Романское искусство






Резной орнамент из Лаахского аббатства




«Страница Моргана» из Винчестерской Библии 1160-75 гг. Сцены из жизни Давида.


Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов, но также внедрила очень много своих специфических элементов. В Южной Франции, Испании и Италии существовала преемственность в архитектуре от поздней античности, однако романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Самый яркий пример архитектуры Романского стиля — Замок Лиде в Южной части Германии. Романское искусство испытало также сильное влияние византийского искусства, особенно в живописи. В дальнейшем, пройдя через антиклассический энергичный декор искусства Британских островов, в Европе сформировался новаторский и гармоничный стиль. Предшествующий романике период известен как дороманский.




Содержание






  • 1 Характерные черты


  • 2 Предпосылки


  • 3 Скульптура


    • 3.1 Изделия из металла, эмали и слоновой кости


    • 3.2 Скульптура в украшении зданий


      • 3.2.1 Источники и стиль


      • 3.2.2 Сущность


      • 3.2.3 Поздняя скульптура






  • 4 Живопись


    • 4.1 Украшение рукописей


    • 4.2 Настенная живопись




  • 5 Другие формы изобразительного искусства


    • 5.1 Вышивка


    • 5.2 Витражи




  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





Характерные черты |


Помимо архитектуры романский период в искусстве характеризовался очень энергичным стилем, как в скульптуре, так и в живописи. Живопись продолжала по существу следовать византийским иконографическим традициям по наиболее распространенной церковной тематике, включающей Деисуса, Страшный суд и сцены из жизни Христа. В иллюминированных рукописях, среди которых наиболее богато украшенными произведениями этого периода были библия и псалтырь, лучше всего можно увидеть, как менялись изображения на этих сценах. То же самое касается капителиев колонн, выполненных наиболее впечатляющими именно в этот период, чаще всего на них вырезаны великолепные сцены со многими фигурами. В самом начале этого периода в Германии появились такие новшества, как распятие в виде большого деревянного креста, свободно стоящие статуи Мадонны, возведённой на трон, а горельеф стал скульптурной доминантой этого периода.




Мастер из Педрета, Мадонна с младенцем в величии и Поклонение волхвов, фреска апсиды, Испания, ок. 1100 г., в настоящее время в Музее Клойстерс.


Цвета красок в большинстве случаев очень выразительны, по большей части они сохранились в первозданном виде, хотя в настоящее время остались яркими только в витражах и в некоторых хорошо сохранившихся рукописях. Именно в этот период стали широко использоваться витражи, но их сохранность оставляет желать лучшего. Изобретённые в этот период тимпаны, используемые в главных порталах церквей, содержали композиции, взятые с величественных рисунков. Чаще всего это снова Спас в величии и Страшный суд, но трактовка их сделана с большей свободой, чем аналогичные картины, так как полностью эквивалентные византийские образцы отсутствовали.


Композиции на порталах обычно имели небольшую глубину, и они должны были быть гибкими, чтобы в отведённое пространство втиснуть заглавные буквы-рисунки, капители колонн, а также церковные тимпаны. Это сковывание тесных рамок, из которых иногда выскальзывает композиция, является постоянным лейтмотивом в романском искусстве. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало.



Предпосылки |


В этот период в Европе наблюдался неуклонный рост по пути к благополучию и процветанию, и искусство высочайшего качества уже не испытывало ограничений, имевших место в периоды каролингского и оттоновского возрождений, когда искусство развивалось в окрестности королевского двора и в небольшом кругу монастырей. Монастыри по-прежнему играют чрезвычайно важную роль, особенно те, которые основываются экспансионистскими католическими орденами этого периода, цистерцианским, бенедиктинским и картезианским, распространившимися по всей Европе. Но городские церкви, лежащие на путях паломничества, и многие церкви в небольших городах и сёлах были в этот период искусно оформлены на очень высоком уровне. Конечно, очень многие из таких храмов, сохранившихся до наших дней, были позже перестроены, да и ни один королевский дворец романской эпохи не выжил.


Мирской художник становится важной фигурой, Николай Верден был известен, по-видимому, по всей Европе. Большинство каменотёсов и ювелиров того времени были мирянами, как и большая часть художников, подобно Мастеру Гюго, по крайней мере те из них, которые творили в конце периода и выполнили лучшие работы той эпохи. Иконография и другие церковные работы, без сомнения, выполнялись по консультациям с клерикальными советниками.



Скульптура |



Изделия из металла, эмали и слоновой кости |





Ставелотский триптих, мёзская школа, Бельгия, 1156-58 гг. Размер 48×66 см (в разложенном виде). Библиотека Моргана, Нью-Йорк


Драгоценности в изделиях этого периода имели очень высокий статус, и ценились, вероятно, гораздо выше, чем сами картины — мы чаще знаем имена ювелиров, чем художников, декораторов или архитекторов-строителей. Изделия из металла, оссуарии для хранения мощей, хорошо сохранились. Самым известным является реликварий трёх царей из Кёльнского собора работы Николая Верденского (около 1180—1225). К мёзской школе принадлежат также Ставелотский триптих и реликварий святого Мавра. Большие реликварии и фасады алтаря делались в круговой деревянной раме, а менее масштабные изделия, типа шкатулок, изготовлялись из металла и эмали. Сохранились некоторые светские предметы, такие как зеркальца, ювелирные изделия, застежки, что несомненно указывает на важность изделий из драгоценных металлов для знати.





Глостерский подсвечник из собрания А. Д. Салтыкова, начало XII века.


Бронзовый глостерский подсвечник и латунная купель 1108—1117 г.г. из церкви св. Варфоломея в Льеже, сохранившиеся до настоящего времени, являются превосходными, хотя и разными по стилю, образцами металлического литья, чрезвычайно замысловатого и энергичного, имеющего сходство с живописью рукописей, а купель, кроме того, демонстрирует мёзский стиль в его самом классическом и величественном исполнении. Другими важнейшими сохранившимися реликвиями являются бронзовые двери, триумфальная колонна и вся гарнитура Хильдесхаймского собора, гнезненские врата и двери базилики Сан-Дзено Маджоре в Вероне. Акваманилы, являющиеся сосудами в форме животного для омовения рук, появились в Европе, по-видимому, в XI веке, и часто они имели фантастические зооморфные формы. Сохранившиеся их образцы в основном сделаны из латуни. Большое впечатление производят сохранившиеся печати на грамотах и документах, а вот романские монеты обычно не вызывают особого эстетического интереса.


Крест из музея Клойстерс в Нью-Йорке представляет собой необычно большое распятие из слоновой кости, украшенное сложной резьбой, включающей множество фигур пророков и других лиц. Клойтерский крест приписывается одному из сравнительно небольшого числа художников, чьё имя известно, мастеру Гуго, который также занимался иллюстрированием манускриптов. Подобно многим другим произведениям, крест изначально был частично цветным. Образцом хорошо сохранившихся миниатюрных изделий из слоновой кости являются шахматы с острова Льюис. Другими артефактами являются посохи иерархов, декоративные тарелки, наперсные кресты и ряд подобных объектов.



Скульптура в украшении зданий |




Тимпан из аббатства Везле, Бургундия, Франция, 1130-е гг. Имеет много декоративных спиральных деталей на тканях.


С падением Римской империи традиции резьбы по камню монументальных произведений и бронзовая скульптура практически исчезли, фактически они продолжали существовать только в Византии. Некоторые скульптуры в натуральную величину сделаны из стукко или из гипса, но сохранившиеся примеры редки.[1] Наиболее известной сохранившейся крупной скульптурной работой протороманской Европы является деревянное распятие в натуральную величину по заказу архиепископа Геро из Кёльна около 960-65 гг., ставшее, вероятно, прообразом многих популярных произведений этого типа. Позднее такие скульптуры устанавливались на балках под аркой алтаря, в Англии они известны как алтарные распятия. С XII века эти скульптуры сопровождались фигурами Девы Марии и Иоанна Богослова по сторонам.[2] В XI и XII веках процветала метафорическая скульптура.




Источники и стиль |


В XI и XII веках влияние на все сферы жизни церковью достигла максимума, по сути её влияние было безгранично. В этот период времени именно церковь была главным заказчиком произведений искусства, тем самым она и способствовала прогрессу искусств. В то же время проповедях, которые провозглашались на церковных службах да и в сознании простых обитателей, преобладала идея греховности видимого мира, который наполнен злом, соблазнами и который находится под влиянием могущественных потусторонних добрых и злых сил. Именно на такой основе в романском искусстве Западной Европы возникает этический и эстетический идеал, который противопоставляет себя античному искусству. Главной его чертой было превосходство духовного над телесным. Это в первую очередь в противостояние духовного — возвышенного и чистого — телесному, низменному и греховному. В произведениях искусства, в скульптурах, рельефах, внешнему и внутреннему оформлению церквей преобладали сцены страшного суда и конца света. Несмотря на отрицание предыдущих достижений искусства, церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусств[3].



Сущность |







Поздняя скульптура |







Живопись |









Три волхва из псалтыря Св. Олбана, Англия, XII век.



Украшение рукописей |







Настенная живопись |









Каталонская фреска, в настоящее время в Национальном музее искусства Каталонии.




Роспись крипты базилики Святого Исидора в Леоне, Испания.



Другие формы изобразительного искусства |



Вышивка |


Самой известной романской вышивкой является ковёр из Байё, но сохранилось множество фрагментов (в основном, церковных облачений) в так называемом «английском стиле» (opus anglicanum), а также в другой стилистике.



Витражи |


Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных витражей сделаны в X веке. Самыми ранними полностью сохранившимися рисунками являются изображения пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге, датированные концом XI века. Фигуры пророков, хотя они довольно схематичны и статичны, демонстрируют значительные знания в области дизайна витражей, как по художественному вкусу, так и по функциональному использованию стекла, показывая, что их создатель был хорошо знаком с этим искусством. В соборах Ле-Мана, Кентербери, Шартра и Сен-Дени сохранилась часть витражей XII века. В Кентербери это фигура Адама, копающего яму, а также его сына Сифа, известных персон из предков Христа. Фигура Адама представляет собой очень живое и натуралистическое изображение, тогда как в изображении Сифа его одежды использованы для большего декоративного эффекта, подобно лучшей резьбе по камню той эпохи. Мастера по стеклу медленнее, чем архитекторы, изменяли свой стиль, и многие более поздние работы из стекла, по крайней мере, начала XIII века, можно рассматривать как существенно романские. Особенно прекрасны большие фигуры из Страсбургского собора 1200 года (некоторые из них сейчас помещены в музей) и из церкви Святого Куниберта около 1220 года в Кёльне.


Большинство великолепных витражей Франции, в том числе знаменитые окна в Шартре, датируются XIII веком. Гораздо меньше крупных работ дошло до нашего времени из XII века. Одним из них является распятие Пуатье, замечательная композиция, которая поднимается на три яруса. На нижнем из них, имеющем форму четырёхлистника, изображено мученичество Святого Петра, на самом большом центральном ярусе доминирует распятие, и на верхнем показано Вознесение Христа с миндалевидным венчиком вокруг головы. В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота».[4] Отдельные фрагменты витража находятся в различных музеях, а окна Твайкросской церкви в Англии целиком сделаны из французских панелей, спасённых от разрушений, вызванных Великой французской революцией.[5] Стекло в то время было довольно дорогим, поэтому его использование должно было быть достаточно гибким, чтобы рисунок можно было легко дополнять или переделывать. По-видимому, часто стекло использовалось повторно, когда церкви перестраивались в готическом стиле. Самое раннее датированное английское стекло — это витраж древа Иессея из Йоркского собора 1154 года, который был заимствован из предыдущей (разрушенной) постройки.



См. также |


  • Романская архитектура


Примечания |





  1. Some (probably) 9th century near life-size stucco figures were discovered behind a wall in Santa Maria in Valle, Cividale del Friuli in Northern Italy relatively recently. Atroshenko and Collins p. 142


  2. G Schiller, Iconography of Christian Art, Vol. II,1972 (English trans from German), Lund Humphries, London, pp. 140—142 for early crosses, p. 145 for roods, ISBN 0-85331-324-5


  3. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (неопр.). Медиаэнциклопедия ИЗО.


  4. George Seddon in Lee, Seddon and Stephens, Stained Glass


  5. Church website Архивировано 8 июля 2008 года.




Литература |



  • Гартман К. О. Стили: в 2-х частях. — М.: Искусство, 2000. — 302 с. — ISBN 5-210-01424-x.


  • Ювалова Е. П. Романский стиль // БСЭ. — 3-e изд. — Т. 22. — М.: Советская энциклопедия, 1975.



Ссылки |



  • Metropolitan Museum Timeline Essay


  • crsbi.ac.uk (Electronic archive of medieval British and Irish Romanesque stone sculpture.)

  • Corpus of Romanesque Sculpture in Britain and Ireland

  • Romanes.com Romanesque Art in France

  • Círculo Románico: Visigothic, Mozarabic and Romanesque art’s in all Europe

  • Romanesque Sculpture group on Flickr

  • Legner, Anton (ed). Ornamenta Ecclesiae, Kunst und Künstler der Romanik. Catalogue of an exhibition in the Schnütgen Museum, Köln, 1985. 3 vols.







Предшественник:
Дороманское искусство

Направления в искусстве
XII век - XIV век
Преемник:
Готика









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар