Теремной дворец
Дворец | |
Теремной дворец | |
---|---|
Теремной дворец Московского Кремля, 2003 год | |
55°45′00″ с. ш. 37°36′56″ в. д.HGЯOL | |
Страна | Россия |
Город | Москва, Московский кремль |
Архитектурный стиль | Русское узорочье |
Автор проекта | Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков, Бажен Огурцов |
Архитектор | Алевиз Фрязин Старый |
Основатель | Михаил Фёдорович |
Дата основания | 1635—1636 |
Статус | Объект культурного наследия № 7710353025 |
Теремной дворец на Викискладе |
Теремной дворец — памятник архитектуры XVII века, расположенный на территории Московского Кремля. Дворец был построен в 1635—1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои. Возведение первых каменных царских палат велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным под руководством Антипы Константинова. В настоящее время дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца и является резиденцией президента России.
Содержание
1 История
1.1 Предыстория
1.2 Строительство
1.3 XVIII—XIX века
2 Архитектура и планировка
2.1 Стилевые черты
2.2 Внутренняя организация
3 Ансамбль дворца
3.1 Царские покои
3.2 Златоверхий теремок
3.3 Церкви Теремного дворца
4 Реконструкция дворца
5 Галерея
6 Примечания
7 Список литературы
8 Ссылки
История |
Предыстория |
Палаты московских князей исторически строились на высоком месте над Боровицким кремлёвским холмом. По замечанию автора «Обозрения Москвы» Алексея Малиновского, «со времён Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью…». В первой половине XV века на краю холма располагались хоромы великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I. Впоследствии княжеский двор расширился на восток к Благовещенскому собору и занял место нынешнего Большого Кремлёвского дворца. Княжеские хоромы часто меняли облик из-за пожаров, перестроек и расширений[1].
При Иване III была предпринята перестройка Московского Кремля: великий князь решил полностью срыть старые белокаменные стены и на их месте возвести кирпичные. Работы начались летом 1485 года и были окончены только при Василии III. Внутри Кремля возвели много новых каменных построек, в числе которых: Успенский собор, зал для торжественных приёмов — Грановитая палата, Архангельский собор. Первые каменные жилые здания Государева двора появляются в 1499—1508 годах, их авторство принадлежит итальянскому архитектору Алевизу Фрязину. Дворец Алевиза простоял долго, но к нему многократно пристраивались деревянные хоромы, сени и другие сооружения[2].
Строительство |
К моменту восшествия на престол Михаила Фёдоровича Царский дворец Кремля находился в плохом состоянии: после Смутного времени многое было сожжено, разграблено или уничтожено[3]. В 1635—1636 годах по приказу государя строятся новые каменные царские покои, получившие название Теремной дворец. Возведением палат руководили каменных дел подмастерья Антип Константинов, Трефил Шарутин, Бажен Огурцов и Ларион Ушаков. Для сооружения применялись инновационные для того времени технологии с использованием железных «связей»[4]. Это способствовало уменьшению толщины стен и, соответственно, увеличению внутреннего пространства здания. Другой особенностью Теремного дворца была его анфиладная планировка — это первый пример такой постройки на Руси[4][5][6].
Основанием для возведения новых царских покоев были построенные Алевизом Фрязином палаты Ивана III. Три новых этажа надстроили над двумя существующими. Последний этаж, «Верхний теремок», был достроен в 1637 году[7].
Возведение Теремного дворца стало для Михаила Фёдоровича важной частью большого строительства в Кремле. Летописцы отмечали, что преображение покоев государя «зело хитро», «зело причудно». В 1637 году отделка новых каменных хором была завершена: мастер Иван Осипов расписал крышу серебром и сусальным золотом, в окна вставил цветные слюдяные окошки. Роспись комнат дворца проводилась под руководством иконописца Симона Ушакова[8][9].
Окончательный облик Теремного дворца сформировался в царствование Алексея Михайловича. Около здания вдоль Боровицкого холма были устроены сады и оранжереи, ставшие дополнительным украшением Кремля[10][11].
Стоит отметить, что Теремной дворец был одним из зданий Царского двора, который в XVII веке представлял собой сложный комплекс разнородных строений. На парадную сторону, к Соборной площади, выходила Грановитая палата, южнее находились Средняя Золотая и Столовая палаты. На краю холма располагались Набережные палаты, а с северной стороны находились Постельные хоромы членов царской семьи. После пожара 1696 года сгорели все деревянные постройки комплекса, что привело к постепенному упадку царского Кремлёвского дворца[12].
XVIII—XIX века |
После переноса столицы в Санкт-Петербург и переезда туда царского двора во дворце расположились новоучреждённые конторы коллегий.[источник не указан 579 дней] По словам историка Николая Карамзина, Пётр I «отнял у Кремля славу быть всегда жилищем царей»[13].
Особенный урон кремлёвским постройкам нанесли крупные пожары, неоднократно происходившие на протяжении XVIII и XIX веков. Пожар 1701 года уничтожил многие деревянные здания Кремля. Каменные палаты Царского двора долгое время оставались неотделанными[14][15].
Сообщение очевидцев: .mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}
19 июля 1701 года … волею Божиею учинился пожар: загорелись (в Кремле) кельи в Новоспасском подворье; и разошелся огонь по всему Кремлю, выгорел царев двор весь без остатку; деревянныя хоромы и в каменных все внутри, в подклетях и погребах – все запасы еды и питья… Всякое деревянное строение сгорело без остатку.[15] |
В 1737 году в Москве произошёл ещё один большой пожар, и постройки Царского двора почти полностью сгорели[16]. При Елизавете Петровне в 1749—1753 годах на подклетах старых приёмных палат архитектор Бартоломео Растрелли возвёл новый дворец, названный Зимним[13].
Во время Отечественной войны 1812 года в елизаветинском Зимнем дворце останавливался Наполеон, а в постройках бывшего Теремного дворца размещалась его свита. В том же году Зимний дворец сгорел, а в 1838-м был полностью разобран. К 1849 году на его месте был построен Новый Императорский Кремлёвский дворец, который в настоящий момент называется Большим Кремлёвским. Новые строения архитектор Константин Тон объединил с Теремным дворцом. Облик и внутреннее пространство Теремов было воссоздано по образцам и рисункам эпохи Алексея Михайловича[17][18]. При этом дворец не избежал некоторых искажений первоначального облика: скромные наличники первого этажа заменены белокаменными с богатой резьбой, а с северной стороны была пристроена лестничная башня.
Архитектура и планировка |
Стилевые черты |
Пятиэтажный дворец Михаила Фёдоровича был крупным и монументальным сооружением[19]. В его облике соединились элементы древнерусского стиля с итальянским зодчеством. Наряду с традиционными приёмами декоративного убранства — ширинками, орнаментальной плетёнкой, изразцами, резным золочёным гребнем на коньке крыши — архитекторы дворца применяли классические ордерные формы[20]. Ярусная ступенчатая композиция с открытыми гульбищами, площадками и лестницами сохраняет черты хоромных построек древнерусского зодчества. Тем не менее, это был новый тип каменного строительства с характерной для дворцов более позднего времени анфиладой внутренних помещений[21].
Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры, оконные наличники, дверные порталы, парапеты гульбищ — выполнены из белого камня. Архитектура строения выглядит нарядной благодаря резным наличникам окон с треугольными фронтонами, широким карнизам из цветных изразцов четвёртого этажа и Теремка, парапетам гульбищ, ширинки которых также украшены многоцветными изразцами. Пилястры, расположенные в простенках между окнами, использованы в декоративных целях. Многие мотивы внешнего убранства украшены резьбой в виде переплетающихся трав, цветов, плодов и изображением геральдических орлов, птиц, масок. Дворец с золочёной кровлей выделялся в XVII веке среди прочих строений и был неотъемлемой частью кремлёвского дворцового ансамбля[8].
Внутренняя организация |
Теремной дворец имел два яруса (подклети XVI века и дворец XVII века) или пять этажей, у каждого из которых было свое предназначение. Два нижних этажа были отведены под хозяйственные службы. В цокольном этаже располагался Сытный дворец с 30 подвалами, оставшимися, как и второй этаж от Постельных палат дворца Ивана III. Здесь хранились продовольствие, соль, свечи и прочие запасы, необходимые для обеспечения жизни царского двора[22]. На втором этаже размещались мастерские палаты Московского Кремля, в которых работали оружейники, ювелиры, серебряники, мастера резьбы, высокой горельефной чеканки, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и другие[23]
Основными помещениями Теремного дворца в XVII веке были третий и четвёртый этажи, где находились царские покои и комнаты детей. На уровне третьего этажа были расположены два верхних каменных двора, один из которых соединял Царский дворец с домовыми церквями и Боярской площадкой, а другой был связан с церковью Рождества Богородицы и хоромами царицы[24].
В Теремном дворце было печное отопление. Изразцовые печи дворца представляли особый предмет интерьера и были украшены многоцветной глазурованной плиткой различного цвета и формы[25]. Печи XVII века не сохранились, и по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Фёдор Солнцевым, в 1835—1837 годах были установлены новые образцы, четыре из которых находятся в царских покоях[26].
Перед входом во дворец с востока располагался каменный двор, или Верхоспасская площадка, получившая название от царской домовой церкви Спаса «на Сенях»[27]. С Верхоспасской площадки на второй этаж дворца вело Золотое крыльцо, служившее парадным входом в царские покои. Крыльцо было расписано золотом и красками и увенчано пирамидальным шатром. Во время перестройки дворца в XIX веке над Верхоспасской площадкой было устроено перекрытие, в результате чего Золотое крыльцо оказалось во внутреннем помещении. У крыльца поставили двух каменных львов, держащих щиты с вензелями Николая I[28].
Ансамбль дворца |
Царские покои |
Царские покои находились на втором ярусе (или четвёртом современном этаже) и состояли из:
- проходных сеней,
- гостиной (Думной) комнаты или «Крестовой палаты»,
- престольной,
- буфетной
- опочивальни[29].
Первое помещение царских покоев — передняя или проходные сени — имеет низкие сомкнутые своды с распалубками и парные стрельчатые окна с резными деревянными подоконниками, а также изразцовые печи. В XVII веке в сенях проходил утренний ритуал: собирались бояре, ожидая выхода царя. Позже здесь была устроена трапезная (горница)[25].
Вторая комната называлась гостиной, потому что в ней проходило «сидение царя с бояры» и в редких случаях принимались иностранные послы. Её также называли Соборной, или Думской палатой[30].
Далее располагалось наиболее богато украшенное помещение Теремного дворца — Золотая (или Престольная) палата. Её стены расписаны золотом по красному фону, двери обтянуты золоченой кожей. По периметру стен палаты изображены гербы земель Московского государства. На своде изображён Спаситель на престоле, вокруг него расположились вселенские и московские святители. В помещении также стоял обитый бархатом царский трон. Как правило, в престольной принимались только приближённые к царю бояре. Среднее окно комнаты называлось «челобитным»: из него на верёвке спускался ящик, куда подавались челобитные. В народе этот ящик прозвали «долгим», так как прошения подолгу лежали без рассмотрения. По преданию, именно отсюда пошла поговорка: «не откладывай дело в долгий ящик»[30][31].
Сбоку престольной находится так называемая буфетная. На её стенах сохранилась уникальная орнаментальная роспись XVII века.
Четвёртой палатой в царских покоях была опочивальня, в которой после реконструкции XIX века находится резная деревянная кровать с балдахином из китайского шёлка и пологом у изголовья. По стенам комнаты развешены медальоны с сюжетами из Священного Писания. Рядом с опочивальней находилась молельня, в которой в XVII веке хранились драгоценные иконы в серебряных и золотых окладах, отделанных самоцветами. Винтовая лестница соединяла царскую спальню с «мыленкой», вода в которую подавалась при помощи насоса из водовзводной башни Кремля. Покои царицы были отделены от этой части дворца и до настоящего времени не сохранились[32].
Златоверхий теремок |
Пятый этаж Теремного дворца представляет собой отдельную палату (или каменный чердак), окружённую открытой галереей-гульбищем, — Златоверхий теремок. Эта часть дворца получила своё название от крыши, покрытой золотыми и серебряными листами. С запада к теремку пристроена так называемая Смотрильная башенка, украшенная разноцветными стёклами в старинных окнах и резьбой[19].
Церкви Теремного дворца |
В ансамбль Теремного дворца входят также Золотая Царицына палата и домовые церкви.
Одним из старейших сооружений Московского Кремля является церковь Рождества Богородицы на Сенях (другое название — Воскрешения Лазаря), построенная в XIV веке. Верх церкви не сохранился, в XVI веке над ней был построен новый храм в честь Рождества Богородицы, возведённый заново в 1680-х годах. [уточнить]
В 1635—1636 годах на мужской половине дворца была построена домовая церковь в честь Спаса Нерукотворного. Позднее она стала называться Верхоспасским собором. В 1660—1670-е годы Верхоспасский собор украсили стенописью, иконостас выполнен в барочных формах в XVIII веке[33].
В 1682 году три дворцовые церкви — Воскресения Словущего, Спаса Нерукотворного и придел Распятия — были объединены под общей кровлей, увенчанной одиннадцатью вызолоченными главками, барабаны которых были богато украшены изразцами и изображениями святых на круглых медных листах (листы не сохранились). Руководил строительными работами архитектор Осип Старцев[7][31].
Реконструкция дворца |
Первоначальное внутреннее убранство и стенопись Теремного дворца практически не сохранились и были восстановлены в XIX веке по образцам и рисункам времен Алексея Михайловича. Реконструкция зданий производилась в 1836—1849 годах одновременно со строительством Большого Кремлевского дворца[21].
В 1836—1837 годах под руководством Фёдора Солнцева и Петра Герасимова и при участии Фёдора Рихтера были выполнены росписи, установлены резные деревянные оконные рамы с цветными стёклами, резная деревянная мебель стиля XVII века и поставлены изразцовые печи. В 1870-х годах художник Тимофей Киселев выполнил росписи по золотому фону. В 1992 году была проведена реставрация фасадов Теремного дворца Московского Кремля[6][21].
В настоящее время Теремной дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца и является резиденцией Президента Российской Федерации. Дворец закрыт для свободного посещения. Посетить его можно в составе экскурсии в Большой Кремлевский дворец, на что требуется специальное разрешение комендатуры Кремля[21].
Галерея |
Теремной дворец | ||||||||||||||||
|
Примечания |
↑ Кремль при Иване III (неопр.). Энциклопедия WikiWhat. Проверено 5 августа 2017.
↑ Романюк, 2013, с. 99-100
↑ Кремль в Москве, 1883, с. 283
↑ 12 Теремной дворец Московского кремля (неопр.). Отдых и выходные в Москве. Проверено 5 августа 2017.
↑ Энциклопедия, 2011, с. 853-854
↑ 12 Юдаков, 2013, с. 117
↑ 12 Облик старой Москвы, 1997, с. 44
↑ 12 Девятов, 2014, с. 53
↑ Забелин, 2007, с. 164
↑ Фабрициус, 2014, с. 348
↑ Тульев, 2012, с. 145
↑ Романюк, 2013, с. 100
↑ 12 Романюк, 2013, с. 40
↑ Забелин, 2007, с. 172
↑ 12 Алиса Бецкая. Шумел, горел пожар московский... История пожарного дела в Москве насчитывает многие века (неопр.). Московские торги. Проверено 5 августа 2017.
↑ Фабрициус, 2014, с. 349
↑ Смирнова, 1999, с. 62
↑ Попытки французов взорвать Кремль (неопр.). Война 1812 года: Хроника. Проверено 5 августа 2017.
↑ 12 Можаев А. В. Дворцы Кремля (неопр.). РусАрх (2012). Проверено 5 августа 2017.
↑ Теремной дворец в Московском кремле (неопр.). Храмы, дворцы, крепости. Проверено 5 августа 2017.
↑ 1234 Теремной дворец (неопр.). Архитектурный ансамбль Кремля. Проверено 5 августа 2017.
↑ Девятов, 2014, с. 54
↑ Забелин, 2007, с. 164-170
↑ Девятов, 2014, с. 53-54
↑ 12 Фабрициус, 2014, с. 366
↑ Дутов, 2002, с. 59
↑ Тульев, 2012, с. 146
↑ Кудряшов Н. Белый камень для Белокаменной (неопр.). Наука и Жизнь. Проверено 5 августа 2017.
↑ Юдаков, 2013, с. 118
↑ 12 Фабрициус, 2014, с. 367
↑ 12 Елена Лебедева. Чертоги русского царя (неопр.). Православие.Ру (2009). Проверено 5 августа 2017.
↑ Девятов, 2014, с. 55
↑ Девятов, 2014, с. 63
Список литературы |
- Вся Москва от А до Я: энциклопедия / Вострышев М. И., Шокарев С. Ю.. — М.: Алгоритм, 2011.
- Девятов С. В. Московский Кремль из глубины веков. — М., 2014. — ISBN 978-5-91926-1803.
- Дутов А. А. Преемственность традиций в декоре русских печных облицовок XVII – начала XX вв. // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. — Санкт-Петербург, 2002. — № 6. — С. 59.
- Забелин И. Е. История города Москвы. — М.: Астрель, 2007.
- Облик старой Москвы. XVII - начало XX века / Любимцев Р., Михайлов В., Музалевская Н., Пацева И., Черный А.. — М., 1997. — ISBN 5-85200-349-2.
- Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013.
- Смирнова Е. И. Московский Кремль пушкинской поры. — М.: Московские учебники, 1999.
- Тульев В. История России в архитектуре. 70 самых известных памятников.. — М.: ЭКСМО, 2012. — ISBN 978-5-699-53013-7.
- Фабрициус М. П. История московского Кремля. — М., 2014.
- Фабрициус М. П. Кремль в Москве. Очерки и картины прошлого и настоящего. — М., 1883.
- Юдаков И. Ю. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель. — М., 2013. — ISBN 978-5-904813-03-1.
Ссылки |
На Викискладе есть медиафайлы по теме Теремной дворец
Теремной дворец на сайте музеев Московского Кремля