Сонет





Сонет (итал. sonetto, окс. sonet) — традиционная поэтическая форма, относится к числу так называемых строгих, или твёрдых, форм. Сонет состоит из 14 строк, обычно образующих два четверостишия-катрена (на две рифмы) и два трёхстишия-терцета (на две или три рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde). Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой — abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»), — приобретший особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру. Композиция сонета предполагает сюжетно-эмоциональный перелом (итал. volta), который в «континентальном» сонете приходится, как правило, на переход от катренов к терцетам, а в шекспировском сонете — чаще всего или на 8-й, или на 13-й стих; в ряде случаев, однако, этот перелом оттягивается поэтом, иной раз даже до 14-го стиха (например, в 71-м сонете Филипа Сидни, «Who will in fairest book of Nature know…»)[1].




Содержание






  • 1 Структурные признаки классического сонета


    • 1.1 Основные


    • 1.2 Дополнительные




  • 2 Вариации сонетного канона


  • 3 Сонет в Италии


  • 4 Сонет в Англии


  • 5 Сонет в России


  • 6 Примечания


  • 7 Сборники и антологии на русском языке


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





Структурные признаки классического сонета |



Основные |



  • Количество строк — четырнадцать;

  • количество строф — четыре (два катрена, два терцета);

  • повторяемость рифм;

  • система рифмовки:

    • перекрёстная или охватная в катренах;

    • разнообразная в терцетах;



  • размер — распространённый в поэзии:

    • голландской, немецкой, русской, скандинавских стран — пятистопный или шестистопный ямб;

    • английской — пятистопный ямб;

    • итальянской, испанской, португальской — одиннадцатисложный стих (гендекасиллаб);

    • французской — александрийский стих.





Дополнительные |




  • Синтаксическая законченность каждой из четырёх строф;


  • интонационное различие катренов и терцетов;

  • точность рифм, чередование рифм мужских и женских;

  • отсутствие повтора слов (кроме союзов, междометий, предлогов и т. п.).



Вариации сонетного канона |


На основе сонета построен ряд производных и усложнённых форм:



  • «венок сонетов», состоящий из 15 сонетов, связанных друг с другом по определённой схеме;


  • онегинская строфа, представляющая собой сонет английского типа с обязательным чередованием перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовки в катренах;

  • «опрокинутый сонет», в котором терцеты не следуют за катренами, а предшествуют им;

  • «хвостатый сонет», в котором к произведению добавляется ещё один или несколько терцетов или дополнительная строка;

  • «сонет с кодой», где добавляется лишняя, 15-я строка [2]

  • «половинный сонет», состоящий из 1 катрена и 1 терцета;

  • «безголовый сонет», в нём отсутствует первый катрен;

  • «сплошной сонет», написанный на двух рифмах;

  • «хромой сонет», с укороченными четвёртыми стихами в катренах[3].


Отдельные поэты предлагали — систематически или в виде разового эксперимента — различные другие трансформации сонета. Заслуживает внимания, в частности, «Сонет триолетно-октавный» Фёдора Сологуба (1920), складывающийся из триолета и октавы.



Сонет в Италии |


Сонет возник в XIII в. в Италии. Первый из известных сонетов был написан Якопо да Лентини (годы деятельности 1215—1233) — нотариусом при дворе короля Сицилии Фридриха II и поэтом «сицилийской школы». Первые итальянские сонеты своим ритмом, строем, перекрёстной схемой рифмы были близки к народной песне. В дальнейшем сонетную форму культивировали поэты «dolce stil nuovo» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Чино да Пистойя) и представители демократической поэтической школы Тосканы (Чекко Анджольери, ит. Cecco Angiolieri). В творчестве первых получил дальнейшее развитие пришедший из поэзии трубадуров культ возлюбленной. В сонетах поэтов dolce stil nuovo женщина обожествляется, разрушаются сословные преграды в любви, исследуется духовный мир человека, совершенствуется поэтический язык. В плебейской поэзии Анджольери и его последователей воспевается будничная жизнь с её простыми человеческими радостями. Канонические правила написания сонета были сформулированы в 1332 году падуанским литератором Антонио да Темпо, в его стиховедческом трактате «Summa artis rithimici vulgaris dictaminis».


Непревзойдённым мастером сонетной формы является Франческо Петрарка. Именно благодаря ему сонет стал средством изображения человеческих переживаний. Его «Canzoniere» («Книга песен», 1373) — 366 стихотворений (из них 317 в форме сонета), имеющих одну сюжетную линию — рассказ о любви поэта к Лауре, надолго определила пути развития всей европейской лирики.


Сонеты в Италии продолжали писать и в XV веке. Сборник 186 сонетов «Il Saporetto» С. Проденцани, созданных около 1410 г., — важный источник по музыке итальянского Ars nova.


В Италии впервые появились сонеты не на итальянском языке — Иммануэль Римский использовал эту форму в поэзии на иврите.



Сонет в Англии |


Первый перевод сонета на английский язык выполнил Чосер. Он включил 88-й сонет Петрарки (под названием «жалоба Троила») в свою поэму «Троил и Крессида», без сохранения его формы. Томас Уайетт переводил Петрарку и писал подражания его сонетам, избрав, вероятно, под влиянием творчества французских поэтов схему abba abba cdd cee. Уайетт отошёл от петраркистской традиции томления по идеалу, лирический герой сонета максимально приземлён, а предмет его страсти — обыкновенная женщина. Интонация Уайетта приближена к разговорной речи, причём довольно часто встречаются отступления от размера и перебивки ритма. Эксперименты своего старшего современника продолжил граф Суррей, который отверг итальянскую форму сонета в пользу английской — трёх четверостиший с заключительным двустишием.



Сонет в России |


В русской поэзии стандартный размер сонета — пятистопный ямб, но допускаются и отклонения. В отличие от большинства других твёрдых форм, сонет сохраняет актуальность и в современной русской поэзии. В качестве примеров можно привести «Сонеты на рубашках» Генриха Сапгира; «Двадцать сонетов к Саше Запоевой» Тимура Кибирова, пародирующего Бродского; а также два венка сонетов Сергея Калугина.



Примечания |





  1. Nelson Miller. Basic Sonnet Forms


  2. Сонет серебряного века. Русский сонет конца XIX - начала XX века. / Сост., вступ. ст. и комм. О. И. Федотова.- М.: Правда, 1990.- 768с./ 7с.


  3. Западноевропейский сонет XIII—XVII веков. Поэтическая антология.: — Л. ЛГУ. 1988. — 496 С. ISBN 5-288-00129-4 с.6




Сборники и антологии на русском языке |


  • Западноевропейский сонет XIII—XVII веков : Поэтическая антология / Общее составление А. А. Чамеева; вступительная статья З. И. Плавскина. — Л. : Издательство ЛГУ, 1988. — 496 с. — 50 000 экз.


Литература |



  • Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк : вступительная статья // Западноевропейский сонет XIII—XVII веков: Поэтическая антология / Общее составление А. А. Чамеева. — Л. : Издательство ЛГУ, 1988. — С. 3—28. — 496 с.

  • «Стеснённый размер» (Об английском сонете XVI—XIX веков) // Горбунов А. Н. Шекспировские контексты. — М. : МедиаМир, 2006. — 364 с. — ISBN 5-91177-001-6.


  • Коровин В. Л. Сонет // Энциклопедия Кругосвет

  • Бехер И. Р. Философия сонета или маленькое наставление по сонету. Пер. с нем. Е. Кацевой // Вопросы литературы. 1965. № 10.- С. 190—208.

  • Hollander J. Sonnets: From Dante to the Present. Everyman’s Library, 2001. ISBN 0-375-41177-1.

  • Сонет серебряного века. Русский сонет конца XIX - начала XX века. / Сост., вступ. ст. и комм. О. И. Федотова.- М.: Правда, 1990.- 768с. ISBN 5-253-00141-7



Ссылки |




  • Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях (глава «Твёрдые формы»)

  • «Сонет в русской поэзии»

  • Ананов М.Г Константин Бальмонт поэт-космогонист

  • Каламбурный сонет Айдына Ханмагомедова









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz