Чтение
Чте́ние — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Одно из средств усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Представляет собой сложное взаимодействие между текстом и читателем, формируемое на основе предварительных знаний, опыта и отношения читателя с языковой общностью, обусловленное культурно и социально. Кроме того, чтение требует творческого подхода и критического анализа. Каких-либо законов в чтении нет, читателя в чтении ничего не ограничивает. Это помогает исследовать тексты во время интерпретации[1]. Читатели используют различные стратегии чтения, выбираемые из соображений удобства. В некоторых случаях в книгах используются сноски, объясняющие значения незнакомых слов.
Также чтение — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.
Содержание
1 Цитата
2 Виды чтения
2.1 На родном языке и на иностранном
2.2 Просмотровое и изучающее
2.3 Художественное чтение
3 Обучение чтению
4 Изучение физиологии чтения в когнитивной психологии
5 Чтение с экрана монитора и других устройств
6 См. также
7 Примечания
8 Ссылки
9 Литература
Цитата |
Цитата из «The World Book Encyclopedia»:
«Чтение… заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. […] Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они сами живут более насыщенной жизнью».
Опубликованное в 2011 году в Ежегодном психологическом обозревателе исследование, основанное на результатах МРТ участников, показало, что, когда люди что-то читают, у них происходит стимуляция в тех же неврологических зонах, как если бы они проходили через прочитанное сами[2].
Виды чтения |
На родном языке и на иностранном |
Чтение на иностранном языке значительно труднее чтения на родном языке; определяется степенью владения иностранным языком и целями обучения.
Просмотровое и изучающее |
Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста.
Художественное чтение |
Художественное чтение — публичное исполнение литературных произведений, жанр эстрадного искусства.
Обучение чтению |
Помимо традиционных, «школьных» методик обучения чтению, во второй половине XX века появились и новые методики, обычно направленные на «раннее» обучение чтению, такие как метод Домана.
Изучение физиологии чтения в когнитивной психологии |
Изучение процессов чтения, включая движение глаз при чтении[en] являются одним из предметов изучения в когнитивной психологии. Консенсус когнитивных психологов в основном формируется вокруг модели E-Z Reader, хотя существуют и альтернативные теории, такие как SWIFT и EMMA.
Чтение с экрана монитора и других устройств |
Чтение с экрана монитора — это иной тип чтения людьми, отличающийся от принципа чтения книг и другой печатной информации. Разница — в движении глаз и восприятии текста.
Исследование проведено Якобом Нильсеном[3] (результаты опубликованы в 2006 году), которого часто называют самым знаменитым гуру дизайна и юзабилити в сети. В исследовании приняли участие 232 человека.
Результаты показали, что у большинства испытуемых движение взгляда по странице монитора напоминает по форме букву F: сначала горизонтально (верхняя перекладина), чуть вниз, далее снова горизонтально (короткая перекладина буквы), и вниз по странице. F for fast. F — для скорости[4][5].
Другие обнаруженные варианты чтения с монитора — движение по форме буквы E и буквы L.
Это исследование — ключевое для понимания того, как следует располагать текст на странице сайта, чтобы он гарантированно был прочитан пользователем. Имеет отношение к веб-дизайну. Основные мысли текста следует располагать так, чтобы они попадали в зоны наиболее часто просматриваемых частей страницы. Подспорье для дизайнеров и верстальщиков.
При этом не имеет значения, какая именно страница перед человеком и какая именно на ней информация (описание товара, выдача в поисковике, или что-то ещё): принципы слежения глаз по монитору при чтении с экрана остаются неизменными.
Таким образом, с экранов (компьютеров, планшетов) человек текст не читает, как по книге, а сканирует глазами.
Самое главное на странице должно располагаться в левом верхнем углу. Желательно использовать выделения заголовками.
Ключевые данные на странице следует располагать вверху (как вершину пирамиды), далее — менее важная информация, а в конце — широкий спектр сведений, которые прочитают уже только те, кто заинтересовался темой страницы.
Готовую страницу интернет-сайта всегда нужно рассматривать на предмет юзабилити — насколько легко на ней найти ключевые моменты.
См. также |
- Художественное чтение
- Библиопсихология
- Библиотерапия
- Скорочтение
- Чтение законопроекта
- Общественный книжный шкаф
- Глобальное чтение
Примечания |
↑ De Certeau, Michel. «Reading as Poaching.» The Practice of Everyday Life. Trans. Steven F. Rendall. Berkeley: University of California Press, 1984. 165—176.
↑ Может ли чтение сделать нас счастливее?
↑ Исследование Якоба Нильсена (неопр.).
↑ Принципы чтения с экрана монитора (неопр.).
↑ О данном исследовании есть упоминание в книге на русском языке (переводное издание): Content is Currency. Developing Powerful Content for Web and Mobile. Nicholas Brealey Publishing, 2011. Издание в России: Джон Вюббен. Контент — это валюта. Манн, Иванов и Фербер, Москва, 2014. ISBN 978-5-00057-077-7
Ссылки |
На Викискладе есть медиафайлы по теме Чтение
Литература |
Окунева И. Феномен «чтения» у Пруста и Беньямина // Опыт и чувственное в культуре современности. Философско-антропологические аспекты. М., 2004. С. 70-93.
Рейтблат А. Чтение вслух как культурная традиция // Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.: НЛО, 2001. С. 30-35.
Рубакин Н. А. Книга и читатель. М., 1928.- Селиверстова Н. А. Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 156—157.