Bombardier Q Series




















































Q Series / Bombardier DHC-8
Flybe dash8 g-jecl takeoff manchester arp.jpg
DHC-8 авиакомпании Flybe
Тип
ближнемагистральный, военно-транспортный, пассажирский
Разработчик
Канада De Alistando de oo9ooCanada
Производитель
Канада De Havilland Canada (1980—1992)
Канада Bombardier Aerospace (1992—н. в.)

Первый полёт
20 июня 1983 года
Начало эксплуатации
1984 год (NorOntair)
Конец эксплуатации
производится, эксплуатируется
Эксплуатанты
Австралия QantasLink (97)
Канада Air Canada Jazz (75)
Великобритания Flybe (54)
Соединённые Штаты Америки Horizon Air (40)

Годы производства
1983—н. в.
Единиц произведено
1 257 (31 декабря 2018 года) [1]
Стоимость единицы
$ 22 000 000-35 500 000
Базовая модель
De Havilland Canada Dash 7
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Bombardier DHC-8 / Q серия или Бомбардье Дэш 8 (также обозначается как DHC-8) — канадский двухмоторный турбовинтовой ближнемагистральный военно-транспортный, пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости, разработанный и выпускаемый канадской авиастроительной компанией De Havilland Canada до 1992 года. С 1992 года по настоящее время Bombardier DHC-8 производится канадской авиастроительной компанией Bombardier Aerospace, которая в 1992 году выкупила компанию De Havilland Canada у американской авиастроительной компании Boeing.


С 1996 года самолёт носит обозначение Q — серия от английского слова «тихий» (англ. quiet), благодаря установленной системе активного шумоподавления (англ. Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system), разработанной для снижения уровня шума в салоне самолёта и снижения вибрации до уровня турбореактивных авиалайнеров. По состоянию на 30 сентября 2016 года построено 1202 самолёта Bombardier DHC-8 всех модификаций.




Содержание






  • 1 Аэродинамическая схема


  • 2 История самолёта


  • 3 Модификации


    • 3.1 Серия 101


    • 3.2 Серия 200


    • 3.3 Серия 300


    • 3.4 Серия 400




  • 4 Лётно-технические характеристики


  • 5 Заказы и поставки


  • 6 Авиакомпании-операторы


  • 7 Потери самолётов


  • 8 Похожие самолеты


  • 9 Примечания


  • 10 Литература


  • 11 Ссылки





Аэродинамическая схема |



История самолёта |



Модификации |



Серия 101 |




DHC-8-100 Air Canada Jazz




  • Bombardier DHC-8-100 — первая пассажирская модификация самолета Bombardier DHC-8 пассажировместимостью на 37 — 40 пассажиров, введённая в эксплуатацию в 1984 году. На ранние экземпляры самолетов были установлены двигатели Pratt & Whitney PW 120, производящиеся американской двигателестроительной компанией Pratt & Whitney. 13 декабря 1985 года был сертифицирован Управлением Гражданской Авиации CAA. На более поздние самолеты DHC-8-100 стали устанавливать более усовершенствованные двигатели Pratt & Whitney PW 121, мощностью 1800 л. с. (1343 кВт). В 1990 году самолет с новыми двигателями Pratt & Whitney PW 121 сертифицирован Управлением Гражданской Авиации (CAA).


  • DHC-8M-100 — транспортная модификация самолета Bombardier DHC-8. Произведено 2 самолета данной модификации для транспортной авиации Канады.


  • Bombardier CC-142 — военно-транспортная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для ВВС Канады в Европе.


  • Bombardier CT-142 — учебно-тренировочная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для обучения штурманов ВВС Канады.


  • Bombardier E-9A — патрульная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для ВВС США, которая используется для обеспечения военных учений США в Мексиканском заливе. 2 самолёта базируются на американском военном аэродроме Tyndall AFB, расположенном в штате Флорида (США).



Серия 200 |




  • Bombardier DHC-8-200 — модификация пассажирского самолета Bombardier DHC-8 пассажировместимостью 37 — 39 человек, аналогичная модификации Bombardier DHC-8-100, но с более мощными двигателями Pratt & Whitney PW123 мощностью 2150 л. с. (1604 кВт).


  • DHC-8-Q200 — пассажирская модификация самолета Bombardier DHC-8, аналогичная модификации Bombardier DHC-8-200, но с наличием системы активного шумоподавления (Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system).



Серия 300 |




DHC-8-300 Air Canada Jazz




  • DHC-8-300: Удлинённая на 3,43 м версия, 50-56 местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 1989. Оснащался двигателями PW123 или PW123B или PW123E, мощностью 2500 л. с. (1865 кВт).


  • DHC-8-300A: Модификация DHC-8-300 с увеличенной полезной нагрузкой.


  • Q300: Модификация DHC-8-300 с системой активного шумоподавления (ANVS).



Серия 400 |




DHC-8-400 AirBaltic




  • DHC-8-Q400: Увеличенная модификация, 70-78-местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 2000 году. Крейсерская скорость на 140 км/ч выше, чем у предыдущих версий, и составляет 667 км/ч. Самолёт оснащён двигателями PW150A, максимальной мощностью 5143 л. с. (3783 кВт) (крейсерская мощность 4919 л. с. (3618 кВт)). Практический потолок составляет 7600 м для стандартных вариантов; для самолётов, оснащённых выпадающими кислородными масками пассажиров, потолок составляет 8200 м. Все самолёты модификации Q400 имеют систему активного шумоподавления (ANVS).


  • DHC-8-Q400 Next Generation: Модификация Q400 с улучшенным салоном, освещением, иллюминаторами, верхней багажной полкой и с уменьшенными расходом топлива и стоимостью обслуживания.


  • DHC-8-Q400-MR: Противопожарная модификация Q400 для French Sécurité Civile, приспособленная для сброса до 2600 галлонов противопожарного реагента или воды на очаг возгорания.



Лётно-технические характеристики |























































































































































Q200[2]
Q300[3]
Q400[4]
Начало эксплуатации 1995 1989 2000
Технические характеристики
Экипаж 2 человека
Типовая пассажировместимость 37 (один класс) 50 (один класс) 70 (один класс)
Пассажировместимость 37-39 50-56 50-90
Длина 22,25 м 25,68 м 32,81 м
Высота 7,49 м 7,49 м 8,3 м
Диаметр фюзеляжа 2,69 м
Размах крыла
25,89 м 27,43 м 28,4 м
Площадь крыла 54,4 м² 56,2 м² 63,1 м²
Масса снаряжённого 10 483 кг 11 791 кг 17 185 кг
Масса самолёта без топлива 14 696 кг 17 917 кг 25 855 кг
Максимальная взлётная масса 16 466 кг 19 505 кг 29 257 кг
Максимальная посадочная масса 15 649 кг 19 051 кг 28 009 кг
Масса коммерческой нагрузки с полным запасом топлива 3407 кг 5138 кг 8670 кг
Запас топлива 3160 л 6526 л
Двигатели 2× PW123C/D 2× PW123B 2× PW150A
Габариты пассажирского салона
Максимальная ширина салона 2,03 м
Длина салона 9,1 м 12,6 м 18,8 м
Лётные характеристики
Крейсерская скорость 537 км/ч 528 км/ч 556 км/час
Практическая дальность
с типовой коммерческий нагрузкой
1713 км 1558 км 2040 км
Практическая дальность
(с LR баками)
н/д 2034 км 2522 км
Длина разбега
(с максимальной взлётной массой)
1000 м 1178 м 1402 м
Практический потолок 7620 м 8230 м


Заказы и поставки |







































Модель
Заказано
Поставлено
Невыполненные заказы
Q100 299 299 0
Q200 105 105 0
Q300 267 267 0
Q400 638 586 52
Итого 1309 1257 52

Источник: Program Status Report — Q-Series aircraft on December 31, 2018[5]



Авиакомпании-операторы |




  • Россия Аврора — 11[6]


  • Россия Якутия — 4[7]


  • Латвия AirBaltic — 12[8]


  • Канада Air Canada Jazz — 75[9]


  • Флаг Канады Air Canada Express — 86[10]


  • Флаг Канады Air Creebec — 8[11]


  • Флаг Канады Air Inuit — 7[12]


  • Флаг Канады Porter Airlines — 29[13]


  • Япония ANA Wings — 24


  • Нигерия Arik Air (Нигерия) — 4[14]


  • Того ASKY Airlines — 2


  • Эфиопия Ethiopian Airlines — 23[15]


  • Великобритания Flybe — 54


  • Соединённые Штаты Америки Horizon Air — 40


  • Соединённые Штаты Америки Alaska Airlines — 40


  • Филиппины Philippine Airlines — 8


  • Казахстан Qazaq Air — 3[16]


  • Флаг Греции Olympic Air — 10


  • Флаг Португалии SATA Air Açores — 6[17]


  • Флаг Австралии QantasLink (включая Eastern Australia Airlines и Sunstate Airlines) — 97[18][19][20]


  • Флаг Австралии Skippers Aviation — 10[21]


  • Флаг Австралии Skytrans Airlines — 15[22]


  • Флаг Австралии Surveillance Australia — 11[23]


  • Флаг Новой Зеландии Air New Zealand Link (включая Air Nelson) — 23[24][25]


  • Флаг Люксембурга Luxair — 4[26]


  • Флаг Австрии Austrian Airlines — 18[27]


  • Флаг Норвегии Widerøe — 40[28]


  • Флаг ЮАР CEM Air — 4[29]


  • Флаг Индии SpiceJet — 24[30]


  • Флаг Исландии Air Iceland — 6[31]


  • Флаг Польши LOT — Polish Airlines — 12[32]





Потери самолётов |


По данным сайта Aviation Safety Network по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 30 самолётов de Havilland Canada DHC-8 различных модификаций.[33] DHC-8 пытались угнать 7 раз, при этом никто не погиб. Всего в этих происшествиях погибли 179 человек.[34]


















































































































































































Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
15.04.1988

Флаг США N819PH

Флаг США Сиэтл
0/40
Грубая посадка с горящим двигателем.
21.11.1990

Флаг Таиланда HS-SKI

Флаг Таиланда Самуй
38/38
Разбился при заходе на посадку из-за ошибок экипажа.
06.06.1993

Флаг Германии D-BEAT

Флаг Франции Париж
4/23
Не смог изменить курс посадки.
09.06.1995

Флаг Новой Зеландии ZK-NEY

Флаг Новой Зеландии Палмерстон-Норт
4/21
Экипаж отвлекло от пилотирования решение проблем с шасси.
14.06.2001

Флаг Норвегии LN-WIS

Флаг Норвегии Ботсфьорд
0/27
Грубая посадка.
07.12.2002

Флаг Китайской Народной Республики B-3567

Флаг Китайской Народной Республики Сиань
0/н.д.
При запуске двигателей врезался в терминал.
01.05.2005

Норвегия LN-WIK

Норвегия Хаммерфест
0/30

20.04.2007

Багамские Острова C6-BFN

Багамские Острова Говернорс-Харборruen
0/48

12.08.2007

Республика Корея HL5256

Республика Корея Пусан
0/74

09.09.2007

Швеция LN-RDK

Дания Ольборг
0/73
При приземлении подломилась правая стойка шасси, сломалась часть правого крыла.
12.09.2007

Швеция LN-RDS

Литва Паланга
0/52
При заходе на посадку в аэропорту Паланга не выпустились передняя и правая стойки шасси. При аварийной посадке в Вильнюсе передняя и правая стойки шасси не встали на замок и подломились.

12.02.2009

Флаг США N200WQ

Флаг США Буффало
1+49/49
Врезался в здание при заходе на посадку, ошибка экипажа. Из-за усталости капитан и второй пилот не отреагировали на предупреждение компьютера и совершили ряд критических ошибок, которые привели к сваливанию и потере управления.
19.11.2009

Флаг США N355PH

Флаг Мали Колокани
0/9
Аварийная посадка: самолёт потерял стойку шасси и правое полукрыло.
04.03.2011

Флаг Исландии TF-JMB

Флаг Гренландии Нук
0/34

13.10.2011

Флаг Папуа — Новой Гвинеи P2-MCJ

Флаг Папуа — Новой Гвинеи Маданг
28/32
Резкая потеря высоты, в связи с ураганом.
10.06.2012

Флаг Антигуа и Барбуды V2-LGH

Флаг Антигуа и Барбуды Антигуа
0/0
Уничтожен пожаром.
05.10.2013

Флаг США N356PH

Флаг Колумбии Аканди
4/6
Разбился во время морской операции против наркоторговцев в районе границы Колумбии с Панамой. Предположительно, борт ВВС США.
29.01.2014

Флаг Гренландии OY-GRI

Флаг Гренландии Илулиссат
0/15
При посадке разрушилась левая основная стойка шасси, самолёт выкатился за пределы ВПП.
30.09.2015

Флаг Люксембурга LX-LGH

Флаг Германии Саарбрюккен
0/20
Самолёт при подъёме упал на взлётно-посадочную полосу с убранным шасси и остановился около 360 м до конца ВПП.
17.09.2016

Флаг Латвии YL-BAI

Флаг Латвии Рига
0/н.д.
При посадке не вышло переднее шасси.
23.02.2017

Флаг Великобритании G-JECP

Флаг Нидерландов Амстердам
0/н.д.
Грубая посадка с полувыпущенными шасси.
10.01.2018

Флаг Польши SP-EQG

Флаг Польши Варшава
0/н.д.
При посадке не вышло переднее шасси.

12.03.2018

Флаг Непала S2-AGU

Флаг Непала Катманду
49/71
Разбился при посадке.
10.08.2018

Флаг США N449QX

Флаг США Сиэтл
1/1
Был угнан из аэропорта Сиэтла 29-летним механиком авиакомпании Horizon Air Ричардом Расселом из суицидальных побуждений. Самолёт рухнул на остров Кетрон[35][36].


Похожие самолеты |



  • ATR 72

  • Ан-24

  • Saab 2000

  • Ан-140

  • Ил-114



Примечания |





  1. Program Status Report - Q Series aircraft


  2. Bombardier Q200 specifications, Retrieved: April 6, 2008.


  3. Bombardier Q300 specifications, Retrieved: April 6, 2008.


  4. Bombardier Q400 specifications Архивная копия от 14 января 2006 на Wayback Machine, Retrieved: April 6, 2008.


  5. Program Status Report - CRJ Series aircraft (неопр.).


  6. Aurora Fleet Details and History (неопр.).


  7. Yakutia Airlines Fleet Details and History (неопр.).


  8. https://www.planespotters.net/production-list/search?fleet=Air-Baltic&manufacturer=De-Havilland-Canada&subtype=DHC-8-400&fleetStatus=current


  9. Jazz Air Fleet Details and History (неопр.).


  10. Air Canada Express Fleet Details and History (неопр.).


  11. Air Creebec Fleet Details and History (неопр.).


  12. Air Inuit Fleet Details and History (неопр.).


  13. Porter Airlines Fleet Details and History (неопр.).


  14. https://www.planespotters.net/production-list/search?fleet=Arik-Air&manufacturer=De-Havilland-Canada&type=DHC-8_Dash-8&fleetStatus=current


  15. https://www.planespotters.net/production-list/search?fleet=Ethiopian-Airlines&manufacturer=De-Havilland-Canada&subtype=DHC-8-400&fleetStatus=current


  16. Qazaq Air Fleet Details and History (неопр.).


  17. SATA - Air Acores Fleet Details and History (неопр.).


  18. Eastern Australia Airlines Fleet Details and History (неопр.).


  19. QantasLink Fleet Details and History (неопр.).


  20. Sunstate Airlines Fleet Details and History (неопр.).


  21. Skippers Aviation Fleet Details and History (неопр.).


  22. Skytrans Airlines Fleet Details and History (неопр.).


  23. Surveillance Australia Fleet Details and History (неопр.).


  24. Air New Zealand Link Fleet Details and History (неопр.).


  25. Air Nelson Fleet Details and History (неопр.).


  26. Luxair Fleet Details and History (неопр.).


  27. Austrian Airlines Fleet Details and History (неопр.).


  28. Widerøe Fleet Details and History (неопр.).


  29. Cemair Fleet Details and History (неопр.).


  30. SpiceJet Fleet Details and History (неопр.).


  31. Flugfelag Islands - Air Iceland Fleet Details and History (неопр.).


  32. LOT - Polish Airlines Fleet Details and History (неопр.).


  33. Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > DHC-8 > DHC-8 Statistics (неопр.). aviation-safety.net. Проверено 15 марта 2019.


  34. Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > DHC-8 > DHC-8 Statistics (неопр.). aviation-safety.net. Проверено 15 марта 2019.


  35. Угон самолета вскрыл уязвимость американских аэропортов // НГ, 11 августа 2018


  36. В США работник аэропорта угнал пассажирский самолет и разбился в заливе :: Общество :: РБК




Литература |


  • полковник О. Нейвинский. Военные и специальные модификации самолёта DHC-8 // «Зарубежное военное обозрение», № 7 (808), июль 2014. стр.65-70


Ссылки |



  • Bombardier Q-Series Aircraft

  • Bombardier Q-Series












Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz