Шорцы



































Шорцы
Современное самоназвание
шор-кижи, татар, тадар
Численность и ареал

Всего: 13 000 чел.


РоссияFlag of Russia.svg Россия:
12 888 (Всероссийская перепись 2010 г.)[1]




    • Кемеровская областьFlag of Kemerovo oblast.svg Кемеровская область:
      10 672[1] (2010)


    • ХакасияFlag of Khakassia.svg Хакасия:
      1150[1] (2010)


    • Красноярский крайFlag of Krasnoyarsk Krai.svg Красноярский край:
      201[1] (2002)


    • Алтайский крайFlag of Altai Krai.svg Алтайский край:
      165[1] (2002)


    • Республика АлтайFlag of Altai Republic.svg Республика Алтай:
      87[1] (2010)



Язык
шорский, русский
Религия
тенгрианство, православие
Входит в
тюркские народы
Родственные народы
алтайцы, чулымцы, хакасы, киргизы, телеуты, сибиры, челканцы, тубалары, кумандинцы

Шо́рцы (шорск. шор-кижи, татар-кижи, тадар-кижи, татар, тадар) — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Общая численность около 14 тысяч человек. Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX века область проживания южных шорцев получила название Горная Шория), и северную, или лесостепную (так называемые абинцы). По языку шорцам наиболее близки алтайцы и хакасы, по культуре — алтайцы и чулымцы.




Содержание






  • 1 Самоназвание


  • 2 Язык


  • 3 Религия и фольклор


  • 4 Праздники


  • 5 История


    • 5.1 Родо-племенное деление




  • 6 Генетика


  • 7 Шорцы в наше время


  • 8 Общественные и культурно-просветительские организации


  • 9 Примечания


  • 10 Литература


  • 11 Ссылки





Самоназвание |


До 1926 года общим самоназванием всех родовых групп шорцев (абинцев, шорцев, каларцев, каргинцев и других) было тадар-кижи (человек-татарин). Название тюркоязычного населения Южного Кузбасса «шорцы» было закреплено властями во всех официальных документах с учётом высказываний академика В. Радлова об этнокультурном единстве так называемых мрасских и кондомских татар. Современными самоназваниями являются как тадар-кижи, так и шор-кижи.



Язык |


Большинство шорцев говорят на русском языке, свыше 60 % родным считают русский язык; в шорском языке до недавнего времени было принято выделять два диалекта — мрасский (хакасская (кыргызо-уйгурская) группа восточно-тюркских языков) и кондомский (северноалтайская группа западно-тюркских языков), каждый из которых в свою очередь распадался на ряд говоров. В НФИ КемГУ имеется научная школа по изучению шорского языка[источник не указан 464 дня].



Религия и фольклор |


В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялось тенгрианство (культ предков, промысловые культы и другие верования). Согласно традиционному мировоззрению шорцев, всё мироздание разделено на три сферы, — на «землю Ульгеня» (Ӱлген чер), нашу землю и «землю злых духов», или подземный мир. Во владениях Ульгеня имеется 9 небес; на седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом — солнце, а на девятом живёт сам Ульгень — доброе верховное божество. Наш мир и человека сотворили, по представлению древних шорцев, Ульгень вместе со своим братом Эрликом (олицетворением злого начала).


Шорский фольклор составляют героические поэмы (алыптығ ныбақтар — сказания о богатырях), исполняемые «каем» (горловым пением) или речитативом, сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и другие песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «қомус», который делался из ствола ивы, кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни; из всех жанров наиболее развитым был героический эпос.



Праздники |



  • Чыл пазы — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.

  • Мылтық-Пайрам — праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (спичка, монета, бумажка и тому подобными), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году.

  • Шор-Пайрам — праздник, посвящённый скотоводству и сельскому хозяйству, отмечается точно также как и у остальных тюркоязычных народов, исключая некоторые небольшие нововведения (пример: конкурс красоты, конкурс на самую длинную косу).



История |


Шорский этнос сформировался в VI—IX веках, в ходе смешения местных кетоязычных и пришлых тюркоязычных племён (по мнению некоторых исследователей, процесс формирования шорского этноса начался лишь в XVII веке, то есть с образованием Кузнецкого уезда и усилением в его пределах экономических, языковых и этнокультурных контактов).


Первые письменные свидетельства о (степных) шорцах («кузнецких татарах») относятся к началу XVII века, к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. Вплоть до начала XX века у шорцев оставались значительные пережитки родовых отношений. До Октябрьской революции 1917 года основными их занятиями были рыболовство и пушной промысел, у некоторых групп — примитивное ручное земледелие, стойловое скотоводство, торговля и извоз. Ремесло у шорцев до начала XX века носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин; наиболее развитыми были ткачество, гончарное дело и плетение сетей. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева (в изготовлении седел, лыж, лодок-долблёнок, мебели, берестяной посуды и других вещей домашнего обихода).


У северных шорцев большое значение издавна имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда — русское наименование северных шорцев «кузнецкие татары»). Однако с включением территории в состав Российской империи заниматься традиционным железным ремеслом шорцам было запрещено по царскому указу.


Традиционная шорская одежда к началу XX века шилась только в самых глухих южно-шорских улусах. Жильём для шорцев того времени служили многоугольные срубные дома с конической крышей, полуземлянки, летние шалаши, у северных групп — также русские избы.


В середине XIX века часть шорцев переселилась в Хакасию; впоследствии большинство этих переселенцев перешли на хакасский язык, — поэтому сегодня их потомки к шорцам обычно не относятся.


С середины 1920-х годов важную роль в формировании единого шорского самосознания сыграло всеобщее распространение грамотности в связи с созданием шорского литературного языка на основе мрасского диалекта (функционировал в 1920—1930-х годах). Тем не менее, в 1940-х годах начался продолжающийся по сей день процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса. В 1-й половине XX века значительно изменилась обстановка в Северной Шории, где тогда началась интенсивная разработка угольных месторождений и возникла целая система крупных городов, так называемых рабочих посёлков и поселений ссыльных и заключённых со смешанным этническим составом.


После решения Кемеровского облисполкома от 20 июня 1960 года «О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных» началась массовая миграция шорцев в города и крупные посёлки Кемеровской области, в итоге чего сейчас там проживает около 74 % всех шорцев.



Родо-племенное деление |




Генетика |


Распределение гаплогрупп У-хромосомы по сеокам[2]

























































































































Сеок

R1a1a1h-Z93

R1a1a1h1-Z94

N1c1 х1708

N1b-Р63

R1b1Ы -М73

Q1a3-330
Ак-шор 1
Кара-шор 5
Карга 23 2
Кобый 10 1
Кызай
Кый 1
Сары-шор 1 1
Таеш 4
Тарткын 5
Чедибер 2 1
Челей 14 1 9 1
Шор-кызай 7 1


Шорцы в наше время |


Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев — праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями.


В настоящее время основная масса шорцев занята в работах в шахте, старые ценности такие как охота, рыболовство и сельское хозяйство постепенно ушли на второй план. Лишь в Шерегеше сохраняется старый образ жизни — охота, которая является основным промыслом для населения.


Важнейшей проблемой для современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского образования в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы заняты в городах (Таштаголе, Шерегеше, Новокузнецке), некоторые из них работают на обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш. Шорцы, живущие на селе, официально считаются безработными, — несмотря на то, что большинство этих «безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев промыслами.


Численность шорцев в России:





Численность шорцев в населённых пунктах (2002 г.)[3]


Кемеровская область:


город Таштагол 1528


город Междуреченск 1523


город Новокузнецк 1508


город Мыски 1495


пгт Шерегеш 1109


посёлок Ключевой 232


посёлок Усть-Кабырза 231


посёлок Ортон 196


посёлок Чувашка 164


город Осинники 150


пгт Спасск 133


посёлок Бородино 130


посёлок Малиновка 128


город Кемерово 115


посёлок Усть-Анзас 115


Республика Хакасия:


город Абакан 263


село Балыкса 160


пгт Бискамжа 121


Другие субъекты России:


город Ростов-На-Дону 1


город Новороссийск 3


Казахстан


1970 — 214


1979 — 381


1989 — 388



Общественные и культурно-просветительские организации |


  • Центр шорской культуры «Аба-Тура» (г. Новокузнецк)

    • Шорская организация Союз писателей России

    • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Шорский национальный парк» (shor-np.kemv.ru)

    • Детская национальная киностудия «Кюн-Кузези» («Огонек») (г. Мыски)

    • Общественное движение «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области

    • Общественная организация шорского народа Таштагольского района «Таглыг Шор» (Горная Шория) (г. Таштагол)

    • Общественное движение «Междуреченское общество коренного населения «Алтын Шор» (Золотая Шория) (г. Междуреченск)

    • Мысковское городское общественное движение «Шория» (г. Мыски)

    • Осинниковская городская общественная организация «Общество Шория-Тагтагал» (г. Осинники)

    • Региональная общественная организация Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области (г. Кемерово)

    • Общественная организация Шорская национально-культурная автономия Таштагольского района (г. Таштагол)

    • Кемеровское региональное общественное движение «Общество коренного малочисленного народа шорцев «Алба (Соболь)»(г. Новокузнецк)

    • Мысковская городская общественная организация «Возрождение Казаса и шорского народа» (г. Мыски)

      • Община коренного малочисленного народа шорцев «Алтын-Чер» (Новокузнецкий р-н, с. Сосновка)

      • Родовая община коренного малочисленного народа шорцы «Салый» (Таштагольский р-н, п.г.т. Шерегеш)

      • Родовая община коренного малочисленного народа шорцев «Кечен» (Долина духов) (Таштагольский р-н, п. Чушла)

      • Некоммерческая организация «Территориально-соседская община коренного малочисленного народа шорцев «Возрождение Шорского Оленеводства» (г. Кемерово)






Примечания |





  1. 123456 Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года (неопр.). Архивировано 24 августа 2011 года.


  2. https://www.medgen-journal.ru/jour/article/viewFile/132/120


  3. База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года




Литература |



  • Шорский сборник. Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. Вып. 1. Кемерово, 1994.

  • Деятельность Андрея Ильича Чудоякова и духовное возрождение шорского народа. Новокузнецк, 1998.

  • Шорский национальный природный парк: природа, люди перспективы. Кемерово, 2003.

  • Шорцы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.

  • Шорцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.

  • Шорцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.

  • Ай-Толай. Героические поэмы и сказки Горной Шории. Новосибирск: ОГИЗ, 1948.

  • Алексеев В. П. Антропологические данные и проблемы происхождения шорцев // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1965. Вып. XI. С. 86-100.

  • Аравийский А. Н. Шория и шорцы // Труды Томского краевого музея. Т.I. Томск, 1927. С. 125—138.

  • Арзютов Д. В. Религиозная ориентация среднемрасской группы шорского этноса на современном этапе // Традиционные культуры и общества Северной Азии (с древнейших времен до современности). Мат-лы XLIV регион. (с междунар. участием) арх.-этногр. конф. студ. и молодых ученых. Кемерово, 31 марта — 3 апреля 2004 г.). — Кемерово, 2004. — С. 375—378.

  • Арзютов Д. В. Горно-таежные шорцы: этноконфессиональные процессы в начале XXI века // Сибирь на рубеже тысячелетий: традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов./ Отв. ред. Л. Р. Павлинская, Е. Г. Федорова. — СПб: Европейский дом, 2005 — С. 129—143.

  • Бабушкин Г. Ф. О шорской диалектологии // Вопросы диалектологии тюркских языков. Фрунзе, 1968. С. 120—122.

  • Бабушкин Г. Ф., Донидзе Г. И. Шорский язык // Языки народов СССР. Тюркские языки. Т.2. М., 1966. С. 467—481.

  • Васильев В. И. Шорцы // Народы Мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988. С. 522.

  • Галаганов З. П. История Горной Шории. Книга первая. 1925—1939 гг. Кемерово, 2003.

  • Гончарова Т. А. Этнический состав населения Нижнего Притомья и его динамика в XVII-начале XXI вв. АКД. Томск, 2004.

  • Горно-Шорский район // Сибирская советская энциклопедия. Т. III. Новосибирск, 1931. С. 61.

  • Дева горных вершин. Шорское героическое сказание. Пер. с шор. и обработка Г. Ф. Сысолятина. Кемерово, 1975.

  • Девять бубнов шамана. Шорские легенды и предания. Предисловие, составление и комментарий А. И. Чудоякова. Кемерово, 1989.

  • Иванов С. В. Шорцы // Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. Л., 1979. С. 42-54.

  • Ким А. Р. Материалы по краниологии шорцев и кумандинцев // Западная Сибирь в эпоху средневековья. Томск, 1984. С. 180—195.


  • Кимеев В. М. Горные хребты Южной Сибири — границы или центры этнических территорий? // Проблемы археологии степной Евразии. Кемерово, 1987. С. 55-56.


  • Кимеев В. М. Жилище и хозяйственные постройки шорцев // Жилище народов Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1991. С. 16-30.


  • Кимеев В. М. Компоненты шорского этноса // Чтения Памяти Э. Ф. Чиспиякова (к 70-летию со дня рождения). Новокузнецк, 2000. Ч. 1. С. 33-38.


  • Кимеев В. М. Основные этапы формирования шорского этноса // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1985. С. 102—105.


  • Кимеев В. М. Территориально-этнические группы шорцев в XVII-нач. XX вв. // Молодые ученые Кузбасса в X пятилетке. Ч.II. Кемерово, 1981. С. 150—155.


  • Кимеев В. М. Шорцы. Кто они? Кемерово, 1989.


  • Кимеев В. М., Ерошов В. В. Аборигены Кузбасса. Кемерово, 1997.

  • Шорцы / Кимеев В. М. // Шервуд — Яя. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 82—83. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6.

  • Колюпанов В. Алтын шор. Золотая Шория («Сказания, мифы, легенды, сказки Горной Шории»). Вып. 4. Кемерово, 1996.

  • Межекова Н. М. Шорский диалект // Диалекты хакасского языка. Абакан, 1973. С. 49-66.

  • Миллер Г. Ф. Описание Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 года // Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г. Ф. Миллера (История Сибири. Первоисточники). Вып. VI. Новосибирск, 1996. С. 17-36.

  • Патрушева Г. М. Шорцы сегодня: современные этнические процессы. Новосибирск, 1996.


  • Потапов Л. П.Опыт датировки шорского предания о происхождении земледелия // Изв. ВГО, 1949. Т.1. Вып. II. С. 411—414.


  • Потапов Л. П. Очерки по истории Шории. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936.


  • Потапов Л. П. Шорцы // Народы Сибири. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 492—538.

  • Рейно Л. А. Шорский орнамент // Приобье глазами археологов и этнографов. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. С. 163—172.

  • Соколова З. П. Шорцы // Вопросы истории. 1974. № 12. С. 207—212.

  • Травина И. К. Шорские народные сказания, песни и наигрыши. М.: «Композитор», 1995.

  • Тучков А. Г. Томские этнографические экспедиции в Горную Шорию // Труды Томского государственного объединенного историко-архитектурного музея. Томск: Изд-во ТГУ, 1996. С. 165—191.


  • Функ Д. А. Из какого ты рода? [фамильно-родовой состав шорцев] // «Знамя шахтера» (г. Междуреченск), 1992, 17 сентября.

  • Функ Д. А., Кимеев В. М. «Абинцы» в русских исторических документах // Молодые ученые Кузбасса 60-летию образования СССР: Материалы к научн. конф. Кемерово, 1982. С. 90-92.

  • Хлопина И. Д. Горная Шория и шорцы // Этнографическое обозрение, 1992. № 2. С. 134—147.

  • Чиспияков Э. Ф. История формирования этнической культуры шорцев // Кузнецкая Старина. Новокузнецк, 1993. Вып. 1. С. 88-101.

  • Чиспияков Э. Ф. К вопросу о формировании диалектной системы шорского языка // Проблемы этногенеза и этнической истории аборигенов Сибири. Кемерово, 1986. С. 55-62.

  • Чиспияков Э. Ф. К вопросу об этнониме Шор // Этнические и историко-культурные связи тюркских народов СССР. Всесоюзная тюркологическая конференция 27-29 сент. 1976 г. Алма-Ата, 1976. № 3. С. 111.

  • Чиспияков Э. Ф. О телеутско-шорских языковых контактах // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий: Тезисы докладов областной научной конференции по лингвистике. Омск, 1984. С. 23-27.

  • Чиспияков Э. Ф. Откуда пришли шорцы // Кузнецкий рабочий. Новокузнецк, 1985, 25 февраля.

  • Чиспияков Э. Ф. Шорско-кетские параллели в лексике // Языки и топонимия. Вып. I. Томск, 1976. С. 73-76.

  • Чиспияков Э. Ф., Абдрахманов М. А. Территориальные различия в фонетике и лексике шорского языка // Материалы к предстоящей VIII научной конференции Новокузнецкого пединститута. Новокузнецк, 1967. С. 28-30.

  • Чудояков А. И. Стили шорского края // I международная конференция «Традиционные культуры и среда обитания»: тезисы. М., 1993. С. 39-43.

  • Шорские героические сказания (вступительная статья, подготовка поэтического текста, перевод, комментарии А. И. Чудоякова; окончательная редактура Л. Н. Арбачаковой, музыковедческая статья и подготовка нотного текста Р. Б. Назаренко). М., Новосибирск, 1998.



Ссылки |




  • http://tadarlar.ru/ некоммерческий информационный проект о шорском народе

  • Последний кайчи. Радиопрограмма о шорском сказителе

  • НОВОСТИ ШОРСКОГО НАРОДА

  • Борина Л. С. Этнические последствия национально-государственного строительства большевиков (на материалах Горно-Шорского района)


  • http://gornayashoria.ru Искусство Горной Шории











Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz