Кеты
Кеты | |
---|---|
Современное самоназвание | кето, кет, денг |
Численность и ареал | |
Всего: 1 219 чел. | |
Россия
Украина: 37 (перепись 2001)[2] | |
Язык | русский язык, кетский язык |
Религия | православие, анимизм, шаманизм |
Расовый тип | монголоиды или североазиатская раса (енисейский антропологический тип)[3] |
Родственные народы | енисейские народы |
Ке́ты (самоназвание кето, кет — «человек», мн. ч. денг — «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки́, енисе́йские остяки́, енисе́йцы) — малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков.
Содержание
1 Численность и расселение
2 Язык
3 Антропология
4 Происхождение и история
5 Генетические исследования
6 Быт
7 Религия
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Численность и расселение |
По данным переписи населения 2002 года, численность народа — 1494 человека. Проживают в основном в сельской местности трёх районов Красноярского края (1189 чел.): Туруханском (866 кетов в сёлах Келлог, Туруханск, Сургутиха, Мадуйка и др. н. п.), Эвенкийском (211 кетов в селе Суломай и др.) и Енисейском (Сым). В посёлках Келлог, Суломай и Мадуйка кетское население — преобладающее. В начале 2000-х годов несколько десятков представителей кетского этноса проживало в г. Красноярске[4].
Численность кетов в населённых пунктах Красноярского края в 2002 г.[5]:
- посёлок Келлог 215
- посёлок Суломай 148
- село Туруханск 126
Динамика численности кетов в России:
Язык |
Кетский язык является последним живым представителем енисейской языковой семьи. Другие родственные языки — пумпокольский, аринский, ассанский — исчезли ещё в XVIII—XIX веках. Существуют гипотезы о том, что енисейские языки находятся в отдалённом родстве с адыго-абхазскими, нахскими (чеченский, ингушский) и сино-тибетскими (китайский, тибетский) языками[6]. По переписи 2002 г. в Красноярском крае из 1189 кетов владеют кетским языком 365 чел. (30,7 %), русским языком — 1186 чел. (99,8 %)[7].
В кетском выделяется три диалекта: северный, центральный и южный (последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский). Фактические различия между ними относительно невелики.
В 1930-е годы кетами использовался алфавит на латинской основе. В 1980-е был разработан новый алфавит на основе кириллицы.
Как минимум с 1970-х годов происходит процесс утраты народом своего языка. В настоящее время менее 20 % кетов (возрастная группа от 50 лет и старше) считают кетский родным[4]. Число носителей, по оценкам специалистов, не превышает 150 человек[6].
Кетский язык достаточно часто становился объектом исследований лингвистов (М. А. Кастрен, Е. А. Крейнович, А. П. Дульзон, Г. К. Вернер, С. А. Старостин и др.), привлекая внимание учёных своей редкостью и сложным устройством глагольной морфологии.
Антропология |
Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.
Происхождение и история |
Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, асанов, яринцев, бахтинцев, коттов и др. По некоторым данным в I тысячелетии н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) — ассаны, на Енисее в районе Красноярска — арины, выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы — яринцы и байкотовцы. Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. В начале XVII века известны три родовые локальные группы — земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.
До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем. В состав Московского государства кеты вошли в 1607 году. В российских документах они, вместе с некоторыми другими северными народами, первоначально (и довольно длительное время) именовались «енисейскими остяками».
Генетические исследования |
С кетами некоторыми исследователями связывается окуневская и карасукская культура[8] (II тысячелетие до н. э.) Южной Сибири, а также редкая гаплогруппа Q[9], указывающая на родство с американскими индейцами.
Исследование ДНК кетов выявило, что у них доминируют Y-хромосомная гаплогруппа Q1a и митохондриальная гаплогруппа U4[10][11]. 94% кетов имеют Y-хромосомную гаплогруппу Q (у тазовских селькупов — 66%, у нарымских селькупов — 50%[12])[13]. По другой выборке у кетов 86,4% имеют Y-хромосомную гаплогруппу Q, 9,1% имеют Y-хромосомную гаплогруппу N1a1, 4,5% имеют Y-хромосомную гаплогруппу R1a[14].
Быт |
Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство. Главный объект пушного промысла — белка, которая составляла 80-90 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина выплачивалась кетами в качестве ясака в русскую казну и продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления.
Заимствованное во 2-й половине XVII — XVIII веке у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех кетов; часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.
Традиционное жилище кетов — чум из шестов и берестяных покрышек (кус). Другой распространённый тип жилища — землянка (бан, нус). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства — несколько низких столиков из берёзы (л’ам), за каждым из которых ели 2-3 человека. Из берёзы и рога изготовляли поварёшки и чашки для чая и бульона.
Одежду кеты ещё до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.
Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата — котлям (от котл — «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви — чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.
Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долблёнки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъёмность до четырёх тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой[15]. На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.
Религия |
В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм[источник не указан 2357 дней]. Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов.
Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло[16].
С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.
Примечания |
↑ 1234567 Всероссийская перепись населения 2010 года (неизв.). Проверено 24 декабря 2009. Архивировано 21 августа 2011 года.
↑ Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
↑ СОВРЕМЕННЫЕ ПОТОМКИ НОСИТЕЛЕЙ ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ
↑ 12 Кривоногов В. П. Кеты: десять лет спустя (1991—2001 гг.). — Красноярск: РИО КГПУ, 2003. — ISBN 5-85981-064-4
↑ База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
↑ 12 Языки народов Сибири, находящиеся под угрозой исчезновения: Кетский язык
↑ Всероссийская перепись населения 2002 г. Население коренных малочисленных народов по территориям преимущественного проживания и владению языками
↑ Кеты
↑ Haplogroup Q
↑ Genomic study of the Ket: a Paleo-Eskimo-related ethnic group with significant ancient North Eurasian ancestry, 2016
↑ Последние кочевые охотники Сибири оказались потомками древних евразийцев
↑ https://web.archive.org/web/20181112001122/http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:oQ6hBUVFvWUJ:https://ling.tspu.edu.ru/files/ling/PDF/articles/volkov_v._g._109_122_4_10_2015.pdf%2B%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D1%83%D0%BF%D1%8B+%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0&newwindow=1&hl=ru&gbv=1&ct=clnk
↑ Федорова С. А. Якуты: генетические реконструкции в сравнении с историческими // Наука и техника в Якутии № 2 (17) 2009
↑ Kristiina Tambets et al Genes reveal traces of common recent demographic history for most of the Uralic-speaking populations, 2018
↑ Народы и народности, населяющие Красноярский край (недоступная ссылка)
↑ Макаров Н. П., Баташев М. С. История и культура народов Приенисейского края. — Красноярск: СФУ, 2007. С. 204. — ISBN 978-5-7638-0772-1
Литература |
- Алексеенко Е. А. Кеты: историко-этнографические очерки / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1967. — 264 с.
- Алексеенко Е. А. Кеты. — СПб.: Просвещение, СПб. отд-ние, 1999. — 112 с. — (Народы Севера и Дальнего Востока). — ISBN 5-09-002423-5.
- Алексеенко Е. А., Дзибель Г. В. (система терминов родства), Кондратьева Н. М. (устное творчество). Кеты // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2016. — Дата обращения: 03.03.2018.
- Кеты // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
- Кеты // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
- Кеты // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивировано 29 ноября 2014 года.
Кривоногов В. П. Этнические процессы у кетов в начале XXI в. (опыт интервальных исследований)
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Кеты на Викискладе |
- «Кеты — енисейцы по сторонкам от Енисея»
- Общая информация о кетах на сайте Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ
Синникова О. Кеты
Vajda E. The Ket and Other Yeniseian Peoples (англ.)
Тематические материалы о кетах на сайте В. О. Калиниченко (недоступная ссылка)
- Мультимедийная база данных кетского языка
Новосёлова Дарья. Enjoy extinction: гуманитарная катастрофа малых народов как ресурс для гуманитарных наук