Ан-30
















































Ан-30
Polet Antonov An-30 Nikiforov-1.jpg
Тип
самолёт аэрофотосъёмки
Разработчик
Союз Советских Социалистических Республик ОКБ-49, ОКБ имени О. К. Антонова
Производитель
Союз Советских Социалистических Республик ОКБ имени О. К. Антонова
Первый полёт
21 августа 1967 года
Начало эксплуатации
1975
Статус
эксплуатируется
Эксплуатанты
ВВС РФ, ВВС Украины
Годы производства
1971 — 1980
Единиц произведено
125
Базовая модель
Ан-24
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Ан-30 (изделие «ФК» или Ан-24ФК, «Настя», «Настенька», по кодификации НАТО: Clank — «Лязг») — самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова совместно с ОКБ им. Бериева. Ан-30 является глубокой модификацией пассажирского самолёта Ан-24 и предназначен для аэрофотосъёмочных и аэрогеофизических работ. Используется также в военной авиации для воздушной разведки[1].




Содержание






  • 1 История


  • 2 Оборудование


  • 3 Применение


  • 4 Модификации


  • 5 Характеристики


  • 6 Авиапроисшествия и катастрофы


  • 7 Операторы


    • 7.1 Военные




  • 8 Ан-30 в музеях


  • 9 См. также


  • 10 Примечания


  • 11 Литература


  • 12 Ссылки


  • 13 Галерея





История |


Разработка Ан-30 началась в июле 1964 года, когда Советское правительство поставило перед ОКБ им. О. К. Антонова задачу создать на базе пассажирского самолёта Ан-24 специализированный самолёт для аэрофотосъёмки. Заказчиком выступило Главное Управление Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) СССР при поддержке ВВС. Первоначально машина задумывалась в двух различных форматах: для гражданской авиации и для ВВС, однако позже остановились на единой компоновке с установкой различного фотооборудования и спецаппаратуры на базовых модификациях Ан-30А и Ан-30Б[2].


Эскизный проект и макет под обозначением Ан-24ФК был представлен заказчику в 1965 году. Предполагалось вместо РЛС «Эмблема» оборудовать в расширенной носовой части застекленную кабину штурмана-аэрофотосъемщика, установить дополнительные топливные баки в центроплане, подфюзеляжный обтекатель, наглухо зашить багажную дверь, а также приподнять кабину пилотов для улучшения обзора и доступа в кабину штурмана, что стало отличительным признаком всех Ан-30.[2] Полный экипаж планировался из семи человек: двух лётчиков, штурмана-аэрофотосъемщика, радиста, бортмеханика и двух операторов. Параллельно готовилось фотооборудование позволяющее осуществлять съёмку для топографических карт масштабом 1:3000 и 1:150000[3].


Весной 1967 года на опытном заводе ОКБ им. Бериева в Таганроге был изготовлен прототип — Ан-24ФК в варианте «А». Первый полёт на нём экипаж лётчика-испытателя И. Е. Давыдова совершил 21 августа 1967 года. Всего было совершено 32 полёта по варианту «А»[3]. В начале следующего года в НИИ ВВС прошли испытания Ан-24ФК в варианте «Б», было совершено 13 полетов. Самолёт испытывали лётчики-испытатели Ю. Н. Курлин, Ю. Н. Кетов, Б. В. Степанов, В. А. Залюбовский, штурман-испытатель Г. Н. Гуменюк, бортрадист Ю. С. Сумный, ведущий инженер Б. М. Юшков.[2][4]


В июле 1968 года завершились все заводские испытания. Межремонтный ресурс Ан-30 был установлен в 6000 летных часов или 4000 полётов в течение пяти лет. После того, как Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) с 7 апреля по 17 июня 1970 года провёл государственные испытания Ан-24ФК в варианте «А» (ведущий лётчик-испытатель К. А. Романов, ведущий инженер Б. М. Емельянов), самолёт был принят в эксплуатацию под названием Ан-30. Испытания показали, что новый самолёт имеет значительное преимущество перед своими предшественниками — Ли-2ФК, Ил-14ФК и Ил-14ФКМ.[3]


Ан-30 был запущен в серийное производство на Киевском авиационном заводе в 1971 году. Всего с 1971 по 1980 год было построено 125 самолётов (124 Ан-30 + 1 опытный в Таганроге). По другим сведениям — 123, также упоминается цифра в 115 машин, из них 23 самолёта пошли на экспорт в Афганистан, Болгарию, Вьетнам, Китай, Кубу, Чехию, Монголию.[2][3][4][5][неавторитетный источник?]


1975-м в Мячковском авиаотряде управления ГА под Москвой было создано первое в СССР специализированное подразделение из Ан-30, которое в 1975—1980 годах осуществило фотоаэросъёмку 28 млн кв. км.[1]


В 1975 году Ан-З0А № «СССР-30030» был продемонстрирован на авиационно-космическом салоне в Ле Бурже.[1]


Вскоре были разработаны две последующие модификации — Ан-З0М и Ан-З0Д. Созданный ведущими специалистами АНТК им. O.K. Антонова — В. А. Гарвардтом, М. А. Кокаревым, И. В. Оболончиком и Э. А. Шоломицким, Ан-З0М «Метеозащита» предназначен для искусственного вызывания осадков путём дозированного отстрела метеопатронов с гранулированным диоксидом углерода, активировавшей атмосферные осадки[2].


Ан-30Д (Дальний) «Сибиряк» оборудовался по бокам фюзеляжа дополнительными топливными баками, системой дальней навигации и другим оборудованием для полётов за Полярным кругом в целях ведения ледовой разведки.[1][4] Один Ан-30Д был оборудован радиолокационной станцией бокового обзора «Торос» для съёмки с высоты 6000 м ледового покрова[1].


Три самолёта оборудовали для ведения радиационной разведки на ядерном полигоне в Семипалатинске. 5 января 1978 года при посадке на аэродром в Семипалатинске-21 в сложных метеоусловиях один Ан-30РР разбился[6].


Фотокартограф Ан-30Б в количестве 33 машин поступил в отдельные дальнеразведывательные эскадрильи (одраэ) ВВС СССР базировавшиеся в Красноярске (151 одраэ) — 9, Черновцах (86 одраэ) — 11, Братске (5-я одраэ) — затем на аэродроме Белая в Иркутской области и в Тирасполе — 10, а также в отае 2-го ГНИП (Семипалатинск-21) — 3[3]. С ноября 1981 года в Афганистане использовался как для разведки, включая горную местность, так и для ведения визуального наблюдения. Вскоре боевые функции экипажей Ан-30Б стали включать «наведение боевой авиации на вскрытые цели, фотографирование районов ударов до и после боевого воздействия, фотографирование площадок высадки вертолётных десантов, дорог и прилегающей к ним местности, площадное воздушное фотографирование для выявления неизвестных целей или подтверждения информации, поиск сбитых самолётов и вертолётов и другие частные задачи»[4]. Три Ан-30Б вошли в состав 50 отдельного смешанного авиационного полка (осап), базировавшегося в Кабуле. Для защиты от ракет переносных зенитно-ракетных комплексов на самолётах устанавливались кассеты АСО-2В.[1] Несмотря на защиту, 11 марта 1985 года один Ан-30Б был подбит ПЗРК, при заходе на посадку на аэродром Баграм потерпел катастрофу. Погибли два члена экипажа.


Экипажи Ан-30Б также принимали участие в вооружённых конфликтах в Чечне в 1994 и в 1999 годах. На машинах устанавливались кассеты «Веер» или УВ-26 с соответственно 196 и 384 инфракрасными ловушками.[2][4]


После подписания в 1992 году «Договора по открытому небу», Ан-З0Б стали совершать полёты в Европе для контроля над военными объектами и передвижениями войск[2]. 23 мая 2012 года у Ан-З0Б при посадке в Чехии произошел надлом передней стойки шасси. Самолёт вынесло за пределы взлетно-посадочной полосы, начался пожар[7].


В 1991 году в подразделениях ГВФ числилось 66 Ан-30А[3]. По состоянию на 1 января 2004 года в российских авиакомпаниях эксплуатировалось 27 самолётов Ан-30А и Ан-З0Д[2]. В 2013 году в России находилось в эксплуатации 4 Ан-30А[3].


В Военно-воздушных силах Российской Федерации осталось менее 10 самолётов АН-30Б.


После распада СССР Ан-30Б из 86 одраэ в Черновцах вошли в состав самолётного парка ВВС Украины. Один Ан-30Б из ВВС Украины был сбит 6 июня 2014 года под Славянском в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины[8].


Три машины АН-30 в гражданской раскраске и с надписями "Аэрофлот" можно увидеть на 18-й минуте фильма "Версия полковника Зорина". На двух из них видно бортовые номера: 30070 и 30073. По всей вероятности - аэродром в Черновцах.



Оборудование |


На Ан-30 устанавливался комплекс новейшего навигационного оборудования, включая доплеровский измеритель угла сноса и путевой скорости ДИСС-ФК, автомат программного разворота АРП-2 в комплекте с автопилотом АП-28Л1Ф, призванные обеспечить безопасное выполнение полётов и днём, и ночью. Специализированный комплекс автоматического и полуавтоматического оборудования для аэрофотосъёмки устанавливался по заказу МГА или ВВС. Ан-30А оснащали широкоугольным аэрофотоаппаратом АФА41/7,5, длиннофокусным АФА-54/40 для плановой съёмки, АФА 54/50 для перспективной съёмки с обоих бортов самолёта. Ан-30Б оснащали фотоаппаратом АФА-54/50, гиростабилизирующей установкой ТАУ-М над передним фотолюком, обеспечивающую с точностью до 15 угловых минут вертикальное положение оси фотообъектива независимо от маневров самолёта, а также радиодальномерной системой «Лотос», радиовысотомером и электрометеорографом.[1][4]


В средней части фюзеляжа самолёта оборудованы пять остеклённых фотолюков, из которых можно производить плановую и перспективную аэрофотосъёмку. Штурман находится в остеклённом носу самолёта, что позволяет качественно проводить сложную аэросъёмку. Аэрофотосъёмка выполняется в масштабах от 1:3000 до 1:200 000 аппаратами с различными фокусными расстояниями. Возможна обработка фотоплёнки прямо на борту самолёта. В носовом подфюзеляжном обтекателе размещалась РЛС «Гроза-30» с антенной. Также имеется топографический радиовысотомер РВТД-А с фоторегистратором, комплекс спасательного оборудования. Кабины экипажа, штурмана и аэрофотосъёмочная герметичны и оборудованы системой кондиционирования воздуха. Созданы благоприятные условия для экипажа: есть места для отдыха, кухня, туалет. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24ВТ и одного дополнительного реактивного двигателя РУ-19А-300.[1][2][4]



Применение |




Ан-30Б Воздушных сил Украины


Самолёты активно использовались для аэрофотосъёмки местности при составлении и обновлении географических карт, а также работали по заявкам, в интересах различных ведомств.
В настоящее время самолёты Ан-30Б используются Россией, Украиной, Болгарией, Казахстаном и другими странами для наблюдательных полётов в рамках международного Договора по открытому небу. Также, АН-30 с демонтированным аэрофото-съёмочным оборудованием используются как транспортные или, после установки дополнительных иллюминаторов, тепло-звукоизоляции и вибропоглощающего покрытия на фюзеляж, а также системы кондиционирования и освешения в салоне, как пассажирские самолёты Ан-30А-100 на 20 мест.[4]



Модификации |



































Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ан-24ФК Прототип. Первый полёт 21 августа 1967 года.
Ан-30А Гражданский фотокартограф. Изготовлено 66 самолётов.
Ан-30А-100 Пассажирский вариант.
Ан-30Б Военный фоторазведчик. На борту несёт фотокамеры: 1 АФП-42/100, 3 АФА-54/50, 1 А-72. Изготовлено 26 самолётов.
Ан-30Д «Сибиряк» Дальний. Отличается дополнительными топливными баками и составом оборудования. Предназначен для ледовой разведки и поиска рыбных косяков[9]
Ан-30М «Метеозащита» Модернизированный. Отличается РЛС «Гроза М-30» (установлена под кабиной штурмана). Основное предназначение самолета — искусственное вызывание осадков путём отстрела метеопатронов с гранулированным диоксидом углерода.
Ан-30РР Самолёт радиационной разведки. Изготовлено 3 самолёта.


Характеристики |




Ан-30 на военно-патриотическом праздничном мероприятии «Открытое небо» в г. Иваново. 2018 год.







































































































Год создания
1964
Размах крыльев, м
29,2
Площадь крыла, м²
74,98
Удельная нагрузка на крыло при максимальной взлётной массе, кгс/м²
306
Длина самолёта, м
24,26
Высота, м
8,32
Максимальная ширина фюзеляжа, м
2,9
Скорость, крейсерская, км/ч
435
Скорость, максимальная, км/ч
540
Практический потолок, м
8300
Дальность перегоночная, км
2630
Дальность действия, км
1240
Длина разбега по ВПП с бетонным покрытием, м
710
Средний расход топлива, кг/час
855
Максимальная взлётная масса, кг
23 000
Максимальная посадочная масса, кг
23 000
Масса пустого самолёта, кг
15 590
Вес фотооборудования, кг
650
Двигатели
2 × АИ-24ВТ + 1 × РУ-19А-300
Мощность одного АИ-24ВТ, э. л. с.
2820
Тяга реактивного двигателя РУ-19А-300, кгс
800
Взлётная масса, кг
23000
Длина разбега, м
770
Время набора высоты
6000 м = 17 мин.
8300 м = 42 мин.
Экипаж
6 чел. + 1 оператор


Авиапроисшествия и катастрофы |






























































































Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
197?

Флаг СССР н.д.

Флаг СССР Черновцы
0/нет данных
Борт ВВС. При заходе на посадку обесточились посадочные огни, выкатился за пределы ВПП.
05.01.1978

Флаг СССР нет данных

Флаг СССР Семипалатинск-21
7/11
При заходе на посадку на аэродром в СМУ специализированный самолёт радиационной разведки Ан-30РР, отае 2-го ГНИП (Семипалатинск-21), КК полковник Ф. Фархутдинов, второй пилот К. Карпов, попал в снежный заряд и при нулевой видимости столкнулся с землёй при попытке уйти на второй круг. Самолёт разломился надвое и загорелся. Погибли шесть человек включая начальника семипалатинского ядерного полигона генерал-майора М. К. Кантеева, ещё один пострадавший скончался через четыря дня в госпитале.[10]
19.10.1979

Флаг СССР 84

Флаг СССР Итуруп
0/нет данных
Повреждён во время тайфуна «Тип». Ураганный ветер разметал стоявшие на аэродроме самолёты, сорвал с креплений взлетно-посадочную полосу из профнастила и накрыл рулоном железа переломленный пополам АН-30Б.
25.01.1980

Флаг СССР 88

Флаг СССР Иркутская область, близ Братска
0/нет данных
Экипаж Ан-30Б ВВС СССР, серийный № 0808, 5-я одрэ (Братск) производил перелёт по маршруту Чита — Братск. Ночью в 50 км от Братска в СМУ произошла остановка левого двигателя. Лётчики, командир экипажа В. Г. Цыбин, второй пилот А. Шальнев, вывели самолёт из крена и произвёли вынужденную посадку на лёд Братского водохранилища. Самолёт частично разрушился, члены экипажа и пассажиры не пострадали. В 2013 г. на берегу залива неподалёку от посёлка Видим устанавлен памятный знак в честь мирного подвига лётчиков.[11]
11.03.1985

Флаг СССР 05 красный

Флаг Афганистана (1979-1987) близ Баграма
2/6
Боевая потеря Ан-30Б 1-й эскадрильи 50-го ОСАП (Кабул), командир экипажа — капитан А. С. Горбачевский, второй пилот старший лейтенант В. А. Иванов. Подбит моджахедами из ПЗРК южнее Панджшерского ущелья, попадание в левый двигатель. Капитан Горбачевский попытался спасти машину и осуществить аварийную посадку на аэродром, в ходе которой начавший гореть самолёт упал на землю и разбился. Погибли оба пилота, четыре члена экипажа спаслись, покинув самолёт на парашютах перед заходом на посадку. Лётчики за проявленное мужество награждены орденами (посмертно).[12]
13.03.1992

Флаг России (1991—1993) нет данных

Флаг Молдавии около Тирасполя
0/7
Повреждён автоматным огнём с земли во время боевых действий. Был восстановлен после ремонта и списан в 1996 году.
22.03.1992

Флаг России (1991—1993) 30002

Флаг России (1991—1993) около Нижнеянска
10/10

Разрушение конструкции самолёта Ан-30 в воздухе, № RA-30002, Мячковского ОАО, в 55 км от Якутска, предположительно из-за несогласованных действий экипажа усугубленных конструктивными недостатками самолёта[13] На 63 минуте полёта в режиме автопилота произошла прогрессирующая раскачка самолёта. Через 19 секунд началось крутое снижение. На высоте около 2000 м при перегрузке 4g и скорости более 670 км/час произошло разрушение конструкции самолёта. Самолёт упал на замёрзшую реку и разбился, 10 человек погибло.[14][15]
23.05.2012

Флаг России 04 чёрный

Флаг Чехии около Часлава
0/23
Во время приземления Ан-30Б, выполнявшего наблюдательные полёты в рамках Договора по открытому небу, в Чехии подломилась передняя стойка шасси, что привело к потере управления и выкатыванию самолёта на 200 м за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего самолёт загорелся[7]. Из 23 человек находишихся на борту, пострадало шесть человек, погибших нет.[16]
22.04.2014

Флаг Украины 80 жёлтый
около Славянска
0/0
Самолёт ВВС Украины Ан-30Б, 15 таб (Борисполь), выполнявший наблюдательный полёт во время вооружённого конфликта на востоке Украины, был обстрелян из стрелкового оружия повстанцами, в результате чего в самолёт попало несколько пуль. Самолёт совершил аварийную посадку на аэродроме базирования. Серьёзных повреждений не выявлено, жертв нет[17].
06.06.2014

Флаг Украины 80 жёлтый
около Славянска
5/8
Самолёт ВВС Украины Ан-30Б бортовой № 80, серийный номер 06-08, 15 таб (Борисполь), выполнявший разведывательный полёт во время вооружённого конфликта на востоке Украины, был сбит над поселком Николаевка в районе Славянска с ПЗРК. У самолёта загорелся правый двигатель и он упал в районе села Пришиб, Славянского района Донецкой области. Из 8 членов экипажа трое сумели спастись, пятеро погибли[8][18].
31.08.2015

Флаг России RA-30007
Чукотка
0/7
Во время посадки Ан-30Д разрушилась передняя стойка шасси. В результате чего самолет 5 раз ударился о землю.[19]
04.06.2016

Флаг Южного Судана TN-AHP

Ямбио
0/30
Во время посадки Ан-30А-100 выкатился за пределы ВВП и разрушилась передняя стойка шасси.[20]


Операторы |



Военные |



  • Болгария Болгария — 1 Ан-30, по состоянию на 2016 год[21]


  • Казахстан Казахстан — 1 Ан-30, по состоянию на 2016 год[22]


  • Куба Куба — 1 Ан-30, по состоянию на 2016 год[23]


  • Румыния Румыния — 4 Ан-30, по состоянию на 2016 год[24]


  • Россия Россия — 8 Ан-30, по состоянию на 2016 год[25]


  • Судан Судан — 2 Ан-30, по состоянию на 2016 год[26]


  • Украина Украина — 4 Ан-30 (3 — ВВС, 1 МЧС), по состоянию на 2016 год[27]


Гражданские испытательные:


Россия Россия  - 2 Ан-30, (б/н 30024,30048), испытательная авиация "Аэрострой" по состоянию на 2019 год[28]



Ан-30 в музеях |


















См. также |



  • Аэрофотосъёмка

  • Аэрофотоаппарат



Примечания |





  1. 12345678 Якубович, Н. В. Фоторазведчик и картограф: О самолете Ан-30 // Крылья Родины. — 1997. — № 9. — С. 1-5. ISSN 0310-2701 Архивировано 10 июня 2014 года.


  2. 123456789 Якубович Н. В. Неизвестный Антонов. — М.: Яуза ; Эксмо, 2009.


  3. 1234567 Дроздов, С. В. Многоцелевой самолет Ан-30 / Журнал «Моделист-конструктор». — 2013. — № 6. / Приложение «Авиаколлекция».


  4. 12345678 Ан-30 // Авиационная энциклопедия «Уголок неба»


  5. Ан-30 / Russianplanes.net — Наша авиация


  6. Ядерные испытания СССР / Том 1. Цели. Общие характеристики. Организация ядерных испытаний СССР. Первые ядерные испытания. Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 1997. ISBN 5-85165-062-1


  7. 12 Авиакатастрофа в Чехии: дело взято под особый контроль // РИА «Новости». — 2012. — 23 мая.


  8. 12 В штабе АТО признали разведывательный характер самолета: Ранее там говорили, что этот самолет перевозил гуманитарный груз // Вести. UA — 2014.— 8 июня.


  9. Читать (неопр.). Литмир - электронная библиотека. Проверено 26 января 2017.


  10. Катастрофа Ан-30 на полигоне Семипалатинск-21 // Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы военной авиации в СССР и России: факты, история, статистика.


  11. Марина Осенкова. В память о роковом полете // Еженедельная газета «Приилимья». — 2013. — 5 декабря. — Выпуск 49. [1] (недоступная ссылка)


  12. Михаил Жирохов. Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне, 1979-1989. — Москва, Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03863-0.


  13. «В качестве одного из факторов, обусловивших катастрофу, были отмечены неудовлетворительные характеристики устойчивости и управляемости самолёта, заключающиеся в пропадании усилий на педалях при отклонении руля направления на углы более 10-. В материалах расследования отмечается, что подобные недостатки отмечались уже на этапе летных испытаний самолёта Ан-30, а также указывалось, что на тот момент был разработан проект бюллетеня, предусматривающего установку в систему путевого управления самолётов Ан-30 дополнительного загружателя, который внедрен не был.» / «Заключение о катастрофе самолета АН-24РВ RA-46489» Письмо Ространснадзора от 14 августа 2006, № ЕЛ.14-79.


  14. Катастрофа Ан-30 Мячковского ОАО в Якутии // Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы военной авиации в СССР и России: факты, история, статистика.


  15. Заключение о катастрофе самолета АН-30 RA-30002


  16. Авария Ан-30 в Чехии: при посадке у самолета подломилась стойка шасси Архивировано 4 августа 2014 года. // АНы. РФ


  17. Би-би-си: «В Славянске обстреляли самолёт ВВС Украины»


  18. Обстрелянный над Славянском украинский самолет проводил наблюдательный полет // «ТСН.UA» от 8 июня 2014


  19. По факту авиационного инцидента, произошедшего с самолетом Ан-30Д в Чукотском автономном округе, проводится процессуальная проверка


  20. Commercial airliner crash lands in Yambio Архивировано 7 июня 2016 года.


  21. The Military Balance 2016,p.83


  22. The Military Balance 2016,p.186


  23. The Military Balance 2016,p.394


  24. The Military Balance 2016,p.195


  25. The Military Balance 2016,p.133


  26. The Military Balance 2016,p.471


  27. The Military Balance 2016,p.206


  28. Аэрострой - организация экспериментальной авиации (неопр.). www.testpilot.aero. Проверено 3 апреля 2019.




Литература |



  • Дроздов, С. В. Многоцелевой самолёт Ан-30 / Журнал «Моделист-конструктор». — 2013. — № 6. / Приложение «Авиаколлекция». — 32 с.

  • Панатов, Г. С., А. Заблотский, А. Сальников. Самолёты ТАНТК им. Г. М. Бериева (1945—1968). М. : Рестарт, 2001. — 223 с. ISBN 5-94141-003-4

  • Якубович, Н. В. Неизвестный Антонов. М.: Яуза ; Эксмо, 2009. — 384 с. ISBN 978-5-699-32738-6

  • Якубович, Н. В. Фоторазведчик и картограф: О самолете Ан-30 // Крылья Родины. — 1997. — № 9. — С. 1-5. ISSN 0310-2701

  • Якубович, Н. В. Все самолёты О. К. Антонова. Астрель, 2001. — 191 с. ISBN 5170106076

  • Gordon, Yefim, Dmitriy Komissarov and Sergey Komissarov (2003). Antonov’s Turboprop Twins. Hinckley, UK: Midland Publishing. ISBN 1-85780-153-9

  • Taylor, J. W. R. (Ed.) (1988). Jane’s All The World’s Aircraft, 1988-89. Jane’s Information Group. ISBN 0-7106-0867-5.



Ссылки |



  • Реестр выпущенных Ан-30


  • Ан-30 на страницах портала Авиа-Мир.

  • АИ-24ВТ РУКОВОДСТВО по эксплуатации

  • РУ19А-300 Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию


  • ООО "Аэрострой", www.testpilot.aero[1]



Галерея |







  1. Бизнес с базированием - Новости - Международный аэропорт Воронеж (неопр.). voz.aero. Проверено 3 апреля 2019.




Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz