Березовский, Максим Созонтович
Максим Созонтович Березовский | |
---|---|
Основная информация | |
Дата рождения | 16 (27) октября 1745(1745-10-27) |
Место рождения | Глухов, Левобережная Украина, Российская империя |
Дата смерти | 22 марта (2 апреля) 1777(1777-04-02) (31 год) |
Место смерти | Санкт-Петербург, Российская империя |
Страна | Российская империя |
Профессии | композитор, певец |
Певческий голос | тенор |
Инструменты | скрипка и вокал[d] |
Жанры | опера |
Аудио, фото, видео на Викискладе | |
Произведения в Викитеке |
Макси́м Созо́нтович Березо́вский (1745—1777) — русский композитор, работавший также в Италии. Наряду с Д. С. Бортнянским считается создателем классического типа русского хорового концерта.
Содержание
1 Биография
2 Творчество
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки
Биография |
Родился 16 (27) октября 1745 года. Отец композитора был небогатым шляхтичем герба Сас. Место рождения Березовского достоверно не известно, но детство прошло в Глухове на Сумщине — резиденции гетмана К. Разумовского. Там маленький Максим учился в известной певческой школе, основанной по инициативе гетмана Д. Апостола. Ученики изучали «киевское», «четырёхгласное» и «партесное» (на несколько партий) пение, нотную грамоту, игру на цимбалах и бандуре. В школу принимали как малолетних, так и более взрослых учеников. На протяжении двухлетней учебы они пели в школьном хоре и глуховской Николаевской церкви; посещали оперные, балетные и драматические спектакли, хоровые и симфонические концерты при гетманской резиденции.
Предположительно учился в Киевской духовной академии. С 13 лет (1758) певец в капелле при дворе великого князя Петра Фёдоровича — будущего императора Петра III; Я. Штелин упоминает имя Березовского как певца в постановках итальянских опер в Ораниенбауме в 1759 и 1769[1]. В 1763 году женился на дочери валторниста придворного оркестра Францине Юбершер — выпускнице ораниенбаумской театральной школы, танцовщице придворного театра.
В 1760-х годах Березовский, служивший придворным камер-музыкантом, создал ряд хоровых церковных концертов и песен. Его композиторское мастерство получило множество одобрительных отзывов современников — композитора хвалили за хороший вкус и мелодичность произведений. «История российской музыки» пишет, что хоровой концерт классического типа М. Березовского объединил традиции отечественного церковного пения «а капелла» (без инструментального сопровождения) с пением итальянских хоровых школ. Он утвердился в 1760-х годах благодаря произведениям итальянцев, работавших в России, а также хоровым кантатам первого автора в этом жанре — Березовского.
Весной 1769 года Березовского направили в Болонскую филармоническую академию, где обучался до 1771 года. Это наиболее престижное учебное заведение с XVII века готовило музыкантов для всей Европы. Доверие к мастерству выпускников академии основывалось на высоком научном и педагогическом авторитете её главы — знаменитого композитора Дж.-Б. Мартини, которого современники называли «богом музыки». Он и стал учителем Березовского.
Для получения звания академика предстояло не только пройти три уровня обучения, но и сдать экзамены — написать музыкальное произведение, нужно было учиться очень хорошо (так как в те времена необразованные люди считались нищими). Березовскому пришлось создать полифоническую (многоголосную) композицию в определенном стиле на заданную тему. Выдержал экзамен в Болонской филармонической академии[2] на звание академика-композитора (1771) — в тот же день экзаменовали чешского композитора Йозефа Мысливечека, а за год до этого юного Вольфганга Амадея Моцарта, который также стал академиком.
В 1771 г. Березовский получил статус иностранного члена Болонской академии. Иностранцу этот титул давал право работать капельмейстером. Протокольная рукопись «антифона» Березовского, подписанная «Massimo Berezovsky», до сих пор хранится в архиве академии. Пребывание Березовского в Италии не ограничилось лишь Болоньей, композитор посещал Венецию, где получал стипендию, и бывал в Ливорно, где стояла российская морская эскадра. Для традиционного зимнего карнавала в Ливорно Березовский написал оперу «Демофонт» (либретто П. Метастазио, поставлена в 1773 в Ливорно). Предание утверждает, что сделал он это по желанию командующего российской флотилии Орлова.
Прожив в Италии свыше четырёх лет, Березовский побывал и в других городах. На рукописи его «Сонаты для скрипки и чембало» обозначено место написания — Пиза. В итальянских архивах были выявлены «Симфония» и три клавирные сонаты. До сих пор не найдены партитуры кантаты и концерта, о существовании которых известно из разных источников.
В октябре 1773 года композитор вернулся в Петербург и был назначен в штат императорских театров, а через восемь месяцев — капельмейстером придворной капеллы.
Свидетельства о последних годах жизни Березовского противоречивы. Согласно первому биографу композитора Евгению (Болховитинову) он «впал в ипохондрию» и «зарезал сам себя». Некоторые биографы объясняли это самоубийство знакомством Березовского с опальной княжной Таракановой. Современный биограф композитора М. Г. Рыцарева отрицает такую версию последних лет жизни композитора. Она указывает на то, что в Россию Березовский вернулся за два года до ареста Таракановой, а версия о самоубийстве впервые появляется в книгах Евгения только во втором десятилетии XIX в.; по мнению Рыцаревой, Березовский в марте 1777 года заболел горячкой, которая и послужила причиной его скоропостижной кончины.
Творчество |
Наряду с Д.С. Бортнянским Березовский считается создателем классического типа русского хорового концерта (без инструментального сопровождения). Среди его музыки для хора Литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую»), хоровые концерты («Господь, воцарися», «Отрыгну сердце», «Милость и суд», «Слава в вышних Богу», «Не имамы иныя помощи»), причастные стихи («Знаменася на нас», «В память вечную», «Хвалите Господа с небес» и др.). Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» (на отдельные стихи псалма 70).
Вместе с тем, значительное влияние на творчество композитора оказала музыка западноевропейского барокко. В Италии Березовский сочинял, главным образом, салонную музыку в классицистской манере; среди крупных сочинений в «западной» стилистике — опера-сериа «Демофонт» (Ливорно, 1773; сохранились 4 арии) и соната для скрипки и клавесина (1772).
Некоторые сочинения Березовского до сих пор не опубликованы.
В наши дни творческое наследие композитора входит в репертуары многих европейских хоровых коллективов. Наряду с Бортнянским и Веделем Березовский является одним из талантливейших русских композиторов XVIII века.
Примечания |
↑ Березовский // Большая российская энциклопедия. Т. 3. М., 2005, с. 357.
↑ Музыкальная энциклопедия. Болонская филармоническая академия
Литература |
Воротников П.М. Березовский и Галуппи // Библиотека для чтений. Журнал словесности <...> т.105 (1851), с.40-55.
Лебедев Н. А. Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения. — СПб., 1882.- Рыцарева М. Г. Композитор М. С. Березовский / рецензент и научный редактор Келдыш Ю. В.. — Л.: Музыка, 1983. — 144 с. — 23 000 экз.
Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.
Рыцарева М. Было ли самоубийство // Искусство Ленинграда. 1990, № 2.- Березовский М.С. // Большая российская энциклопедия. Т.3. М.. 2005, с.357.
Ссылки |
- Максим Березовский — о жизни и творчестве
Нестор Васильевич Кукольник «Максим Созонтович Березовский» Исторический рассказ / Предания веков. В 2-х томах. Русская историческая повесть XIX — начала XX столетия.- Березовский, Максим Созонтович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Березовский, Максим Созонтович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1900. — Т. 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — С. 733-734.
- Русский Моцарт // Официальный сайт Людмила Мироновой
- Викторина «Десять фактов биографии композитора Максима Березовского»
Для улучшения этой статьи желательно: |