Ан-72












































Ан-72
Antonov An-72 (RF-72016).jpg
Ан-72 в полёте
Тип
транспортный
Разработчик
Союз Советских Социалистических Республик ОКБ им. О. К. Антонова
Производитель

Союз Советских Социалистических Республик Авиант (опытная партия)


Союз Советских Социалистических Республик Харьковский ГАПП

Первый полёт
31 августа 1977 года
Статус
эксплуатируется
Эксплуатанты
Ангола
Годы производства
1982 — 1993
Единиц произведено
121[1]
Варианты
Ан-71
Ан-74
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Ан-72 (по кодификации НАТО: Coaler — «Угольщик», народные прозвища: «Чебурашка») — военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова для замены самолёта Ан-26/ Состоит на вооружении ВКС России и ряда других стран.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Конструкция


  • 3 Модификации


  • 4 Характеристики


  • 5 Лётные происшествия


    • 5.1 Потери


    • 5.2 Инциденты




  • 6 Операторы


  • 7 См. также


  • 8 Примечания


  • 9 Ссылки





История |






В ноябре 1983 года лётчиками-испытателями М. Попович и С. Максимовым на Ан-72 были установлены мировые рекорды максимальной высоты полёта — 13 410 метров, и высоты горизонтального полёта — 12 980 метров, для самолётов этого класса.

В 1985 году лётчик-испытатель С. Горбик на Ан-72 развил скорость 681,8 км/ч на замкнутом 2000-км маршруте.



Конструкция |


Высокоплан. Имеет стреловидное крыло. Необычное расположение двигателей сверху крыла в выдвинутой вперёд мотогондоле увеличивает подъёмную силу за счёт эффекта Коанда. При отклонённых предкрылках и закрылках реактивная струя, вырывающаяся из сопла двигателей, «прилипает» к крылу, обтекая без отрыва верхнюю поверхность крыла и закрылка, разгоняет воздушный поток над ним. По законам аэродинамики увеличение скорости потока приводит к уменьшению давления воздуха. А чем больше разность давлений под и над крылом, тем больше подъёмная сила, и следовательно улучшаются взлётно-посадочные характеристики самолёта.[2]







Модификации |










































































Модификации семейства самолётов Ан-72[3]
Тип
Описание
Единиц построено

Ан-71
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).
3

Ан-72
(по заводским документам — 72.04)

Транспортный самолёт.
~ 35

Ан-72
(по заводским документам — 72.10)

Пассажирский самолёт в варианте «салон».
~ 60

Ан-72-100
Транспортный самолёт, сертифицированный по международным нормам.


Ан-72-100Д
Пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам. Переоборудовались серийные машины.
3

Ан-72А «Арктический»
Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74[4].
1

Ан-72АТ
Модификация для перевозки стандартных авиационных контейнеров.


Ан-72В
Транспортный самолёт. Экспортная модификация, разработанная по заказу ВВС Перу.
1

Ан-72П
Самолёт для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне Прицельно-навигационное и пилотажное оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение на всех этапах полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения. Для пресечения действий судов-нарушителей Ан-72П вооружен пушкой ГШ-23Л с 250 снарядами, двумя блоками неуправляемых ракет и четырьмя бомбами калибром 100 кг. Фотооборудование, установленное на самолете, обеспечивает аэрофотосъемку целей в дневное время и с помощью осветительных патронов СФП-2А - в ночное время.
18

Ан-72ПС
Поисково-спасательный самолёт.
1

Ан-72Р («изделие 88»)
Самолёт радиоэлектронной разведки. Разрабатывался как аналог Boeing E-8A J-Stars. Предназначался для радиолокационной разведки и обнаружения на большом расстоянии наземных целей и наведения на них наземных и воздушных средств поражения. (АиВ №3/2008). Переоборудовались серийные машины.
4

Ан-72С
Административный самолёт.


Ан-74
Многоцелевой самолёт. Создавался для применения в условиях Крайнего Севера, имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные).
81


Характеристики |


Antonov An-72 3view.svg

Технические характеристики



  • Экипаж: 3-5 человек


  • Длина: 28,07 м


  • Высота: 8,65 м

  • Площадь крыла: 98,62 м²


  • Масса пустого: 19 500 кг


  • Максимальная взлётная масса: 32 000 кг

  • Силовая установка: 2 × ТРД Д-36


  • Тяга: 2 × 6500 кгс


Лётные характеристики


  • Максимальная скорость: 720 км/ч


  • Крейсерская скорость: 550-600 км/ч

  • Практическая дальность: 2700 км

  • Перегоночная дальность: 4700 км


  • Практический потолок: 10 100 м

  • Длина разбега: 800 м

  • Длина пробега: 450 м


Вооружение


  • Стрелково-пушечное: 23-мм пушка ГШ-23Л в контейнере УПК-2-23

  • Точки подвески: 2


  • Неуправляемые ракеты: блоки УБ-32М на подвеске


  • Бомбы: до 100 кг на подвеске



Лётные происшествия |



Потери |


































































Дата
Бортовой номер
Место происшествия
Жертвы
Краткое описание
16.09.1991

Флаг СССР 74002

Флаг России Ленск
13/13
Взлёт с перегрузом, разрушение механизации в воздухе[1], упал в лес. Погибло 6 членов экипажа и 7 пассажиров.
23.10.1994

Флаг России 72960

Флаг России Воркута
0/34
Борт ФПС РФ. Отказ гидросистемы при наборе высоты, при посадке самолёт выкатился с ВПП[1].[5]

10.02.1995

Флаг Украины 72966

Флаг Украины около Гостомеля
0/3+.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
7
При сопровождении Ан-70, потерявшего управление в испытательном полёте, столкнулся с ним в воздухе[6][7]. Произвёл аварийную посадку в Гостомеле. Списан, кабина и часть фюзеляжа были использованы для тренажёра[3].
23.12.1996

Флаг России н. д.

Флаг России Нагурское
0/24
Борт ФПС РФ. Выкатился с ВПП при аварийной посадке в сложных метеоусловиях. Самолёт пилотировал полковник В. В. Таланов, который в 1994 году совершил на Ан-72 аварийную посадку в Воркуте[8].
22.12.1997

Флаг Молдавии ER‑ACF

Атлантический океан
5/5
Исчез при полёте над океаном. Возможно, был сбит самолётом ВВС Анголы[1].
06.10.2000

Флаг Центральноафриканской Республики TL‑ACW

Флаг Анголы Лузамба
0/10
При посадке экипаж забыл выпустить шасси, сел на брюхо и вылетел с ВПП[1].
21.04.2002

Флаг Индонезии ES‑NOP

Флаг Индонезии Вамена
0/4
Грубая посадка с разрушением носовой стойки шасси и последовавший пожар[1].

25.12.2012

Флаг Казахстана UP‑72859

Флаг Казахстана Шымкент
27/27
Самолёт Пограничной службы КНБ Казахстана в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу при выполнении четвёртого разворота в процессе захода на посадку в аэропорт Шымкент. Самолёт рухнул в карьер местного цементного завода с высоты 800 метров. Ошибка экипажа в сочетании с отказом радиовысотомера и автопилота.


Инциденты |




  • 5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал[3].


  • 7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен[9][10].



Операторы |




  • Ангола Ангола — 8 Ан-72, по состоянию на 2016 год [11]


  • Россия Россия 


    • Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[12]


    • Воздушно-космические силы Российской Федерации — 25 Ан-72, по состоянию на 2016 год[13]


    • Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — некоторое количество Ан-72, по состоянию на 2016 год[14]


    • Войска национальной гвардии России — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[15]




  • Казахстан Казахстан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [16]


  • Ливия Ливия — более одной единицы Ан-72, по состоянию на 2016 год [17]


  • Молдавия Молдавия — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [18]


  • Судан Судан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [19]


  • Украина Украина — 2 единицы Ан-72 в Национальной гвардии Украины и некоторое количество Ан-72П в Пограничной службе Украины, по состоянию на 2016 год[20][21]


  • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [22]



См. также |



  • QSRA

  • Boeing YC-14



Примечания |





  1. 123456 Реестр самолётов типа Антонов Ан-72/74 Архивировано 10 февраля 2015 года.


  2. Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: От Коппа-Этчеллса до Прандтля-Глоерта


  3. 123 «Авиация и время» № 3/2008 // Ростислав Мараев «Реактивный вездеход»


  4. Антонов Ан-74 CCCP-72003


  5. Как я падал в самолете: воспоминания уцелевшего в авиакатастрофе


  6. Ан-70: последние 23 секунды жизни самолёта и экипажа


  7. «Лётный риск». Владимир Ткаченко



  8. В. С. Новиков.
    Крылья границы. — М.: Граница, 2008. — С. 279. — 1500 экз. — ISBN 978-5-98759-035-5.



  9. Награды за безопасность полетов, 2003 год // Некоммерческое партнерство «Безопасность полетов» Архивировано 31 августа 2012 года.


  10. Смертельное пике Ан-72 // «Совершенно секретно»


  11. The Military Balance 2016,p.430


  12. The Military Balance 2016,p.193


  13. The Military Balance 2016,p.195


  14. The Military Balance 2016,p.200


  15. The Military Balance 2016,p.201


  16. The Military Balance 2016,p.186


  17. The Military Balance 2016,p.343


  18. The Military Balance 2016,p.188


  19. The Military Balance 2016,p.471


  20. The Military Balance 2016,p.206


  21. Spotters.Aero — Результат поиска


  22. The Military Balance 2016,p.443




Ссылки |



  • Ан-72 на сайте ОКБ им. О. К. Антонова

  • Фотообход Ан-72П








Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz