАК ФА Росавиакосмосом и МО РФ была разработана комплексная целевая программа, одобренная правительством РФ в декабре 2002 г. В ней определены головной исполнитель (ГУП «АВПК «Сухой») и сроки выполнения основных этапов работ. Начато проведение комплекса НИОКР и эскизное проектирование, которое предполагалось завершить подачей эскизного проекта к началу 2004 года. Первоначальный бюджет проекта составил 1,5 млрд руб. К реализации программы были привлечены РСК «МиГ» и ОКБ им. Яковлева. План работ предусматривал начало лётных испытаний самолёта на 2006-2007 гг. и начало поставок самолётов в войска к 2014-2015 гг.[18]


В проекте использовались некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44. В 2004 году президенту РФ Владимиру Путину был продемонстрирован макет самолёта[5].


11 августа 2017 года главнокомандующий ВКС РФ Виктор Бондарев впервые официально сообщил серийное название истребителя, известного как Т-50, — самолёт получил обозначение Су-57.[19]


Лётные испытания

29 января 2010 года первый лётный экземпляр Т-50 (Су-57) впервые поднялся в воздух[2], совершив полёт длительностью около 45 минут[20]. Машину пилотировал заслуженный лётчик-испытатель Герой России Сергей Богдан.


14 марта 2011 года в ходе лётных испытаний Су-57 впервые преодолел звуковой барьер, к этому моменту было совершено 40 испытательных полётов, и началась программа испытаний прототипов на сверхзвуковых скоростях[21].


24 июля 2012 года начались испытания третьего лётного образца (Т-50-3, б/н 53) с БРЛС Н036, с установленным на нём радаром с активной фазированной антенной решёткой. По состоянию на 28 октября 2013 года совершено более 450 полётов[22].


18 сентября 2015 года начат завершающий этап испытаний[23].


17 ноября 2016 года совершил первый полёт 7-й опытный экземпляр Су-57[24].


21-23 февраля 2018 года в Сирию на авиабазу Хмеймим в провинции Латакия переброшены четыре истребителя Су-57[25]. Предполагается, что в рамках заключительного этапа испытаний самолёта в реальных боевых условиях будут протестированы системы вооружения, возможности бортового радиолокационного оборудования, а также возможность и степень обнаружения российского истребителя американскими радарами и самолётами F-22 / F-35.



Стоимость |


В. Путин, после наблюдения летом 2010 года за ходом испытаний самолёта, заявил: «На первом этапе создания самолёта было потрачено 30 миллиардов рублей, ещё столько же требуется для завершения проекта»[26]. Он пояснил, что затем начнётся модернизация двигателя, вооружения и так далее[5]. При этом, по словам Путина, самолёт будет в 2,5—3 раза дешевле зарубежных аналогов[27].


ВВС Индии в 2012 году планировали закупать Су-57 по цене 100 млн долларов за самолёт[28]. Однако, уже в апреле 2018 года ВВС Индии вышли из проекта «FGFA» из-за значительных задержек в разработке машины, значительном увеличении стоимости и сомнений в технологических возможностях истребителя.



Конструкция |


Бо́льшая часть информации о Су-57 является секретной. По этой причине известны лишь приблизительные характеристики самолёта. По размаху крыла и длине Су-57 больше F-22, но меньше Су-27. По массе, вероятно, относится, подобно Су-27, к классу тяжёлых истребителей. Самолёт полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения[29]: малозаметен (в том числе благодаря комбинации Стелс-технологий и средств РЭБ)[источник не указан 106 дней], обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащён передовой электроникой, многофункционален.



Кабина |


Кабина Су-57 одноместная, шире кабины Су-27 из-за конструктивных особенностей самолёта. Оборудование в значительной степени унифицировано с оборудованием Су-35С. Кабина пилота оснащена генератором кислорода[30].


Отображение информации осуществляется двумя многофункциональными индикаторами МФИ-35 диагональю 15 дюймов, одним МФИ меньшего размера ниже-справа, одним резервным индикатором для отображения текущей полётной информации выше-справа, широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором [источник не указан 1327 дней]. Также известно, что часть информации будет отображаться на стекле шлема пилота.[31]


Органы управления — центральная РУС и боковой РУД.


Фонарь кабины состоит из двух частей: передней (козырька) и задней. Открывается он сдвиганием назад задней части (аналогично Т-10). Задняя часть фонаря у Т-50-1 и Т-50-3 имеет продольный переплёт, у остальных (Т-50-2, Т-50-4, Т-50-5) переплёт отсутствует. Известно также, что в будущем фонарь кабины может быть значительно изменён. С внутренней стороны фонаря наносится радиопоглощающее покрытие, снижающее радиозаметность на 30 %[32].


Генеральный директор и главный конструктор НПП «Звезда» Сергей Поздняков сообщил Интерфаксу, что на Су-57 будет установлено катапультное кресло пятого поколения. По его словам, новое кресло по ряду параметров превосходит предыдущие поколения кресел, используемых на самолётах ВВС России.


Особенностью новой катапульты стало использование многопрограммной электронной системы управления движением кресла, связанной с информационной системой самолёта. Цифровая ЭВМ этой системы в автоматическом режиме анализирует скорость самолёта, его высоту полёта, углы тангажа, крена, угловые скорости и другие параметры. При этом учитывает многие другие данные, в том числе рост и вес лётчика — от 44 до 111 кг[33]. Испытания нового кресла проходят параллельно с испытаниями самолёта. По его словам, завершить испытания катапультного кресла нового поколения планировалось в 2010 году. Снаряжение, кислородная система, система жизнеобеспечения на Су-57 также будут новыми. Их разработка и испытания также завершатся в этом году, добавил конструктор[34].



Планер |




Вид сбоку с шасси




Вид сверху




Вид снизу


Су-57 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме[35] со среднерасположенным трапециевидным в плане крылом[36], плавно сопряжённым с фюзеляжем[35]. Почти половину (зрительно около 46 %) размаха крыла составляет широкий фюзеляж. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла составляет 48° и −14° соответственно[35].


Механизация состоит из носков крыла, флаперонов и элеронов. Приводы последних расположены под крылом и выступают из его плоскости небольшими продолговатыми обтекателями. На концах крыла присутствуют скосы.


Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частью[35] — аналогом ПГО вместо небольшой поворотной кромки — носка. При неработающих двигателях поворотные части наплыва находятся в висячем положении. Более естественным является их не отклонённое нерабочее положение — на случай отказа в полёте. На предыдущих самолётах (Су-30, Су-33, Су-34) ПГО применялось для повышения манёвренности из-за отсутствия двигателей с УВТ. Наличие ПГО повышает манёвренность самолёта в вертикальной плоскости, особенно на предельных углах атаки, увеличивая диапазон критических режимов до срыва потока с несущих и управляющих плоскостей. Но эффективность ПГО в целом ниже, чем применение двигателей с УВТ, тем более отклоняемых сразу в двух плоскостях.


Хвостовое оперение включает цельноповоротные трапецевидные стабилизаторы и кили, установленные с развалом около 26° для уменьшения заметности.[источник не указан 1327 дней] В основании килей расположены небольшие воздухозаборники для охлаждения оборудования самолёта.[источник не указан 1327 дней] В качестве аэродинамического тормоза для увеличения лобового сопротивления применяется поворот килей.[источник не указан 1327 дней]


Двигатели имеют регулируемые подфюзеляжные воздухозаборники. Мотогондолы широко разнесены и разделены плоским днищем фюзеляжа шириной около 1,3-1,4 м. Там же, друг за другом, с небольшим промежутком, расположены две пары створок внутренних отсеков вооружения. От поворотной части наплыва крыла, назад на несколько метров, тянутся 2 треугольных в сечении гребня, установленные под местами сопряжения консолей крыла и фюзеляжа. На наружных сторонах этих гребней расположены створки внутренних отсеков вооружения.[источник не указан 1327 дней]


В хвостовой части фюзеляжа между соплами двигателей находится далеко выступающая за сопла, как у Су-27, хвостовая балка, в которой установлен выдвижной контейнер с парашютно-тормозной системой самолёта[источник не указан 1327 дней].
На правой стороне носовой части самолёта установлена авиапушка, на левой — выдвижная штанга для дозаправки в воздухе.


Шасси Су-57 трёхстоечное, аналогичное по конструкции шасси Су-27[источник не указан 1327 дней]. Все стойки убираются в сторону противоположную направлению полёта. Колея шасси, благодаря широкому фюзеляжу, составляет 5,5 м. Носовая стойка двухколёсная с двумя посадочными фарами и грязеотбойником.[источник не указан 1327 дней] Ниша передней стойки закрывается двумя парами створок. Передние створки длиннее задних и открываются только в момент уборки/выпуска шасси, находясь в закрытом положении при выпущенной стойке для снижения воздействия бокового ветра. Основные стойки шасси одноколёсные (диаметр колёс — 1 м) и оснащены тормозами. Их ниши расположены у наружных сторон воздухозаборников. При уборке основные стойки совершают поворот по двум осям.[источник не указан 1327 дней]


В значительной степени форма планера Су-57 определена применявшимися при его проектировании технологиями снижения заметности, что характерно для всех истребителей пятого поколения (см. раздел Малозаметность).


Масса планера снижена за счёт широкого применения композиционных материалов — по словам главного конструктора А. Давиденко, по массе композитные материалы составляют 25 % веса пустого самолёта, а по площади поверхности — 70 %. Также он отметил что, по сравнению с Су-27, в планере Су-57 в четыре раза меньше деталей. Это позволяет уменьшить трудоёмкость и сократить время изготовления, что влияет на снижение цены машины[37]. Для защиты от поражения молниевым разрядом конструкций из углепластика, выходящих на внешнюю поверхность планера, во ФГУП «ВИАМ» для Су-57 разработано новое молниестойкое покрытие, также обеспечивающее снижение массы самолёта[38].



Двигатели |


АЛ-41Ф1

На прототипе Су-57, а также на первых серийных образцах, которые должны были поступить на вооружение российских ВВС в 2015 году, установлены двигатели первого этапа — АЛ-41Ф1 (изделие 117). Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, созданный НПО «Сатурн» по заказу ОКБ Сухого, он позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания.
В отличие от двигателей Pratt & Whitney F119-PW-100 для F-22 Raptor, имеет круглое, а не прямоугольное сопло.


От двигателя для Су-35С (изделие 117С) его отличает повышенная сила тяги, сложная система автоматизации, полностью цифровая система управления, новая турбина и улучшенные расходные характеристики[1][39].


Изделие 30

В рамках программы «ПАК ФА» разрабатывается двигатель второго этапа под условным обозначением «тип 30» (изделие 30; по мнению генерального конструктора «НПО Сатурн» Виктора Чепкина, в дальнейшем он может получить индекс АЛ[40]).
Двигатель второго этапа намереваются разработать в течение 10—12 лет с даты начала тендера Минобороны РФ, в котором участвовали ОДК и НПЦ «Салют»[41].


В декабре 2014 года гендиректор ОДК Владислав Масалов сообщил о планах довести его до установки на самолёты и первых вылетов к 2017 году[42].
В июне 2015 года от него же стало известно о готовности технического проекта двигателя, о разработке конструкторской документации для изготовления опытных образцов двигателя, и о планах изготовления двух опытных образцов до конца 2015 года, что полностью соответствует госконтракту и графику работ[43]. 2 сентября 2016 года гендиректор КнААЗ Александр Пекарш сообщил, что опытные образцы двигателя построены и проходят наземные испытания по плану[44].


Двигатель является полностью новым, а не модернизацией. У него новые вентилятор, «горячая» часть, система управления. По словам представителя «ОДК», в двигателе внедрено «много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире».[11] Первый полёт Су-57 с двигателем «Изделие 30» состоялся 5 декабря 2017 года[45].



Авионика |




Прототип Н036 Белка — РЛС с АФАР для Су-57, представленный НИИП на МАКС-2009





АФАР в предкрылке. МАКС-2009




ОЛС для самолётов Су. МАКС-2009


По заявлениям Юрия Белого, генерального директора НИИП, радиоэлектронная система Су-57 будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании[46]. Так, на самолёте будет установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, разнесённых по всей поверхности самолёта, фактически составляя «умную обшивку». Константин Макиенко, редактор журнала Moscow Defense Brief (англ.), уточнил, что интегрированная многофункциональная радиолокационная система Т-50 будет содержать 5 встроенных антенн[47].


На Су-57 планируется устанавливать оптико-электронную локационную систему (ОЛС) обнаружения воздушных целей передней полусферы — ОЛС-50М. Она установлена подобно Су-27 перед кабиной пилота со смещением к правому борту, из-за особенностей выноса заправочной штанги. Особенностью является способность поворачивать активную часть в сторону задней полусферы, чем достигаются такие свойства: как защита от солнечной эрозии в стояночном положении, так и понижение ЭПР. Первое свойство достигается физическим изолированием рабочей части от лучей солнца, а второе нанесенем радио-поглощающих материалов на обратной стороне подвижной части.


На Су-57 планируется устанавливать новую РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), разработки НИИП[48], содержащей 1526 приёмо-передающих модулей[49], что обеспечит самолёту большую дальность обнаружения, многоканальность сопровождения целей и применения по ним управляемого ракетного оружия. Плоскость ФАР расположена под наклоном, что несколько снижает её мощность при работе по наземным целям, однако существенно снижает её вклад в ЭПР самолёта. Радар построен полностью на российской элементной базе на основе наногетероструктур арсенида галлия (GaAs) и передовых технологий антенных систем с электронным управлением лучом[46]. Новый радар был впервые представлен общественности на авиасалоне МАКС-2009, где представитель НИИП сообщил, что испытания РЛС были начаты в ноябре 2008 года, работы по совместным испытаниям с другими системами самолёта — летом 2009 года, а выпуск первой полностью готовой к боевому применению БРЛС запланирован на середину 2010 года[48].


Кроме основной БРЛС на МАКС-2009 также была представлена дополнительная РЛС для Су-57 L-диапазона, конструктивно размещаемая в предкрылке. Применение дополнительной РЛС, разнесённой с основной как по положению, так и по частотному диапазону, позволит не только увеличить помехозащищённость и боевую живучесть конструкции, но и в значительной степени нейтрализует технологии снижения заметности самолётов противника, которые способны уменьшить заметность лишь в определённом диапазоне длин радиоволн. Предполагается, что подобные РЛС смогут быть также размещены в любых конструктивных элементах планера[50].


В состав радиолокационного комплекса Ш-121 входят: антенная система переднего обзора Н036-1-01, антенная система L-диапазона Н036L-1-01 и антенные системы бокового обзора — Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б.[51]


Проектируемая РЛС — Н036 Белка с АФАР. Использование планировавшейся на ранних этапах РЛС Н035 Ирбис невозможно из-за несоответствия габаритов, однако, в разрабатываемой Н036 Белка использована часть технологий, применяемых на этой РЛС (по некоторым данным, значительная часть технологий, используемых на Н035 Ирбис, будет использоваться в РЛС Н036, большая часть характеристик пока остаётся неизвестной).
В 2009 году на МАКС-2009 был впервые показан прототип Н036 Белка.



Характеристики РЛС Н036 Белка[35]





  • Количество ППМ: 1526 шт


  • Размер антенного полотна: 700 × 900 мм


По состоянию на 2015:
РЛС состоит из перспективной АФАР X-диапазона в носовом отсеке, двух радаров бокового обзора, а также АФАР L-диапазона вдоль закрылков. Представлена впервые публично на МАКС-2015.[52]



Малозаметность |


Малозаметность является одним из основных требований к истребителю пятого поколения и означает комплекс мер, принятых для уменьшения возможности обнаружения самолёта в радио-, инфракрасном и видимом световом диапазонах длин волн, а также акустически. Это станет одним из факторов повышенной боевой выживаемости истребителя[53].


Снижение заметности Су-57 в радиодиапазоне обеспечиваются как формой, поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии планера самолёта, так и средствами РЭБ. В частности, кромки крыла и других элементов планера ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а поверхности наклонены в чётко определённом диапазоне углов[источник не указан 1327 дней]. Также в конструкции исключено взаимное расположение поверхностей под углом 90° во избежание эффекта уголкового отражателя. Радиопоглощающие материалы конструкции и покрытия планера в значительной степени снижают силу отражаемых сигналов[источник не указан 1327 дней]. В некоторых случаях (напр. в остеклении кабины) применяются отражающие материалы.


Кроме того, для снижения радиозаметности часть вооружения спрятали во внутренних отсеках самолёта[54]. Благодаря этим мерам отражаемый сигнал значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. В результате РЛС противника не получает информацию о пространственном положении и скорости самолёта. Поскольку абсолютной незаметности добиться невозможно, всегда присутствует сигнал, который, отразившись от самолёта, всё-таки возвращается к источнику. Его характеристика выражается значением эффективной площади рассеяния (ЭПР), уменьшение которой, по сути, и является основной целью мер снижения радиозаметности. Значение эффективной площади рассеивания самолёта существенно зависит от направления, из которого исходит излучение. Это мера наиболее эффективна против РЛС с совмещёнными приёмниками и передатчиками. Именно такими РЛС оснащаются истребители и иные боевые самолёты любого противника. Такими же РЛС оснащены и ЗРК и ЗРПК ближнего действия.


Снижение заметности в видимом диапазоне обеспечивается камуфляжным (маскировочным) окрашиванием планера. Маскировочная окраска может быть защитной (сливающейся с фоном) и деформирующей (искажающей зрительное восприятие формы самолёта). Последнее достигается окрашиванием выделяющихся частей и краёв планера в более тёмные цветовые тона и, напротив, окрашиванием в более светлые тона не выделяющихся, центральных частей[55]. Окраска первого лётного экземпляра Су-57 — зимняя, деформирующая.


Снижение тепловой (инфракрасной) и акустической (звуковой) заметности в значительной степени определяется конструкцией двигателей самолёта (см. раздел Двигатели).



Также важную роль в малозаметности истребителя играет его способность оперативно получать информацию о противнике, не обнаруживая себя. Для этого самолёт должен иметь систему пассивных датчиков и сенсоров и надёжные каналы обмена информацией (см. раздел Радио- и оптоэлектронное оборудование).





УРВВ РВВ-АЕ на МАКС-2009



Вооружение |





УРВВ РВВ-АЕ на МАКС-2009


Истребитель оснащён 30-мм авиапушкой 9-А1-4071К, впервые испытанной в 2014 году[56][57][58]. Пушка разработана специалистами тульского КБП. Новое орудие является модернизированным вариантом 30-мм авиационной пушки ГШ-30-1 (9-А-4071К), производимой с 1980-х гг. для истребителей МиГ-29, Су-27 и их модификаций. Так же Су-57 получит все новейшие образцы УРВВ и УРВП российского производства



Экспортная модификация |


Экспортная модификация Су-57 для поставки в Индию (и, возможно, в другие страны) получила название FGFA (англ. Fifth-Generation Fighter Aircraft, истребитель пятого поколения). Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения[59]. По условиям достигнутого соглашения, индийская компания должна была заняться разработкой бортового компьютера, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. Остальные работы в совместном проекте должна была взять на себя российская компания «Сухой»[60].
В рамках процесса по подготовке контракта между ОАК и корпорацией HAL о совместной разработке истребителя пятого поколения, в 2010 году в подмосковном Жуковском на аэродроме «Раменское» состоялась демонстрация Су-57 представителям Минобороны и ВВС Индии, а также корпорации HAL[61].
Предполагалось, что доля HAL в совместном проекте составит не менее 25 %. Общая стоимость проекта оценивалась в 8—10 млрд долларов.
Предполагалось, что индийская версия истребителя впоследствии поставлялась бы на экспорт[62].

По состоянию на октябрь 2017, Индия формально продолжала разрабатывать совместный с Россией истребитель пятого поколения, но окончательное решение о его будущем должны были принять индийское правительство, как заявлял глава корпорации HAL[63].

В конце апреля 2018 года Индия вышла из совместного с Россией проекта FGFA. Индийские военные посчитали, что создаваемый российский истребитель не отвечает заявленным требованиям скрытности. Также индийская сторона полагает, что боевая авионика, радары и датчики российской разработки не соответствуют стандартам боевого самолёта пятого поколения[8][64].


ВВС Перу планируют приобрести российские истребители пятого поколения Су-57. По подсчётам перуанских военных, для сдерживания потенциального противника им было бы достаточно трёх подобных истребителей. Как считают военные аналитики Перу, «учитывая состояние обороноспособности Перу, необходимо взять на вооружение новейшее мощное оружие сдерживания»[65]. Основной конкурент для Су-57 на международном рынке вооружений - J-20B (FC-20B), страна оператор Пакистан Пакистан, предположительная дата поставки 2019 год, источник - независимое издание Pakistan Defence[66]


По данным портала AVIA.PRO, Вьетнам рассматривает возможность приобретения 12 самолётов Су-57, что будет значительным повышением уровня ВВС Вьетнама[67].



Производство |


Опытные образцы








































































Экземпляр
Бортовой номер
Примечания
Т-50-0

Образец для наземных статических испытаний
Т-50-КНС

Комплексный натурный стенд (КНС) для наземных испытаний
Т-50-1
051
Первый лётный прототип. Первый полёт состоялся 29 января 2010 года.[2][68]
Т-50-2
052
Второй лётный прототип. Первый полёт состоялся 3 марта 2011 года.[24][68]
Т-50-3
053
Третий лётный прототип. Первый полёт состоялся 22 ноября 2011 года.[24][68]
Т-50-4
054
Четвёртый лётный прототип. Первый полёт состоялся 12 декабря 2012 года.[24][68]
Т-50-5/Т-50-5Р
055
Пятый лётный прототип. Первый полёт состоялся 27 октября 2013 года.[24][68] После ремонта получил индекс Т-50-5Р, первый полёт — 16 октября 2015 года.[24]
Т-50-6
056
Шестой лётный прототип. Прототип второго этапа. Первый полёт состоялся 27 апреля 2016 года.[24][68]
Т-50-7

Образец второго этапа для наземных статических испытаний.
Т-50-8
058
Седьмой лётный прототип. Прототип второго этапа. Первый полёт состоялся 17 ноября 2016 года.[24][68]
Т-50-9
509
Восьмой лётный прототип. Прототип второго этапа. Первый полёт состоялся 24 апреля 2017 года.[69][70]
Т-50-10
510
Девятый лётный прототип. Прототип второго этапа. Первый полёт состоялся 23 декабря 2017 года.[71]
Т-50-11
511
Десятый лётный прототип. Прототип второго этапа. Завершает опытную партию. Первый полёт состоялся 6 августа 2017 года.[72]

Серийное производство

Серийное производство планировалось начать в 2016 году, но в начале 2016 года заместитель министра обороны Юрий Борисов сообщил, что серийные поставки истребителей Су-57 начнутся лишь с 2018 года[73][74].


19 июля 2017 года президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь заявил о начале передачи военным установочной партии из 12 истребителей в 2019 году. При этом, по его словам, самолёты будут передаваться с двигателями первого этапа, кроме 11-й и 12-й машин, которые в точности будут соответствовать техническому облику серийного самолёта[75].


В августе 2017 года Главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что истребитель Су-57 начнёт поступать в войска в 2018 году[76].


В конце апреля 2018 Индия вышла из совместного с Россией проекта по созданию истребителя пятого поколения FGFA на основе Су-57 и, возможно, будет закупать[источник не указан 66 дней] "обычные" серийные Су-57. Для России это означает, что проект FGFA, НИОКР которого на треть[77] зависел от индийских денег, придется, вероятно, отложить[8].


20 июня 2018 года замминистра обороны Алексей Криворучко заявил, что Минобороны ожидает первые самолёты из серийной партии Су-57 в 2019 году [78].


По заявлению вице-премьера Борисова — пока Су-35 может на равных конкурировать с летательными аппаратами стран Запада и Востока, массовое производство Су-57 форсировать не планируется. В планах государственной программы вооружения 12 самолётов для эскадрильи.[79]


22 августа 2018 года был подписан контракт на поставку первых двух Су-57 со сроком действия на 2018-2020 годы. Источник в авиастроительной области заявил, что "В 2020 году планируется подписание второго контракта на производство и поставку в войска 13 истребителей Су-57, часть из которых получит уже двигатели второго этапа".[80]



Галерея |




Лётно-технические характеристики |


Приведённые ниже характеристики частично являются расчётными (предположительными)[35][81][82][83].



Технические характеристики |




Су-57 в трёх проекциях




  • Экипаж: 1 человек


  • Длина: 19,4 м


  • Размах крыла: 14 м


  • Размах заднего ГО: 10,8 м


  • Высота: 4,8 м


  • Площадь крыла: 82 м²


  • Угол стреловидности:


    • передней кромки: 48°


    • наплыва: 78°


    • задней кромки: −14°




  • База шасси: 6 м


  • Колея шасси: 5 м


  • Масса:


    • пустого: 18500 кг


    • нормальная взлётная масса:


      • с 63 % топлива: 26510 кг


      • со 100 % топлива: 30610 кг




    • максимальная взлётная масса: 35500 кг


    • Масса топлива: 11100 кг




  • Нагрузка на крыло:


    • при максимальной взлётной массе: 394 кг/м²


    • при нормальной взлётной массе:


      • с 63 % топлива: 323,3 кг/м²


      • со 100 % топлива: 373 кг/м²






  • Двигатель:


    • Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги


    • Модель: «АЛ-41Ф1» (на прототипе и самолётах первых партий[84], двигатель «второго этапа» имеет заводское обозначение «Тип 30»)


    • Тяга:


      • максимальная: 2 × 9500 (около 11000 на «Тип 30») кгс


      • на форсаже: 2 × 15000 (около 18000 на «Тип 30») кгс




    • Масса двигателя: 1350 кг


    • Управление вектором тяги:


      • Макс. угол отклонения вектора тяги: 20°


      • Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с






  • Тяговооружённость:


    • при нормальной взлётной массе:


      • с 63 % топлива: 1,13 (~1,36 с «Тип 30») кгс/кг


      • со 100 % топлива: 0,98 (~1,17 с «Тип 30») кгс/кг




    • при максимальной взлётной массе: 0,85 (~1,01 с «Тип 30») кгс/кг





Лётные характеристики |




  • Максимальная скорость на высоте: 2,45 M


  • Максимальная бесфорсажная скорость: 2 M


  • Практическая дальность:


    • на дозвуковой крейсерской скорости:


      • с 63 % топлива: 2700 км


      • со 100 % топлива: 4300 км


      • с 2 ПТБ: 5500 км




    • на сверхзвуковой крейсерской (бесфорсажной) скорости:


      • с 63 % топлива: 1200 км


      • со 100 % топлива: 2000 км






  • Продолжительность полёта: до 5,8 ч


  • Практический потолок: 20 000 м


  • Длина разбега/пробега: 350 м (100 м)


  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 10—11 g



Вооружение |




  • Пушечное: 30 мм встроенная пушка 9А1-4071К (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились)


  • Боевая нагрузка: 1310—10000 кг


    • для воздушного боя, в основных отсеках вооружения:

      • 6 × РВВ-СД

      • 4 × РВВ-БД




    • против наземных целей, в основных отсеках вооружения:

      • 4 × КАБ-500

      • 4 × Х-38

      • 2 × Х-58УШК






  • Точки подвески:


    • внутренние: 8[81][85]


    • внешние: 8[85] или 6[81]




Всего на самолёте четыре грузовых отсека: 2 боковых (БГрО) и 2 основных (ОГрО). В БГрО будут размещаться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности РВВ-МД[86]. В ОГрО будет подвешиваться более широкая номенклатура вооружениий: ракеты средней дальности РВВ-СД[86] (Изделие 180), большой дальности РВВ-БД (Изделие 810), ракеты класса «воздух-поверхность» и бомбы.
[87]. Отличия новых ракет от предшественников заключаются в повышенной дальности, чувствительности, помехозащищённости и возможности обнаружения и захвата цели во время автономного полёта, что позволяет производить быстрый пуск из внутренних отсеков вооружений[86].
Также, вероятно, будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» КС-172 на внешних узлах подвески[81].
Всего для нового истребителя разрабатывается вооружение 14 типов, включая ракеты «воздух-воздух» малой, средней, большой и сверхбольшой дальности, управляемые ракеты «воздух-поверхность» различного назначения, а также корректируемые авиабомбы[86].


Лётные испытания модернизированной скорострельной авиационной пушки 9А1-4071К, позволяющей отработать весь боекомплект носителя в любом режиме, проходили в 2014 году на самолёте Су-27СМ. На этом самолёте опытно-конструкторская работа по отработке этой пушки планируется в 2015 году после завершения испытаний[88].



Критика проекта |


В конце апреля 2018 года Индия вышла из совместного с Россией проекта FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), предполагающего создание на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Об этом индийская сторона, по данным издания Jane's, включающая советника по национальной безопасности Аджит Довала и министра обороны Санджайте Митру, уведомила российскую сторону, однако российские официальные лица не подтверждают эту информацию. Индийские военные считают, что создаваемый российский истребитель не отвечает заявленным требованиям малозаметности. Также индийская сторона полагает, что боевая авионика, радары и датчики российской разработки не соответствуют стандартам боевого самолёта пятого поколения[89].


В ноябре 2018 года The National Interest отреагировал на заявление главного конструктора-директора ОКБ Сухого Михаила Стрельца о превосходстве Су-57 над F-22 и F-35. Дэвид Акс[en] ответил, что сравнение F-22 и Су-57 вряд ли имеет значение кроме чисто концептуального, так как F-22 состоит на вооружении и принимает участие в боевых операциях, а Су-57, спустя 8 лет после первого полета, по-прежнему остается прототипом. Также эксперт выразил сомнение в готовности дюжины Су-57 к продолжительным боевым действиям[90][91].


В январе 2019 года The National Interest прокомментировал сообщение корпорации «Ростех» о новом покрытии остекления кабин самолётов. Дэвид Акс отметил, что подобные технологии применялись уже в 1980-х годах, а также подверг сомнению значительное снижение ЭПР, которая в большей степени зависит от других факторов. Кроме того, эксперт высказал мнение, что истребитель слишком дорог для России, так как ВКС приобрели лишь 10 малозаметных истребителей за 8 лет с момента первого полёта в 2010 году, резюмируя, что одна эскадрилья из 12 заказанных самолётов вряд ли сильно повлияет на военную мощь РФ[92][93][94][95].


Военный аналитик Майкл Кофман в интервью изданию Business Insider заявил, что по малозаметности Су-57 превосходит истребители четвертого поколения, но уступает в этом F-22 и F-35, назвав Су-57 "стелс-самолёт для бедных". Кроме того, эксперт заявил, что Су-57 не является конкурентом F-22 или F-35, а сравнивать его стоит с J-20[96]



Эксплуатация |


8 февраля 2018, в ходе посещения Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина, замминистра обороны Юрий Борисов заявил о начале опытно-боевой эксплуатации истребителя Су-57[97].


По сообщениям СМИ, 22 февраля 2018 года два истребителя Су-57 прибыли на российскую авиабазу Хмеймим в Сирии. Уточняется, что самолёты были передислоцированы в рамках проведения второго этапа государственных испытаний[98][99]. 1 марта министр обороны Сергей Шойгу подтвердил боевые испытания двух Су-57 в Сирии[100][101]. 19 ноября 2018 года Минобороны России опубликовало кадры боевой работы Су-57 в Сирии. Сообщается, что всего было выполнено более 10 полётов[102]


В начале 2019-го года стало известно, что третий опытный образец Су-57 используется в качестве летающей лаборатории по отработке ряда систем по теме «Охотник», в частности тестируется БРЭО, связь, отработка группового применения беспилотного аппарата.[103][104].



Происшествия |





Помпаж Су-57 на авиасалоне МАКС-2011


21 августа 2011 года на МАКС-2011 при разгоне самолёта Су-57 (Т-50-2, б/н 52) была видна вспышка, после чего был выпущен тормозной парашют, и самолёт остановился в пределах взлётно-посадочной полосы. Причиной происшествия стал сбой в работе автоматики силовой установки двигателя. По мнению специалистов, речь идёт только о неустойчивой работе датчика, следящего за некоторыми параметрами силовой установки[105].


10 июня 2014 года на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова в подмосковном Жуковском после выполнения штатного испытательного полёта при посадке самолёта Су-57 (Т-50-5, б/н 055) наблюдалось задымление над правым воздухозаборником, затем произошло локальное возгорание, которое было оперативно потушено. Самолёт подлежит восстановлению[106]. Лётчик-испытатель Сергей Богдан, управлявший воздушным судном, успел покинуть машину и не пострадал. 7 декабря 2015 года после капитального ремонта самолёт вернулся в Жуковский для продолжения испытаний[107].



В массовой культуре |




МАКС-2013. Три борта Су-57 на исполнительном, и пилотажная группа «Беркуты» на Ми-28.




Эффект Прандтля — Глоерта. Су-57 на авиасалоне МАКС-2015.


Российская компания «Звезда» по лицензии ОКБ «Сухой» производит модель истребителя в масштабе 1:72 под названием «Су-50 (Т-50)».[108]



См. также |



  • Стелс-технология

  • Lockheed/Boeing F-22 Raptor

  • Lockheed Martin F-35 Lightning II

  • KAI KF-X

  • Chengdu J-20

  • Mitsubishi ATD-X Shinshin

  • Shenyang J-31


Связанные проекты


  • МиГ 1.44

  • Су-47

  • Охотник


  • Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА)


  • Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41[109][110][111][112]



Примечания |





  1. 12 Юрий Авдеев. «СУ»дарь расправляет крылья (неопр.). «Красная звезда» (24 марта 2010 года). Проверено 16 октября 2013. Архивировано 7 марта 2011 года.


  2. 1234 Российский истребитель пятого поколения поднялся в воздух (неопр.). Lenta.ru (29 января 2010). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 20 февраля 2012 года.


  3. 12 Производитель рассказал о завершающей стадии испытаний ПАК ФА. (неопр.). Взгляд (4 июля 2016).


  4. Т-50 / И-21 / ПАК ФА (неопр.). militaryrussia.ru (23 марта 2015). — «По состоянию на 20 августа 2009 года созданы два или три технических образца Су-57 (1—2 Т-50-КПО и 1 Т-50-КНС) для наземных испытаний и ведётся сборка первого лётного прототипа Т-50-1 […] 29 января 2010 года в 11:19 по местному времени пилот Сергей Богдан совершил первый полёт на Т-50-1 продолжительностью 47 минут […]. Второй полёт Т-50-1 в камуфляжной окраске ВВС России состоялся 12.02.2010 года в Комсомольске-на-Амуре.». Проверено 12 февраля 2010. Архивировано 20 февраля 2012 года.


  5. 123 Путин: на создание истребителя пятого поколения нужно ещё 30 млрд руб (неопр.). РИА Новости (17 июня 2010). Проверено 21 августа 2015.


  6. Индия потратит на истребители пятого поколения 25 миллиардов долларов (неопр.). Lenta.ru (5 октября 2010). Проверено 21 августа 2015.


  7. ВВС РФ 2020 (неопр.) (недоступная ссылка) (24 сентября 2007). Проверено 20 сентября 2009. Архивировано 20 февраля 2012 года.


  8. 123 Индия вышла из совместного с Россией проекта по созданию FGFA на основе Су-57 (неопр.).


  9. Diplomat, Franz-Stefan Gady, The. India Pulls out of Joint Stealth Fighter Project With Russia (англ.), The Diplomat. Проверено 3 июля 2018.


  10. Минобороны назвало дату начала закупок ПАК ФА для ВВС (неопр.). Lenta.ru (12 июля 2007). Проверено 12 июля 2010. Архивировано 20 февраля 2012 года.


  11. 12 Представитель ОДК: у нового двигателя для Т-50 прорывные характеристики, РИА Новости (14 февраля 2017). Проверено 25 октября 2017.


  12. Опубликовано видео полета истребителя Су-57 с новым двигателем (неопр.). ВЕДОМОСТИ.


  13. Су-57 — пустая трата времени? (неопр.). ИноСМИ.


  14. В России впервые запустили «изделие 30» (неопр.).


  15. Russia's New Su-57 Stealth Fighter Has A Big Problem That Won't Be Fixed Until 2025 (неопр.). The National Interest.


  16. Сычёв, Василий. Плоская лягушка, Лента.Ру (29 января 2010). Проверено 7 февраля 2010.


  17. Газукин П. Военачальники Российской армии. — М.: «Панорама», 2001. — С. 77, 81 — 192 с. — ISBN 5-94420-003-0.


  18. Газукин П. Строительство и реформирование Вооруженных Сил РФ в 2002-2003 гг. — М.: «Панорама», 2003. — С. 63-65 — 140 с. — (Серия: Силовые структуры) — ISBN 5-94420-015-4.


  19. Главком ВКС впервые сообщил название российского истребителя 5-го поколения (неопр.) (11 августа 2017). Проверено 11 августа 2017.


  20. Первый полёт российского истребителя пятого поколения прошёл успешно (неопр.). lenta.ru (29 января 2010). Проверено 29 января 2010. Архивировано 20 февраля 2012 года.


  21. ПАК ФА впервые преодолел звуковой барьер (неопр.). Lenta.ru (14 марта 2011).


  22. Пятый ПАК ФА совершил первый вылет в Комсомольске-на-Амуре (неопр.) (недоступная ссылка). Архивировано 29 октября 2013 года.


  23. Последние испытания Т-50 начались в России (неопр.). Телеканал «Звезда».


  24. 12345678 Совершил первый полёт 7-й экземпляр Т-50 (неопр.).


  25. Авиация России: Су-57 в Сирии (неопр.).


  26. Путин: на создание истребителя пятого поколения требуется еще 30 млрд руб, РИА Новости (17 июня 2010). Проверено 10 февраля 2018.


  27. Путин: истребитель пятого поколения будет в 3 раза дешевле аналогов (неопр.). РИА Новости (17 июня 2010).


  28. Dave Majumdar. Indian PAK-FA variant delayed by two years (неопр.) (недоступная ссылка). Архивировано 12 октября 2012 года.


  29. Формула успеха: Су-57 = F-22 + F-35. Часть первая (неопр.).


  30. «Сухой» Т-50 ПАК ФА. Фото. Характеристики. История. (неопр.).


  31. Шлем для ПАК ФА (неопр.) (21 декабря 2015). — «Заместитель генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Игорь Насенков поделился подробностями о новом шлеме для пилотов ПАК ФА».


  32. В России создано защищающее от радиации покрытие стекла (неопр.). Lenta.ru.


  33. Истребитель. Катапульта для пятого поколения (неопр.).


  34. На ПАК ФА установили катапультное кресло пятого поколения (неопр.).


  35. 123456 Андрей Фомин. «Пятое поколение: у нас и у них» (приложение к журналу «Взлёт»). — Москва: Аэромедиа, 2010. — С. 38, 48-49. — 60 с.


  36. Открытое акционерное общество «ОКБ СУХОГО». Описание изобретения к патенту. Самолёт интегральной аэродинамической компоновки. (рус.). Федеральная Служба по Интеллектуальной Собственности, Патентам и Товарным Знакам (27 января 2012). Архивировано 3 июня 2012 года.


  37. Юрий Авдеев, «Красная звезда». Интервью с главным конструктором ПАК-ФА Давиденко (рус.). «Красная звезда» (24 марта 2010).


  38. ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ – головная организация в отрасли нанотехнологий (рус.). «Красная звезда» (5 мая 2010). Архивировано 20 февраля 2012 года.


  39. Двигатель истребителя Т-50 не имеет аналогов ни в России, ни в мире (неопр.). РИА Новости (29 января 2010). Архивировано 20 февраля 2012 года.


  40. Александр Кузнецов. Виктор Чепкин. Наш ответ… бразильцам? (недоступная ссылка — историякопия) // РФ сегодня. — 2011. — № 10.


  41. На второй истребитель пятого поколения ПАК ФА установлен двигатель (неопр.). РИА Новости (11 марта 2010). Архивировано 20 февраля 2012 года.


  42. Т-50 с новыми двигателями взлетит в 2017 году (неопр.). Российская газета (5 декабря 2014).


  43. Первые образцы двигателя второго этапа для ПАК ФА выпустят в 2015 году (неопр.). РИА Новости (17 июня 2015). Проверено 8 сентября 2016.


  44. КнААЗ: двигатель второй очереди истребителя Су-57 готов, испытания идут по плану (неопр.). ТАСС (2 сентября 2016).


  45. Минпромторг :: Состоялся первый полёт летающей лаборатории Т-50 с двигателем 2-го этапа (неопр.).


  46. 12 Национальный аэрокосмический журнал «Взлёт» № 8-9 (август-сентябрь) 2009


  47. Ольга Божьева. Дегустация «Сухого». (рус.). Московский Комсомолец (26 января 2010 17:50). Проверено 26 января 2010. Архивировано 20 февраля 2012 года.


  48. 12 lenta.ru. Flight Global обнаружило на МАКС-2009 бортовую РЛС от ПАК ФА (рус.). Новости ВПК (31 августа 2009). Проверено 6 сентября 2009. Архивировано 27 января 2012 года.


  49. Defense Technology International. Russia's T-50 nears flight test (англ.) (недоступная ссылка) (Октябрь 2009). Архивировано 20 февраля 2012 года.


  50. 100 истребителей Су-30МКИ получат радары с АФАР и «умную обшивку» (рус.). Военный паритет (21 июля 2009). Проверено 16 октября 2009. Архивировано 20 февраля 2012 года.


  51. Открытый конкурс на право заключить договор на реализацию проекта «Реконструкция производства ФГУП „Государственный Рязанский приборный завод“» (неопр.).


  52. Радар для ПАК ФА готов к выходу в серию (неопр.). Ростех.


  53. Г.М. Скопец. Размерность истребителей (рус.) (19 марта 2007). Архивировано 20 февраля 2012 года.


  54. ПАК ФА заставит американцев изменить программу развития тактической авиации (рус.). Архивировано 20 февраля 2012 года.


  55. Общие положения по маскировочной окраске самолётов (рус.). Архивировано 20 февраля 2012 года.


  56. Пушка для ПАК ФА будет испытана в 2015 году (неопр.). Популярная механика.


  57. Пушку для истребителя пятого поколения испытают в 2015 году (неопр.). Lenta.ru.


  58. Модернизированная 30-мм пушка для истребителя Т-50 | Вооружённые силы Российской Федерации. Национальный оборонно-промышленный комплекс


  59. HAL и ОАК подписали контракт на разработку истребителя 5-го поколения (неопр.). «АРМС-ТАСС» (26 декабря 2008). Архивировано 20 февраля 2012 года.


  60. Индия разработает четверть истребителя пятого поколения (неопр.). Lenta.ru (8 января 2010). Архивировано 20 февраля 2012 года.


  61. ПАК ФА показали индийской делегации (неопр.). aex.ru (1 сентября 2010).


  62. Россия показала возможности ПАК ФА индийцам (неопр.). Лента.Ру (7 сентября 2010).


  63. В Дели еще не отказались от 5-го поколения истребителей. Российские технологии «стелс» не убедили индийских военных (неопр.). НГ (24 октября 2017).


  64. Индия лишила Россию Су-57 (неопр.). Lenta.ru (23 апреля 2018).


  65. ВВС Перу нуждаются в российских истребителях пятого поколения (неопр.). militaryparitet.com.


  66. J-20B (FC-20B) news (англ.), Pakistan Defence. Проверено 25 апреля 2018.


  67. У России появился новый покупатель истребителей Су-57 (неопр.).


  68. 1234567 http://www.knaapo.ru/press-centre/gallery/22/


  69. Первые фотографии самолета Т-50-9 (неопр.). bmpd.


  70. Девятый экземпляр российского истребителя пятого поколения поднялся в воздух (неопр.). Lenta.ru.


  71. Совершил первый полет последний Су-57, — источник (неопр.). Рамблер/новости.


  72. Новый экземпляр Су-57 совершил свой первый полет, — источник (неопр.). Naked Science.


  73. Юрий Борисов: программа ПАК ФА снова сдвигается, ВПК.name. Проверено 25 октября 2017.


  74. Замминистра обороны: серийные поставки ПАК ФА начнутся в 2018 году, Российская газета (3 июля 2016). Проверено 25 октября 2017.


  75. Завершён первый этап госиспытаний истребителя ПАК ФА. Проверено 22 июля 2017.


  76. Истребитель-невидимка Су-57 поступит в войска в 2018 году (неопр.).


  77. Индия катапультировалась из программы по созданию Су-57 (рус.) (24 апреля 2018). Проверено 5 мая 2018.


  78. В Минобороны рассказали, когда первая партия Су-57 поступит в войска (рус.) (30 июня 2018). Проверено 30 июня 2018.


  79. Интерфакс-Агентство Военных Новостей (неопр.). www.militarynews.ru. Проверено 24 ноября 2018.


  80. Источник: контракт на поставку 13 Су-57 для ВКС России планируется подписать в 2020 году (неопр.).


  81. 1234 ПАК ФА (неопр.). paralay.com.


  82. Индия раскрыла характеристики истребителя на базе ПАК ФА (неопр.). Lenta.ru (24 ноября 2011).


  83. Вести в субботу (неопр.). "Вести в субботу с Сергеем Брилёвым", ВГТРК (18 мая 2013).


  84. В двигателе, на котором сегодня летает Т-50, принципиально новых материалов нет — интервью с главой НПО «Сатурн», Военный паритет (17 марта 2010).


  85. 12 Россия выкатила истребитель 5-го поколения на старт. «Ракеты и бомбы будут располагаться на 16 точках подвески, из них 8 — внутри фюзеляжа, и ещё столько же — под крыльями».


  86. 1234 Как победить в ракетной гонке (неопр.) (недоступная ссылка). Архивировано 29 апреля 2010 года.


  87. Управляемые ракеты средней дальности (неопр.). militaryparitet.com.


  88. Пушку для истребителя пятого поколения испытают в 2015 году (неопр.).


  89. Индия лишила Россию Су-57 (неопр.).


  90. David Axe. Air Battle: Russia's Su-57 vs. America's Stealth F-22 (Which Is Better?) (англ.). The National Interest (14 November 2018). Проверено 8 февраля 2019.


  91. В США перестали считать Су-57 истребителем (неопр.). Lenta.ru (16 ноября 2018). Проверено 5 февраля 2019.


  92. Russia's Air Force Is Getting Lots of New Aircraft (Just Not a Lot of Su-57s or Stealth) (неопр.). The National Interest (6 января 2019).


  93. Russia Claims Its Su-57 Fighter Is Even More Stealth (Be Skeptical) (неопр.). The National Interest (14 января 2019).


  94. National Interest назвал технологию новейшего истребителя Су-57 устаревшей (неопр.). Газета.Ru (15 января 2019). Проверено 8 февраля 2019.


  95. Олег Москвин, Александр Колпаков. Стоит ли обращать внимание на американскую критику Су-57 (неопр.). «Взгляд» (16 января 2019). Проверено 8 февраля 2019.


  96. https://www.businessinsider.com/comparison-of-f-22-su-57-and-j-20-stealth-planes-2018-3


  97. Началась опытно-боевая эксплуатация истребителя Су-57 (неопр.). vz.ru (8 февраля 2018).


  98. СМИ сообщили о замеченных в Сирии российских истребителях пятого поколения (неопр.). interfax.ru=date=2018-02-22.


  99. Новейший российский истребитель Су-57 прибыл на испытание в Сирию (неопр.). Коммерсантъ (22 февраля 2018).


  100. Шойгу рассказал об успешных испытаниях Су-57 в Сирии‍ (неопр.). РИА Новости.


  101. В США сочли фейком и пропагандой запуск ракеты с Су-57 в Сирии (неопр.). Lenta.ru (6 июня 2018).


  102. Минобороны России опубликовало уникальные кадры боевой работы перспективных авиационных комплексов пятого поколения Су-57 в Сирийской Арабской Республике (неопр.). mil.ru (19 ноября 2018).


  103. Источник: системы БПЛА "Охотник" испытывают на Су-57 (неопр.). ТАСС (29 января 2019). — «На третьем опытном образце Су-57 установлены бортовые радиоэлектронные системы "Охотника", ведется их отработка в полете на этом истребителе». Проверено 31 января 2019.


  104. Идут испытания бортового оборудования российского БПЛА «Охотник» (неопр.). regnum.ru (30 января 2019). — «используется третий опытный образец истребителя пятого поколения Су-57». Проверено 31 января 2019.


  105. Названа причина инцидента с истребителем пятого поколения на МАКСе (неопр.).


  106. Сообщение компании «Сухой» по поводу инцидента с самолётом Т-50 (неопр.).


  107. В Жуковском продолжатся испытания многоцелевого истребителя пятого поколения | Жуковский -Городская служба новостей (неопр.). www.zhukgsn.ru. Проверено 7 декабря 2015.


  108. Модель самолета 1/72 - Российский истребитель пятого поколения Су-50 (Т-50) (рус.). zvezda.org.ru. Проверено 25 ноября 2018.


  109. Истребитель-перехватчик МиГ-41 сможет работать в космосе


  110. МиГ-41 сможет работать в космосе


  111. Перспективный МиГ-41: российский перехватчик будущего?


  112. Искусственный интеллект на сверхзвуковых скоростях: в России разрабатывают новый истребитель МиГ-41




Ссылки |




  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Су-57


  • T-50 ПАК ФА. Король Неба. Новый русский самолёт. на YouTube

  • КБ «Сухой» — главный разработчик ПАК ФА


  • Информация о ПАК ФА на сайте «Стелс Машины»


  • Пятое поколение: у нас и у них (рус.)


  • Т-50 (ПАК ФА) — статья в Лентапедии. 2012 год.


  • Взлетел! Первый полёт российского истребителя пятого поколения прошёл успешно // Взгляд.ру, 2010


  • Российский истребитель пятого поколения успешно отлетал первые 45 минут // NEWSru.com


  • Плоская лягушка. Российский истребитель пятого поколения совершил первый полёт // Лента.ру

  • Россия демонстрирует военную мощь с помощью «футуристического» истребителя


  • Инфографик по сравнительным характеристикам Т-50 и F-22 Raptor // РИАН


  • П. Бутовски. Русское «5-е поколение» начинает взлёт! // airforce.ru


  • Индия обнародовала подробности об истребителе на базе ПАК ФА // Лента.ру, 2011


  • Индия раскрыла характеристики истребителя на базе ПАК ФА // Лента.ру, 2011


Критика



  • Ajai Shukla. Russia can’t deliver on Fifth Generation Fighter Aircraft: IAF. // Business Standard, 21 января 2014


  • David Axe. The Indians HATE Their New Russian-Made Stealth Fighter. Январь 2014. (англ.)


  • В Lockheed Martin нашли у ПАК ФА слишком мало качеств истребителя пятого поколения // фев 2016


Патенты



  • Многофункциональный самолёт с пониженной радиолокационной заметностью // ФИПС


  • Многорежимный высокоманёвренный самолёт интегральной аэродинамической компоновки // ФИПС


  • Самолёт интегральной аэродинамической компоновки // ФИПС


  • Планер многорежимного высокоманёвренного самолёта // ФИПС


  • Способ регулирования сверхзвукового воздухозаборника // ФИПС


  • Защитное устройство воздухозаборника летательного аппарата // ФИПС


  • Грузовой отсек самолёта // ФИПС


  • Воздухозаборник самолёта (противорадиолокационная решетка) // ФИПС


Видео



  • Первый полёт ПАК ФА — видео от пресс-службы «Сухого»


  • Репортаж канала «Россия 24» о первом полёте ПАК ФА


  • Репортаж канала «НТВ» о первом полёте ПАК ФА

  • Видео с презентации ПАК ФА

  • Интервью Погосяна (дальность на сверхзвуке и дозвуке)


Фотографии


  • Фотографии пресс-службы Сухого с первого полёта ПАК ФА


  • Галерея фотографий ПАК ФА на сайте paralay.com (рус.)


  • Фотографии первого и второго прототипа ПАК ФА (Т-50) в полёте (2010—2011)









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz