Христианство
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете[1]. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества[2]. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Наиболее крупные течения в христианстве — католицизм, православие и протестантизм. В 1054 году произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.
Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде арамеоязычного населения Междуречья и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп[3].
В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году[4][5][6]. При императоре Константине I, начиная с эдикта 313 года о свободе вероисповедания (см. Миланский эдикт), христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи[7].
Содержание
1 Возникновение христианства
2 Численность
3 Христианские конфессии и учения
3.1 Католицизм
3.2 Православие
3.3 Древневосточное православие
3.4 Протестантизм
3.4.1 Основные конфессии (более 10 млн членов)
3.4.2 Другие конфессии
3.4.3 Течения в протестантизме
4 Вероучение
4.1 Теология
4.2 Основные черты христианской религии
4.3 Христология
4.4 Христианская антропология
4.5 Учение о таинствах
5 История христианской церкви
5.1 Доникейский период (I — начало IV века)
5.1.1 Апостольский век
5.1.2 «Апостольские мужи»
5.1.3 «Апологеты»
5.1.4 Христианизация Армении
5.1.5 Христианизация Грузии
5.2 IV—VIII вв.
5.2.1 Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине
5.3 IX—XI вв.
5.3.1 Разделение церквей (формально 1054 г.)
6 Святые
7 Критика христианства
8 См. также
9 Примечания
10 Литература
10.1 Научная литература
10.2 Христианская литература
10.3 Критическая литература
11 Ссылки
Возникновение христианства
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян. 11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Численность
В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире около 2,35 млрд[8], в том числе:
- в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн[9],
- в Латинской Америке — около 543 млн,
- в Северной Америке — 231 млн:
США — 160—225 млн[10],
Канада — 25 млн[11],
- в Азии — около 350 млн,
- в Африке — 475 млн,
- в Австралии и Океании — 24 млн.
Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:
католиков — около 1,2 млрд, в том числе:
- около 17 млн католиков восточных обрядов[12];
протестантов — по данным Британники около 412 млн[13] (эксперты Британники не включают в протестантизм англикан (86 млн) и независимые церкви (371 млн)), по данным Исследовательского центра Пью[en], включающего в протестантизм англикан и так называемые «независимые церкви», — около 800 млн[14], в том числе:
- 279 млн пятидесятников[15];
- около 88 млн англикан[16];
- около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений;
- 70 млн методистов;
- 70 млн баптистов;
- 64 млн лютеран;
- 16 млн адвентистов седьмого дня[17];
православных около 225 млн[13][18];- приверженцев древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и Ассирийская церковь Востока) — около 70—80 млн, в том числе:
- последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн[19].
Христианские конфессии и учения
Христианство в истории
Эфесский собор (431)
Халкидонский собор (451)
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
- Католицизм
- Православие
- Протестантизм
Католицизм
Католическая церковь
- Римско-католическая церковь
- Восточнокатолические церкви
- Старокатолицизм
- Католики-традиционалисты
Православие
Православная церковь
- Автокефальные православные церкви
Старообрядчество
- Поповство
- Беспоповство
- Беглопоповство
- Обновленчество
- Старостильные церкви
- Украинская автокефальная православная церковь
- Белорусская автокефальная православная церковь
- Синод противостоящих
Древневосточное православие
Церкви, не принявшие исповедание веры, утверждённое на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня древневосточными (ориентальными) православными или нехалкидонскими (см. неполный список ниже); Они не имеют евхаристического общения с православными церквями византийской традиции[20].
Армянская апостольская церковь[21]
Коптская православная церковь[22]
- Эфиопская православная церковь
- Сиро-яковитская православная церковь
- Маланкарская православная церковь
- Ассирийская церковь Востока
Протестантизм
Основные конфессии (более 10 млн членов)
- Адвентизм
- Англиканство
- Баптизм
Кальвинизм
- Реформатство
- Пресвитерианство
- Лютеранство
- Методизм
Пятидесятничество
- Пятидесятнические деноминации
Другие конфессии
- Квакеры
- Меннонитство
- Ресторационизм
- Унитарианство
Течения в протестантизме
- Евангельские христиане
- Харизматические течения
Вероучение
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Христианство есть вера во Христа, Сына Божия, Господа нашего, Спасителя и Искупителя, это есть «победа, победившая мир, сия есть вера наша» (I Ио. 5, 4-5)[23][24].
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
Теология
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе[24].
Основные черты христианской религии
Этот раздел должен быть полностью переписан. |
Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.- Принятие Бога как абсолютно совершенную Личность — не только абсолютный Разум и Всемогущество, но и неограниченная Благость и Любовь, с Которым человек может всецело соединиться в Таинстве Причащения — «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16).
- Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем — Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).
- Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, свободного духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Отцом Небесным, как Его дети, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
- Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании — «..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
Смирение — основа христианского миросозерцания — «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23).- Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Таким образом, христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.
- Учение о всеобщем воскресении людей и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире.
- Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю — «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3:17), — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело» (Быт. 1:31).
Отсюда можно видеть, что христианство стремится к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одну из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.
Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:
- Существенная метафизичность её содержания
- Учение о непогрешимости Церкви в вопросах догмата, в силу действующего в Ней во все времена Духа Святого.
Христология
Христология — это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощённый Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса[25].
Христианская антропология
Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремлённым к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединённым с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).
Учение о таинствах
С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие таинства как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.
Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществлённых в тело и кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви (Еф. 5:22,5:32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.
История христианской церкви
Доникейский период (I — начало IV века)
Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.
Апостольский век
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.
С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 года, и с ним заканчивается апостольский век.
«Апостольские мужи»
Время первохристианства I—II вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов.
«Апологеты»
Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонении имп. Марка Аврелия в 166 г.
Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.
Христианизация Армении
Основателями Армянской церкви считаются апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей, проповедавшие христианство в Армении в I веке[26].
В начале IV в. (традиционная дата — 301 г.) Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии[27][28], что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Тиридата III Великого.
Политика гонений на христиан императора Диоклетиана заставляет общину девичьего аскетерия бежать из Рима в Армению[29]. Однако святые девы были замучены армянским царём Тиридатом III (тогда ещё язычником). Но впоследствии эти события способствовали обращению его царства в христианство через проповедь святого Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом царства. Таким образом, Армения стала первым в истории христианским государством[30].
Христианизация Грузии
Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным[31][32]. В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви[33]. Грузинская церковь считается одной из древнейших христианских церквей в мире[34][35][36][37].
IV—VIII вв.
При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией в Риме. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает духовно-нравственный уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство — типичная императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов общепризнанного вероучения на семи Вселенских Соборах.
Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине
Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенисси.
В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).
В Сирии — преподобный Иаков Низибийский (ум. 340-е годы) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.
IX—XI вв.
В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.
Разделение церквей (формально 1054 г.)
Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.
В действительности разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.
Святые
Более 150 тысяч человек причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). Святые, канонизированные до разделения церквей, почитаются как католиками, так и православными.
Критика христианства
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Портал «Христианство» | |
Христианство в Викисловаре | |
Христианство в Викицитатнике | |
Христианство в Викитеке | |
Христианство на Викискладе | |
Христианство в Викиновостях |
- Категории
- Общехристианские святые
- Католические святые
- Православные святые
- Статьи
- Богослужение
- Евхаристия
- Ересь
- Икона
- История христианства
- Криптохристианство
- Инквизиция
- Христианизация
- Иудаизм и христианство
- Теософия и христианство
- Народное христианство
Примечания
↑ BBC—Religion & Ethics—566, Christianity // BBC
↑ Briggs, Charles A. The fundamental Christian faith: the origin, history and interpretation of the Apostles' and Nicene creeds. C. Scribner’s sons, 1913.
↑ Мчедлов М. П. Христианство — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
↑ Энциклопедия Британника. Статья: Armenian Apostolic Church;Armenia became the first country to adopt Christianity about 300 ce, when St. Gregory the Illuminator converted the Arsacid king Tiridates III.
↑ Энциклопедия Британника. Статья: Saint Gregory the Illuminator;He returned to Armenia in the midst of a Christian persecution pressed by King Tiridates III (who was a zealot for the regional idols) and was imprisoned in a burial pit. After being rescued, Gregory reputedly converted the king about 300, and Tiridates then became the first monarch in history to impose Christianity on his people. He did so about 20 years before Constantine I.
↑ Большая советская энциклопедия. Статья: Аршакиды армянские;При Тиридате III Великом [287—332] христианство стало около 301 государственной религией в Армении.
↑ Карташёв А. В. Вселенские соборы. — М.: «Эксмо», 2006. — 672 с. (С. 66)
↑ Status of Global Mission, 2013, in the Context of AD 1800–2025 (англ.). Gordon-Conwell Theological Seminary (2013). Проверено 31 августа 2013.
↑ Adherents.com: By Location
↑ Largest Religious Groups in the USA
↑ Adherents.com: By Location
↑ Annuario Pontificio
↑ 12 Worldwide Adherents of All Religions // Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2013
↑ Global Christianity A Report on the Size and Distribution of the World's Christian Population (англ.). The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2013). Проверено 19 мая 2013. Архивировано 23 мая 2013 года.
↑ Global Christianity A Report on the Size and Distribution of the World's Christian Population (англ.). The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Проверено 21 мая 2013. Архивировано 30 апреля 2013 года.
↑ Status of Global Mission 2011
↑ Statistical report. Annual council of the General Conference Committee, October 9-14, 2009
↑ Eastern Orthodox Church — Information on the Eastern Orthodox Church Denomination
↑ The Armenian Church Today (недоступная ссылка))
↑ «Oriental Orthodox — PETER C. BOUTENEFF»; цитируется по «The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity» 2011 Blackwell Publishing Ltd
↑ Армянская Церковь и Халкидон (недоступная ссылка)
↑ Encyclopedia Coptica
↑ Вероучение // Булгаков С. Н., прот. Православие: Очерки учения Правосл. Церкви. — М., 1991
↑ 12 Зайцев А. А. Вероучение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VIII. — С. 8-11. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
↑ Квливидзе Н. В. Иисус Христос // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXI. — С. 674-713. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
↑ Официальный сайт Армянской апостольской церкви. Home Page/The Armenian Church Today/Who We AreFounded in the first century by two of the Apostles of Jesus Christ, Saints Thaddeus and Bartholomew, we are one of the five ancient Eastern Oriental Orthodox churches. At the beginning of the fourth century, Armenia became the first nation in the world to declare Christianity as our state religion…
↑ Всемирный совет церквей. Профиль страны: Армения (архивированная версия)
↑ National Geographic
↑ Схематическая история христианства
↑ Всемирный совет церквей. Профиль страны: Армения
↑ Грузинская Православная Церковь // Patriarchia.ru
↑ ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (недоступная ссылка)
↑ Рональд Робертсон. Восточные христианские церкви: церковно-исторический справочник
↑ Краткая история Грузинской Православной Церкви
↑ Официальный сайт Грузинской православной церкви
↑ Ломинадзе Б. Р. Грузинская Православная церковь // Большая советская энциклопедия
↑ Бессонов М. Н. Православие в наши дни. — М.:Политиздат, 1990. — С.80
Литература
Научная литература
Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. — СПб., 1907 1918. Т. 1-4; То же (репринт). М., 1994.- Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.
Густерин П. На родине христианства // Азия и Африка сегодня. — 2006. — № 5.
Донини Амброджо. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. / Под общ. редакцией проф. И. С. Свенцицкой. — М., 1979. — 341 с.- Зелинский Ф. Ф., Мелиоранский Б. М. Христианство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Карташев А. В. Вселенские Соборы. — М., 1994.
Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения Церквей — 1054 г.)
Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М.:Политиздат, 1987; М., 1988; М., 1989
Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя. — М., 2003.
Свенцицкая И. С. Судьбы апостолов: мифы и реальность. — М.: Вече, 2006.
Фрэзер Джеймс Джордж. Фольклор в ветхом завете. — М.: АСТ, 2003. — 650 с.- Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. — М., 1993-95. Т. 1-3. (Т. 3. С. 489—526 обширная библиография).
Христианская литература
- Афанасьев, прот. Николай. Вступление в Церковь. — М., 1993.
- Афанасьев, прот. Николай. Церковь Духа Святого. — Рига, 1994.
- Исагогика. Курс по изучению Священного Писания Ветхого Завета
- Зубов А. Б. Всеволод Семенцов в моей жизни // Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология / Сост. В. К. Шохин; ред. коллегия: A. M. Дубянский и др.; Ин-т философии РАН. — М.: Вост. лит., 2008. — 352 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-02-036333-5.
- О. Сергий (Лепин). Христианство (недоступная ссылка с 14-06-2016 [919 дней]) // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
- Келлог, С. Г. Буддизм и христианство. Сравнение легендарной истории и учения Будды с евангельской историей и учением нашего Господа И. Христа. Пер. с англ. под ред. Орнатского Ф. — Киев : Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1894. — XI, 292 с. ; 23 см — Б. ц.
Керн, архим. Киприан. Евхаристия. — Париж, 1947; То же (репринт). М., 1992.
Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 3-е изд. — Париж; Москва, 1996.
Валентин Асмус. Прот. Лекции по истории церкви
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви Догматическое богословие. — М., 1991.
Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0 Оглавление, Раздел 1, гл. 1, Раздел 1, гл. 2, Раздел 2, гл. 1, Раздел 2, гл. 2, Раздел 4, гл. 1, Раздел 4, гл. 2[неавторитетный источник?]
- Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие Нью-Йорк, 1985 (2-е издание — Вильнюс; М., 1992, ISBN 5-900785-14-9; 3-е издание — Клин, 2001, ISBN 5-93313-018-4; 4-е издание — Минск, 2001). Пер. с англ. Ларисы Волохонской.
Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 1991-92)
Мень А. В. Первые апостолы (не завершена)
Мень А. В. История религии (учебник в 2 томах) (Москва, 1997)
Мень А. В. Библиологический словарь (в 3 томах) (Москва, 2002)- Православная богословская энциклопедия / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900-11. Т. 1-12.
- Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. — Сергиев Посад, 1914. Т. 1.
Флоровский, прот. Г. Пути русского богословия — Вильнюс, 1991.
Флоровский, прот. Г. Восточные отцы 4 в. — Париж, 1931; То же (переизд.). М., 1992.
Флоровский, прот. Г. Византийские отцы 5-8 вв. — Париж, 1933; То же (переизд.). М., 1992.- H. Denzinger A. Schonmetzer, Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, 36 ed. Basileae et Frib., 1976.
Pelikan J. The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Chicago, 1971—78. Bd.1—3.- Андре Миллер. «История христианской Церкви»
Критическая литература
Арнольд Готфрид. Беспристрастная история церквей и ересей от начала нового завета до 1688 г. после рождества Христова. — Франкфурт-на-Майне, 1729
Гарнак Адольф фон. История догматов // Оп.: История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, СПб., 1911, т. 6
Дешнер Карлхайнц. Криминальная история христианства. В 4 томах / Пер. с нем. В. Хмары. — М.: Terra, 1996. — 464 с. (в djVu)
Древс Артур. Происхождение христианства из гностицизма. — М., 1930
Каутский Карл. «Происхождение христианства»
Косидовский З. Библейские сказания. Пер. с польск. Изд. 4-е. — М., 1978. — 455 с. с ил.
Косидовский З. Сказания евангелистов: Пер. с польск. / Послесл. и примеч. И. С. Свенцицкой. — 2-е изд. — М., 1978. — 262 с.
Ранович А. Б. Античные критики христианства. — М., Политиздат, 1990.
Таксиль Лео. Священный вертеп
Толстой Л. Н. Исследование догматического богословия / Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 23, произведения 1879—1884, с. 60-303
Уайт, Э. Д. A History of the Warfare of Science with Theology in Christendom. 2 vols. (1896) (англ.) (на русском языке: Уайт, Э. Д. Борьба религии с наукой / Пер. Д. Л. Вейса. М.—Л., 1932)
John William Draper. The origin of Christianity. Its transformation on attaining imperial power. Its relations to science / History of the Conflict Between Religion and Science. — New York: D. Appleton, 1874. (англ.) («История борьбы между религией и наукой»)
Walter Richard Cassels. Supernatural Religion: An Inquiry into the Reality of Divine Revelation. — London, 1902. (в pdf, djVu) (англ.) («Сверхъестественная религия: исследование реальности божественного откровения»)
Ссылки
- Схематическая история христианства