Ан-72
Ан-72 | |
---|---|
Ан-72 в полёте | |
Тип | транспортный |
Разработчик | ОКБ им. О. К. Антонова |
Производитель | Авиант (опытная партия) Харьковский ГАПП |
Первый полёт | 31 августа 1977 года |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | Ангола |
Годы производства | 1982 — 1993 |
Единиц произведено | 121[1] |
Варианты | Ан-71 Ан-74 |
Изображения на Викискладе |
Ан-72 (по кодификации НАТО: Coaler — «Угольщик», народные прозвища: «Чебурашка») — военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова для замены самолёта Ан-26/ Состоит на вооружении ВКС России и ряда других стран.
Содержание
1 История
2 Конструкция
3 Модификации
4 Характеристики
5 Лётные происшествия
5.1 Потери
5.2 Инциденты
6 Операторы
7 См. также
8 Примечания
9 Ссылки
История |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
В ноябре 1983 года лётчиками-испытателями М. Попович и С. Максимовым на Ан-72 были установлены мировые рекорды максимальной высоты полёта — 13 410 метров, и высоты горизонтального полёта — 12 980 метров, для самолётов этого класса.
В 1985 году лётчик-испытатель С. Горбик на Ан-72 развил скорость 681,8 км/ч на замкнутом 2000-км маршруте.
Конструкция |
Высокоплан. Имеет стреловидное крыло. Необычное расположение двигателей сверху крыла в выдвинутой вперёд мотогондоле увеличивает подъёмную силу за счёт эффекта Коанда. При отклонённых предкрылках и закрылках реактивная струя, вырывающаяся из сопла двигателей, «прилипает» к крылу, обтекая без отрыва верхнюю поверхность крыла и закрылка, разгоняет воздушный поток над ним. По законам аэродинамики увеличение скорости потока приводит к уменьшению давления воздуха. А чем больше разность давлений под и над крылом, тем больше подъёмная сила, и следовательно улучшаются взлётно-посадочные характеристики самолёта.[2]
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Модификации |
Модификации семейства самолётов Ан-72[3] | ||
---|---|---|
Тип | Описание | Единиц построено |
Ан-71 | Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). | 3 |
Ан-72 (по заводским документам — 72.04) | Транспортный самолёт. | ~ 35 |
Ан-72 (по заводским документам — 72.10) | Пассажирский самолёт в варианте «салон». | ~ 60 |
Ан-72-100 | Транспортный самолёт, сертифицированный по международным нормам. | |
Ан-72-100Д | Пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам. Переоборудовались серийные машины. | 3 |
Ан-72А «Арктический» | Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74[4]. | 1 |
Ан-72АТ | Модификация для перевозки стандартных авиационных контейнеров. | |
Ан-72В | Транспортный самолёт. Экспортная модификация, разработанная по заказу ВВС Перу. | 1 |
Ан-72П | Самолёт для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне Прицельно-навигационное и пилотажное оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение на всех этапах полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения. Для пресечения действий судов-нарушителей Ан-72П вооружен пушкой ГШ-23Л с 250 снарядами, двумя блоками неуправляемых ракет и четырьмя бомбами калибром 100 кг. Фотооборудование, установленное на самолете, обеспечивает аэрофотосъемку целей в дневное время и с помощью осветительных патронов СФП-2А - в ночное время. | 18 |
Ан-72ПС | Поисково-спасательный самолёт. | 1 |
Ан-72Р («изделие 88») | Самолёт радиоэлектронной разведки. Разрабатывался как аналог Boeing E-8A J-Stars. Предназначался для радиолокационной разведки и обнаружения на большом расстоянии наземных целей и наведения на них наземных и воздушных средств поражения. (АиВ №3/2008). Переоборудовались серийные машины. | 4 |
Ан-72С | Административный самолёт. | |
Ан-74 | Многоцелевой самолёт. Создавался для применения в условиях Крайнего Севера, имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные). | 81 |
Характеристики |
- Технические характеристики
Экипаж: 3-5 человек
Длина: 28,07 м
Высота: 8,65 м- Площадь крыла: 98,62 м²
Масса пустого: 19 500 кг
Максимальная взлётная масса: 32 000 кг- Силовая установка: 2 × ТРД Д-36
Тяга: 2 × 6500 кгс
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 720 км/ч
Крейсерская скорость: 550-600 км/ч- Практическая дальность: 2700 км
- Перегоночная дальность: 4700 км
Практический потолок: 10 100 м- Длина разбега: 800 м
- Длина пробега: 450 м
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 23-мм пушка ГШ-23Л в контейнере УПК-2-23
- Точки подвески: 2
Неуправляемые ракеты: блоки УБ-32М на подвеске
Бомбы: до 100 кг на подвеске
Лётные происшествия |
Потери |
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
16.09.1991 | 74002 | Ленск | 13/13 | Взлёт с перегрузом, разрушение механизации в воздухе[1], упал в лес. Погибло 6 членов экипажа и 7 пассажиров. |
23.10.1994 | 72960 | Воркута | 0/34 | Борт ФПС РФ. Отказ гидросистемы при наборе высоты, при посадке самолёт выкатился с ВПП[1].[5] |
10.02.1995 | 72966 | около Гостомеля | 0/3+.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}} 7 | При сопровождении Ан-70, потерявшего управление в испытательном полёте, столкнулся с ним в воздухе[6][7]. Произвёл аварийную посадку в Гостомеле. Списан, кабина и часть фюзеляжа были использованы для тренажёра[3]. |
23.12.1996 | н. д. | Нагурское | 0/24 | Борт ФПС РФ. Выкатился с ВПП при аварийной посадке в сложных метеоусловиях. Самолёт пилотировал полковник В. В. Таланов, который в 1994 году совершил на Ан-72 аварийную посадку в Воркуте[8]. |
22.12.1997 | ER‑ACF | Атлантический океан | 5/5 | Исчез при полёте над океаном. Возможно, был сбит самолётом ВВС Анголы[1]. |
06.10.2000 | TL‑ACW | Лузамба | 0/10 | При посадке экипаж забыл выпустить шасси, сел на брюхо и вылетел с ВПП[1]. |
21.04.2002 | ES‑NOP | Вамена | 0/4 | Грубая посадка с разрушением носовой стойки шасси и последовавший пожар[1]. |
25.12.2012 | UP‑72859 | Шымкент | 27/27 | Самолёт Пограничной службы КНБ Казахстана в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу при выполнении четвёртого разворота в процессе захода на посадку в аэропорт Шымкент. Самолёт рухнул в карьер местного цементного завода с высоты 800 метров. Ошибка экипажа в сочетании с отказом радиовысотомера и автопилота. |
Инциденты |
5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал[3].
7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен[9][10].
Операторы |
Ангола — 8 Ан-72, по состоянию на 2016 год [11]
Россия
Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[12]
Воздушно-космические силы Российской Федерации — 25 Ан-72, по состоянию на 2016 год[13]
Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — некоторое количество Ан-72, по состоянию на 2016 год[14]
Войска национальной гвардии России — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[15]
Казахстан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [16]
Ливия — более одной единицы Ан-72, по состоянию на 2016 год [17]
Молдавия — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [18]
Судан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [19]
Украина — 2 единицы Ан-72 в Национальной гвардии Украины и некоторое количество Ан-72П в Пограничной службе Украины, по состоянию на 2016 год[20][21]
Экваториальная Гвинея — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [22]
См. также |
- QSRA
- Boeing YC-14
Примечания |
↑ 123456 Реестр самолётов типа Антонов Ан-72/74 Архивировано 10 февраля 2015 года.
↑ Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: От Коппа-Этчеллса до Прандтля-Глоерта
↑ 123 «Авиация и время» № 3/2008 // Ростислав Мараев «Реактивный вездеход»
↑ Антонов Ан-74 CCCP-72003
↑ Как я падал в самолете: воспоминания уцелевшего в авиакатастрофе
↑ Ан-70: последние 23 секунды жизни самолёта и экипажа
↑ «Лётный риск». Владимир Ткаченко
↑
В. С. Новиков. Крылья границы. — М.: Граница, 2008. — С. 279. — 1500 экз. — ISBN 978-5-98759-035-5.
↑ Награды за безопасность полетов, 2003 год // Некоммерческое партнерство «Безопасность полетов» Архивировано 31 августа 2012 года.
↑ Смертельное пике Ан-72 // «Совершенно секретно»
↑ The Military Balance 2016,p.430
↑ The Military Balance 2016,p.193
↑ The Military Balance 2016,p.195
↑ The Military Balance 2016,p.200
↑ The Military Balance 2016,p.201
↑ The Military Balance 2016,p.186
↑ The Military Balance 2016,p.343
↑ The Military Balance 2016,p.188
↑ The Military Balance 2016,p.471
↑ The Military Balance 2016,p.206
↑ Spotters.Aero — Результат поиска
↑ The Military Balance 2016,p.443
Ссылки |
- Ан-72 на сайте ОКБ им. О. К. Антонова
- Фотообход Ан-72П