Чтение





The Magdalen Reading - Rogier van der Weyden.jpg



Kuniyoshi Utagawa, Woman reading.jpg




Скульптурная композиция «Читающие девушки», г. Курган, ул. Ленина, 5. Скульптор Анатолий Иванович Козырев


Чте́ние — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Одно из средств усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Представляет собой сложное взаимодействие между текстом и читателем, формируемое на основе предварительных знаний, опыта и отношения читателя с языковой общностью, обусловленное культурно и социально. Кроме того, чтение требует творческого подхода и критического анализа. Каких-либо законов в чтении нет, читателя в чтении ничего не ограничивает. Это помогает исследовать тексты во время интерпретации[1]. Читатели используют различные стратегии чтения, выбираемые из соображений удобства. В некоторых случаях в книгах используются сноски, объясняющие значения незнакомых слов.


Также чтение — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.




Содержание






  • 1 Цитата


  • 2 Виды чтения


    • 2.1 На родном языке и на иностранном


    • 2.2 Просмотровое и изучающее


    • 2.3 Художественное чтение




  • 3 Обучение чтению


  • 4 Изучение физиологии чтения в когнитивной психологии


  • 5 Чтение с экрана монитора и других устройств


  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Ссылки


  • 9 Литература





Цитата |


Цитата из «The World Book Encyclopedia»:


«Чтение… заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. […] Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они сами живут более насыщенной жизнью».


Опубликованное в 2011 году в Ежегодном психологическом обозревателе исследование, основанное на результатах МРТ участников, показало, что, когда люди что-то читают, у них происходит стимуляция в тех же неврологических зонах, как если бы они проходили через прочитанное сами[2].



Виды чтения |



На родном языке и на иностранном |


Чтение на иностранном языке значительно труднее чтения на родном языке; определяется степенью владения иностранным языком и целями обучения.



Просмотровое и изучающее |



Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста.



Художественное чтение |



Художественное чтение — публичное исполнение литературных произведений, жанр эстрадного искусства.



Обучение чтению |


Помимо традиционных, «школьных» методик обучения чтению, во второй половине XX века появились и новые методики, обычно направленные на «раннее» обучение чтению, такие как метод Домана.





Изучение физиологии чтения в когнитивной психологии |


Изучение процессов чтения, включая движение глаз при чтении[en] являются одним из предметов изучения в когнитивной психологии. Консенсус когнитивных психологов в основном формируется вокруг модели E-Z Reader, хотя существуют и альтернативные теории, такие как SWIFT и EMMA.



Чтение с экрана монитора и других устройств |


Чтение с экрана монитора — это иной тип чтения людьми, отличающийся от принципа чтения книг и другой печатной информации. Разница — в движении глаз и восприятии текста.


Исследование проведено Якобом Нильсеном[3] (результаты опубликованы в 2006 году), которого часто называют самым знаменитым гуру дизайна и юзабилити в сети. В исследовании приняли участие 232 человека.
Результаты показали, что у большинства испытуемых движение взгляда по странице монитора напоминает по форме букву F: сначала горизонтально (верхняя перекладина), чуть вниз, далее снова горизонтально (короткая перекладина буквы), и вниз по странице. F for fast. F — для скорости[4][5].


Другие обнаруженные варианты чтения с монитора — движение по форме буквы E и буквы L.


Это исследование — ключевое для понимания того, как следует располагать текст на странице сайта, чтобы он гарантированно был прочитан пользователем. Имеет отношение к веб-дизайну. Основные мысли текста следует располагать так, чтобы они попадали в зоны наиболее часто просматриваемых частей страницы. Подспорье для дизайнеров и верстальщиков.


При этом не имеет значения, какая именно страница перед человеком и какая именно на ней информация (описание товара, выдача в поисковике, или что-то ещё): принципы слежения глаз по монитору при чтении с экрана остаются неизменными.


Таким образом, с экранов (компьютеров, планшетов) человек текст не читает, как по книге, а сканирует глазами.


Самое главное на странице должно располагаться в левом верхнем углу. Желательно использовать выделения заголовками.


Ключевые данные на странице следует располагать вверху (как вершину пирамиды), далее — менее важная информация, а в конце — широкий спектр сведений, которые прочитают уже только те, кто заинтересовался темой страницы.


Готовую страницу интернет-сайта всегда нужно рассматривать на предмет юзабилити — насколько легко на ней найти ключевые моменты.





См. также |



  • Художественное чтение

  • Библиопсихология

  • Библиотерапия

  • Скорочтение

  • Чтение законопроекта

  • Общественный книжный шкаф

  • Глобальное чтение



Примечания |





  1. De Certeau, Michel. «Reading as Poaching.» The Practice of Everyday Life. Trans. Steven F. Rendall. Berkeley: University of California Press, 1984. 165—176.


  2. Может ли чтение сделать нас счастливее?


  3. Исследование Якоба Нильсена (неопр.).


  4. Принципы чтения с экрана монитора (неопр.).


  5. О данном исследовании есть упоминание в книге на русском языке (переводное издание): Content is Currency. Developing Powerful Content for Web and Mobile. Nicholas Brealey Publishing, 2011. Издание в России: Джон Вюббен. Контент — это валюта. Манн, Иванов и Фербер, Москва, 2014. ISBN 978-5-00057-077-7




Ссылки |






  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Чтение



Wikiquote-logo.svg
В Викицитатнике есть страница по теме
Чтение


Литература |




  • Окунева И. Феномен «чтения» у Пруста и Беньямина // Опыт и чувственное в культуре современности. Философско-антропологические аспекты. М., 2004. С. 70-93.


  • Рейтблат А. Чтение вслух как культурная традиция // Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.: НЛО, 2001. С. 30-35.


  • Рубакин Н. А. Книга и читатель. М., 1928.

  • Селиверстова Н. А. Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 156—157.




Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz