Лиепая






















































































































Город
Лиепая
латыш. Liepāja
Liepaja view.jpg










Флаг Герб
Флаг Герб


56°30′30″ с. ш. 21°00′40″ в. д.HGЯOL
Страна
Латвия Латвия
Статус
город республиканского подчинения
Историческая область
Курземе
Мэр
Янис Вилнитис
История и география
Основан
1625
Первое упоминание
1253
Прежние названия
до 1253 — Liiv
до 1418 — Lyva portus
до 1520 — Līva
до 1917 — Либа́ва

Город с
1625
Площадь
60,37 км²
Высота центра
14 м
Тип климата
умеренный морской
Часовой пояс
UTC+2, летом UTC+3
Население
Население
70 630[1] человек (2016)
Катойконим
лиепайчанин, лиепайчанка
Официальный язык
латышский
Цифровые идентификаторы
Телефонный код
+371
Почтовые индексы
LV-3401 ... LV-3417[2]
Автомобильный код
LV
Код ATVK
0170000[3]
Прочее
Неофициальное название
Город, где рождается ветер
Награды
Орден Октябрьской Революции



Лиепая (Латвия)







liepaja.lv
 (латыш.) (англ.) (рус.) (нем.)




Вид города Либава в 1705 году


Ли́епая[4][5] (традиц. Лиепа́я[4]; латыш. Liepāja [ˈliɐ̯paːja] Информация о файле слушать, ранее Либава, от нем. Libau) — город на юго-западе Латвии, на побережье Балтийского моря. Крупнейший город исторической области Курземе, третий по величине город Латвии после Риги и Даугавпилса, важный незамерзающий порт.


Лиепая известна в Латвии как «город, где рождается ветер», возможно, из-за постоянного морского бриза. Песня с одноимённым названием (латыш. Pilsēta, kurā piedzimst vējš), написанная Имантом Калныньшем, стала гимном города.




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Герцогство Курляндия


    • 1.2 Курляндская губерния в составе Российской империи


    • 1.3 Латвийская Республика


    • 1.4 Оборона Лиепаи 22 июня — 29 июня 1941 года (Потери и разрушения)




  • 2 Население


    • 2.1 Национальный состав




  • 3 География


    • 3.1 Районы города


    • 3.2 Климат




  • 4 Экономика


    • 4.1 Промышленность




  • 5 Транспорт


    • 5.1 Общественный транспорт


    • 5.2 Трассы через Лиепаю




  • 6 Связь


    • 6.1 Радио




  • 7 Туризм


  • 8 Культура


  • 9 Память, отражение в культуре и искусстве


  • 10 Архитектура


  • 11 Памятники и мемориалы


    • 11.1 Демонтированные памятники


    • 11.2 Известные здания


    • 11.3 Музеи


    • 11.4 Соборы, храмы, церкви


    • 11.5 Достопримечательности




  • 12 Физкультура и спорт


    • 12.1 Соревнования и турниры




  • 13 Образование и наука


  • 14 Бывшие бургомистры / мэры города


    • 14.1 Герцогство Курляндия


    • 14.2 Курляндская губерния / Российская Империя


    • 14.3 Латвийская Республика (1918—1940)


    • 14.4 Латвийская Советская Социалистическая Республика / Латвийская ССР


    • 14.5 Латвийская Республика (с 1990 года)




  • 15 Международные отношения


  • 16 Примечания


  • 17 Ссылки





История |


Первоначально на месте современного города было куршское рыбацкое селение под названием Лива (от названия реки, которое в свою очередь, произошло от куршского слова «лиив», означающего «песок»), первое упоминание о котором датируется 4 апреля 1253 года. Деревня Лива под властью Ливонского Ордена, признававшего над собой верховенство Тевтонского Ордена, известна с 1263 года. В 1418 город был разграблен и сожжён литовцами. В XV веке через Ливу проходил торговый путь из Амстердама в Москву, известный как «белая дорога к Лыва Портус». К 1520 году река Лива стала слишком мелкой для удобной навигации, и это негативно сказалось на развитии города.


В 1560 году ландмейстер Тевтонского Ордена Готхард Кетлер отдал в залог за 50 000 гульденов район Гробина (включая и Ливу) Альбрехту Гогенцоллерну, бывшему Великому магистру Тевтонского Ордена, перешедшему в протестантство и объявившему основные владения ордена Герцогством Пруссия, первым герцогом которого он объявил себя самого. В 1561 году ландмейстер Готхард последовал примеру гроссмейстера Альбрехта, и объявил Ливонский Орден своим владением Герцогством Курляндия. Однако Лива была возвращена Пруссией герцогу Курляндии лишь через полвека (1609). Во время Ливонской войны (1558—1583), Лива была разрушена шведами. В 1625 герцог Фридрих Кетлер Курляндский даровал Ливе права города, подтверждённые в 1626 его сюзереном королём Польши. Современное название Лиепая (Lеepaja) упоминается впервые в 1649 году Паулем Эйнхорном в его работе «История Летиции». Под властью герцога Якоба Кетлера (1642—1681), город достиг вершины своего процветания, став одним из главных портов Курляндии. Экспедиции, основавшие заморские колонии вышли в 1637 из портов Либавы и Виндавы. Герцог способствовал развитию металлообработки и судостроения. Торговые отношения развивались не только с соседними странами, но и с Великобританией, Францией, Нидерландами и Португалией. Вместо обмелевшей реки был проложен канал, соединивший город с морем, а также построен новый порт (1697—1703). В 1701 во время Северной войны Либава была занята войсками Карла XII Шведского, но окончание войны город увидел под властью Польши. В 1710 году от эпидемии чумы погибла треть населения города.



Герцогство Курляндия |




Герб города 1846 года


Средневековое название города (Liva Portas — «ливская гавань») свидетельствует о том, что в древности здесь жило прибалтийско-финское племя ливов. Поселение ливов на месте города, возможно, существовало до прибытия в 1198 году в Прибалтику рыцарей-меченосцев. В 1300 году рыцари Ливонского Ордена возвели здесь собор, в следующем году — соорудили укреплённый замок, а сам город обнесли каменной стеной. Как морская гавань поселение Портас Лива (Portas Liva) впервые упоминается в 1253 году[6]. В 1418 году Лива была сожжена литовским войском, причём погибло всё население. Спустя четыре года к восстановленному городу подошёл с войском король польский Владислав Ягайло, но, не взяв замка, отступил. В 1560 году герцог Курляндии Готхард Кетлер отдал Ливу в залог прусскому герцогу Альбрехту, но в 1609 году она была возвращена Курляндии. Городские права Лива получила 18 марта 1625 года (этот день отмечают как День города) от курляндского герцога Фридриха Кетлера. Во времена Курляндского герцогства город начал развиваться как торговый порт.


Был утверждён городской герб следующего вида: на серебряном фоне курляндский лев с раздвоенным хвостом опирается на липовое дерево своими передними лапами.



Курляндская губерния в составе Российской империи |


После вхождения Курляндии в состав Российской империи (1795) город именовался как Либава. С этого времени он развивался как крупный торговый порт и в 1831 получил права гавани первого класса. Город развивался и как курорт, одно из мест отдыха царской семьи и российского дворянства на берегу Балтийского моря. Была проложена Либаво-Роменская железная дорога, протяжённостью свыше 1000 км. Большим толчком к развитию города послужило строительство Либавской крепости и военного порта. На строительство крепости и города из государственной казны выделялись большие средства. Развивалась военная и гражданская промышленность, расширялась инфраструктура. Либава стала одним из технологических центров, здесь испытывались и создавались новые технологии. Старый город в его теперешнем виде в основном сложился в тот период. Численность населения города к 1914 году достигла 110 тысяч человек.


В конце XVIII века город состоял из двух частей: Старой и Новой Либавы. В Новой была сосредоточена фабрично-заводская промышленность: фабрики красочная, капсюльная, бумажных приводных ремней и канатов, табачная, 2 спичечные, 2 сельскохозяйственных машин, мебельная, заводы: 4 винокуренных, 5 искусственных минеральных вод, мыловаренный, 3 пивоваренных, маслобойный, железопрокатный (пудлингование), жестяной, 3 чугунолитейных, пробочный, пудренный, корабельных снастей, для производства линолеума, лесопильный, 4 паровых мукомольных мельницы, 4 типографии, 8 книжных лавок с библиотеками, 2 ежедневных немецких и еженедельная латышская газета; 5 гостиниц; отделения Государственного банка со сберегательной кассой, Московского международного торгового банка, Рижского и Московского коммерческих банков, агентство Минского коммерческого банка, Биржевой банк; 40 агентских контор, 20 комиссионных, 4 маклерские, нотариальная, 9 экспортных, 1 экспедиционная и комиссионная; 30 портовых складов.




Реклама курорта, 1893


1860 год — Великий князь Александр Александрович отдыхает в Либаве. 1869 — М. Ф. Паррот участвовал в приёме вновь построенной телеграфной линии Петербург — Либава. Кроме того, участвовал в экспедиции для прокладки телеграфного кабеля в Балтийском море для русско-датской телеграфной линии. 4 сентября 1871 пришёл первый поезд из Вильны, a в 1872 открылось железнодорожное сообщение с Ригой. 1876 год — открытие первой в России западно-восточной железнодорожной линии — Либаво-Роменской железной дороги. 1877 год — план расширения порта рассмотрело особое совещание под председательством министра путей сообщения адмирала Посьета, 28 февраля 1878 Общество Либаво-Роменской железной дороги взяло работы на себя. 1882 год — создано акционерное общество «Лиепайский Металлург» с основным капиталом 250 000 рублей, чтобы начать производство проволоки и гвоздей. 15 января 1890 года — император Александр III подписал указ о строительстве Либавской военно-морской крепости. Началась модернизация и расширение порта. 12 августа 1893 года состоялась церемония официальной закладки военного порта. Накануне в аванпорт вошли и стали на бочках корабли Балтийского флота, во главе с императорской яхтой «Полярная Звезда» и эскадренным броненосцем «Император Александр II». После смерти императора (20 октября 1894 года) военный порт получил название Порт Александра III (5 декабря 1894 г.).


На городской верфи ежегодно строили до 5 кораблей, преимущественно дальнего плавания (бриги, шхуны, пароходы). Опыт пребывания кораблей в порту показал, что предусмотренных сооружений недостаточно для нормального функционирования всех служб. Возникла мысль об изменении программы 1895 года — тем более, что после отправки большинства современных кораблей на Дальний Восток Балтийский флот оказался ослаблен.



Латвийская Республика |




Площадь Роз (латыш. Rožu laukums) до начала Второй мировой войны




Армейский Экономический Магазин. Фото 1940 года




Лиепая в годы немецкой оккупации. Армейский Экономический Магазин. Фото 1942 года


В 1919 году Лиепая шесть месяцев играла роль столицы Латвии.


В 1922 году открылась Лиепайская консерватория. В 1924 году открылся Лиепайский музей истории и искусства. В 1930 году основан Курляндский Авиаклуб.


Лиепайский латышский театр, работавший в городе с 1907 года стал в 1934 Театром оперы и драмы.


С началом Второй мировой войны в Лиепайский порт вошёл крейсер «Киров» в сопровождении двух эскадренных миноносцев (1939).


В 1940 году Латвия была включена в состав СССР. Было объявлено об образовании Латвийской ССР.



Оборона Лиепаи 22 июня — 29 июня 1941 года (Потери и разрушения) |



Количество жертв при обороне Лиепаи (Либавы) советскими войсками в Великой Отечественной войне неизвестно. По мнению советской стороны, потери противника в борьбе за Лиепаю составили до 10 тысяч человек убитыми и ранеными. С советской стороны погибла подавляющая часть оборонявших город бойцов и моряков. В ходе обороны города в Лиепае было полностью разрушено 117 зданий и частично разрушено ещё 450. Вдоль левого берега канала не осталось ни одного неповреждённого здания, в результате пожара сгорела гостиница «Олимпия». После окончания сражения за город морскими минами, выставленными в районе Лиепаи советским тральщиком Т-204 «Фугас», были уничтожены два немецких корабля:



  • 2 июля 1941 года — тральщик М-3134;

  • 10 июля 1941 года — охотник за подводными лодками UJ-113.



Население |


По состоянию на 1 января 2015 года по данным Центрального статистического управления численность населения города составила 71 125 жителей[1] или 78 787 человек по данным Регистра жителей (Управление по делам гражданства и миграции, МВД)[7].


Лиепая является третьим по величине городом Латвии, но численность её населения с 1991 года снижается. Наиболее заметное сокращение численности населения было связано с выводом советских войск и эмиграцией многих русских в Россию в 1991—2000 годы. Другие причины депопуляции — эмиграция в страны Западной Европы после вступления Латвии в ЕС в 2004 и снижение рождаемости.


По данным 2010 года латыши составляли 55,0 % населения города. Для сравнения, доля латышей во всей стране 59 %. Русское меньшинство составляет значительный процент населения города.















































Год 1638 1800 1840 1881 1897 1907[8]
1914 1921 1940 1950 1959[6]
1970 1975 1989 1995 2000 2007 2011 2015
Численность населения
1.0
4.5
11.0
29.6
64.5
81.0
94.0
51.6
52.9
64.2
71.0
92.9
100.0
114.5
100.3
89.1
85.3
76.7
71.1


Национальный состав |















































Национальный состав населения города на 2015 год[9]
Латыши (40 225)
  
56.56 %
Русские (21 091)
  
29.65 %
Украинцы (3 350)
  
4.71 %
Белорусы (2 327)
  
3.27 %
Литовцы (2 189)
  
3.08 %
Поляки (733)
  
1.03 %
Всего 71 125
  
100.00 %



Национальный состав города согласно переписям 1989 и 2011 годов[10][11][12][13][14]:

































































































































национальность чел.
(1989)
% чел.
(2011)
%
всего 114486 100,00 % 76731 100,00 %
латыши 44432 38,81 % 42363 55,21 %
в том числе латгальцы[15]
1168 1,52 %
русские 49316 43,08 % 23691 30,88 %
украинцы 8611 7,52 % 3616 4,71 %
белорусы 5668 4,95 % 2521 3,29 %
литовцы 2663 2,33 % 2238 2,92 %
поляки 1298 1,13 % 776 1,01 %
армяне 336 0,44 %
немцы 198 0,17 % 157 0,20 %
евреи 390 0,34 % 122 0,16 %
молдаване 102 0,13 %
татары 281 0,25 % 89 0,12 %
цыгане 30 0,03 % 86 0,11 %

ливы 6 0,01 %
другие 1599 1,40 % 628 0,82 %


География |


Лиепая расположена на побережье Балтийского моря на юго-западе Латвии и является самым западным городом в стране. Площадь города составляет около 6037 га.


Город находится между Балтийским морем и Лиепайским озером, жилые и промышленные районы располагаются также к северу от озера. Торговый канал (латыш. Tirdzniecības kanāls) соединяет озеро с морем, разделяя город на южную и северную части:



  • южная часть — Старый город (латыш. Vecliepāja) является историческим, административным и культурным центром;

  • северная часть — Новый город (латыш. Jaunliepāja) является промышленным районом и достигает Тосмарского канала (латыш. Tosmares kanāls). Тосмаре — это индустриальный микрорайон, который назван в честь Тосмарского озера (озеро Тосмарес), ограничивающего северную часть города с востока.

  • микрорайон Кароста (военный городок) является самым северным жилым районом города.



Районы города |








  • Вецлиепая (Старая Лиепая)


  • Яунлиепая (Новая Лиепая)


  • Эзеркрастс (Берег озера)


  • Кароста (Военный городок)


  • Лаумовский район (Чёртова деревня)





  • Залябирзе (Зелёная Роща)

  • Тосмаре

  • Шестая группа

  • Юго-западный




Климат |


Лиепая расположена в зоне с умеренным морским климатом. Главный фактор, оказывающий влияние на погоду — близость незамерзающего моря, вызывающая мягкую зиму и тёплое лето.






Средние температуры:



  • февраля −3,1 °C

  • июля +16,7 °C



Характерные направления ветров:




  • зимой: южный


  • летом: западный



Море прогревается только в начале августа, что определяет курортный сезон с августа по сентябрь (обычно жаркий или тёплый):







  • Абсолютный минимум температуры −33 °C

  • Абсолютный максимум температуры +37 °C (2014 г.)




  • Солнечных дней в году: 196

  • Средняя скорость ветра: 5,8 метров в секунду



  • Среднегодовая норма осадков (в основном дождя): 690 мм (снежный покров на протяжении зимы около 10—15 см, может стаять несколько раз) — до февраля бывала зеленеющая трава, а в марте морозы (март мало отличается от зимних месяцев).




































































































































Климат Лиепаи
Показатель
Янв.
Фев.
Март
Апр.
Май
Июнь
Июль
Авг.
Сен.
Окт.
Нояб.
Дек.
Год
Абсолютный максимум, °C
9,2
13,5
13,6
25,5
30,8
33,5
34,5
37,8
28,8
23,2
12,6
8,5
37,8
Средний максимум, °C
1,8
1,5
3,8
9,6
15,7
20,8
23,6
22,6
16,9
12,3
6,2
2,7
11,1
Средняя температура, °C
−3
−3
−0,2
4,6
10,3
14,3
16,7
16,4
12,9
8,5
3,7
−0,3
6,7
Средний минимум, °C
−5,7
−5,8
−3
1,6
6,4
10,7
13,2
13,1
9,8
5,9
1,4
−2,8
3,7
Абсолютный минимум, °C
−33,5
−28,7
−16,3
−2,8
0,4
4,3
8,5
7,6
1,4
−6,2
−10,5
−24,3
−33,5
Норма осадков, мм
46
31
36
35
40
46
74
80
78
74
83
67
690
Температура воды, °C
0,8
0,3
1,3
5,2
10,7
17,3
21,0
23,0
14,3
10,0
5,5
5,1
8,2


Экономика |


Экономика Лиепаи в значительной степени связана с работой порта, который принимает широкий спектр грузов. Самые крупные портовые компании в порту Лиепаи — LM, Ласкана, ASTRAMAR и Terrabalt.


Здесь производится нижнее бельё бренда Lauma, кофе «Liepaja», пиво Lāčplēsis и сахар Liepajas Cukurs (завод закрыт в 2009 году)[источник не указан 1914 дней].


В 1997 году была создана Лиепайская специальная экономическая зона сроком на 20 лет с целью привлечения инвестиций и развития экономики города. Предприятия зоны пользуются налоговыми льготами. По состоянию на 2007 год общие инвестиции на предприятиях СЭЗ оценивались в 88,97 миллиона латов (около 15 % инвестиций в Лиепае за 10 лет). Было создано более 1000 рабочих мест.


После вступления в Европейский Союз (2004) компании в Лиепае столкнулись с жёсткими европейскими правилами и конкуренцией, в результате часть предприятий были вынуждены остановить производство или были проданы ЕС. Так, в 2007 году НПЗ был закрыт; Livu alus и Lauma Бейкер были проданы европейским инвесторам.


В этих условиях правительство предоставляет налоговые льготы в целях привлечения иностранных инвестиций и облегчения экономического развития Лиепаи, но рост инвестиций остаётся медленным из-за нехватки квалифицированной рабочей силы.



Промышленность |



  • В 1874 году были основаны паровозно-ремонтные мастерские, которые потом стали предприятием по производству гидравлических цилиндров Лиепайсельмаш (с 1954), ныне (с 1994) частная компания Hidrolats[16]

  • В 1881 году была построена Газовая фабрика, которая была расширена в 1886 году и работала вплоть до её закрытия в октябре 1964 года. Ёмкости для хранения газа были снесены в 1993 году.[17] (латыш.) Сейчас обеспечение природным газом обеспечивает предприятие А/О Latvijas Gāze.

  • «Красный Металлург» (с 1899), ныне Liepājas Metalurgs (Лиепайский металлург) — с 2016 года не работает.

  • В 1933 году была построена Лиепайская сахарная фабрика[lv]. Во время Второй мировой войны её оборудование было вывезено, но после войны предприятие было восстановлено и действовало до 2009 года.





В 1945—1990 при советской власти в Лиепае было создано большое количество промышленных предприятий, в том числе:





  • Лиепайский машиностроительный завод — не работает

  • Судоремонтный завод «Тосмаре», позднее 29-й судоремонтный завод (СРЗ-29)

  • Лиепайская база Океанрыбфлота (ЛБОРФ) (с 1964) не работает

  • Рыболовецкий колхоз «Большевик» (с 1949), в настоящее время Курса

  • Колясочная фабрика «Лиепая», — не работает

  • Комбикормовый завод — не работает

  • Спичечная фабрика «Балтика» (с 1957) — не работает

  • Лиепайский 5-й завод железобетонных конструкций — не работает




  • Маслоэкстракционный завод — не работает

  • СУ-426 треста Балтморгидрострой, ныне BMGS — не работает

  • Галантерейный комбинат Лаума (с 1972), ныне «ООО „LAUMA FABRICS“»[18]

  • Мясной комбинат / Курземская крупнейшая мясная фабрика — не работает

  • ООО «Kolumbija Ltd», рыбообрабатывающее предприятие


  • Линолеумный завод — не работает

  • Обувная фабрика — не работает



После распада централизованной плановой экономики СССР, лишь небольшое число этих предприятий продолжают работать. Крупнейшее[источник не указан 1525 дней] функционирующее предприятие — текстильная компания «Лаума»[19], занимающаяся производством женского белья.


В конце XX — в начале XXI века в Лиепае были открыты:



  • Рекламно-сувенирная фабрика «Reklāmas suvenīru fabrika», SIA

  • крупнейшая ветровая электростанция в Латвии (33 ветровых турбины компании Enercon).

  • Компания «iCotton» — переработчик хлопка.

  • Производитель распределительных щитов «AE Partner».

  • Заводы по производству металлоконструкций «Jensen Metal» и «RK Metals».

  • Завод по производству стеклопакетов и металлоконструкций «Aile».

  • Завод по производству асфальтобетона «CTB».



Транспорт |


В городе расположены вокзал и автостанция, есть аэропорт (в данный момент обслуживает только чартерные рейсы, на середину 2013 года полёты не осуществлялись вообще, заключен договор аренды с «AirBaltic», видимо как запасной для Рижского аэропорта).


Существует только один пассажирский вокзал в Новом Городе, хотя в черте города наличествует разветвлённая сеть железнодорожных путей, включающая подъездные пути лиепайского порта и других предприятий. До 2009 года существовала железнодорожная линия Лиепая — Вентспилс.


Лиепайский порт состоит из трёх основных частей. Зимняя гавань расположена в торговом канале и служит стоянкой для небольших местных рыболовных судов, а также средних грузовых судов. К северу от торгового канала находится основной район порта, отделённый от открытого моря молом. Эта часть порта может принимать большие корабли и паромы. Далее к северу находится Тосмарская гавань (или Тосмарский канал), которая ранее была военной гаванью, но в настоящее время используется для ремонта судов и других коммерческих целей.




Пароход отправляется из Лиепайского порта в путь на Нью-Йорк


Большой порт Лиепаи является крупным перевалочным пунктом, здесь перегружаются нефтепродукты, металлы, лесные грузы, контейнеры, уголь, руда, химические грузы, металлолом. Грузооборот Большого порта Лиепайский порт по итогам первого полугодия 2011 года составил 34 млн тонн. Лиепайский порт открыт для захода судов круглый год. В Лаумовской части порта расположен Морской пассажирский терминал для приёма паромов.


Русское Восточно-Азиатское общество в Либаве (1899—1918) было основано в Санкт-Петербурге. Общество владело целой флотилией современных пароходов, которые регулярно курсировали на пассажирских линиях, возили грузы и морскую почту. После революции компания продала флот «Балтийско-Американской линии» (англ. «Baltic American Line») под управлением английской фирмы «Cunard Line». С 1900 общество открыло регулярное пассажирское сообщение на трансатлантической линии. Балтийско / Русско-Американская линия обслуживала маршруты:



  • 1906—1915 Либава — Роттердам — Нью-Йорк (иногда с заходом в Копенгаген и Галифакс (Новая Шотландия))

  • 1912—1914 Либава — Роттердам — Галифакс (Новая Шотландия) — Нью-Йорк (иногда с заходом в Копенгаген)


Аэропорт Лиепая — региональный международный аэропорт на западе Латвии, один из трёх международных аэропортов в стране. Он расположен за пределами города, к северу от озера Цимдыниеки, вблизи Лиепаи. Дважды в день, утром и вечером, отсюда летают рейсы Лиепая—Рига, которые осуществляет авиакомпания airBaltic. Это небольшие самолёты Fokker 50, имеющие 52 посадочных места. Более того, недавно было объявлено об увеличении количества таких полётов до трёх в день. Сюда ежедневно отправляются небольшие самолёты ATR, вмещающие до 50 пассажиров.


Летают из Лиепаи не только в Ригу — в июне прошлого года АirBaltic открыл новые маршруты Лиепая — Копенгаген и Лиепая — Гамбург. Кроме того, в ближайшем будущем авиакомпания собирается открыть новые рейсы в Хельсинки, Стокгольм, Москва, Санкт-Петербург и Минск. В случае, если количество полётов действительно будет увеличено, руководство аэропорта намерено возвести временный пассажирский терминал. Директор аэропорта Алдис Мурниекс предполагает, что первым из новых рейсов из Лиепаи может стать маршрут в Стокгольм.



Общественный транспорт |




Лиепайский трамвай основан в 1899 году.


Городской транспорт в городе представлен преимущественно автобусом и трамваем. С 2012 года существует 31 автобусный маршрут и одна двусторонняя 12,9-километровую трамвайная линия, проходящая через некоторые районы города с северо-востока на юго-запад.


Лиепайский трамвай, функционирующий с 1899 года, является старейшим электрическим трамваем в странах Балтии.


Лиепайский автобус, ведущий свою историю с 1926 года.


Модели городских автобусов:



  • Solaris Urbino 12 (43 машины) Выпускаются на маршруты: 1,1A,2,3,4,4A,6,6A,7,8,9,9A,10,10A,11,11A,12,12A,12B,904,912,912A,912B

  • Volvo 8700LE (8 машин) Выпускаются на маршруты: 1S,2,2S,4S,8,12,12A,12B

  • Mercedes-Benz Sprinter 513CDI (14 машин) Выпускаются на маршруты: 22,22S,23,25


На данный момент действуют 15 маршрутов:






1 = Улица Лауку — Улица Генерала Баложа
1А = Улица Генерала Баложа — Улица Мирдзы Кемпе
1S = Центральная Больница — 15 Средняя школа
2 = Улица Мирдзы Кемпе — Аэропорт Лиепая
2S = Улица Мирдзы Кемпе — 15 Средняя школа
3 = Улица Генерала Баложа — Улица Мирдзы Кемпе
4 = Бульвар Атмодас — Улица Мирдзы Кемпе
4А = Бульвар Атмодас — Петертиргус (Центральный Рынок)
4S = Центральная Больница — Площадь Роз Гостиница Лива
6 = Центральная Больница — Улица Мирдзы Кемпе
6А = Центральная Больница — Улица Капседес
7 = Бульвар Атмодас — Петертиргус (Центральный Рынок)
8 = Шкеде — Площадь Роз Гостиница Лива
9 = Центральная Больница — Улица Мирдзы Кемпе
9А = Улица Капседес — Улица Мирдзы Кемпе


10 = Мост Оскара Калпака — Улица Мирдзы Кемпе
10А = Мост Оскара Калпака — Южное Кладбище
11 = Мост Оскара Калпака — Улица Клайпедас
11А = Южное Кладбище — Мост Оскара Калпака
12 = Улица Генерала Баложа — Центральная Больница
12А = Улица Генерала Баложа — Граница Города
12B = Улица Генерала Баложа — Улица Капседес
22 = Бульвар Атмодас — Петертиргус (Центральный Рынок)
22S = Бульвар Атмодас — 15 Средняя школа
23 = Мост Оскара Калпака — Петертиргус (Центральный Рынок)
25 = Улица Клайпедас — Бульвар Атмодас
904 = А. С. Гробиня — Петертиргус (Центральный Рынок)
912 = Петертиргус (Центральный Рынок) — Гробиня
912А = Петертиргус (Центральный Рынок) — Ильги
912B = Петертиргус (Центральный Рынок) — Аэропорт Лиепая — Гробиня


Для снижения загруженности центра города транзитным транспортом реконструированы улицы Ганибу и Зирню.


Лиепайское маршрутное такси — представлено частными фирмами.



Трассы через Лиепаю |



Город является главным транспортным узлом между западом и востоком. Через Лиепаю проходят главные региональные автодороги — Рижское шоссе и Клайпедское шоссе. Две основные автомагистрали (A9 и A11) соединяют город и порт с остальной частью страны. A9 ведёт на северо-запад к Риге, а A11 идёт к югу от границы с Литвой к её единственному порту Клайпеде и к городу Паланга.






Главные автодороги:




  • A9 Лиепая — Рига (198,4 км)


  • A11 Лиепая — литовская граница (Руцава) (53,4 км)



Региональные автодороги:




  • P111 Лиепая — Вентспилс


  • P112 Лиепая — Кулдига




Связь |


Связь в Лиепае хорошо развита. Есть четыре телефонные станции Lattelecom и башня центрального телевидения, которая передаёт четыре национальных телевизионных канала, два местных телеканала — Дзинтаре ТВ и ТВ Курземе, а также 22 радиостанции. Город подключен к глобальной сети Интернет по трём оптическим линиям, принадлежащим Lattelecom, TeliaSonera International Carrier и Latvenergo, а также радиорелейной линии, принадлежащей LVRTC.
Имеются местные операторы кабельного телевидения с общим количеством около 15 000 абонентов и три местных провайдера. Город также имеет своё собственное общественное радио и общегородскую беспроводную систему видеонаблюдения. С 2010 года работают цифровое телевидение, мобильное телевидение и сети широкополосного беспроводного доступа. Все четыре латвийских оператора мобильной связи имеют стабильные зоны охвата (GSM 900/1800, UMTS 2100 CDMA450) и центры обслуживания клиентов в Лиепае. Город также имеет 14 почтовых отделений, а также службы DHL, UPS и DPD.



Радио |


В городе работает 23 радиостанции в диапазоне FM








  • EHR Русские Хиты 87,7 FM


  • Kurzemes Radio 88,4 FM


  • Radio Tev 88,9 FM


  • Star FM 91,0 FM


  • Retro FM 92,3 FM


  • SWH Plus 92,9 FM


  • 1.Biznesa Radio 93,5 FM


  • Capital FM 94,6 FM


  • EHR SuperHits 95,2 FM


  • SWH Rock 95,6 FM


  • EHR 96,1 FM


  • Radio Marija 97,1 FM





  • Skonto Kurzeme 97,5 FM


  • Latvijas Radio 4 97,9 FM


  • Latvijas Kristigais Radio 100,6 FM


  • Latvijas Radio 2 101,0 FM


  • Pieci.lv 102,1 FM


  • Latvijas Radio 3 104,6 FM


  • SWH 105,1 FM


  • Rietumu Radio 105,8 FM


  • Latvijas Radio 1 107,1 FM


  • TOP Radio 107,6 FM


  • Prosto Radio 108,0 FM




Туризм |


Побережье Лиепаи состоит из непрерывной линии песчаных пляжей и дюн, как и большая часть побережья Прибалтики. Уже во второй половине XIX века Либава являлась курортом, однако к началу XX века её значение уменьшилось. Если в 1871—84 годах число приезжавших на купанье составляло 1500—2000 человек, то к началу XX века оно едва достигало 500. В советское время в Лиепае был построен санаторий. В настоящее время пляжи Лиепаи используются не так активно, как в других местах (например, в Риге и Юрмале). Здесь отсутствует туристическая инфраструктура, необходимая для современного курорта.



Культура |


В Лиепае действует драматический театр, кинотеатр «Балле», кукольный театр в доме латышского общества.


В театрах Лиепаи проходят спектакли международного театрального фестиваля «Золотая маска». Ежегодно проводится музыкальный фестиваль «Лиепайское лето».


Лиепайский симфонический оркестр выступает круглогодично в помещениях Дома латышского общества и в концертном зале «Променад». В летний период симфонический оркестр устраивает концерты в помещениях лиепайских храмов.


В церкви Святой Троицы ежегодно проходит фестиваль органной музыки, солисты концертов фестиваля съезжаются со всей Латвии и из других стран, а также регулярно проходят органные концерты.


Музеи: городской музей, музей «Дом ремесленников», музей завода «Металлург», музей оккупации, музей еврейской общины, а также археологическая экспозиция постоялого двора с подземным ходом.


В районе Кароста действует музей гарнизонной гауптвахты — единственная в Европе, бывшая военная тюрьма открытая для туристов[20]. Здесь посетителям, кроме экскурсий, предлагается испытать на себе всё, что испытывали заключённые нескольких режимов правления и даже поучаствовать в игре «Бегство из СССР»[21]. В 2009 году, Каросту посетила международная команда охотников за привидениями Ghost Hunters International (англ.) и после проведения исследований они поместили её в мировой топ по «плотности заселённости привидениями». В 2011 году Кароста по версии телекомпании CNN вошла в десятку самых необычных мест планеты, при отборе среди туристических объектов 80-ти стран мира.


Работают художественные галереи «Променад» и в центре «Баата», художественная галерея при «Доме ремесленников».


Охраняются государством сохранившиеся средневековые здания, самые известные среди них — «Дом Карла XII», «Дом Петра I», складской комплекс амбаров XVI века на улице Яна.


В парке на спортивной арене проводятся ежегодные праздники песни, на городской летней эстраде «Пут-вейини» (латыш. Pūt vējiņi) устраиваются концерты. В парке в летний период работает Луна-парк, на набережной канала работает цирк-шапито.


Рок-певцы выступают на площадке «Рок-кафе»(«Рок-кафе» прекратило свою работу 12 января 2013 по причине экономической ситуации в городе и стране) рядом с аллеей звёзд, камерные концерты современной песни проходят в ресторане «Barons Bumbiers».



Память, отражение в культуре и искусстве |



  • в 1960 году был установлен памятник защитникам Лиепаи.

  • в 1977 году город Лиепая был награждён орденом Октябрьской революции[22]







  • х/ф «Армия трясогузки» (СССР, 1964)

  • д/ф «Огненный Город» (СССР, 1966)

  • х/ф «Тройная проверка» (СССР, 1969)

  • х/ф «Красная площадь» (СССР, 1970)

  • х/ф «Город под липами» (СССР, 1971)

  • х/ф «Хождение по мукам» (СССР, 1974)

  • х/ф «Стрелы Робин Гуда» (СССР, 1975)




  • х/ф «Солдат и слон» (СССР, 1977)

  • х/ф «Руки вверх» (СССР, 1981)

  • х/ф «Инспектор ГАИ» (СССР, 1982)

  • х/ф «Где-то плачет иволга» (СССР, 1982)

  • х/ф «Моонзунд» (СССР, 1987)

  • х/ф «Пышка» (СССР, 1989)

  • х/ф «Туфля» (Латвия, 1998)




Архитектура |


Лиепая богата различными стилями архитектуры: деревянными домами, дореволюционными зданиями эпохи Российской Империи, а также зданиями югендстиля. В ходе Великой Отечественной войны многие здания были разрушены, но после войны город был отстроен. Бо́льшая часть достопримечательностей Лиепаи находится в центре и северной части города, где улочки до сих пор выложены булыжником и где чувствуется средневековый возраст этого города.




Памятники и мемориалы |




Песочные часы из янтаря



  • Памятник морякам и рыбакам, погибшим в море — 1977

  • Памятник защитникам Лиепаи в 1941—1960

  • Памятник борцам за свободу в 1919 году

  • Памятник поэтессе М. Я. Кемпе — 1989

  • Памятник Эвальду Римбениексу — 2008

  • Мемориальная стена в Зелёной роще

  • Памятник генералу Н. А. Дедаеву

  • Статуя Гермеса

  • Янтарные часы


  • Аллея славы латвийских музыкантов 2006

  • Мемориал памяти убитых евреев

  • Мемориальная доска жертвам Русско-японской войны 1904—1905 гг.



Демонтированные памятники |




Памятник Ленину. 1970, бронза.
Архитектор — Карлис Плуксне,
скульптор — Альберт Терпиловский.



  • Памятник Иманту Судмалису — 1978 (частично демонтирован и перемещён)

  • Памятник В. И. Ленину — установлен 24 апреля 1970 года, демонтирован 23 августа 1991 года.

  • Памятник подполковнику Н. Г. Степаняну (перемещён в Калининград)

  • Памятник 11 морякам советской подводной лодки Л-3 (перемещён в Москву)

  • Памятник морякам-подводникам Балтийского флота (частично демонтирован)

  • Памятник 6-му пехотному Либавскому Принца Фридриха-Леопольда Прусского полку



Известные здания |



  • Площадь Роз (латыш. Rožu laukums)

  • Лебединый пруд («Лебединка»)

  • Отель «Либава» (латыш. Libava)

  • Улица Грауду 45 (Jugendstil)

  • Улица Грауду 42 «Кафе Боник»

  • Рынок Петра Великого — Центральный рынок

  • Лиепайский Театр

  • Здание Городского совета (бывший районный суд)

  • Ресторан «Старый Капитан»

  • Лиепайский университет

  • Первое в Латвии «Rock Café» (перестало работать 13 января 2013 года)



Музеи |



  • Лиепайский музей

  • Музей оккупации Лиепаи

  • Музей истории Лиепайского сообщества евреев

  • Музей «Лиепаяс Металлургс» (основан в 2007)

  • Музей «Тюрьма Военного городка/ Морская Губа»



Соборы, храмы, церкви |




  • Лютеранская церковь Святой Анны (Лиепая) 1587 — в этом старейшем храме находится третий по величине орган в Латвии и монументальный деревянный алтарь с 1697, Шедевр барокко.


  • Кафедральный собор Святой Троицы, Лиепая — построен в 1742 году. Собор с церковной башней высотой 55 м.(4 мануала, 131 регистр, более 7 тыс. труб), бывший до 1979 года крупнейшим органом мира с полностью механической игровой трактурой. Потерял этот статус после появления органа Сиднейского оперного театра, содержащего 5 мануалов, 125 регистров и около 10 тыс. труб.


  • Католический кафедральный собор Святого Язепа — он был построен в 1762 году, неороманская базилика с 1894 по 1900, крупнейший католический собор в Лиепае.


  • Церковь Троицы Живоначальной, православный храм (1866).


  • Свято-Никольский православный морской собор, православный собор построен в 1901—1903, в церемонии закладки храма участвовал российский император Николай II c семейством и придворными.


  • Либавская церковь Александра Невского, православный храм (1890).


  • Церковь Алексия, митрополита Московского, православный храм (1907).


  • Лиепайская синагога, построена в 1870 году, уничтожена в 1941 году немецко-фашистскими войсками.



Достопримечательности |




  • Дом Петра I — в 1697 году в этом здании, где в то время находилась гостиница мадам Хойер, останавливался российский император[23]


  • Николаевская купальня (ранее называлась Новое купальное заведение).


  • Либавская Николаевская гимназия — здание построено в конце XIX — начале XX веков находится по улице К. Валдемара 4. Сейчас это — Лиепайский технологический институт.


  • Лиепайский театр — старейший профессиональный латвийский драматический театр, основанный в 1907 году.


  • Лиепайский Северный мол — гидротехническое сооружение — очень важная составная часть всего комплекса лиепайской Морской крепости и Военного порта. Общая длина мола — 1800 метров, ширина — 7,35 метров.


  • Лиепайская водонапорная башня — построена в 1905 году. Она обеспечивала водой всю территорию Военного порта. До наших дней сохранились старые насосы времён строительства башни.


  • Дом Офицерского Морского Дворянского Собрания — строился по образцу Санкт-Петербургской архитектурной школы, является образцом русского югендстиля. Дом является уникальным зданием не только в Латвии, но и в европейском масштабе. Здание спроектировано, по образцу петербургских архитектурных загородных замков в форме подковы, для элиты флота — помещиков и придворной аристократии. Главный фасад дворца выходит на сторону моря, в южной части — большая терраса с колоннами и балконом.


  • Конный манеж — здание построено в 1903—1904 годах. До Первой мировой войны по воскресеньям в манеже проходила демонстрация выездки кавалерийских лошадей и конные соревнования всадников. В рабочие дни помещение использовали матросы для занятий физкультурой и гимнастикой. Хватало места для 4000 человек.


  • Станция почтовых голубей — была построена в 1896 году для содержания 450 почтовых голубей.


  • Мост Оскара Калпака — один из самых старых мостов из металлических конструкций Лиепаи и Латвии, технический памятник. Спроектирован по эскизу французского инженера Александра Гюстава Эйфеля.


  • Северные форты — часть Лиепайской (Либавской) крепости. Крепость была построена в конце XIX — начале XX века, чтобы защитить Лиепайскую военно-морскую базу в случае нападения вероятного противника.




Физкультура и спорт |


Лиепая является центром культуры и спорта, здесь проходят различные спортивные мероприятия: Международный Шахматный Турнир, Чемпионат Мира по ракетному моделированию, баскетбольный Чемпионат Līvu alus, один из этапов международного теннисного турнира Кубок Дэвиса, ежегодное июльское авторалли Курземе, Лиепайские Игры Викингов, которые организует Ассоциация Богатырей Латвии, международные соревнования по ориентированию (KĀPA) и «спортивные выходные», во время которых каждый лиепайчанин может принять участие в пляжном волейболе, футболе, стритболе, минигольфе, флорболе, велогонках и эстафетах.


В городе три стадиона (стадион Даугава, стадион «Даугава-2» и стадион Олимп с трибунами более 800 мест, Ледовый дворец, спортивный комплекс Тосмаре, 15 спортивных залов, Олимпийский комплекс, 4 бассейна, велотрек, теннисные корты, площадка для мини-гольфа, в каждом районе города есть спортивные площадки. На пляже организована площадка для виндсерфингистов. На тротуары нанесены велосипедные дорожки с разметкой и указателями, действует пункт проката велосипедов.


В городе действуют местные футбольные, баскетбольные, хоккейные и флорбольные команды, которые успешно выступают на национальном уровне в Латвийской Высшей Лиге, а мужские хоккейные и футбольные команды принимают также участие и в международных соревнованиях.


Профессиональные клубы:




  • Футбол: Металлург (футбольный клуб, Лиепая) — один из сильнейших клубов премьер-лиги чемпионата Латвии; «СК Металлургс-2» — выступает в Первом дивизионе.


  • Футбол: Варавиксне (футбольный клуб) — В 1997 году Илмарс Тиде собрал команду «Варавиксне» для участия в чемпионате Лиепаи по футболу. 14 декабря 1999 года была основана общественная организация «Спортивный футбольный клуб „Варавиксне“» под управлением Леонса Новадса.


  • Хоккей: Металлург (хоккейный клуб, Лиепая) — (латыш. HK Liepājas Metalurgs (Liepāja)), иногда в СМИ упоминается как «Металургс» Лиепая — хоккейный клуб из латвийского города Лиепая. Основан в 1997 году. Выступает в Белорусской экстралиге.


  • Баскетбол: Лиепаяс Лаувас / БК «Лиепая/Триобет» — Основан в 1992 г. Ранее команда называлась «Лиепаяс Металургс», «БК Балтика/Кайя», «БК Лиепая» и «Ливу алус/Лиепая», а с 2006 г. носит имя «Лиепаяс лаувас» («Лиепайские львы»). Высшим достижением команды является 2-е (1997 г.) и 3-е (2000 г.) места в чемпионате Латвии.


  • Баскетбол: Лиепаяс папирс — В топ тройке латвийско-эстонской женской баскетбольной лиги.


  • Волейбол: Вега-1 — в Латвийской Национальной волейбольной лиги Лиепаю представляет спортивный клуб «Вега-1».


  • Регби: "Викинги"/Гробиня — выступают чемпионате Латвии по регби. Клуб регби «Викинги» зарегистрирован в августе 2003 года. Целью и задачей клуба является: Организация досуга детей и подростков с привлечением их к регулярным занятиям физической культурой и спортом.


  • Флорбол: «Курши» — один из сильнейших клубов чемпионата Латвии среди мужчин, основан в 1997 году. ФК «Курши» выступают во Флорбольной Латвийской Высшей Лиге.



Соревнования и турниры |




  • Чемпионат мира Формула Лиепая 2012 по виндсерфингу в классе «Техно-293», в котором приняли участие 120 виндсерфингистов из 24 стран.


  • Чемпионаты Европы 2012 года по баскетболу среди мужчин в возрастных группах U-16 и U-18, европейское отделение «FIBA Europe» Международной федерации баскетбола. А также проходил Женский чемпионат Европы 2009. Женский Европейский турнир U-20 в 2010 году, а также чемпионат мира среди мужчин U-19 в 2011 году.


  • Кубок Гагарина — 15 июля 2012 года главный тренер московского «Динамо» Олег Знарок, его помощник Харий Витолиньш и тренер по физической подготовке Жданов Юрий Анатольевич привезли кубок Гагарина в Лиепаю. Главный трофей КХЛ был выставлен в ледовом холле «Лиепаяс металургс». Рядом с кубком сфотографировались 1200 участников и зрителей.


  • Второй этап чемпионата Европы по ралли-кроссу «Лиепая 2013» FIA European Rally Championship (WRC) «Лиепая 2013» прошёл с 1 по 3 февраля 2013 года.


  • Чемпионат Европы по Муай Тай среди любителей «Лиепая 2009», в котором участвовали 230 спортсменов из 30 стран. Общее число делегации составило 450 человек. Бои проходили в течение семи дней в Олимпийском центре.


  • Латвийская III олимпиада «Лиепая 2012» — 3-я олимпиада по летним видам спорта прошла с 6 по 8 июля 2012 года. В программу были включены 26 олимпийских видов спорта.


  • Латвийская Летняя молодёжная Олимпиада 2013 — Главный организатор олимпиады — город Вентспилс. Но, как на олимпиадах взрослых, соревнования молодёжи будут проводиться также в Лиепае. Представлены следующие виды спорта: борьба, фехтование, плаванье, художественная гимнастика, теннис, волейбол, пляжный волейбол, парусный спорт.


  • «Лиепайская рокада» — международный шахматный фестиваль, который ежегодно проводятся с 1994 года.



Образование и наука |


У Лиепаи есть широкий образовательный ресурс и давние традиции как немецкого, так и советского образования, но большинство хорошо образованных молодых людей покидают город из-за отсутствия высоких технологий и перспективных фирм и низкой заработной платы. В городе имеется 21 детский сад, 9 латышских школ и 4 русские школы, 1 вечерняя школа, 2 музыкальные школы и два интерната. Образование по интересам для детей и молодежи доступно в 8 муниципальных учреждениях: детско-юношеском центре, молодёжном центре, Центре юных техников, центре искусства «Vaduguns», Комплексной спортивной школе, Школе гимнастики, Спортивной школе тенниса, Спортивном легкоатлетическом клубе — школе «Даугава» а также футбольных, гандбольных и баскетбольных спортивных школах. Высшее и профессиональное образование в Лиепае:







  • Лиепайский университет

  • Лиепайский технический университет


  • Балтийская международная академия Лиепайский филиал


  • Школа бизнеса Turība Лиепайский филиал


  • Рижская академия деятельности Лиепайский филиал




  • Лиепайская школа прикладного искусства

  • Лиепайский морской колледж

  • Лиепайский медицинский колледж

  • Лиепайский 48-й колледж

  • Лиепайский 31-й колледж



Лиепайская Центральная библиотека имеет 6 филиалов а также филиал аудио библиотеки. Литературный фонд состоит из около 460 000 копий, а также имеется онлайн-каталог. Среднегодовое количество посетителей — 25000.



  • Процент постоянного населения с начальным образованием (2001) — 14 %

  • Процент постоянного населения со средним образованием (2001) — 40 %

  • Процент постоянного населения с высшим образованием (2001) — 9 %



Бывшие бургомистры / мэры города |







Монако Герцогство Курляндия |



  • Иоханн Рупрехт (нем. Johann Ruprecht)(с 1631—1638) — первый бургомистр города



Россия Курляндская губерния / Российская Империя |




  • Карл Готлиб Сигизмунд Улих (1878—1880) — первый всенародно избранный мэр города


  • Адольф фон Багехуфилд (1882—1886)


  • Герман Адолф (1886—1902)


  • Кристиан Цинк (1902—1906) и (1908—1910)


  • Вильям Дрейерсдорф (1906—1908)


  • Альберт Волгемут (1910—1914)


  • Теодорс Брейкшс (1914—1915)


  • Андрейс Берзиньш (1918—1919)








Латвия Латвийская Республика (1918—1940) |




  • Ансис Бушевичс (19.01.1919-17.02.1921)


  • Екабс Цинцелис (02.1921-08.1921)


  • Янис Бауманис (29.08.1921-27.02.1922)


  • Эвалдс Римбениекс (1922—1928) и (1934—1940)


  • Лео Лапа (1928—1934)




Латвийская Советская Социалистическая Республика Латвийская Советская Социалистическая Республика / Латвийская ССР |




  • Бильевичс (1940—1941)


  • Микелис Бука (1941) Первый Секретарь


  • Матисс Еджиньс (10.05.1945-05.10.1945)


  • Радионс Ансонс (05.10.1945-21 Апрель 1950)


  • Петерис Езериньш (27.12.1950-18 Июнь 1953)


  • Волдемарс Лейиньш (1953—1956)

  • Юрий Рубин (1960—1963)


  • Ж. Ревениекс (1963—1966)


  • Карлис Страутиньш (09.11.1965-09.1.1971)


  • Янис Вагрис (1967—1973)


  • Эгилс Озолс (19.03.1971-29 June 1977)

  • Янис Лиепиньш (29.06.1977-07.03.1985)


  • Альфредс Дрозда (1985—1990)




Латвия Латвийская Республика (с 1990 года) |




  • Имантс Висминс (1990—1994)


  • Теодорс Ениньш (1994—1997)


  • Улдис Сескс (1997-до сегодняшнего дня)



Международные отношения |





  • Соединённые Штаты Америки Белвью (Вашингтон), США (1992)


  • Великобритания Саутгемптон, Великобритания


  • Ирландия Корк, Ирландия


  • Финляндия Турку, Финляндия


  • Дания Нюкёбинг Фальстер, Дания (1993)


  • Дания Ольборг, Дания


  • Норвегия Рогаланд, Норвегия (1999)


  • Норвегия Берген, район Årstad, Норвегия (2001)


  • Швеция Карлсхамн, Швеция (1997)


  • Швеция Кальмар, Швеция


  • Швеция Берлин, Швеция


  • Швеция Нюнесхамн, Швеция (1990)


  • Швеция Хельсингборг, Швеция (2005)


  • Литва Паланга, Литва (2001)


  • Литва Клайпеда, Литва (1997)


  • Польша Гдыня, Польша (1999)


  • Польша Эльблонг, Польша (1991)


  • Белоруссия Гомель, Белоруссия (1999)


  • Италия Форли, Италия


  • Италия Кальяри, Италия


  • Франция Шербур, Франция


  • Нидерланды Ассен, Нидерланды


  • Нидерланды Гронинген, Нидерланды


  • Нидерланды Зволле, (Нидерланды)


  • Германия Дармштадт, Германия (1993)


  • Германия Берлин, Германия


  • Германия Киль, Германия


  • Германия Росток, Германия


  • Германия Бремерхафен, Германия


  • Германия Гамбург, Германия




Примечания |





  1. 12 Численность постоянного населения по полу: города республиканского значения, края, города и волости в начале и в середине года // Iedzīvotāji — Datubāze (Население. База данных) Архивная копия от 17 ноября 2015 на Wayback Machine Centrālā statistikas pārvalde (Центральное статистическое бюро Латвии) (латыш.)


  2. Книга почтовых индексов Латвии (латыш.)


  3. Классификатор административных территорий и территориальных единиц Латвии


  4. 12 Суперанская А. В. Словарь географических названий. — М., 2013.


  5. Ряд словарей указывает ударение на 2 слог — Лие́пая


  6. 12 Лиепая — статья из Большой советской энциклопедии


  7. Численность жителей Латвии в самоуправлениях. Дата — 01.01.2015 (латыш.)


  8. Либава // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  9. Ethnic composition: 2015 estimation Архивировано 8 декабря 2015 года.


  10. Ethnic composition: 1989 census


  11. Сайт Центрального статистического управления


  12. Постоянное население по статистическим регионам, городам республиканского подчинения и краям по национальности на 1 марта 2011 года (латыш.). Центральное статистическое управление. Проверено 23 ноября 2015. Англоязычная версия (Проверено 23 ноября 2015)


  13. T 2.1 Постоянное население статистических регионов, городов и краёв Латвии по национальности по состоянию на 1 марта 2011 года (TSG11-061) Архивная копия от 11 сентября 2017 на Wayback Machine (Gatavas 2011.gada tautas skaitīšanas rezultātu tabulas) // Перепись населения Латвии 2011 года — База данных Архивная копия от 20 августа 2017 на Wayback Machine (2011.gada tautas skaitīšana — Datubāze)


  14. T 2.3 Постоянное население статистических регионов, городов и краёв Латвии по повседневному использованию латгальского языка по состоянию на 1 марта 2011 года (TSG11-08) Архивная копия от 11 сентября 2017 на Wayback Machine (Gatavas 2011.gada tautas skaitīšanas rezultātu tabulas) // Перепись населения Латвии 2011 года — База данных Архивная копия от 20 августа 2017 на Wayback Machine (2011.gada tautas skaitīšana — Datubāze)


  15. по числу постоянно использующих в повседневной жизни латгальский язык (перепись 2011 года)


  16. История предприятия Hidrolats.


  17. Взгляд в историю газовой промышленности в Латвии (недоступная ссылка)


  18. История развития предприятия Lauma Fabrics


  19. «Лаума»


  20. Экскурсии по гарнизонной тюрьме


  21. Музей Кароста. Добро пожаловать в тюрьму!


  22. Лиепая // Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 710.


  23. Дом Петра I




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Официальный сайт города Лиепая


  • Libawa/ Słownik geograficzny Królestwa Polskiego. T. V: Kutowa Wola — Malczyce. Warszawa 1884.










Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz