Река Святого Лаврентия
Река Святого Лаврентия | |
---|---|
фр. fleuve Saint-Laurent, англ. Saint Lawrence River | |
Берег реки Святого Лаврентия недалеко от Камураски в Квебеке | |
Характеристика | |
Длина | 1197 км |
Бассейн | 1 344 200 км² |
Расход воды | 10 400 м³/с |
Водоток | |
Исток .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}} (Т) (B) | Онтарио |
• Высота | 75 м |
• Координаты | 44°11′06″ с. ш. 76°33′03″ з. д.HGЯO |
Устье (Т) (B) | Залив Святого Лаврентия |
• Высота | 0 м |
• Координаты | 48°02′16″ с. ш. 69°34′27″ з. д.HGЯO |
Расположение | |
Водная система | Атлантический океан |
Соединённые Штаты Америки | Нью-Йорк |
Канада | Квебек, Онтарио |
Аудио, фото и видео на Викискладе |
Река́ Свято́го Лавре́нтия (фр. fleuve Saint-Laurent, англ. Saint Lawrence River, тускарора Kahnawáʼkye[1], могаук. Kaniatarowanenneh, в переводе — «большой водный путь») — крупная водная артерия в Северной Америке, протекающая по территории США и Канады и соединяющая Великие озёра с Атлантическим океаном. В устье ширина реки достигает 130 километров. Длина реки составляет 1197 км[2], площадь бассейна — 1 344 200 км².[3]
Содержание
1 Историко-культурное значение
2 Особенности реки
3 Флора и фауна
4 Хозяйственное значение
4.1 Судоходство
5 Крупная катастрофа
6 Примечания
7 Литература
Историко-культурное значение |
Река носит название, данное ей Жаком Картье. Помимо реки, это имя получил также залив, в который она впадает. После путешествий Шамплена долина реки Св. Лаврентия стала центром французской колонизации региона: здесь сформировалась часть территории Новой Франции — провинция Квебек с городами Монреаль, Квебек, Леви и Труа-Ривьер. Во время Семилетней войны эти земли были захвачены британцами. Несмотря на это, регион продолжает являться центром французского языка и культуры в Северной Америке. Река стала первым просторным путём для торговцев пушниной и колонистов, а в наши дни для огромных океанских грузовых судов.
Особенности реки |
Высота истока — 75 м над уровнем моря.[источник не указан 624 дня] Отвесные скалы и долины, встречаясь с водой, образуют один из крупнейших в мире фьордов — фьорд Сагеней, простирающийся почти на 100 километров. С севера в реку Святого Лаврентия впадает мощная река Сагеней, образуя эстуарий, где океанский прилив встречается с речным течением.
По мнению гидробиологов, здесь встречаются два подводных мира. Холодная и солёная океанская вода течёт через подводные каналы на глубине 400 метров, затем вырывается наружу и смешивается с пресной водой рек.
За Монреалем, далее вглубь страны, на протяжении 160 километров река встречается со множеством порогов. За ними на протяжении 60 километров река становится спокойнее, что делает возможным судоходство через усеянный островами участок, называемый «Тысяча островов» (число островов по подсчётам составляет около двух тысяч).
Флора и фауна |
На реке можно встретить белух, финвалов и голубых китов. Сочетание растений, животных и птиц, живущих по берегам реки, одно из наиболее пёстрых на земле. В реке водятся сотни видов рыб, более чем 20 видов земноводных и пресмыкающихся, а также 12 видов водных млекопитающих. На болотах и вдоль берегов гнездится около 300 видов птиц.
Хозяйственное значение |
Бассейн реки — один из самых густонаселённых и освоенных в Канаде, здесь развиты как сельское хозяйство: мясо-молочное скотоводство, зерноводство (пшеница), так и промышленность. В бассейне реки проживает порядка 20 миллионов человек, в том числе около 4 млн — в городе Монреаль.
Судоходство |
Ещё в 1680 году колонисты думали расширить русло реки, чтобы океанские суда могли проходить за Монреаль по каналам, минуя бурные пороги. В 1959 году эта мечта осуществилась и был открыт глубоководный путь Святого Лаврентия, протяжённостью 293 км. Он славится как одно из выдающихся в мире инженерных сооружений. Чтобы построить этот канал между Монреалем и озером Онтарио, были смонтированы семь новых шлюзов. Было выкопано более 150 миллионов кубических метров земли и камней, залиты тысячи тонн бетона.
Жак Лесстран, автор книги «Морской путь — нерассказанная история четвёртого североамериканского побережья» (англ.), процитировал одного капитана дальнего плавания, который сказал:
«Во всем мире нет реки равной этой. Хотя путешествие не такая уж простая штука, но великолепие этой реки, рокот Ниагарского водопада и бесконечная череда озёр и островов делают его крайне притягательным».
Океанские суда, направляющиеся по расширенной реке в Дулут-Сьюпириор, расположенный в принадлежащей Соединённым Штатам части Верхнего озера, словно на лифте поднимаются на 180 метров над уровнем моря — высоту, равную 60-этажному небоскрёбу. Все путешествие от Атлантического океана вглубь страны составляет 3700 километров.
Океанские суда принесли экономическое процветание городам, расположенным по течению реки. В книге «Великие озера — речная система Св. Лаврентия» (англ.) даётся такое описание:
«На границе двух государств находится индустриальное сердце Канады и Соединённых Штатов, численность населения там более 100 миллионов человек, река является крупнейшим источником промышленного богатства западного мира».
Среди более чем 150 портов по всей протяжённости водного маршрута от Атлантического океана до Верхнего озера, такие как Квебек, Монреаль, Торонто, Гамильтон, Су-Сент-Мари, Буффало, Эри, Кливленд, Детройт, Чикаго и Дулут-Сьюпириор. Суда из различных частей планеты ежегодно доставляют по реке Святого Лаврентия миллионы тонн грузов. Использование этой речной системы создаёт десятки тысяч рабочих мест и ежегодно приносит миллиарды долларов дохода.
В 2013 году канадские власти разрешили судам класса post-panamax движение по реке Святого Лаврентия. Отныне между Квебеком и Монреалем возможно судоходство для судов шириной 44 метра (ранее было ограничение в 32.1 м). Это существенно повышает возможности монреальского порта, который играет существенную роль на североамериканском рынке контейнерных перевозок.
Как сообщила президент-директор администрации порта Монреаль Сильвия Вашон (Sylvie Vachon), решение было принято на основании исследования, заказанного портовой администрацией, и проведенного совместно департаментом транспорта Канады, береговой охраной Канады, а также двумя лоцманскими организациями — Administration de Pilotage des Laurentides и Corporation des Pilotes du St-Laurent central.
Крупная катастрофа |
Во время своего очередного рейса 29 мая 1914 года, канадский комфортабельный пассажирский лайнер «Эмпресс оф Айрленд» столкнулся с норвежским углевозом «Стурстад» на реке Святого Лаврентия и через 14 минут затонул на глубине более 40 метров. Он имел на борту 1477 человек (420 членов экипажа и 1057 пассажиров). Выжило только 463 человека.
Примечания |
↑ Rudes, B. Tuscarora English Dictionary Toronto: University of Toronto Press, 1999
↑ Rivers of Canada (англ.). The Canadian Atlas Online. Royal Canadian Geographical Society. Проверено 9 марта 2015.
↑ Rivers Flowing into the Atlantic Ocean (англ.). The Atlas of Canada. Natural Resources Canada. Проверено 9 марта 2015. Архивировано 29 марта 2012 года.
Литература |
Бестон Г. Река Св. Лаврентия = The St.Lawrence / Генри Бестон; Пер. с англ. В. Н. Кондракова (печат. с некот. сокращ.); Предисл., послесл., примеч. и коммент. А. И. Черкасова; Худ. Н. И. Калинин. — М.: Мысль, 1985. — 216 с. — 100 000 экз. (обл.)
Макленнан Х. Семь рек Канады = Seven rivers of Canada. Toronto, 1961 / Хью Макленнан; Пер. с англ. В. Н. Кондракова; Под ред. и с предисл. А. И. Черкасова; Ред. Т. А. Ольсевич; Худ. Е. А. Антоненков. — М.: Прогресс, 1990. — С. 107—134. — 288 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-01-002050-5. (обл.)- Лаврентия святого река // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Святого Лаврентия река // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. |