Bombardier Q Series
Q Series / Bombardier DHC-8 | |
---|---|
DHC-8 авиакомпании Flybe | |
Тип | ближнемагистральный, военно-транспортный, пассажирский |
Разработчик | De Alistando de oo9ooCanada |
Производитель | De Havilland Canada (1980—1992) Bombardier Aerospace (1992—н. в.) |
Первый полёт | 20 июня 1983 года |
Начало эксплуатации | 1984 год (NorOntair) |
Конец эксплуатации | производится, эксплуатируется |
Эксплуатанты | QantasLink (97) Air Canada Jazz (75) Flybe (54) Horizon Air (40) |
Годы производства | 1983—н. в. |
Единиц произведено | 1 257 (31 декабря 2018 года) [1] |
Стоимость единицы | $ 22 000 000-35 500 000 |
Базовая модель | De Havilland Canada Dash 7 |
Изображения на Викискладе |
Bombardier DHC-8 / Q серия или Бомбардье Дэш 8 (также обозначается как DHC-8) — канадский двухмоторный турбовинтовой ближнемагистральный военно-транспортный, пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости, разработанный и выпускаемый канадской авиастроительной компанией De Havilland Canada до 1992 года. С 1992 года по настоящее время Bombardier DHC-8 производится канадской авиастроительной компанией Bombardier Aerospace, которая в 1992 году выкупила компанию De Havilland Canada у американской авиастроительной компании Boeing.
С 1996 года самолёт носит обозначение Q — серия от английского слова «тихий» (англ. quiet), благодаря установленной системе активного шумоподавления (англ. Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system), разработанной для снижения уровня шума в салоне самолёта и снижения вибрации до уровня турбореактивных авиалайнеров. По состоянию на 30 сентября 2016 года построено 1202 самолёта Bombardier DHC-8 всех модификаций.
Содержание
1 Аэродинамическая схема
2 История самолёта
3 Модификации
3.1 Серия 101
3.2 Серия 200
3.3 Серия 300
3.4 Серия 400
4 Лётно-технические характеристики
5 Заказы и поставки
6 Авиакомпании-операторы
7 Потери самолётов
8 Похожие самолеты
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки
Аэродинамическая схема |
История самолёта |
Модификации |
Серия 101 |
Bombardier DHC-8-100 — первая пассажирская модификация самолета Bombardier DHC-8 пассажировместимостью на 37 — 40 пассажиров, введённая в эксплуатацию в 1984 году. На ранние экземпляры самолетов были установлены двигатели Pratt & Whitney PW 120, производящиеся американской двигателестроительной компанией Pratt & Whitney. 13 декабря 1985 года был сертифицирован Управлением Гражданской Авиации CAA. На более поздние самолеты DHC-8-100 стали устанавливать более усовершенствованные двигатели Pratt & Whitney PW 121, мощностью 1800 л. с. (1343 кВт). В 1990 году самолет с новыми двигателями Pratt & Whitney PW 121 сертифицирован Управлением Гражданской Авиации (CAA).
DHC-8M-100 — транспортная модификация самолета Bombardier DHC-8. Произведено 2 самолета данной модификации для транспортной авиации Канады.
Bombardier CC-142 — военно-транспортная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для ВВС Канады в Европе.
Bombardier CT-142 — учебно-тренировочная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для обучения штурманов ВВС Канады.
Bombardier E-9A — патрульная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для ВВС США, которая используется для обеспечения военных учений США в Мексиканском заливе. 2 самолёта базируются на американском военном аэродроме Tyndall AFB, расположенном в штате Флорида (США).
Серия 200 |
Bombardier DHC-8-200 — модификация пассажирского самолета Bombardier DHC-8 пассажировместимостью 37 — 39 человек, аналогичная модификации Bombardier DHC-8-100, но с более мощными двигателями Pratt & Whitney PW123 мощностью 2150 л. с. (1604 кВт).
DHC-8-Q200 — пассажирская модификация самолета Bombardier DHC-8, аналогичная модификации Bombardier DHC-8-200, но с наличием системы активного шумоподавления (Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system).
Серия 300 |
DHC-8-300: Удлинённая на 3,43 м версия, 50-56 местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 1989. Оснащался двигателями PW123 или PW123B или PW123E, мощностью 2500 л. с. (1865 кВт).
DHC-8-300A: Модификация DHC-8-300 с увеличенной полезной нагрузкой.
Q300: Модификация DHC-8-300 с системой активного шумоподавления (ANVS).
Серия 400 |
DHC-8-Q400: Увеличенная модификация, 70-78-местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 2000 году. Крейсерская скорость на 140 км/ч выше, чем у предыдущих версий, и составляет 667 км/ч. Самолёт оснащён двигателями PW150A, максимальной мощностью 5143 л. с. (3783 кВт) (крейсерская мощность 4919 л. с. (3618 кВт)). Практический потолок составляет 7600 м для стандартных вариантов; для самолётов, оснащённых выпадающими кислородными масками пассажиров, потолок составляет 8200 м. Все самолёты модификации Q400 имеют систему активного шумоподавления (ANVS).
DHC-8-Q400 Next Generation: Модификация Q400 с улучшенным салоном, освещением, иллюминаторами, верхней багажной полкой и с уменьшенными расходом топлива и стоимостью обслуживания.
DHC-8-Q400-MR: Противопожарная модификация Q400 для French Sécurité Civile, приспособленная для сброса до 2600 галлонов противопожарного реагента или воды на очаг возгорания.
Лётно-технические характеристики |
Q200[2] | Q300[3] | Q400[4] | |
---|---|---|---|
Начало эксплуатации | 1995 | 1989 | 2000 |
Технические характеристики | |||
Экипаж | 2 человека | ||
Типовая пассажировместимость | 37 (один класс) | 50 (один класс) | 70 (один класс) |
Пассажировместимость | 37-39 | 50-56 | 50-90 |
Длина | 22,25 м | 25,68 м | 32,81 м |
Высота | 7,49 м | 7,49 м | 8,3 м |
Диаметр фюзеляжа | 2,69 м | ||
Размах крыла | 25,89 м | 27,43 м | 28,4 м |
Площадь крыла | 54,4 м² | 56,2 м² | 63,1 м² |
Масса снаряжённого | 10 483 кг | 11 791 кг | 17 185 кг |
Масса самолёта без топлива | 14 696 кг | 17 917 кг | 25 855 кг |
Максимальная взлётная масса | 16 466 кг | 19 505 кг | 29 257 кг |
Максимальная посадочная масса | 15 649 кг | 19 051 кг | 28 009 кг |
Масса коммерческой нагрузки с полным запасом топлива | 3407 кг | 5138 кг | 8670 кг |
Запас топлива | 3160 л | 6526 л | |
Двигатели | 2× PW123C/D | 2× PW123B | 2× PW150A |
Габариты пассажирского салона | |||
Максимальная ширина салона | 2,03 м | ||
Длина салона | 9,1 м | 12,6 м | 18,8 м |
Лётные характеристики | |||
Крейсерская скорость | 537 км/ч | 528 км/ч | 556 км/час |
Практическая дальность с типовой коммерческий нагрузкой | 1713 км | 1558 км | 2040 км |
Практическая дальность (с LR баками) | н/д | 2034 км | 2522 км |
Длина разбега (с максимальной взлётной массой) | 1000 м | 1178 м | 1402 м |
Практический потолок | 7620 м | 8230 м |
Заказы и поставки |
Модель | Заказано | Поставлено | Невыполненные заказы |
---|---|---|---|
Q100 | 299 | 299 | 0 |
Q200 | 105 | 105 | 0 |
Q300 | 267 | 267 | 0 |
Q400 | 638 | 586 | 52 |
Итого | 1309 | 1257 | 52 |
Источник: Program Status Report — Q-Series aircraft on December 31, 2018[5]
Авиакомпании-операторы |
Аврора — 11[6]
Якутия — 4[7]
AirBaltic — 12[8]
Air Canada Jazz — 75[9]
Air Canada Express — 86[10]
Air Creebec — 8[11]
Air Inuit — 7[12]
Porter Airlines — 29[13]
ANA Wings — 24
Arik Air (Нигерия) — 4[14]
ASKY Airlines — 2
Ethiopian Airlines — 23[15]
Flybe — 54
Horizon Air — 40
Alaska Airlines — 40
Philippine Airlines — 8
Qazaq Air — 3[16]
Olympic Air — 10
SATA Air Açores — 6[17]
QantasLink (включая Eastern Australia Airlines и Sunstate Airlines) — 97[18][19][20]
Skippers Aviation — 10[21]
Skytrans Airlines — 15[22]
Surveillance Australia — 11[23]
Air New Zealand Link (включая Air Nelson) — 23[24][25]
Luxair — 4[26]
Austrian Airlines — 18[27]
Widerøe — 40[28]
CEM Air — 4[29]
SpiceJet — 24[30]
Air Iceland — 6[31]
LOT — Polish Airlines — 12[32]
Потери самолётов |
По данным сайта Aviation Safety Network по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 30 самолётов de Havilland Canada DHC-8 различных модификаций.[33] DHC-8 пытались угнать 7 раз, при этом никто не погиб. Всего в этих происшествиях погибли 179 человек.[34]
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
15.04.1988 | N819PH | Сиэтл | 0/40 | Грубая посадка с горящим двигателем. |
21.11.1990 | HS-SKI | Самуй | 38/38 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибок экипажа. |
06.06.1993 | D-BEAT | Париж | 4/23 | Не смог изменить курс посадки. |
09.06.1995 | ZK-NEY | Палмерстон-Норт | 4/21 | Экипаж отвлекло от пилотирования решение проблем с шасси. |
14.06.2001 | LN-WIS | Ботсфьорд | 0/27 | Грубая посадка. |
07.12.2002 | B-3567 | Сиань | 0/н.д. | При запуске двигателей врезался в терминал. |
01.05.2005 | LN-WIK | Хаммерфест | 0/30 | |
20.04.2007 | C6-BFN | Говернорс-Харборruen | 0/48 | |
12.08.2007 | HL5256 | Пусан | 0/74 | |
09.09.2007 | LN-RDK | Ольборг | 0/73 | При приземлении подломилась правая стойка шасси, сломалась часть правого крыла. |
12.09.2007 | LN-RDS | Паланга | 0/52 | При заходе на посадку в аэропорту Паланга не выпустились передняя и правая стойки шасси. При аварийной посадке в Вильнюсе передняя и правая стойки шасси не встали на замок и подломились. |
12.02.2009 | N200WQ | Буффало | 1+49/49 | Врезался в здание при заходе на посадку, ошибка экипажа. Из-за усталости капитан и второй пилот не отреагировали на предупреждение компьютера и совершили ряд критических ошибок, которые привели к сваливанию и потере управления. |
19.11.2009 | N355PH | Колокани | 0/9 | Аварийная посадка: самолёт потерял стойку шасси и правое полукрыло. |
04.03.2011 | TF-JMB | Нук | 0/34 | |
13.10.2011 | P2-MCJ | Маданг | 28/32 | Резкая потеря высоты, в связи с ураганом. |
10.06.2012 | V2-LGH | Антигуа | 0/0 | Уничтожен пожаром. |
05.10.2013 | N356PH | Аканди | 4/6 | Разбился во время морской операции против наркоторговцев в районе границы Колумбии с Панамой. Предположительно, борт ВВС США. |
29.01.2014 | OY-GRI | Илулиссат | 0/15 | При посадке разрушилась левая основная стойка шасси, самолёт выкатился за пределы ВПП. |
30.09.2015 | LX-LGH | Саарбрюккен | 0/20 | Самолёт при подъёме упал на взлётно-посадочную полосу с убранным шасси и остановился около 360 м до конца ВПП. |
17.09.2016 | YL-BAI | Рига | 0/н.д. | При посадке не вышло переднее шасси. |
23.02.2017 | G-JECP | Амстердам | 0/н.д. | Грубая посадка с полувыпущенными шасси. |
10.01.2018 | SP-EQG | Варшава | 0/н.д. | При посадке не вышло переднее шасси. |
12.03.2018 | S2-AGU | Катманду | 49/71 | Разбился при посадке. |
10.08.2018 | N449QX | Сиэтл | 1/1 | Был угнан из аэропорта Сиэтла 29-летним механиком авиакомпании Horizon Air Ричардом Расселом из суицидальных побуждений. Самолёт рухнул на остров Кетрон[35][36]. |
Похожие самолеты |
- ATR 72
- Ан-24
- Saab 2000
- Ан-140
- Ил-114
Примечания |
↑ Program Status Report - Q Series aircraft
↑ Bombardier Q200 specifications, Retrieved: April 6, 2008.
↑ Bombardier Q300 specifications, Retrieved: April 6, 2008.
↑ Bombardier Q400 specifications Архивная копия от 14 января 2006 на Wayback Machine, Retrieved: April 6, 2008.
↑ Program Status Report - CRJ Series aircraft (неопр.).
↑ Aurora Fleet Details and History (неопр.).
↑ Yakutia Airlines Fleet Details and History (неопр.).
↑ https://www.planespotters.net/production-list/search?fleet=Air-Baltic&manufacturer=De-Havilland-Canada&subtype=DHC-8-400&fleetStatus=current
↑ Jazz Air Fleet Details and History (неопр.).
↑ Air Canada Express Fleet Details and History (неопр.).
↑ Air Creebec Fleet Details and History (неопр.).
↑ Air Inuit Fleet Details and History (неопр.).
↑ Porter Airlines Fleet Details and History (неопр.).
↑ https://www.planespotters.net/production-list/search?fleet=Arik-Air&manufacturer=De-Havilland-Canada&type=DHC-8_Dash-8&fleetStatus=current
↑ https://www.planespotters.net/production-list/search?fleet=Ethiopian-Airlines&manufacturer=De-Havilland-Canada&subtype=DHC-8-400&fleetStatus=current
↑ Qazaq Air Fleet Details and History (неопр.).
↑ SATA - Air Acores Fleet Details and History (неопр.).
↑ Eastern Australia Airlines Fleet Details and History (неопр.).
↑ QantasLink Fleet Details and History (неопр.).
↑ Sunstate Airlines Fleet Details and History (неопр.).
↑ Skippers Aviation Fleet Details and History (неопр.).
↑ Skytrans Airlines Fleet Details and History (неопр.).
↑ Surveillance Australia Fleet Details and History (неопр.).
↑ Air New Zealand Link Fleet Details and History (неопр.).
↑ Air Nelson Fleet Details and History (неопр.).
↑ Luxair Fleet Details and History (неопр.).
↑ Austrian Airlines Fleet Details and History (неопр.).
↑ Widerøe Fleet Details and History (неопр.).
↑ Cemair Fleet Details and History (неопр.).
↑ SpiceJet Fleet Details and History (неопр.).
↑ Flugfelag Islands - Air Iceland Fleet Details and History (неопр.).
↑ LOT - Polish Airlines Fleet Details and History (неопр.).
↑ Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > DHC-8 > DHC-8 Statistics (неопр.). aviation-safety.net. Проверено 15 марта 2019.
↑ Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > DHC-8 > DHC-8 Statistics (неопр.). aviation-safety.net. Проверено 15 марта 2019.
↑ Угон самолета вскрыл уязвимость американских аэропортов // НГ, 11 августа 2018
↑ В США работник аэропорта угнал пассажирский самолет и разбился в заливе :: Общество :: РБК
Литература |
- полковник О. Нейвинский. Военные и специальные модификации самолёта DHC-8 // «Зарубежное военное обозрение», № 7 (808), июль 2014. стр.65-70
Ссылки |
- Bombardier Q-Series Aircraft
- Bombardier Q-Series
Для улучшения этой статьи желательно: |