Тикси (монастырь)

















































Тикси
Thikse Monastery2.jpg
Тибетское название
Тибетское письмо
ཁྲིག་ཙེ་དགོན་པ
Вайли
khrig tse dgon pa
Фонетика
trik tsé gön pa


Тикси (Индия)

Red pog.png

Тикси




Координаты:

34°03′23″ с. ш. 77°40′00″ в. д.HGЯOL
Информация о монастыре
Дата основания
середина XV века
Дата реставрации
1980 — достроен храм Майтреи
Школа
Гелуг
Архитектура
Замковая центрально-тибетская архитектура.

Тикси — буддийский монастырь школы гелуг (Гелугпа, жёлтошапочные), расположен на вершине холма на берегах Инд, приблизительно в 19 км к востоку от Леха[1], в Ладакхе, северная Индия. Часто отмечают его сходство с Дворцом Потала в Лхасе, Тибет. Это крупнейший монастырь-гомпа в центральном Ладакхе[2].


Монастырь стоит на высоте 3600 над уровнем моря, в верховьях Инда. Это 12-этажный комплекс построек с чортенами, статуями, тханками, фресками, а также оружием (мечи хранятся в святилищах дхармапал). Замечателен Храм Майтрея (будущий Будда), построенный к визиту нынешнего Далай-ламы в 1970. 15-метровая статуя Майтрея, самая большая в сегодняшнем Ладакхе, занимает два этажа. В комплекс Тикси входит и соседний женский монастырь[3][4].




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Современность




  • 2 Структура


    • 2.1 Внешний вид


    • 2.2 Майтрейя Будда


    • 2.3 Зал собраний


    • 2.4 Храм Тары


    • 2.5 Храм Ламокханг и кельи




  • 3 Женский монастырь


  • 4 Праздники


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





История |


В начале XV века н. э. Цонкапа, основатель реформированной Гелуг (школа желтошапочных), отправил 6 учеников нести его учения в отдалённые уголки Тибета. Цонкапа дал своему ученику Шерабу Сангпо, маленькую статую Амитаюса (Чепакмет), Будды долголетия, здоровья и счастья. В статуе содержалась капля крови самого Цонкапы. Цонкапа отправил его в Ладакх по просьбе царя этого края с целью распространения буддизма[5][6]. Царь, тогда живший в Нубра (долина) около Щел, принял статую как дар. После встречи, Царь отправил министра помоч Шерабу Сангпо построить монастырь Гулуг в Ладакхе. В результате, в 1433, Шераб основал маленький монастырь Лхакханг Серпо (значит — Жёлтый храм) у деревни Стагмо, севернее Инда. Несмотря на его усилия, лам вошедших в гелуг было мало, хотя его ученики прославились в царстве.[5][6][7][8]




Молитвенный барабан и фреска Цзонкхапы, расположенные у лестницы, ведущей по монастырю.


В середине 15 века, Палден Сангпо продолжил работы с монастырём начатую его учителем Шераб Сангпо. Он принял обязательство построить большой монастырь и случилось необычное событие при выборе места. Легенда утверждает, что Цзонкхапа предсказал, что учение будет процветать на правом берегу Инда. Так и получилось, когда Тикси основали на правом берегу. Его примеру последовали Спитук-Гомпа и Ликир-Гомпа, тоже на правом берегу.[2] В другом рассказе Шераб и Палден Сангпо выполняли некие ритуалы близ Сангмо Лакханг. При подношении торма (ритуальные торты), сделанные из сатту (нутовой муки), были отнесены на вершину скалы и брошены вниз. Когда они хотели бросить торма, появились две вороны, схватили торма и понесли. Они положили торма на другой стороне холма. Когда Палден Сангпо и его ученики стали искать торма, они пришли на место будущего Тикси и увидели, что вороны в целости положили торма на скалу. Палден увидел в этом знак свыше и основал на этом месте монастырь.[2][9]

















Left:Вид из монастыря на долину. Right: Панорамный вид из монастыря.




Новый монастырь находился недалеко от Стагмо, стоит на священной горе, недалеко от деревни с таким же названием. Вероятно там стояла какая-то кадампинская постройка, святилище Стагмо в 7 км в северу.[9][10]Великий Переводчик Ринчен Санпо, построил когда-то храм Лакханг Ньерма у Тикси, посвятив его божественной защитнице Дордже Ченмо. Сегодня он стоит в руинах.


Вскоре, известность Тиксе была меньше только известности Хемиса, который управлял 10 монастырями, включая Дискит-Гомпа, Спитук-Гомпа, Ликир-Гомпа и Сток-Гомпа. Монастырь получил во владение 1327,3 акров земли и 25 деревень.[11]


Около 1770, лама из Ханле повелел, что его старший сын займёт трон Ладакха, а другими князьями станут ламы из Тикси и Спитук. В результате, принц Джигсмет Намгьял стал ламой в Тиксе.[12]



Современность |


Реставрацией старых ладакхских монастырей занимается Археологическое управление Индии, по запросу монастырской администрации. Однако, не обошлось без споров.[13] Говорили, что новое гранитное покрытие дворика не сочетается с гомпой, а старое грязное и каменное было гораздо гармоничней.[13] Также восстановлено правое крыло монастыря, построена новая столовая, кухня, но был перекрыт внутренний двор, что очень не понравилось обитателям.[13] Поэтому, при проведении новых работ, решили только восстанавливать старое, не изменяя планировку.[13]



Структура |



Внешний вид |




Внутренний двор монастыря


Монастырь — крупнейший в центральном Ладкхе.[14] Он как бы спускается с вершины холма, располагаясь на его склоне, причём самые важные постройки находятся наверху, а менее значительные внизу.[14] Он сильно напоминает Потала в Лхасе, Тибет, бывший дворец Далай-лам.[15] Поэтому, Тикси иногда называют 'Мини Потала'.[2] На машине[16] можно подъехать из долины к восточному крылу монастыря. У входа стоит статуя ваджраянского защитника учения, далее лестница. На вершине — ступа (чортен).[9]


Внизу есть двор, от которого лестница ведёт к главному комплексу из 10 храмов, она проходит через 12 уровней. Там две основные комнаты. Монастырь покрашен в красное, охрой и белое (дома 60 лам).[17] Рядом есть женский монастырь. Как Ликир и Рангтун-Гомпа он был построен по плану крепостей центрального Тибета.[17] С крыши открывается отличный вид на долину Инда, на востоке виден Матхо-Гомпа, замок Сток (он на юге от долины) и бывший царский дворец Шей-Гомпа (на западе).



Майтрейя Будда |




Статуя Майтреи занимает два этажа.


Достопримечательностью стал Майтрея (будущий Будда), точнее его храм построенный к визиту Его Святейшества Далай-ламы в 1970. Статуя Майтреи высотой 15 метров — самая большая подобная в Ладакхе и занимает два этажа.[3] Обычно, Майтрея стоит или сидит на троне со спущенными ногами, но этот сидит в позе лотоса (падмасана). Статуя — самая большая в монастыре, её делали 4 года. Её создали местные мастера под руководством Наванга Церинга из Центрального Института Буддийских Исследований (Лех) — из глины, золота и меди.[18][19][20]



Зал собраний |




Жёлтая постройка — зал собраний, красная — храм защитника учения.


На стене зала собраний изображён тибетский календарь и Бхавачакра — колесо Жизни с гневом, страстью и непониманием в центре.[19]

















Зал собраний. Слева: Будда во внутреннем святилище. Справа: трон Далай-ламы и настоятеля.




Рядом со стеной находится хранилище священных рукописей. Далее есть святыня со статуей Будды с Бодхисаттвами по бокам, Манджушри справа и Майтреей слева.[3] В зале собраний изображён 11-главый Авалокитешвара и Падмасамбхава. В центре зала стоит троны Далай-ламы и настоятеля. На фресках можно видеть Махакала и Ситатапатра-Дукар. 225 томов Данджур хранятся завёрнутыми в шёлк на специальных стеллажах.[3]



Храм Тары |


Храм посвящённый богине Таре и 21 её изображение стоит на полках.[3] Также, маленькие храмы посвящены защитникам, включая Чам-спринга — хранителя Тикси — его храм между двором и лестницей.[3][18][19] Чи-кханг изображён как Будда с двумя учениками и Ямантака.[3] Фрески во дворе: Цзонкхапа, Будда, Падмасамбхава, Палден Лхамо и Махакала.



Храм Ламокханг и кельи |




Фреска




Алтарь




Защитник монастыря


В храме Ламокханг на вершине монастыря хранятся тома Ганджура и Стангьюра. В этот храм пускают только мужчин.[3][18] Большая ступа и стена мани у входа в храм.[9] В маленькой комнате наверху учат мальчиков из близлежащих деревень, некоторые из них потом становятся ламами.[19] Настоятель также живёт наверху.[18] Также там есть стела с выгравированными поучениями Будды. Монахи живут в кельях, выкрашенных в белый цвет.[21]



Женский монастырь |


Женский монастырь и школа для девочек встроена в стены Тикси. Женский монастырь подчиняется настоятелю Тикси. Исторически в Ладакхе женские монастыри были в заниженном положении, а их обитательницы жили в постоянной нишете и постоянно трудились, снабжая мужские монастыри.[22] В 1990-х годах положение монашек привлекло к себе общественное внимание и Тикси не стал исключением.[22] В 1995 году Сакьядхидская конференция буддисток состоялась в Лехе, была создана Ладакхская ассоциация монахинь (в 1996). Это стало первым шагом для выведения монахинь из «подневольного состояния в духовным практикам».[22] Настоятель, Тикси Ринпоче, поддержал эти начинания. Монастырь пожертвовал землю новому женскому монастырю Ньерма, около Тикси, когда-то в том месте построил храм Ринчен Санпо, святой переводчик X века. Сейчас он под патронажем Тикси.[22]


Сейчас в монастыре 26 монахинь, в возрасте от 43 до 87 лет.[22] Они также оказали воздействие на традицию их наименования вместо ‘ани’ (примерно «тётя» — также иногда обращаются к служанки) на «чо-мо» — «женщина-религиозный практик».[22] Они приняли завет Махападжапати Готами (сестра матери Шакьямуни и первая бхикшуни-монахиня) как свой гимн.[22] По д влиянием слов 14-го Далай-ламы Кхенпо Наванг Джамьянг Чамба и Цултим Тхарчин стали активистами монахинь Тиксе.[22] Голландский фонд ладакхских монахинь (DFLN) осуществляет денежную и организационную помощь монахиням в Ньерма.[23]



Праздники |


Фестиваль Гутор проводится каждый год, 17-19 день 11 месяца по лунному календарю (Октябрь-Ноябрь). Как часть праздника проводится мистерия Цам.[18][21][24] В монастыре также проводят ладкхскую ярмарку, на которую стекаются местные жители для торговли и общения.[25] Песочная мандала содаётся на празднике.[21] Утренняя молитва в 7 утра, и синхронное пение сутр привлекает много паломников.[2][21]
В Тикси были построены больница, отель, ресторан и магазины с сувенирами.[2] За вход в монастырь взимается «пожертвование»-плата в 20 рупий.[21]



Примечания |





  1. Singh (2006), p.91


  2. 123456 Thicksey Monastery (неопр.) (недоступная ссылка — история ). Проверено 4 декабря 2009.


  3. 12345678 Bhasin, Sanjeev Kumar. Amazing land Ladakh: places, people, and culture. — Indus Publishing. — P. 106. — ISBN 9788173871863.


  4. Bandhu, Desh. Thiksey Monastery. — Indus
    Publishing, 1997. — P. 112. — ISBN 8173870691, 9788173870699.



  5. 12 Malik, Abdul Hamid. Ladakh Region. — Gazetteers Dep., Gov. of Jammu and Kashmir, 1984. — P. 87.


  6. 12 Jina, p.319-320


  7. Rizvi, pp. 231—232


  8. Thicksey Monastery (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 4 декабря 2009. Архивировано 31 июля 2013 года.


  9. 1234 Jina, p.320


  10. Rizvi (1996), pp. 231—232


  11. Jina, Prem Singh. Ladakh: past and present. — Gyan Books, 2000. — P. 161–2. — ISBN 8121206545.


  12. H. N. Kaul. Ladakh through the ages, towards a new identity. — Indus Publishing. — P. 58, 61. — ISBN 9788185182759.


  13. 1234 Outlook. Outlook 3 November 2008. — Outlook Publishing, 2008. — P. 28–29.


  14. 12 Graetz, Stéphanie de Windisch-. Himalayan kingdoms: gods, people & the arts. — Roli Books International, 1982.


  15. Kaur, p.94


  16. Bhasin (2006), p.106


  17. 12 «Handa (1987), p. 149»>Handa (1987), p. 149


  18. 12345 Thiksey Monastery, J&K (неопр.). Проверено 2 декабря 2009. Архивировано 4 июля 2012 года.


  19. 1234 Thiksey Gompa (неопр.). Проверено 4 декабря 2009. Архивировано 4 июля 2012 года.


  20. Prem Singh Jina. Recent researches on the Himalaya. — Indus Publishing. — P. 118–9, 202. — ISBN 9788173870699.


  21. 12345 Bindoloss, Joe. India. — Lonely Planet, 2007. — P. 381–382. — ISBN 1741043085, 9781741043082.


  22. 12345678 Jan Willis. The Cho-mos of Ladakh: From Servants to Practitioners (неопр.) (недоступная ссылка). Buddhadharma: The Practitioners Quarterly (2004). Проверено 4 декабря 2009. Архивировано 30 октября 2004 года.


  23. News Letter Spring 2005 (неопр.) (недоступная ссылка). Dutch Foundation for Ladakhi Nuns. Проверено 4 декабря 2009. Архивировано 11 июля 2006 года.


  24. Thiksey Gompa (неопр.). Проверено 2 декабря 2009. Архивировано 4 июля 2012 года.


  25. Thiksey Festival (неопр.). Проверено 4 декабря 2009. Архивировано 4 июля 2012 года.




Литература |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Bhasin, Sanjeev Kumar. Amazing Land Ladakh: Places, People, and Culture. — Indus Publishing, 2006. — ISBN 8173871868.

  • Jina, P. S. Ladakh Himalaya: past and present. — Anmol Publications Pvt. Ltd., 2006. — P. 316, 319–347. — ISBN 8126125799, 9788126125791.

  • Handa, O. C. (1987). Buddhist Monasteries in Himachal Pradesh. Indus Publishing Company, New Delhi. ISBN 81-85182-03-5.

  • Kaur, S. Ladakh Mountains Of Adventure. — Children's Book Trust. — ISBN 8170119790.

  • Rizvi, J. (1996). Ladakh: Crossroads of High Asia. 2nd Edition. Oxford University Press. ISBN 0-19-564546-4.

  • Singh, Lipika. The World of Buddhism, Volume 2. — Shubhi Publications, 2006. — ISBN 8182900484.



Ссылки |



  • Страница на tbrc.org

  • Описание на buddhist-temples.com









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz