Рабле, Франсуа
Франсуа Рабле | |
---|---|
фр. François Rabelais | |
Франсуа Рабле. Неизвестный художник. Национальный музей Трианона | |
Псевдонимы | Alcofribas Nasier[3] и Seraphin Calobarsy |
Дата рождения | 1483 или 1494[1] |
Место рождения | Шинон, Франция |
Дата смерти | 9 апреля 1553[2] |
Место смерти |
|
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | прозаик, врач |
Годы творчества | 1532—1553 |
Направление | гуманизм |
Жанр | Роман |
Язык произведений | Французский |
Произведения в Викитеке | |
Файлы на Викискладе | |
Цитаты в Викицитатнике |
Франсуа́ Рабле́ (фр. François Rabelais; предположительно 1494[5], Шинон — 9 апреля 1553, Париж) — один из величайших французских сатириков[6], автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
По мнению Михаила Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы[7].
Содержание
1 Биография
2 Влияние
3 Издания
3.1 Переводы на русский язык
4 Факты
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Биография |
Рабле родился около 1494 года, в Шиноне, небольшом городке провинции Турень. где его отец работал адвокатом[8]. Местом рождения Франсуа Рабле считается поместье Девинье в Сёйи[en], где сейчас расположен музей писателя.
В детском возрасте Рабле был отдан послушником в монастырь францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право, заслужив своими изысканиями известность и уважение среди своих современников-гуманистов, включая Гийома Бюде. Из-за неодобрения орденом его изысканий, Рабле добился разрешения Папы Климента VII перейти в бенедиктинский монастырь в Мальезе, где он встретил более тёплое отношение к себе.[9]
Позднее Рабле покинул монастырь для обучения медицине в университетах Пуатье и Монпелье. Его искания этого периода Сент-Бёв в своей статье посвящённой великому сатирику резюмировал следующим образом[10]:
.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}
Серьезность и возвышенность его вкусов, естественная и благородная непринужденность его влечений, являвшая резкий контраст с этой эпохой упадка, вскоре показали всю неуместность его присутствия в монастыре такого ордена. Он ушел из него и попытался устроиться в другом, менее презренном ордене — бенедиктинцев, однако не смог ужиться и с ними; тогда он окончательно снял с себя духовное, вернее, монашеское платье и надел светское; он швырнул, как говорят в народе, свою рясу в крапиву и поехал в Монпелье изучать медицину. |
В 1532 году он перебрался в Лион, один из культурных центров Франции. Там он совмещал врачебную практику с редактированием латинских трудов для печатника Себастьяна Грифа. Свободное время он посвящал написанию и публикации юмористических памфлетов, критиковавших устоявшиеся порядки и выражавших его понимание свободы личности.
В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Назье (фр. Alcofribas Nasier, анаграмма от его собственного имени без седиля) Рабле опубликовал свою первую книгу — «Пантагрюэль», ставшую потом второй частью обессмертившего его имя «Гаргантюа и Пантагрюэля». В 1534 году последовала её предыстория — «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца протагониста предыдущей книги. Оба произведения были осуждены богословами Сорбонны и католическими клириками за своё сатирическое содержание. Третья часть, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, также была запрещена.
Благодаря поддержке влиятельной семьи дю Белле Рабле получил разрешение короля Франциска I на продолжение публикаций. Однако после смерти монарха писатель вновь столкнулся с неодобрением академической элиты, а французский парламент приостановил продажи его четвёртой книги.
Рабле некоторое время — в 1534 и 1539 годах преподавал медицину в Монпелье. Он часто путешествовал в Рим вместе со своим другом кардиналом Жаном дю Белле, также недолгое время (когда пользовался покровительством Франциска I) жил в Турине у его брата Гийома. Семейство дю Белле снова помогло Рабле в 1540 году — в легализации двух его детей (Огюста Франсуа и Жюни).
В 1545—1547 годах Рабле жил в Меце, республиканском имперском вольном городе, где нашёл укрытие от осуждения парижских богословов. В 1547 году он был назначен викарием Сен-Кристоф-дю-Жамбе и Мёдона (отказался от этой должности незадолго до своей смерти в Париже в 1553 году). В сборнике эпитафий церкви святого Павла в Париже (Église Saint-Paul-Saint-Louis) сказано, что Рабле умер 9 апреля 1553 года в возрасте семидесяти лет и похоронен на кладбище этой церкви.
Один из замечательнейших писателей своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.
Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».
Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.
Влияние |
В программном «Предисловии к „Кромвелю”» (1827) Виктора Гюго, автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» причислен к величайшим гениям человечества и назван «шутовским Гомером»[11]. Для Бальзака Рабле — создатель огромного мира образов и идей, учитель и единомышленник, почти современник. Так, в его романе «Кузен Понс» (1847) Рабле назван «величайшим умом современного мира», а в «Письмах о литературе, театре и искусстве» (1840) он выступил против утверждения Сент-Бева, что «Рабле мутен по материалу и содержанию, ибо по стилю он очень чист и ясен»: «Держал ли [он] когда-нибудь в руках Рабле? — восклицает Бальзак. — Ведь Рабле в своей беспримерной книге выразил ясные, беспощадные суждения о самых возвышенных явлениях человечества с помощью нарочито грубого, мужицкого стиля…»[12].
Проспер Мериме в своей речи при вступлении во Французскую Академию (1845), посвященной памяти своего предшественника Шарля Нодье, чьё место ему предстояло занять, утверждал, что последний, желая лучше усвоить стиль романа Рабле, трижды собственноручно переписал его буквально «слово в слово». По словам самого Нодье он характеризовал Рабле как «самого универсального и глубокого из писателей нового времени, если не считать Эразма и Вольтера, которые, впрочем, не были ни так глубоки, ни так универсальны, как он»[13][14].
Рабле был одним из любимейших писателей А. Франса[15]. Так, в специальном очерке (1889) и в ряде других статей из серии «Литературная жизнь» он не раз писал о своем восхищении великим сатириком. Франс был членом «Общества изучения Рабле» и принимал активное участие в его работе; в течение ряда лет он собирал материал для большой книги о Рабле. В 1909 г. А. Франс прочитал курс публичных лекций в Аргентине посвящённый творчеству Рабле в которых выделяет его влияние на последующее развитие французской литературы, указывает на раблезианскую традицию в творчестве мадам де Севинье, Мольера, Лафонтена, Фонтенеля, Расина и др[16]. По его мнению «Рабле — великий юморист. Кроме Аристофана, Мольера и Сервантеса, он не имеет себе равных».
Издания |
- Классическое издание — Марти-Лаво, вышедшее в 1875 году под заглавием: «Oeuvres Complètes de Rabelais», с примечаниями и словарём.
Переводы на русский язык |
- Повесть славного Гаргантуаса, страшнейшего великана из всех, доныне находившихся в свете. — СПб., 1790 (первый русский перевод)
- Избранные места из «Гаргантюа» и «Пантагрюэлля» Рабле и «Опытов» Монтеня. / Перевод С. Смирнова. — М., 1896.
- Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод В. А. Пяста. — М.-Л.: ЗИФ, 1929. — 536 с., 5 000 экз.
- Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. — М.: Гослитиздат, 1961. Издание содержит многочисленные сокращения цензурного характера, в том числе удалённые главы.
- Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. — М.: Художественная литература, 1973. — (Библиотека всемирной литературы). Тот же перевод, но с почти полностью восстановленным текстом.
Факты |
- Однажды, в начале карьеры, Рабле был вынужден поехать из Лиона в Париж, но у него не хватало денег даже на билет. Тогда он пошёл на хитрость, оставив в гостиничной комнате три бумажных пакетика с сахаром, на которых он написал: «Яд для короля», «Яд для королевы» и «Яд для дофина». Когда пакетики были обнаружены, руководство гостиницы немедленно сообщило об этом в правоохранительные органы. Через некоторое время Рабле был схвачен и доставлен в Париж. Там Рабле встретился с королём и объяснил ему ситуацию. Для подтверждения того, что в пакетиках на самом деле был сахар, а не яд он размешал вещество из пакетиков в воде и выпил её[17].
- В честь Франсуа Рабле назван астероид Рабле, открытый Л. Г. Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 октября 1982 г.
- Автор фразы «аппетит приходит во время еды».
- В фильме Интерстеллар чёрная дыра названа именем героя его книги Гаргантюа.
Примечания |
↑ Huchon, 2011, P. 31.
↑ http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k365263/f80.image.r
↑ Record #11920939s // общий каталог Национальной библиотеки Франции<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q193563"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q15222191"></a>
↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118597450 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>
↑ data.bnf.fr платформа открытых данных — 2011
↑ Рабле, Франсуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ М. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — 1965.
↑ Rabelais, François (неопр.). The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. 2001–07.. Архивировано 4 апреля 2013 года.
↑ Febvre, Lucien. The Problem of Unbelief in the Sixteenth Century, the Religion of Rabelais. — Harvard College, 1982. — P. 264. — ISBN 0-674-70825-3.
↑ Сент-Бёв Ш. «Французские легенды. Рабле». Сочинение Эжена Ноэля // Литературные портреты. Критические очерки. — М: Художественная литература, 1970. — С. 296.
↑ Гюго В. Предисловие к Кромвелю (неопр.). rulibs.com. Проверено 2 августа 2018.
↑ Бальзак об искусстве 1941, С.129. — М: Искусство, 1941. — С. 129.
↑ Nodier Ch. Oeuvres de Rabelais // Quotidienne. 1823. 7 août.
↑ О Шарле Нодье и его книжных пристрастиях // Читайте старые книги: Новеллы, Статьи, эссе о книге, книжниках, чтении. Кн.1 / Сост. и прим. В. А. Мильчиной. — М: Книга, 1989. — С. 22.
↑ Карл Кантор. Двойная спираль истории. Историософия проектизма. Том I. Общие проблемы. — Litres, 2018-03-24. — 901 с. — ISBN 9785041073749.
↑ Франс А. Рабле // Собрание сочинений в восьми томах. Том 7. Восстание ангелов. Маленький Пьер. Жизнь в цвету. Новеллы. Рабле (неопр.). litlife.club. Проверено 4 августа 2018.
↑ The joke
Литература |
Анисимов И. И. Рабле // Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. Статьи, очерки, портреты. — М. : Худож. лит., 1977. – С. 5–17
- Артамонов С. Д. Франсуа Рабле. — М. : Художественная литература, 1964. — 152 с. — (Массовая историко-литературная библиотека).
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М. : Художественная литература, 1965. — 527 с.
- Евнина Е. М. Франсуа Рабле : 1494—1553. — М. : .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
ГИХЛ, 1948. — 344 с.
Франс А. Собрание сочинений в 8 томах. Том 7. Восстание ангелов. Маленький Пьер. Жизнь в цвету. Новеллы. Рабле. — М.: Художественная литература, 1959.- Мир Рабле : в 3 т. / Пер. Н. Любимова. — М. : 2003, Терра.
- Demerson G. François Rabelais. — P. : Fayard, 1991. — 350 p.
- Huchon M. Rabelais. — Paris : Gallimard, 2011. — 429 p. — (Biographies). — ISBN 978-2-07-073544-0.
- Zegura E. C. The Rabelais Encyclopedia. — Greenwood, 2004. — 320 p. — ISBN 978-0-313-31034-8.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Франсуа Рабле в Викицитатнике | |
Франсуа Рабле в Викитеке | |
Франсуа Рабле на Викискладе |
- Русскоязычный сайт, посвященный Франсуа Рабле
- Литературная энциклопедия. Статья «Франсуа Рабле».