Ан-30
Ан-30 | |
---|---|
Тип | самолёт аэрофотосъёмки |
Разработчик | ОКБ-49, ОКБ имени О. К. Антонова |
Производитель | ОКБ имени О. К. Антонова |
Первый полёт | 21 августа 1967 года |
Начало эксплуатации | 1975 |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | ВВС РФ, ВВС Украины |
Годы производства | 1971 — 1980 |
Единиц произведено | 125 |
Базовая модель | Ан-24 |
Изображения на Викискладе |
Ан-30 (изделие «ФК» или Ан-24ФК, «Настя», «Настенька», по кодификации НАТО: Clank — «Лязг») — самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова совместно с ОКБ им. Бериева. Ан-30 является глубокой модификацией пассажирского самолёта Ан-24 и предназначен для аэрофотосъёмочных и аэрогеофизических работ. Используется также в военной авиации для воздушной разведки[1].
Содержание
1 История
2 Оборудование
3 Применение
4 Модификации
5 Характеристики
6 Авиапроисшествия и катастрофы
7 Операторы
7.1 Военные
8 Ан-30 в музеях
9 См. также
10 Примечания
11 Литература
12 Ссылки
13 Галерея
История |
Разработка Ан-30 началась в июле 1964 года, когда Советское правительство поставило перед ОКБ им. О. К. Антонова задачу создать на базе пассажирского самолёта Ан-24 специализированный самолёт для аэрофотосъёмки. Заказчиком выступило Главное Управление Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) СССР при поддержке ВВС. Первоначально машина задумывалась в двух различных форматах: для гражданской авиации и для ВВС, однако позже остановились на единой компоновке с установкой различного фотооборудования и спецаппаратуры на базовых модификациях Ан-30А и Ан-30Б[2].
Эскизный проект и макет под обозначением Ан-24ФК был представлен заказчику в 1965 году. Предполагалось вместо РЛС «Эмблема» оборудовать в расширенной носовой части застекленную кабину штурмана-аэрофотосъемщика, установить дополнительные топливные баки в центроплане, подфюзеляжный обтекатель, наглухо зашить багажную дверь, а также приподнять кабину пилотов для улучшения обзора и доступа в кабину штурмана, что стало отличительным признаком всех Ан-30.[2] Полный экипаж планировался из семи человек: двух лётчиков, штурмана-аэрофотосъемщика, радиста, бортмеханика и двух операторов. Параллельно готовилось фотооборудование позволяющее осуществлять съёмку для топографических карт масштабом 1:3000 и 1:150000[3].
Весной 1967 года на опытном заводе ОКБ им. Бериева в Таганроге был изготовлен прототип — Ан-24ФК в варианте «А». Первый полёт на нём экипаж лётчика-испытателя И. Е. Давыдова совершил 21 августа 1967 года. Всего было совершено 32 полёта по варианту «А»[3]. В начале следующего года в НИИ ВВС прошли испытания Ан-24ФК в варианте «Б», было совершено 13 полетов. Самолёт испытывали лётчики-испытатели Ю. Н. Курлин, Ю. Н. Кетов, Б. В. Степанов, В. А. Залюбовский, штурман-испытатель Г. Н. Гуменюк, бортрадист Ю. С. Сумный, ведущий инженер Б. М. Юшков.[2][4]
В июле 1968 года завершились все заводские испытания. Межремонтный ресурс Ан-30 был установлен в 6000 летных часов или 4000 полётов в течение пяти лет. После того, как Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) с 7 апреля по 17 июня 1970 года провёл государственные испытания Ан-24ФК в варианте «А» (ведущий лётчик-испытатель К. А. Романов, ведущий инженер Б. М. Емельянов), самолёт был принят в эксплуатацию под названием Ан-30. Испытания показали, что новый самолёт имеет значительное преимущество перед своими предшественниками — Ли-2ФК, Ил-14ФК и Ил-14ФКМ.[3]
Ан-30 был запущен в серийное производство на Киевском авиационном заводе в 1971 году. Всего с 1971 по 1980 год было построено 125 самолётов (124 Ан-30 + 1 опытный в Таганроге). По другим сведениям — 123, также упоминается цифра в 115 машин, из них 23 самолёта пошли на экспорт в Афганистан, Болгарию, Вьетнам, Китай, Кубу, Чехию, Монголию.[2][3][4][5][неавторитетный источник?]
1975-м в Мячковском авиаотряде управления ГА под Москвой было создано первое в СССР специализированное подразделение из Ан-30, которое в 1975—1980 годах осуществило фотоаэросъёмку 28 млн кв. км.[1]
В 1975 году Ан-З0А № «СССР-30030» был продемонстрирован на авиационно-космическом салоне в Ле Бурже.[1]
Вскоре были разработаны две последующие модификации — Ан-З0М и Ан-З0Д. Созданный ведущими специалистами АНТК им. O.K. Антонова — В. А. Гарвардтом, М. А. Кокаревым, И. В. Оболончиком и Э. А. Шоломицким, Ан-З0М «Метеозащита» предназначен для искусственного вызывания осадков путём дозированного отстрела метеопатронов с гранулированным диоксидом углерода, активировавшей атмосферные осадки[2].
Ан-30Д (Дальний) «Сибиряк» оборудовался по бокам фюзеляжа дополнительными топливными баками, системой дальней навигации и другим оборудованием для полётов за Полярным кругом в целях ведения ледовой разведки.[1][4] Один Ан-30Д был оборудован радиолокационной станцией бокового обзора «Торос» для съёмки с высоты 6000 м ледового покрова[1].
Три самолёта оборудовали для ведения радиационной разведки на ядерном полигоне в Семипалатинске. 5 января 1978 года при посадке на аэродром в Семипалатинске-21 в сложных метеоусловиях один Ан-30РР разбился[6].
Фотокартограф Ан-30Б в количестве 33 машин поступил в отдельные дальнеразведывательные эскадрильи (одраэ) ВВС СССР базировавшиеся в Красноярске (151 одраэ) — 9, Черновцах (86 одраэ) — 11, Братске (5-я одраэ) — затем на аэродроме Белая в Иркутской области и в Тирасполе — 10, а также в отае 2-го ГНИП (Семипалатинск-21) — 3[3]. С ноября 1981 года в Афганистане использовался как для разведки, включая горную местность, так и для ведения визуального наблюдения. Вскоре боевые функции экипажей Ан-30Б стали включать «наведение боевой авиации на вскрытые цели, фотографирование районов ударов до и после боевого воздействия, фотографирование площадок высадки вертолётных десантов, дорог и прилегающей к ним местности, площадное воздушное фотографирование для выявления неизвестных целей или подтверждения информации, поиск сбитых самолётов и вертолётов и другие частные задачи»[4]. Три Ан-30Б вошли в состав 50 отдельного смешанного авиационного полка (осап), базировавшегося в Кабуле. Для защиты от ракет переносных зенитно-ракетных комплексов на самолётах устанавливались кассеты АСО-2В.[1] Несмотря на защиту, 11 марта 1985 года один Ан-30Б был подбит ПЗРК, при заходе на посадку на аэродром Баграм потерпел катастрофу. Погибли два члена экипажа.
Экипажи Ан-30Б также принимали участие в вооружённых конфликтах в Чечне в 1994 и в 1999 годах. На машинах устанавливались кассеты «Веер» или УВ-26 с соответственно 196 и 384 инфракрасными ловушками.[2][4]
После подписания в 1992 году «Договора по открытому небу», Ан-З0Б стали совершать полёты в Европе для контроля над военными объектами и передвижениями войск[2]. 23 мая 2012 года у Ан-З0Б при посадке в Чехии произошел надлом передней стойки шасси. Самолёт вынесло за пределы взлетно-посадочной полосы, начался пожар[7].
В 1991 году в подразделениях ГВФ числилось 66 Ан-30А[3]. По состоянию на 1 января 2004 года в российских авиакомпаниях эксплуатировалось 27 самолётов Ан-30А и Ан-З0Д[2]. В 2013 году в России находилось в эксплуатации 4 Ан-30А[3].
В Военно-воздушных силах Российской Федерации осталось менее 10 самолётов АН-30Б.
После распада СССР Ан-30Б из 86 одраэ в Черновцах вошли в состав самолётного парка ВВС Украины. Один Ан-30Б из ВВС Украины был сбит 6 июня 2014 года под Славянском в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины[8].
Три машины АН-30 в гражданской раскраске и с надписями "Аэрофлот" можно увидеть на 18-й минуте фильма "Версия полковника Зорина". На двух из них видно бортовые номера: 30070 и 30073. По всей вероятности - аэродром в Черновцах.
Оборудование |
На Ан-30 устанавливался комплекс новейшего навигационного оборудования, включая доплеровский измеритель угла сноса и путевой скорости ДИСС-ФК, автомат программного разворота АРП-2 в комплекте с автопилотом АП-28Л1Ф, призванные обеспечить безопасное выполнение полётов и днём, и ночью. Специализированный комплекс автоматического и полуавтоматического оборудования для аэрофотосъёмки устанавливался по заказу МГА или ВВС. Ан-30А оснащали широкоугольным аэрофотоаппаратом АФА41/7,5, длиннофокусным АФА-54/40 для плановой съёмки, АФА 54/50 для перспективной съёмки с обоих бортов самолёта. Ан-30Б оснащали фотоаппаратом АФА-54/50, гиростабилизирующей установкой ТАУ-М над передним фотолюком, обеспечивающую с точностью до 15 угловых минут вертикальное положение оси фотообъектива независимо от маневров самолёта, а также радиодальномерной системой «Лотос», радиовысотомером и электрометеорографом.[1][4]
В средней части фюзеляжа самолёта оборудованы пять остеклённых фотолюков, из которых можно производить плановую и перспективную аэрофотосъёмку. Штурман находится в остеклённом носу самолёта, что позволяет качественно проводить сложную аэросъёмку. Аэрофотосъёмка выполняется в масштабах от 1:3000 до 1:200 000 аппаратами с различными фокусными расстояниями. Возможна обработка фотоплёнки прямо на борту самолёта. В носовом подфюзеляжном обтекателе размещалась РЛС «Гроза-30» с антенной. Также имеется топографический радиовысотомер РВТД-А с фоторегистратором, комплекс спасательного оборудования. Кабины экипажа, штурмана и аэрофотосъёмочная герметичны и оборудованы системой кондиционирования воздуха. Созданы благоприятные условия для экипажа: есть места для отдыха, кухня, туалет. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24ВТ и одного дополнительного реактивного двигателя РУ-19А-300.[1][2][4]
Применение |
Самолёты активно использовались для аэрофотосъёмки местности при составлении и обновлении географических карт, а также работали по заявкам, в интересах различных ведомств.
В настоящее время самолёты Ан-30Б используются Россией, Украиной, Болгарией, Казахстаном и другими странами для наблюдательных полётов в рамках международного Договора по открытому небу. Также, АН-30 с демонтированным аэрофото-съёмочным оборудованием используются как транспортные или, после установки дополнительных иллюминаторов, тепло-звукоизоляции и вибропоглощающего покрытия на фюзеляж, а также системы кондиционирования и освешения в салоне, как пассажирские самолёты Ан-30А-100 на 20 мест.[4]
Модификации |
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ан-24ФК | Прототип. Первый полёт 21 августа 1967 года. |
Ан-30А | Гражданский фотокартограф. Изготовлено 66 самолётов. |
Ан-30А-100 | Пассажирский вариант. |
Ан-30Б | Военный фоторазведчик. На борту несёт фотокамеры: 1 АФП-42/100, 3 АФА-54/50, 1 А-72. Изготовлено 26 самолётов. |
Ан-30Д «Сибиряк» | Дальний. Отличается дополнительными топливными баками и составом оборудования. Предназначен для ледовой разведки и поиска рыбных косяков[9] |
Ан-30М «Метеозащита» | Модернизированный. Отличается РЛС «Гроза М-30» (установлена под кабиной штурмана). Основное предназначение самолета — искусственное вызывание осадков путём отстрела метеопатронов с гранулированным диоксидом углерода. |
Ан-30РР | Самолёт радиационной разведки. Изготовлено 3 самолёта. |
Характеристики |
Год создания | 1964 |
---|---|
Размах крыльев, м | 29,2 |
Площадь крыла, м² | 74,98 |
Удельная нагрузка на крыло при максимальной взлётной массе, кгс/м² | 306 |
Длина самолёта, м | 24,26 |
Высота, м | 8,32 |
Максимальная ширина фюзеляжа, м | 2,9 |
Скорость, крейсерская, км/ч | 435 |
Скорость, максимальная, км/ч | 540 |
Практический потолок, м | 8300 |
Дальность перегоночная, км | 2630 |
Дальность действия, км | 1240 |
Длина разбега по ВПП с бетонным покрытием, м | 710 |
Средний расход топлива, кг/час | 855 |
Максимальная взлётная масса, кг | 23 000 |
Максимальная посадочная масса, кг | 23 000 |
Масса пустого самолёта, кг | 15 590 |
Вес фотооборудования, кг | 650 |
Двигатели | 2 × АИ-24ВТ + 1 × РУ-19А-300 |
Мощность одного АИ-24ВТ, э. л. с. | 2820 |
Тяга реактивного двигателя РУ-19А-300, кгс | 800 |
Взлётная масса, кг | 23000 |
Длина разбега, м | 770 |
Время набора высоты | 6000 м = 17 мин. 8300 м = 42 мин. |
Экипаж | 6 чел. + 1 оператор |
Авиапроисшествия и катастрофы |
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
197? | н.д. | Черновцы | 0/нет данных | Борт ВВС. При заходе на посадку обесточились посадочные огни, выкатился за пределы ВПП. |
05.01.1978 | нет данных | Семипалатинск-21 | 7/11 | При заходе на посадку на аэродром в СМУ специализированный самолёт радиационной разведки Ан-30РР, отае 2-го ГНИП (Семипалатинск-21), КК полковник Ф. Фархутдинов, второй пилот К. Карпов, попал в снежный заряд и при нулевой видимости столкнулся с землёй при попытке уйти на второй круг. Самолёт разломился надвое и загорелся. Погибли шесть человек включая начальника семипалатинского ядерного полигона генерал-майора М. К. Кантеева, ещё один пострадавший скончался через четыря дня в госпитале.[10] |
19.10.1979 | 84 | Итуруп | 0/нет данных | Повреждён во время тайфуна «Тип». Ураганный ветер разметал стоявшие на аэродроме самолёты, сорвал с креплений взлетно-посадочную полосу из профнастила и накрыл рулоном железа переломленный пополам АН-30Б. |
25.01.1980 | 88 | Иркутская область, близ Братска | 0/нет данных | Экипаж Ан-30Б ВВС СССР, серийный № 0808, 5-я одрэ (Братск) производил перелёт по маршруту Чита — Братск. Ночью в 50 км от Братска в СМУ произошла остановка левого двигателя. Лётчики, командир экипажа В. Г. Цыбин, второй пилот А. Шальнев, вывели самолёт из крена и произвёли вынужденную посадку на лёд Братского водохранилища. Самолёт частично разрушился, члены экипажа и пассажиры не пострадали. В 2013 г. на берегу залива неподалёку от посёлка Видим устанавлен памятный знак в честь мирного подвига лётчиков.[11] |
11.03.1985 | 05 красный | близ Баграма | 2/6 | Боевая потеря Ан-30Б 1-й эскадрильи 50-го ОСАП (Кабул), командир экипажа — капитан А. С. Горбачевский, второй пилот старший лейтенант В. А. Иванов. Подбит моджахедами из ПЗРК южнее Панджшерского ущелья, попадание в левый двигатель. Капитан Горбачевский попытался спасти машину и осуществить аварийную посадку на аэродром, в ходе которой начавший гореть самолёт упал на землю и разбился. Погибли оба пилота, четыре члена экипажа спаслись, покинув самолёт на парашютах перед заходом на посадку. Лётчики за проявленное мужество награждены орденами (посмертно).[12] |
13.03.1992 | нет данных | около Тирасполя | 0/7 | Повреждён автоматным огнём с земли во время боевых действий. Был восстановлен после ремонта и списан в 1996 году. |
22.03.1992 | 30002 | около Нижнеянска | 10/10 | Разрушение конструкции самолёта Ан-30 в воздухе, № RA-30002, Мячковского ОАО, в 55 км от Якутска, предположительно из-за несогласованных действий экипажа усугубленных конструктивными недостатками самолёта[13] На 63 минуте полёта в режиме автопилота произошла прогрессирующая раскачка самолёта. Через 19 секунд началось крутое снижение. На высоте около 2000 м при перегрузке 4g и скорости более 670 км/час произошло разрушение конструкции самолёта. Самолёт упал на замёрзшую реку и разбился, 10 человек погибло.[14][15] |
23.05.2012 | 04 чёрный | около Часлава | 0/23 | Во время приземления Ан-30Б, выполнявшего наблюдательные полёты в рамках Договора по открытому небу, в Чехии подломилась передняя стойка шасси, что привело к потере управления и выкатыванию самолёта на 200 м за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего самолёт загорелся[7]. Из 23 человек находишихся на борту, пострадало шесть человек, погибших нет.[16] |
22.04.2014 | 80 жёлтый | около Славянска | 0/0 | Самолёт ВВС Украины Ан-30Б, 15 таб (Борисполь), выполнявший наблюдательный полёт во время вооружённого конфликта на востоке Украины, был обстрелян из стрелкового оружия повстанцами, в результате чего в самолёт попало несколько пуль. Самолёт совершил аварийную посадку на аэродроме базирования. Серьёзных повреждений не выявлено, жертв нет[17]. |
06.06.2014 | 80 жёлтый | около Славянска | 5/8 | Самолёт ВВС Украины Ан-30Б бортовой № 80, серийный номер 06-08, 15 таб (Борисполь), выполнявший разведывательный полёт во время вооружённого конфликта на востоке Украины, был сбит над поселком Николаевка в районе Славянска с ПЗРК. У самолёта загорелся правый двигатель и он упал в районе села Пришиб, Славянского района Донецкой области. Из 8 членов экипажа трое сумели спастись, пятеро погибли[8][18]. |
31.08.2015 | RA-30007 | Чукотка | 0/7 | Во время посадки Ан-30Д разрушилась передняя стойка шасси. В результате чего самолет 5 раз ударился о землю.[19] |
04.06.2016 | TN-AHP | Ямбио | 0/30 | Во время посадки Ан-30А-100 выкатился за пределы ВВП и разрушилась передняя стойка шасси.[20] |
Операторы |
Военные |
Болгария — 1 Ан-30, по состоянию на 2016 год[21]
Казахстан — 1 Ан-30, по состоянию на 2016 год[22]
Куба — 1 Ан-30, по состоянию на 2016 год[23]
Румыния — 4 Ан-30, по состоянию на 2016 год[24]
Россия — 8 Ан-30, по состоянию на 2016 год[25]
Судан — 2 Ан-30, по состоянию на 2016 год[26]
Украина — 4 Ан-30 (3 — ВВС, 1 МЧС), по состоянию на 2016 год[27]
Гражданские испытательные:
Россия - 2 Ан-30, (б/н 30024,30048), испытательная авиация "Аэрострой" по состоянию на 2019 год[28]
Ан-30 в музеях |
Тип | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение | |
---|---|---|---|---|
Ан-30 | UR-30005 (заводской 14-06) | Государственный музей авиации Украины, Киев |
См. также |
- Аэрофотосъёмка
- Аэрофотоаппарат
Примечания |
↑ 12345678 Якубович, Н. В. Фоторазведчик и картограф: О самолете Ан-30 // Крылья Родины. — 1997. — № 9. — С. 1-5. ISSN 0310-2701 Архивировано 10 июня 2014 года.
↑ 123456789 Якубович Н. В. Неизвестный Антонов. — М.: Яуза ; Эксмо, 2009.
↑ 1234567 Дроздов, С. В. Многоцелевой самолет Ан-30 / Журнал «Моделист-конструктор». — 2013. — № 6. / Приложение «Авиаколлекция».
↑ 12345678 Ан-30 // Авиационная энциклопедия «Уголок неба»
↑ Ан-30 / Russianplanes.net — Наша авиация
↑ Ядерные испытания СССР / Том 1. Цели. Общие характеристики. Организация ядерных испытаний СССР. Первые ядерные испытания. Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 1997. ISBN 5-85165-062-1
↑ 12 Авиакатастрофа в Чехии: дело взято под особый контроль // РИА «Новости». — 2012. — 23 мая.
↑ 12 В штабе АТО признали разведывательный характер самолета: Ранее там говорили, что этот самолет перевозил гуманитарный груз // Вести. UA — 2014.— 8 июня.
↑ Читать (неопр.). Литмир - электронная библиотека. Проверено 26 января 2017.
↑ Катастрофа Ан-30 на полигоне Семипалатинск-21 // Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы военной авиации в СССР и России: факты, история, статистика.
↑ Марина Осенкова. В память о роковом полете // Еженедельная газета «Приилимья». — 2013. — 5 декабря. — Выпуск 49. [1] (недоступная ссылка)
↑ Михаил Жирохов. Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне, 1979-1989. — Москва, Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03863-0.
↑ «В качестве одного из факторов, обусловивших катастрофу, были отмечены неудовлетворительные характеристики устойчивости и управляемости самолёта, заключающиеся в пропадании усилий на педалях при отклонении руля направления на углы более 10-. В материалах расследования отмечается, что подобные недостатки отмечались уже на этапе летных испытаний самолёта Ан-30, а также указывалось, что на тот момент был разработан проект бюллетеня, предусматривающего установку в систему путевого управления самолётов Ан-30 дополнительного загружателя, который внедрен не был.» / «Заключение о катастрофе самолета АН-24РВ RA-46489» Письмо Ространснадзора от 14 августа 2006, № ЕЛ.14-79.
↑ Катастрофа Ан-30 Мячковского ОАО в Якутии // Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы военной авиации в СССР и России: факты, история, статистика.
↑ Заключение о катастрофе самолета АН-30 RA-30002
↑ Авария Ан-30 в Чехии: при посадке у самолета подломилась стойка шасси Архивировано 4 августа 2014 года. // АНы. РФ
↑ Би-би-си: «В Славянске обстреляли самолёт ВВС Украины»
↑ Обстрелянный над Славянском украинский самолет проводил наблюдательный полет // «ТСН.UA» от 8 июня 2014
↑ По факту авиационного инцидента, произошедшего с самолетом Ан-30Д в Чукотском автономном округе, проводится процессуальная проверка
↑ Commercial airliner crash lands in Yambio Архивировано 7 июня 2016 года.
↑ The Military Balance 2016,p.83
↑ The Military Balance 2016,p.186
↑ The Military Balance 2016,p.394
↑ The Military Balance 2016,p.195
↑ The Military Balance 2016,p.133
↑ The Military Balance 2016,p.471
↑ The Military Balance 2016,p.206
↑ Аэрострой - организация экспериментальной авиации (неопр.). www.testpilot.aero. Проверено 3 апреля 2019.
Литература |
- Дроздов, С. В. Многоцелевой самолёт Ан-30 / Журнал «Моделист-конструктор». — 2013. — № 6. / Приложение «Авиаколлекция». — 32 с.
- Панатов, Г. С., А. Заблотский, А. Сальников. Самолёты ТАНТК им. Г. М. Бериева (1945—1968). М. : Рестарт, 2001. — 223 с. ISBN 5-94141-003-4
- Якубович, Н. В. Неизвестный Антонов. М.: Яуза ; Эксмо, 2009. — 384 с. ISBN 978-5-699-32738-6
- Якубович, Н. В. Фоторазведчик и картограф: О самолете Ан-30 // Крылья Родины. — 1997. — № 9. — С. 1-5. ISSN 0310-2701
- Якубович, Н. В. Все самолёты О. К. Антонова. Астрель, 2001. — 191 с. ISBN 5170106076
- Gordon, Yefim, Dmitriy Komissarov and Sergey Komissarov (2003). Antonov’s Turboprop Twins. Hinckley, UK: Midland Publishing. ISBN 1-85780-153-9
- Taylor, J. W. R. (Ed.) (1988). Jane’s All The World’s Aircraft, 1988-89. Jane’s Information Group. ISBN 0-7106-0867-5.
Ссылки |
- Реестр выпущенных Ан-30
Ан-30 на страницах портала Авиа-Мир.- АИ-24ВТ РУКОВОДСТВО по эксплуатации
- РУ19А-300 Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию
ООО "Аэрострой", www.testpilot.aero[1]
Галерея |
↑ Бизнес с базированием - Новости - Международный аэропорт Воронеж (неопр.). voz.aero. Проверено 3 апреля 2019.