Шмелёв, Иван Сергеевич






































Иван Сергеевич Шмелёв
И.С. Шмелев.jpg
Имя при рождении
Иван Сергеевич Шмелёв
Дата рождения
21 сентября (3 октября) 1873(1873-10-03)
Место рождения
Москва,
Российская империя

Дата смерти
24 июня 1950(1950-06-24) (76 лет)
Место смерти
Покровский монастырь в Бюсси-ан-От, Франция
Страна
  • Flag of Russia.svg Российская империя

Род деятельности
писатель
Commons-logo.svg Иван Сергеевич Шмелёв на Викискладе

Логотип Викитеки Произведения в Викитеке

Ива́н Серге́евич Шмелёв (21 сентября (3 октября) 1873, Москва — 24 июня 1950, Бюсси-ан-От близ Парижа) — русский писатель, публицист, православный мыслитель из московского купеческого рода Шмелёвых, представитель консервативно-христианского направления русской словесности. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1931).




Содержание






  • 1 Происхождение


  • 2 Биография


  • 3 Творчество


    • 3.1 Раннее творчество


    • 3.2 Творчество 1920—1930 годов


    • 3.3 Последний период творчества




  • 4 Увековечение памяти


  • 5 Постановки и экранизации


  • 6 Библиография


    • 6.1 Сочинения Шмелёва


    • 6.2 Монографии о Шмелёве




  • 7 Примечания


  • 8 Научные статьи, сборники и материалы научных конференций


  • 9 Ссылки





Происхождение |



Родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в Донской слободе Москвы. Его дед был государственным крестьянином родом из Гуслицкого края Богородского уезда Московской губернии, поселившимся в Замоскворецком районе Москвы после устроенного французами пожара 1812 года. Отец, Сергей Иванович, уже принадлежал к купеческому сословию, но не занимался торговлей, а владел большой плотничьей артелью, в которой трудилось более 300 работников, и банными заведениями, а также брал подряды. Воспитателем (дядькой) своего сына он определил набожного старика, бывшего плотника Михаила Панкратовича Горкина, под влиянием которого у Шмелёва возник интерес к религии. В детстве немалую часть окружения Шмелёва составляли мастеровые, среда которых также сильно повлияла на формирование его мировоззрения.



Биография |


Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая особое внимание уделяла литературе и, в частности, изучению русской классики. Затем поступил в шестую Московскую гимназию, после окончания которой стал в 1894 году студентом юридического факультета Московского университета. В 1898 году окончил университет и год служил в армии. Затем на протяжении восьми лет служил чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел; Шмелёвы тогда жили во Владимире на Царицынской улице (ныне улица Гагарина).


Февральскую революцию он первоначально принял и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан, однако вскоре разочаровался в её идеях. Октябрьскую революцию же не принял с самого начала, её события привели к значительным переменам в его мировоззрении. Вскоре после революции в июне 1918 года он вместе с семьёй уехал в Алушту, где сначала жил в пансионе «Вилла Роз», принадлежавшем Тихомировым, а затем приобрёл земельный участок с домом. Осенью 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, был арестован большевиками. Несмотря на ходатайства Шмелёва, был расстрелян его сын Сергей, офицер царской армии[1], которому тогда было 25 лет[2]. Это событие повергло Шмелёва в тяжелейшую душевную депрессию. На основе пережитого, уже будучи в эмиграции, он написал эпопею «Солнце мёртвых», которая вскоре принесла автору европейскую известность.




Памятник на могиле И. Шмелёва и его жены в Донском монастыре


Из Крыма Шмелёв, когда появилась такая возможность, переехал в Москву, но уже тогда серьёзно задумался об эмиграции — в значительной степени под влиянием обещания писателя И. А. Бунина оказать на первых порах помощь семье писателя. В 1922 году Шмелёв покинул Советскую Россию и отправился сначала в Берлин, а затем в Париж, прожив в этом городе до конца жизни. В Париже его произведения публиковались во множестве русскоязычных эмигрантских изданий, таких как «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и других. Там же началась его дружба с русским философом-эмигрантом И. А. Ильиным и длительная переписка с ним (233 письма Ильина и 385 писем Шмелёва).


В письме к О. А. Бредиус-Субботиной от 30 июня 1941 года Шмелёв писал: «Я так озарен событием 22. VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьется сердце мое, радостью несказанной»[3]. Ей же адресовано письмо от 9 октября 1941 года: «…вчера был день моего Сережечки, преп. Сергия Радонежского, России покровителя. Я ждал. Я так ждал, отзвука, — благовестия ждал — с „Куликова поля“! Я его писал ночами, весь в слезах, в дрожи, в ознобе, в вере … Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался… Я услыхал фанфары, барабан — в 2 ч. 30 мин., — специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены… идет разделка, Преподобный в вотчину свою вступает, Божье творится…»[3]


Наступление немецких войск под Москвой писатель воспринял как вступление преподобного Сергия Радонежского в свою вотчину; окружение советских армий — как осуществление тех надежд на духовное воскресение России, которые излил в упомянутой здесь повести «Куликово Поле» (о явлении Преподобного в советском Загорске).[4]


Годы Второй мировой войны Шмелёв провёл в оккупированном нацистскими войсками Париже. Часто публиковался в прогерманской эмигрантской газете «Парижский вестник». Его старость была омрачена тяжёлой болезнью и нищетой.


Скончался Шмелёв 24 июня 1950 года во Франции (Бюсси-ан-От, близ Парижа) от сердечного приступа, погребён был на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году его прах вместе с прахом супруги был перевезён, согласно его предсмертной воле, на родину, где был захоронен рядом с могилами членов его семьи в некрополе московского Донского монастыря.



Творчество |



Раннее творчество |


Первые литературные опыты Шмелёва относятся ещё ко времени обучения в Московской гимназии. Его первым опубликованным произведением стала зарисовка «У мельницы» 1895 года в журнале «Русское обозрение»; в 1897 году в печати появился сборник очерков «На скалах Валаама», вскоре запрещённый царской цензурой.


В 1907 году Шмелёв, в то время чиновник во Владимирской губернии, вёл активную переписку с Максимом Горьким и отправил ему на рецензирование свою повесть «Под горами». После положительной оценки последнего Шмелёвым была закончена повесть «К солнцу», начатая ещё в 1905 году, за ней последовали «Гражданин Уклейкин» (1907), «В норе» (1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911). Для произведений писателя этого периода характерны реалистическая манера и тема «маленького человека».


В 1909 году Шмелёв вступил в литературный кружок «Среда». В 1911 году в печати появилась его повесть «Человек из ресторана». С 1912 года Шмелёв сотрудничает с Буниным, став одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым его последующее творчество было связано на протяжении многих лет.


В 1912—14 годах было издано несколько его повестей и рассказов: «Виноград», «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани», посвящённые описанию быта купечества, крестьянства, нарождающейся буржуазии. Впоследствии вышли два сборника прозы, «Лик скрытый» и «Карусель», а также сборник очерков «Суровые дни» (1916); за ними последовали повесть «Как это было» (1919), повествующая о событиях Гражданской войны, и рассказ «Чужая кровь» (1918—23).



Творчество 1920—1930 годов |


Новый период в творчестве писателя начинается после его эмиграции из России в 1922 году.Первое значительное произведение, которое Шмелев опубликовал в эмиграции - эпопея "Солнце мертвых". Книга была переведена на многие языки и принесла Шмелеву широкую известность.


Как пишет литературовед Вадим Крейд в книге "Другие берега", где собраны воспоминания о русских писателях-эмигрантах, "у Шмелева был свой многочисленный благодарный читатель в эмиграции, что можно сказать лишь об ограниченном числе писателей и поэтов зарубежья".





«Солнце мёртвых» (1923).




  • Это такая правда, что и художеством не назовёшь. В русской литературе первое по времени настоящее свидетельство о большевизме. Кто ещё так передал отчаяние и всеобщую гибель первых советских лет, военного коммунизма?
    Александр Солженицын[5]

  • Прочтите это, если у вас хватит смелости.
    Томас Манн




Творчество первых лет эмиграции представлено в основном рассказами-памфлетами: «Каменный век» (1924), «Два Ивана» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925); для этих произведений характерны мотивы критики «бездуховности» западной цивилизации и боль за судьбу, постигшую родину писателя после Гражданской войны.


В произведениях, написанных спустя несколько лет: «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928), «Обед для разных», — на первый план выходят картины «старого житья» в России вообще и Москве в частности. Для них характерны красочные описания религиозных празднеств и обрядов, прославление русских традиций. В 1929 году вышла книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», посвящённая тяжёлым судьбам представителей русской эмиграции. В 1930 году был опубликован лубочный роман Шмелёва «Солдаты», сюжетом для которого послужили события Первой мировой войны.


Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933—1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Эти произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.



Последний период творчества |


Для последнего периода жизни Шмелёва характерны тоска по родине и тяга к монастырскому уединению. В 1935 году в печати появился его автобиографический очерк «Старый Валаам» о его давней поездке на остров Валаам, спустя год был выпущен построенный на «сказе» роман «Няня из Москвы» (1936), написанный от лица пожилой русской женщины Дарьи Степановны Синициной.


В послевоенном романе 1948 года «Пути небесные» о судьбах реальных людей, инженера В. А. Вейденгаммера, религиозного скептика, и послушницы Страстного монастыря Дарьи Королёвой, нашла отражение «тема реальности Божьего промысла в Земном Мире». Роман остался неоконченным: смерть не позволила писателю завершить его третий том, поэтому в печать вышло лишь два первых.


В 1931 и 1932 годах был номинирован на Нобелевскую премию по литературе[6].


В Большой советской энциклопедии при характеристике дореволюционного творчества Шмелёва признавались его хорошее знание городского быта и народного языка, отмечалось «внимание к сказу». Всё творчество писателя после эмиграции рассматривалось исключительно как антисоветское, с характерной ностальгией «по дореволюционному прошлому».



Увековечение памяти |


В 1993 году в Алуште был открыт дом-музей Шмелёва; открытие было приурочено к 120-летнему юбилею писателя. Экспозиции музея отображают основные этапы жизни писателя. Коллекция музея состоит из материалов архива И. С. Шмелёва, переданных его внучатым племянником И. Жантийомом, а также документов и предметов эпохи из архивных фондов музея С. Н. Сергеева-Ценского. Здесь же представлена мебель, которой пользовался И. С. Шмелёв, его произведения, письма, телеграммы и личные фотографии.


29 мая 2000 года в Замоскворечье, в сквере у перекрёстка между Большим Толмачёвским и Лаврушинским переулками, был установлен памятник-бюст Шмелёва на небольшом постаменте в виде колонны с каннелюрами. Скульптурный портрет писателя был изготовлен ещё при его жизни скульптором Лидией Лузановской[7]. 16 июня 2014 года этот сквер был назван в честь писателя.


28 февраля 2014 года во Владимире, на доме № 31 по улице Гагарина (бывшая Царицынская), где писатель проживал вместе со своей семьёй, была открыта мемориальная доска. Барельефный портрет создан заслуженным художником России скульптором Игорем Черноглазовым[8].



Постановки и экранизации |



  • Немой советский фильм Якова Протазанова «Человек из ресторана» (1927).

  • «Человек из ресторана» поставлен в 2000 году режиссёром Мариной Глуховской в Омском государственном камерном театре «Пятый театр».

  • Рисованный мультфильм «Моя любовь» по роману «История любовная» создан в 2006 году ярославцем Александром Петровым.

  • «Человек из ресторана» поставлен в 2015 году режиссёром Егором Перегудовым в театре «Сатирикон».



Библиография |



Сочинения Шмелёва |



  • На скалах Валаама, М.,1897

  • По спешному делу, 1906

  • Вахмистр, 1906

  • Распад, 1906

  • Иван Кузьмич, 1907

  • В новую жизнь. М., 1907


  • Гражданин Уклейкин, 1907

  • В норе, 1909

  • Под небом, 1910

  • Они и мы. М., 1910

  • Патока, 1911


  • Человек из ресторана, 1911


  • Волчий перекат, 1913

  • На морском берегу. М., 1913

  • В деревне. Пг.-М., 1915


  • Неупиваемая чаша, 1918[9]

  • Карусель, М.,1918

  • Пугливая тишина. М., 1918

  • Суровые дни, 1916

  • Лик скрытый, М.,1917

  • Степное чудо, сказки, 1921

  • Неупиваемая чаша. Париж, 1921


  • Солнце мёртвых, 1923


  • Как мы летали, 1923

  • К светлой цели. М.-Пг., 1923

  • Догоним солнце. М., 1923

  • Это было. Берлин, 1923

  • Виноград. М.-Пг., 1924

  • Каменный век, 1924

  • На пеньках, 1925

  • Про одну старуху, Париж, 1927

  • Въезд в Париж, 1925


  • Свет разума, 1926

  • Русская песня, 1926


  • История любовная, 1927

  • Забавное приключение. М.-Л., ГИЗ, 1927

  • Наполеон. Рассказ моего приятеля, 1928

  • К солнцу. М.-Л., ГИЗ, 1929


  • Солдаты, 1930


  • Лето Господне. Праздники. Белград, 1933


  • Богомолье, Белград,1935


  • Лето Господне, Нью-Йорк, 1944


  • Старый Валаам, 1935

  • Родное, 1935


  • Няня из Москвы, Париж, 1936


  • Рождество в Москве, Рассказ делового человека, 1942—1945

  • Пути небесные, 1948

  • Лето Господне. Праздники-Радости-Скорби. Париж, 1948

  • Куликово поле. Старый Валаам. Париж, 1958


  • Иностранец, 1938

  • Роман в письмах


  • Мой Марс, 1938



Монографии о Шмелёве |



  • Дзыга, Я. О. Творчество И. С. Шмелева в контексте традиций русской литературы. — М, 2013—346 с.

  • Дзыга, Я. О. Изображение быта в «Истории любовной» И. С. Шмелева: диалог с традицией [Текст] / Я. О. Дзыга // Вестник Самарского государственного университета. — 2011. — № 7 (88). — С. 106—110.

  • Кутырина, Ю. А. Иван Сергеевич Шмелев. - Париж: РНТ, 1960.

  • Любомудров, А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев / А. М. Любомудров. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.

  • Руднева, Е. Г. Заметки о поэтике И. С. Шмелева [Текст] / Е. Г. Руднева. М., 2002. — 128 с.

  • Соболев, Н.И. Повесть И. С. Шмелева «Неупиваемая Чаша»: Творческая история, поэтика, текст [Текст] / Н.И. Соболев. — Петрозаводск : ПетрГУ, 2013. — 304 с.

  • Соболев, Н. И. Повесть И. С. Шмелева «Росстани»: критика текста, поэтика, материалы творческих рукописей [Электронный ресурс] : научное электронное издание / Н. И. Соболев. — Электрон. дан. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2017.

  • Соболев, Н. И. Повесть И. С. Шмелева «Гражданин Уклейкин»: материалы творческих рукописей: монография [Электронный ресурс] : научное электронное издание / Н. И. Соболев, О. А. Сосновская. — Электрон. дан. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2017.

  • Солнцева, Н. М. Иван Шмелёв: Жизнь и творчество: Жизнеописание. — М.: Эллис Лак, 2007. — 544 с. — ISBN 978-5-902152-45-3

  • Сорокина, О. Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева.- М., 2000.

  • Суровова, Л. Живая старина Ивана Шмелева. — М., 2006. — 304 с.


  • Черников, А. П. Проза И. С. Шмелева: Концепция мира и человека. — Калуга: Калужский областной институт усовершенствования учителей, 1995. — 344 с.

  • Шаховской, Д. М. И. С. Шмелев: Библиография. — Paris, 1980.

  • Шешунова, С. В. Образ мира в романе И. С. Шмелева «Няня из Москвы» [Текст]/ С. В. Шешунова. — Дубна, 2002.

  • Шешунова, С. В. Судьба и книги Ивана Шмелева. Цикл лекций на радио «Град Петров» [2 MP3-CD]. — М., 2010.

  • Aschenbrenner Michael. Jwan Schmeljow: Leben und Schaffen des grossen russischen Schriftellers - Königsberg / Pr., Berlin: Ost-Europa-Verl., 1937.



Примечания |





  1. бывш[ий] подпоруч[ик] артиллерии (письмо № 1, 21-XII-20) // Письма И. С. Шмелёва к А. В. Луначарскому


  2. Шмелёв, И. С. Письма И. С. Шмелёва к А. В. Луначарскому // Солнце мёртвых. — М.: Согласие, 2000.


  3. 12 И. С. Шмелев, О. А. Бредиус-Субботина. Роман в письмах: В 2 т.Т. 1. — 2003. — С. 146-147.


  4. С.В.Шешунова. Две гражданских войны Ивана Шмелева (неопр.).


  5. Александр Солженицын. Иван Шмелёв и его «Солнце мёртвых». Из «Литературной коллекции» // Новый мир. — 1998. — № 7.


  6. Архив Фонда Нобеля.


  7. Лузановская (в замуж. Лузановская-Маринеску) Лидия Михайловна // Искусство и архитектура русского зарубежья / сост. Д. Я. Северюхин : сайт.


  8. Куликова, В., Чунаев, А. Во Владимире открыли мемориальную доску Ивану Шмелёву (неопр.). ГТРК «Владимир» (28.02.2014). Проверено 3 марта 2014.


  9. Демина и др., 2014.




Научные статьи, сборники и материалы научных конференций |



  • Венок Шмелеву. Материалы международной научной конференции «Иван Шмелев — мыслитель, художник и человек» (2000). — М., 2001.

  • Грико, Т. Шмелевы // Москва. 2000. — № 6. — С. 174−187.

  • Демина А. А., Н. И. Соболев, Л. В. Щеголева. Разработка инструментария для проведения исследования редакций литературных произведений нового времени // Классический университет в пространстве трансграничности на Севере Европы: стратегия инновационного развития : сб. — Петрозаводск, 2014. — С. 143—146.


  • Есаулов, И. А. Поэтика литературы русского зарубежья (Шмелев и Набоков: два типа завершения традиции) / И. А. Есаулов. Категория соборности в русской литературе. — Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995.

  • И. С. Шмелев в контексте славянской культуры: VIII Крымские международные Шмелевские чтения. — Симферополь: Таврия-Плюс, 2000.

  • И. С. Шмелев и духовные традиции славянской культуры : Сб. материалов междунар. науч. конф. 11-15 сент. 2002 г., г. Алушта / XI Крымские международные Шмелевские чтения. — Алушта, 2004.

  • И. С. Шмелев и русская литература XX века. III Крымские Шмелевские чтения: тезисы докладов научной конференции, 19-26 сент. 1994 г. — Алушта, 1994.

  • И. С. Шмелев и проблемы национального самосознания (традиции и новаторство): сборник статей. — Москва: ИМЛИ РАН, 2015. — 536 с.

  • Кияшко, Л. Н. Автобиографическая проза как феномен литературы русского зарубежья (И. С. Шмелев «Богомолье» и «Лето Господне») [Текст] / Л. Н. Кияшко // Вопр. филологии. — 2011. — N 2 (38). — С. 124—132.

  • Кияшко, Л. Н. Чудо Георгия о змие в прозе И. Шмелева (повесть «Неупиваемая Чаша») // Мир русского слова. — 2012. — N 2. — С. 68-73.

  • Любомудров, А. М. Интуитивное и рациональное в творческой личности И. С. Шмелева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. — 2007. — № 6.

  • Нечаенко Д. А. Сказка о России: «духоводительные видения» и сны в романе И. С. Шмелёва «Лето Господне» // Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX—XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX-начала XX вв. М.: Университетская книга, 2011. С. 744—753. ISBN 978-5-91304-151-7

  • Осьминина, Е. А. Возвращение Ивана Шмелева // Москва. 2000. — № 6. — С. 173—174.

  • Памяти Ивана Сергеевича Шмелева: сб. статей и воспоминаний. — Мюнхен, 1956.

  • Попова, Л. Н. Шмелев в Алуште. — Алушта: Крым. архив., 2000. — 83 с.

  • Соболев, Н.И. Из творческой истории повести И. С. Шмелева «Неупиваемая Чаша» [Текст] / Н.И. Соболев // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр (Серия «Проблемы исторической поэтики» ; вып. 10). - Петрозаводск; Москва : [[ПетрГУ]], 2012. — Вып.7. — С.328—342.

  • Соболев, Н. И. Послойный анализ чернового автографа повести «Неупиваемая Чаша» // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Сер. «Общественные и гуманитарные науки». 2013. №7 (136). — Т. 2. — С. 74 —75.

  • Соболев, Н.И. Проблемы поэтики повествования в творческой истории повести И. С. Шмелева "Росстани" / Н.И. Соболев // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск : ПетрГУ, 2015. - Вып.13. — С.492—506.

  • Соболев, Н. И. К проблеме поэтики художественного времени в произведениях И. С. Шмелева / Н. И. Соболев // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. — 2014. — №7 (144), ноябрь. — Сер. "Общественные и гуманитарные науки". — С. 87—90.

  • Сосновская, О. А. От «света знания» к «свету разума»: образ детства в прозе И. С. Шмелева 1906—1910 гг. // Проблемы исторической поэтики. — 2016. — № 14.- С. 311-332.

  • Сосновская О. А. Образ книги в ранней прозе И. С. Шмелева // Проблемы исторической поэтики. - 2016. - № 14. - С. 333-345.



Ссылки |



  • Художественное, публицистическое и эпистолярное наследие И. С. Шмелёва в авторской орфографии и пунктуации на филологическом портале philolog.ru


  • Лекционный курс Светланы Шешуновой о жизни и творчестве Ивана Шмелева Благотворительный фонд «Предание»


  • Шмелёв, Иван Сергеевич в библиотеке Максима Мошкова


  • Солженицын А. Иван Шмелёв и его «Солнце мёртвых». Из «Литературной коллекции». // Новый мир. — 1998. — № 7


  • Последний путь Ивана Шмелёва. Биография. Творчество. Как возвращали прах писателя в Москву из Сент-Женевьев-де-Буа.

  • Ко дню памяти Ивана Сергеевича Шмелёва

  • Прах Ивана Шмелёва перезахоронен на кладбище Донского монастыря

  • «Тропой „Богомолья“» — проект почитателей творчества И. С. Шмелёва. Ежегодное пешее паломничество из Москвы в Сергиев Посад

  • Сочинения И. С. Шмелёва на сайте Lib.ru: Классика

  • Музей И. С. Шмелёва в Алуште

  • Сочинения И. С. Шмелёва на сайте Тверской епархии









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz