Саттва

















Индуизм
Aum


  • История

  • Пантеон


Направления


  • Вишнуизм

  • Шиваизм

  • Шактизм

  • Смартизм


Верования и практики


  • Дхарма

  • Артха

  • Кама

  • Мокша

  • Карма

  • Сансара

  • Йога

  • Бхакти

  • Майя

  • Пуджа

  • Киртан

  • Мандир

  • Тиртха и кшетра


Священные писания


  • Веды

  • Упанишады


  • Агамы и тантры

  • Рамаяна

  • Махабхарата

  • Бхагавадгита

  • Пураны

  • Сутры

  • другие


Родственные темы


  • Индуизм по странам

  • Архитектура

  • Календарь

  • Праздники

  • Креационизм

  • Монотеизм

  • Атеизм

  • Обращение в индуизм

  • Аюрведа

  • Джьотиша



Hindu swastika
Портал «Индуизм»

Са́ттва (санскр. सत्त्व, sattva IAST — «чистота», «чистый»; в буквальном переводе «существование, реальность») — гуна сущности, благости, одна из трёх гун (качеств) природы в философии индуизма, в частности в философии санкхьи — одной из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Среди трёх гун — саттвы, раджаса и тамаса — саттва считается самым чистым и возвышенным качеством материальной природы. Термин также употребляется в философии буддизма.




Содержание






  • 1 В философии санкхья


  • 2 Саттва в философии индуизма


  • 3 Саттвические элементы


  • 4 Саттвические личности


  • 5 В буддизме


  • 6 См. также


  • 7 Примечания





В философии санкхья |


В «Санкхья-карике» саттва имеет свойства «легкой и освещающей» (С.-к.13). Аспекты буддхи (интеллекта), связанные с саттвой — дхарма, джняна, бесстрастие, успех (С.-к. 23). Также с саттвой связаны появления манаса и 10 индрий (органов чувств и действий) из ахамкары (С.-к. 26).



Саттва в философии индуизма |


В «Бхагавад-гите», Кришна описывает саттва-гуну, как один из уровней материальной привязанности, или обусловленности:


.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}




« Из них истовость (саттва), чистотою своей природы [все] озаряющая, чуждая недуга, сковывает влечением к радости и влечением к знанию, о безупречный.[1]
»

В Сиддха-сиддханта паддхати перечисляются следующие проявления саттвы в ментальных процессах[2]:




  • дайя — доброта или сострадание;


  • дхарма — праведность, справедливость;


  • крийя — готовность совершать благие дела;


  • бхакти — почитание или преданность;

  • шраддха — вера.



Саттвические элементы |


Только чистые и не осквернённые элементы и пищевые продукты обладают качеством саттвы. Еда должна быть здоровой и полезной для здоровья. Саттвические элементы не должны выводить ум из равновесия. Следовательно, различные одурманивающие субстанции, такие как наркотики и алкоголь, не относятся к категории саттвических. К саттвическим также не относятся любые объекты или пища, для производства которых была причинена боль другим живым существам, так как в этом случае объект был получен с помощью насилия. Следовательно, к категории саттвы относится только вегетарианская пища, при условии, что она является свежей. Некоторые элементы, которые рассматриваются как саттвические:



  • Цветы (в особенности лотос), фрукты, или любая вегетарианская еда, пригодная для предложения божеству.

  • Дерево ниим и туласи

  • Среди животных — корова, которая олицетворяет мать. Также коровье молоко, при условии того, что корова содержится в естественных условиях, что она здорова, и что молоко было получено только после того, как её телёнок был накормлен. Если с коровой плохо обращаются, пить её молоко считается греховным действием.



Саттвические личности |


Индивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, можно узнать по его поведению и образу жизни. Действия индивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, направлены на благо мира. Он постоянно занят благоприятной деятельностью, и живёт просто и целомудренно. Он мало ест, он решителен и правдив. Он никогда не использует нецензурную лексику и никого не оскорбляет. Он не чувствует зависти, ревности или похоти и свободен от алчности и эгоизма. Он никого не обманывает и не сбивает с толку. Он не допускает никакой скверны даже в своих мыслях. Он обладает хорошей памятью и способностью сосредотачиваться. Его основной интерес заключается в увеличении своих духовных знаний, он проводит большую часть своего времени в медитации и поклонении Богу. В особых случаях он совершает различные аскезы и длительную медитацию. Такие личности как правило являются долгожителями и поддерживают свое здоровье в отличном состоянии. Саттвического индивида можно также узнать по тому, что его деятельность на умственном уровне, на физическом уровне и его речь не противоречат друг другу и находятся в гармонии. На санскрите используются три слова для описания этого состояния — манаса (мысль), вача (речь), кармана (действия). В индуизме, саттвическими считаются святые, ведийские мудрецы и дэвы.



В буддизме |


В буддизме — понятие, характеризующие существа, объекты или явления, обладающие чистотой, не распространяющие зло. Кроме того, понятие саттва характеризует существ, обладающих сознанием и, следовательно, способностью испытывать страдания, вследствие чего им присуща природа Будды и они обладают возможностью достичь просветления.



См. также |


  • Сатчитананда


Примечания |





  1. Махабхарата. Книга VI. Бхишмапарва. / Пер. и комм. В. Г. Эрмана. (14.6)


  2. Горакшанатх. Сиддха-сиддханта паддхати. — шлока 1.51.









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz