Упайя







Буддизм


  • История

  • Философия

  • Люди

  • Страны

  • Школы

  • Понятия

  • Тексты

  • Хронология

  • Критика буддизма



Упайя (санскр. उपाय, искусные средства[1]) — термин махаянского буддизма. С помощью упайи учитель ведёт ученика к просветлению.


Часто этот термин используется совместно с термином «каушала» (санскр. कौशल्य, удобный). Упайя-каушала — это доктрина искусных средств[2]. Термин буквально переводится как методологическое удобство или инструментальное умение, но хорошим переводом также является: проворность, умелость, хитрость, изобретательность. Упайя-каушала акцентирует внимание практикующего на собственных специфических техниках и методах прекращения страданий (в философском смысле) и вводит новые средства для приближения к освобождению от кармы. Смысл этого заключается в том, что техника, видение и проворность практикующего необязательно правильны с точки зрения «высшего» смысла, но все равно могут быть использованы для достижения «правильного» результата.


Одним из следствий этого стало подтверждение жизнеспособности формы практики буддизма, с одновременной критикой его предпосылок и несовместимостью с другой «высшей» практикой. В некоторых текстах Махаяны, таких как, например, «Лотосовая сутра», это служит механизмом для обсуждения старых буддийских традиций. Так, например, говорится, что Будда дал различные упайи, а не открыл окончательную истину, к которой люди ещё не были готовы.


Знаменитая история из Лотосовой сутры часто преподносится как пример упайи. Один человек, вернувшись домой, обнаружил что дом его в огне, а дети его внутри играют со своими любимыми игрушками. Он начал кричать детям, чтобы они убегали из горящего дома, но дети не поверили в то, что дом горит, и продолжали играть внутри. Поразмыслив о том, как он может использовать подходящие средства для убеждения, человек сказал детям, что он принес позолоченую тележку и игрушечного быка для них, и эти игрушки ожидают их на улице. Услышав это, дети выбежали из горящего дома и были спасены[2].


Наиболее важное в концепции упайи — ясный ум и сострадание, преподаваемые специфическими уроками для ограниченной аудитории.



Примечания |





  1. Кеоун, 2001, с. 141.


  2. 12 Кеоун, 2001, с. 84.




Литература |


  • Кеоун Д. Буддизм. — М.: «Весь мир», 2001. — 176 с. — ISBN 5-7777-0143-4.


Ссылки |



  • David C. Yu, «Skill-in-means and the Buddhism of Tao-sheng»

  • John Schroeder, «Nagarjuna and the doctrine of „skillful means“»










Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz