Кир Булычёв










































































Кир Булычёв
Kir Bulychev 1997.jpg
Игорь Можейко (Кир Булычёв) в 1997 году
Имя при рождении
Игорь Всеволодович Можейко
Псевдонимы
Игорь Всеволодович Всеволодов,
Николай Ложкин,
Маун Сейн Джи,
Лев Христофорович Минц,
Кирилл Булычёв[1][2],
Кир Булычёв

Дата рождения
18 октября 1934(1934-10-18)[3][4]
Место рождения
  • Москва, СССР

Дата смерти
5 сентября 2003(2003-09-05)[3][4](68 лет)
Место смерти
  • Москва, Россия

Гражданство (подданство)

  • Flag of the Soviet Union.svg СССР

  • Flag of Russia.svg Россия


Род деятельности
прозаик, драматург, историк, востоковед, литературовед, фантаст, фалерист
Годы творчества
1960—2003
Направление
востоковедение, литературоведение
Жанр
проза, повесть, фантастика
Язык произведений
русский
Дебют
«Маунг Джо будет жить»
Премии
«АБС-премия», «Аэлита»,
Государственная премия СССР — 1982
Награды


Orden for Service IV.png




rusf.ru/kb/
Commons-logo.svg Файлы на Викискладе

Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике

Кир Булычёв (настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко; 18 октября 1934, Москва — 5 сентября 2003, там же) — русский советский писатель-фантаст, драматург, сценарист и литературовед. Историк и востоковед, фалерист. Доктор исторических наук. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.


Кир Булычёв — один из самых популярных советских фантастов. Его самое известное произведение — цикл детских книг о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, оказавший большое влияние на российскую популярную культуру. Однако он написал и множество фантастики для взрослых, научных трудов и стихов[5]. Книги Булычёва были экранизированы более двадцати раз — больше, чем у любого другого российского фантаста[6][7].




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Творчество


    • 2.1 Фантастика


      • 2.1.1 Приключения Алисы


      • 2.1.2 Великий Гусляр


      • 2.1.3 Доктор Павлыш


      • 2.1.4 Андрей Брюс


      • 2.1.5 Интергалактическая полиция


      • 2.1.6 Институт экспертизы


      • 2.1.7 Театр теней


      • 2.1.8 Река Хронос


      • 2.1.9 Верёвкин


      • 2.1.10 Лигон


      • 2.1.11 Внецикловые повести и романы


      • 2.1.12 Внецикловые рассказы




    • 2.2 Драматургия


    • 2.3 Другое




  • 3 Экранизации


  • 4 Премии и награды


  • 5 Мемориальная премия им. Кира Булычёва


  • 6 Другие псевдонимы


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





Биография |


Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года в Москве, в семье Всеволода Николаевича Можейко (1908—1977) и Марии Михайловны Булычёвой (1905—1986).


Отец, Всеволод Николаевич Можейко, выходец из белорусско-литовских шляхтичей Можейко герба Трубы, в 15 лет формально ушёл из дома, скрыв своё дворянское происхождение и устроившись учеником на завод. В 1922 году, в возрасте 17 лет, он прибыл в Петроград. Работал там слесарем, а по окончании рабфака поступил на юридический факультет университета, параллельно работая в профсоюзе. Инспектируя однажды карандашную фабрику Хаммера, он познакомился там с работницей Марией Михайловной Булычёвой, с которой вступил в брак в 1925 году[8].


Мать была дочерью офицера, полковника Михаила Булычёва, преподавателя фехтования Первого Кадетского корпуса, и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц. После революции она освоила рабочую специальность, а затем окончила автодорожный институт. В 1930-е годы служила комендантом Шлиссельбургской крепости, а во время войны работала начальником авиадесантной школы в г. Чистополь.


В 1939 году отец оставил семью, и мать повторно вышла замуж за крупного учёного в области фотографической технологии, доктора химических наук Якова Исааковича Бокиника, уроженца Одессы, автора монографий «Курс общей фотографии» (с соавторами, 1936), «Оптическая сенсибилизация фотографических слоёв» (1937), «Цветная фотография» (1939), «Инструкция для получения цветных изображений по способу „хромоцвет“» (1940), «Теория и практика цветной фотографии» (1941).[9] Я. И. Бокиник работал научным сотрудником в лаборатории А. И. Рабиновича в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ), где занимался разработкой адсорбционной теории фотографического проявления, исследованием влияния адсорбции на сенсибилизирующее действие красителей и восприимчивости эмульсий к оптической сенсибилизации.[10][11][12] В новой семье родилась младшая сестра будущего фантаста Наталья. Отчим погиб на фронте в последние дни Великой Отечественной войны, 7 мая 1945 года в Курляндии.


После окончания школы Игорь по комсомольской разнарядке поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, в 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI—XIII века)», в 1981 году — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.




В сборнике научной фантастики 1972 г. псевдоним написан ещё с точкой


Первый рассказ, «Маунг Джо будет жить», опубликован в 1961 году. Фантастику начал писать в 1965 году, фантастические произведения издавал исключительно под псевдонимом. Первое фантастическое произведение — рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим именем Булычёв впоследствии пользовался ещё несколько раз, но большинство фантастических произведений публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» — псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо — «Кир.» (см. илл.), а потом была «сокращена» и точка, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен[13].


Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений — сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.


Экранизировано более двадцати произведений, в частности, по повести «Сто лет тому вперёд» (1977) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего» — один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х. В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». При вручении Государственной премии и был раскрыт псевдоним, впрочем, ожидаемое увольнение не состоялось[13].


Кир Булычёв был членом Творческих Советов журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если». Журнал «Если» был даже спасён Булычёвым в середине 90-х, когда оказался под угрозой финансового краха.


Лауреат премии в области фантастики «Аэлита» (1997). Кавалер «Ордена рыцарей фантастики» (2002).


Жена — Кира Алексеевна Сошинская — писательница-фантастка, художница, иллюстратор его книг, переводчица, архитектор по образованию[14][15][16]; дочь — Алиса Лютомская (Можейко; род. 1960) — архитектор, в её честь названа Алиса Селезнёва; внук Тимофей — студент МАрхИ[17], вся семья занимается дайвингом[18].


Умер 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет, в Москве, в НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского после тяжёлого и продолжительного онкологического заболевания. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.


В 2004 году Кир Булычёв посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи».



Творчество |




Фантастика |


В своих произведениях Кир Булычёв охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.


Издательство «Эксмо» выпустило практически полное собрание сочинений Кира Булычёва в 18 томах (2005—2007) в серии «Отцы-основатели: Русское пространство»[19].


Некоторые произведения были впервые опубликованы посмертно. Несколько рассказов было обнаружено в архивах писателя и было издано в 2008—2012: «Орёл», «Петух кричит с опозданием», «Гибель поэта», «Выстрел Купидона» в книге «Глубокоуважаемый микроб» (2008) в серии «Лучшие книги за XX лет» издательства «Текст»[20], «Пленники долга» из цикла о докторе Павлыше в журнале «Если» (№ 5, май 2009)[21], «Шестьдесят лет спустя» в «Новой газете» (№ 106 от 24 сентября 2010)[22], и «Жёлтое привидение» в последнем томе трёхтомного сборника «Великий Гусляр» (2012) издательства «Время»[23]. Эти и другие малоизвестные и редкие произведения, не вошедшие в 18-томное издание издательства «Эксмо», будут изданы ограниченным тиражом в двухтомнике из серии «Для узкого круга» (2015−16).[24]



Приключения Алисы |


Пожалуй, это наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла — школьница (в первых рассказах — ещё дошкольница) конца XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1960 году. Первыми произведениями цикла стали рассказы, составившие сборник «Девочка, с которой ничего не случится». Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени, а также в Легендарной эпохе — пространственно-временном участке Вселенной, где существуют сказочные персонажи, волшебство и т. п. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах. В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем — Игорь). Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники — одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.


Цикл книг об Алисе одновременно и самый популярный, и самый неоднозначный. Критики не раз отмечали, что ранние рассказы и повести об Алисе были гораздо сильнее, чем последующие. В поздних книгах появляется налёт «сериальности», встречаются повторения сюжетных ходов, нет лёгкости. Это и понятно: невозможно почти сорок лет на одинаково высоком уровне постоянно писать об одних и тех же героях. Сам Булычёв в интервью не раз говорил, что ему не хочется больше писать про Алису. Но персонаж оказался сильнее автора: Алиса Селезнёва стала таким же «вечным героем», как Шерлок Холмс Конан Дойля, и Кир Булычёв периодически снова возвращался к ней. Последняя повесть об Алисе — «Алиса и Алисия», была закончена автором в 2003 году, незадолго до смерти.



Великий Гусляр |



Цикл о вымышленном городе Великий Гусляр (прототипом которого послужил Великий Устюг Вологодской области). В Гусляр наведываются инопланетяне, там множество странных жителей, там происходят необычайные события. И там же живут обычные нормальные люди, которым, из-за особенностей окружения, время от времени приходится решать совершенно неожиданные проблемы и даже в самых странных обстоятельствах оставаться прежде всего людьми. Произведения цикла написаны очень легко и с юмором, их приятно и неутомительно читать, при том, что в них нередко затрагиваются вполне серьёзные вопросы и проблемы. Гуслярский цикл содержит около семидесяти произведений, в нём семь повестей (некоторые из них в разное время издавались под разными названиями), остальное — рассказы. Первый рассказ — «Связи личного характера» — появился из дорожного знака «Ремонтные работы», на котором, как показалось автору, у рабочего было три ноги. Рассказ был написан специально для болгарского журнала. Произведения цикла создавались в течение почти тридцати пяти лет, начиная с 1967 года. Цикл рождался стихийно, оттого в ранних рассказах появляются герои-однодневки или герои, которые уезжают из города навсегда, но в следующих рассказах вдруг снова появляются. На карте вымышленного города постепенно появлялись новые объекты, и в середине 90-х годов в журнале «Уральский следопыт» появилась карта города Великий Гусляр. Постепенно цикл рос, сейчас его повести и рассказы делят на восемь частей: «Чудеса в Гусляре», «Пришельцы в Гусляре», «Возвращение в Гусляр», «Гусляр-2000», «Господа гуслярцы», «Гусляр навеки», «Письма Ложкина» и «Рассказы из архива Кира Булычёва». Некоторые рассказы цикла в изданные сборники «Гуслярских хроник» не входят. В 1984 году на киностудии Мосфильм по повести «Марсианское зелье» был снят художественный фильм «Шанс».



Доктор Павлыш |


Традиционная для советской научной фантастики космическая фантастика, повести и рассказы с различными сюжетами, повествующие о полётах землян в космос, на другие планеты и об их приключениях там. Цикл объединяет один общий герой — доктор Владислав Павлыш, космический врач. Прототипом послужил врач Владислав Павлыш с судна «Сегежа» (это же название Булычёв дал одному из космических кораблей, на которых летал в книгах доктор Павлыш), с которым писатель совершил плаванье по Северному Ледовитому океану. Этот цикл не является, строго говоря, сериалом, он создавался не «под героя». Просто в написанных в разное время и на разные темы «космических» произведениях встречается один и тот же человек, причём в одних произведениях он выступает как главный герой, в других — как рассказчик, в третьих — просто как один из многих персонажей. Опубликовано девять произведений, в том числе и знаменитый роман «Посёлок»; некоторые из них выходили частями и под разными названиями. Повесть «Тринадцать лет пути» — первое произведение из цикла о докторе Павлыше.



Андрей Брюс |


Андрей Брюс, агент Космофлота, является персонажем двух произведений — «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». В ходе своих путешествий по делам межпланетного космического агентства герой сталкивается с необходимостью проявить настоящее, неподдельное мужество и решимость. В первом романе Андрей Брюс сталкивается с заговором на планете Пэ-У, в реалиях которой узнаётся знакомая автору Мьянма. Второй роман — «Подземелье ведьм» (экранизирован в 1989 году, роль Брюса исполнил Сергей Жигунов), посвящён последствиям удивительного эксперимента по ускорению эволюции животного и растительного мира, и социального развития людей, который провели на одной дальней планете неведомые представители высокоразвитой цивилизации. Произведения, посвящённые Андрею Брюсу, написаны в жёсткой, достоверной манере, особое внимание в них уделено моральным и социальным вопросам.



Интергалактическая полиция |


Серия книг о приключениях агента ИнтерГалактической полиции Коры Орват. Время действия приблизительно соответствует времени действия книг про Алису Селезнёву. Кора — девушка, найденная в космосе, воспитывалась в школе-интернате для необычных найдёнышей, затем была привлечена к работе в ИнтерГполе начальником этой организации, комиссаром Милодаром. Книги этой серии — фантастические детективы, по ходу сюжета Кора занимается раскрытием преступлений и распутыванием различных загадок. По словам самого писателя, Кора Орват — это своего рода «повзрослевший вариант Алисы Селезнёвой». Вместе с тем Кора заметно отличается от Алисы характером. В поздних произведениях Кора и Алиса иногда пересекаются, из-за чего возникает непроизвольная отсылка к Фенимору Куперу — в его романе «Последний из могикан» двух героинь-сестёр также зовут Кора и Алиса. Цикл также пересекается с циклом о Великом Гусляре, а в повести «Зеркало зла» героиня посещает Лигон конца XVIII века.



Институт экспертизы |


Небольшая серия рассказов о некоей научной лаборатории, занимающейся исследованием необычайных явлений и делающих фантастические открытия. Герои этого цикла также встречаются в цикле «Театр теней».



Театр теней |


Серия из трёх книг: «Вид на битву с высоты», «Старый год», «Операция „Гадюка“», в которых описываются приключения героев в некоем параллельном, «теневом» или «нижнем» мире, существующем бок о бок с нашим, обычным. Этот мир очень похож на наш, но практически безлюден. При определённых обстоятельствах люди отсюда могут попадать туда и жить там. Кто-то просто живёт, а кто-то тут же находит способ превратить параллельный мир в источник обогащения и удовлетворения жажды власти. Герои, общие с циклом «Институт экспертизы», пытаются исследовать этот мир. Главный герой Георгий Алексеевич (Гарик) Гагарин — археолог, по происхождению — инопланетянин-подкидыш, найденный 12 апреля в лесу.



Река Хронос |



Изначально серия из четырёх романов: «Наследник», «Штурм Дюльбера», «Возвращение из Трапезунда», «Покушение». В цикл также входят романы «Заповедник для академиков», «Младенец Фрей» и несколько детективных романов и повестей, написанных отдельно. В цикле, выдержанном в жанре альтернативной истории, рассмотрены возможные альтернативные сценарии развития истории России. Герои цикла — Андрей Берестов и Лидочка Иваницкая — получают возможность путешествовать во времени по параллельным мирам и быть свидетелями таких событий альтернативной истории, как освобождение царской семьи Колчаком после революции 1917 года («Штурм Дюльбера»), разработка ядерного оружия в СССР в 1939 году («Заповедник для академиков») и даже возрождение Ленина в младенце в 1990-х годах («Младенец Фрей»). К циклу примыкают несколько детективных, нефантастических романов: «Усни, красавица», «Таких не убивают», «Дом в Лондоне».



Верёвкин |


События произведений этого цикла происходят в городе Верёвкине, который, в отличие от Гусляра, вовсе не весёлый.



Список произведений





  • Котел (1992)

  • Лишний близнец (1997)

  • Будущее начинается сегодня (1998)

  • В когтях страсти (1998)

  • Золушка на рынке (1999)

  • Чума на ваше поле (1999)

  • Гений и злодейство (2000)




Лигон |


Действие романов дилогии: «На днях землетрясение в Лигоне» и «Голые люди» происходит в вымышленной стране Лигон в юго-восточной Азии. Прототипом послужила Бирма, в которой автор провёл несколько лет.
Название Лигон также носит столица одного из государств планеты Муна в повести «Последняя война».



Внецикловые повести и романы |


К таковым можно отнести целый ряд значительных произведений.



  • Повесть «Журавль в руках» (1976) описывает жизнь параллельного мира, где идёт затяжная феодальная война, в которую вмешиваются люди, живущие в нашем мире.

  • В повести «Похищение чародея» (1979) группа пришельцев из будущего, проникшая в наше время, пытается спасти и вывезти к себе в будущее выдающегося учёного, жившего за 700 лет до нашего времени, который неминуемо погибнет в далёком Средневековье. Свидетелем и участником их работы становится случайно оказавшаяся в центре событий современная (время действия и реалии соответствуют моменту написания повести) девушка Анна. В повести вопрос о «гении и злодействе» встаёт в самой острой форме. Повесть характерна ещё одной особенностью: в ней впервые опубликован текст, который позже выходил отдельно под названием «Поминальник XX века». В нём перечислены вымышленные автором гении, с раннего детства якобы проявившие совершенно выдающиеся способности к искусству, наукам, в том числе самостоятельно повторявшие, часто в совершенно неподходящем окружении, величайшие научные теории, но не ставшие известными по причине их гибели, как правило, насильственной, в детском или юношеском возрасте. «Поминальник XX века» — символ хрупкости таланта и гениальности. Повесть экранизировалась в виде одноимённых телеспектакля (1981) и фильма (1989).

  • Повесть «Чужая память» (1981) рассказывает о сложных нравственных конфликтах, началом которых послужил эксперимент советского учёного Ржевского, создавшего своего клона. Более молодой клон начинает разбираться в делах оригинала двадцатилетней давности.

  • «Город наверху» (1986), роман, посвящённый приключениям группы археологов на мёртвой планете, на которой, оказывается, после разрушительной войны остатки населения продолжают жить в огромном подземном городе. В романе описана трагедия жителей подземного города, которым правит военно-промышленная олигархия. Сюжет подземных путешествий неоднократно использовался Булычёвым в таких произведениях как «Нужна свободная планета», «Подземная лодка», «Убежище» и «Любимец».

  • Повесть «Смерть этажом ниже» (1989) описывает техногенную катастрофу в небольшом провинциальном советском городе, которую руководство города всячески старается скрыть. Действие происходит в эпоху перестройки. Автор посвящает много страниц анализу конформизма и диссидентства той эпохи.

  • Роман «Тайна Урулгана» (1991), написанный в стиле «ретро», посвящён удивительным и страшным событиям, начавшимся с того, что одна молодая англичанка приезжает в дореволюционную Сибирь для поисков отца — исследователя Арктики, пропавшего без вести. Путешественники, продвигаясь по Лене, прибывают на место падения Урулганского метеорита, оказавшегося инопланетным кораблём с замороженным пришельцем внутри.

  • Роман «Любимец» (1993), действие в котором происходит через сто лет после завоевания Земли пришельцами-негуманоидами (огромными рептилиями), посвящён сложным и, порой, неоднозначным отношениям, сложившимся у остатков землян с захватчиками: люди становятся домашними любимцами (яркая аналогия на отношения человека и собаки), их выгуливают на поводке, спаривают для получения потомства и даже устраивают настоящие бои. Но всё ещё есть сопротивление, намеревающееся скинуть инопланетный гнёт.

  • Роман «Убежище». Первый роман намечавшегося цикла, этакий ответ Гарри Поттеру, однако смерть писателя оставила сериал незаконченным, а сам роман «Убежище» вышел в 2004 году, когда Булычёва уже не было в живых. В романе мальчику Севе предстоит спасти волшебный народ, состоящий из персонажей сказок. Волшебному народу нет места в нашем мире, и они намерены построить убежище под землёй, Севе предстоит разведать место под будущее поселение.



Внецикловые рассказы |


Кир Булычёв написал большое количество фантастических рассказов, представляющие собой самостоятельные произведения. Первым из них был рассказ «Когда вымерли динозавры», впервые опубликованный во втором номере журнала «Искатель» за 1967 год[25]. Некоторые из них изначально были опубликованы в разного рода научно-популярных журналах, таких как «Химия и жизнь» или «Знание — сила». Основные авторские сборники рассказов — «Чудеса в Гусляре» (1972), в который вошли не только гуслярские рассказы, «Люди как люди» (1975), «Летнее утро» (1979), «Коралловый замок» (1990), «Кому это нужно?» (1991).



Драматургия |


Кир Булычёв написал несколько пьес, некоторые из которых — по просьбе режиссёра Андрея Россинского для постановки в театре «Лаборатория». Некоторые пьесы он писал специально: «Крокодил на дворе», «Ночь в награду», некоторые получались из переработанных повестей: «Товарищ Д.» и «Осечка-67», а пьеса «Именины госпожи Ворчалкиной» − переработка одноимённой пьесы императрицы Екатерины Великой.



Другое |




Титульный лист книги Игоря Можейко «Аун Сан», ЖЗЛ, 1965


Общее количество изданных научных и научно-популярных произведений, публиковавшихся под настоящим именем — несколько сотен. Большей частью это работы по истории («7 и 37 чудес», «Женщины-убийцы», «Артур Конан Дойл и Джек-потрошитель», «1185 год»), востоковедению («Аун Сан»), и литературоведению («Падчерица эпохи» — о фантастике 20-х — 30-х годов), а также автобиографическая книга «Как стать фантастом», публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более шестисот стихотворений и несколько десятков рассказов-миниатюр.
В книге «Западный ветер — ясная погода» популярно описываются события Второй мировой войны в Юго-Восточной Азии.


Помимо создания собственных произведений Булычёв переводил на русский язык книги иностранных авторов. Опубликованы в переводах Кира Булычёва произведения (преимущественно фантастические) Айзека Азимова, Бена Бовы, Хорхе Луиса Борхеса, Энтони Бучера, Э. Винникова и М. Мартин, Р. Гарриса, Грэма Грина, Спрэга де Кампа, Х. Кепке, Артура Кларка, Сирила Корнблата, Урсулы Ле Гуин, Мья Сейн, У. Пауэрса, По Хла, Фредерика Пола, Пэрл Аун, Мака Рейнолдса, Клиффорда Саймака, М. Сент-Клэр, Жоржа Сименона, Теодора Старджона, Т. Томас, Джеймса Уайта, Д. Уондри, Роберта Хайнлайна, Л. Хьюза, Д. Шмица, Пирса Энтони. Также в студенчестве, вместе с однокурсником Булычёв, желая заработать денег, перевёл сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» (так как они посчитали, что эта сказка, до 60-х гг. не популяризовывавшаяся в СССР, ранее на русский не переводилась), однако в издательстве сказали, что книга давно переведена и неоднократно, и книга не вышла.



Экранизации |


Кир Булычёв — самый востребованный кинематографистами советский и российский фантаст. По его произведениям и оригинальным сценариям снято более 20 фильмов, а также телесериалы и эпизоды телеальманаха «Этот фантастический мир». К большей части своих экранизаций Булычёв сам написал сценарии.
Самой первой его экранизацией в 1976 году был фильм «Бросок, или Всё началось в субботу».
Далее, в 1979 году сняли короткий метр; «"Что-то с телефоном"», о мужчине из благополучных 1970-х, который звонит любимой, а отвечает ему другая Нина — школьница, живущая в 1942 году в блокадном Ленинграде.
Еще один короткий метр в 1983 году «Золотые рыбки» был первой ласточкой среди историй посвященных Великому гусляру. А в 1986 году вышел фильм «Родимое пятно» - комедийный короткий метр по рассказу из сборника «Пришельцы в Гусляре».
В 1984 году выходит полнометражный фильм «Шанс» по повести «Марсианское зелье», финалы повести и фильма различаются, но после текст был переписан ближе к экранизации.
Фильм «Комета» снят по оригинальному сценарию Булычева, но в нем можно легко предположить продолжение «Через тернии к звёздам».
1988 год телевизионный фильм «Поляна сказок» по рассказу «Недостойный богатырь», автор переписал весь сценарий оставив от изначального текста лишь одну деталь.
1989 год художественный фильм «Похищение чародея» по одноименному роману. Фильм получился лучше, чем телеспекталь с таким же названием в 1981 году в постановке Глеба Селянина.
Последний игровой фильм «Осечка» по повести «Осечка 67» был выпущен в 1993 году.


Мультфильмы по произведениям Кира Булычева. Самый первый вышедший в 1981 году «Тайна третьей планеты». В 1985 вышли Мультфильмы «Два билета в Индию». 1988 год вышел «Узники «Ямагири-Мару», кукольный мультфильм большого успеха не имел и сейчас считается самой неудачной экранизацией Алисы Селезневой. В 1989 году вышла серия кукольных мультфильмов: «Кладезь мудрости», «Копилка», «Спутник икры», «Свободный тиран», «Яблоня» и «Чудеса в Гусляре», бережное отношение к материалу, однако не помогло им снискать успех у зрителя.
Последний, на данный момент мультфильм вышел в 2012 г. «Алиса знает, что делать!», из произведений К.Булычёва про Алису взяты только персонажи, остальное разрабатывается сценаристами сериала.


Самые известные экранизации Булычёва:
Мультфильмы: «Тайна третьей планеты» 1981 г., «Перевал» 1988 г., «День рождения Алисы» 2009 г.
Телевизионный пятисерийный фильм «Гостья из будущего» 1984 г., а так же полнометражные игровые фильмы, «Через тернии к звёздам» 1980 г., «Подземелье ведьм» 1990 г., «Слёзы капали» 1982 г. (К. Булычев работал в качестве соавтора сценария) , «Лиловый шар» 1987 г., «Остров ржавого генерала» 1988 г.




Подавляющее большинство экранизаций Булычёва было снято в советское время. После распада СССР вышло всего три экранизации.



Премии и награды |




  • Государственная премия СССР (1982)


  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (17 декабря 1994) — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами[26]

  • Благодарность Президента Российской Федерации (20 мая 2002) — за активное участие в работе Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации[27]

  • В 1997 году в Екатеринбурге Киру Булычёву был вручён приз всероссийской премии «Аэлита» за вклад в фантастику.

  • В 2002 году в рамках фестиваля фантастики «Аэлита» популярный писатель стал первым кавалером «Ордена рыцарей фантастики» им. И. Халымбаджи.

  • В 2004 году Киру Булычёву была присуждена Российская литературная премия имени Александра Грина (посмертно), за серию повестей об Алисе Селезнёвой.

  • В 1988 году был удостоен премии «Золотой телёнок» «Литературной Газеты» («Клуба 12 стульев»).



Мемориальная премия им. Кира Булычёва |


Сразу после смерти писателя журналом «Если», членом Творческого Совета которого долгие годы являлся Кир Булычёв, была учреждена Мемориальная премия им. Кира Булычева. Вручается с 2004 года за высокий литературный уровень и человечность, проявленную в произведении. Сама премия представляет собой миниатюрную бронзовую пишущую машинку — символ труда писателя. В жюри входят два сотрудника «Если», все члены Творческого Совета журнала и четыре жанровых критика.
В разные годы лауреатами Мемориальной премии им. Кира Булычева становились:





  • Марина и Сергей Дяченко,


  • Евгений Лукин,


  • Олег Дивов,


  • Михаил Успенский,


  • Святослав Логинов,


  • Александр Бачило и Игорь Ткаченко,


  • Дмитрий Колодан.




Другие псевдонимы |




  • Игорь Всеволодович Всеволодов

  • Николай Ложкин

  • Маун Сейн Джи

  • Лев Христофорович Минц

  • Кирилл Булычев[28]




Примечания |





  1. chetvergvecher: Кирилл Булычев. «Девочка с Земли»


  2. Кир Булычёв


  3. 12 SNAC — 2010.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>



  4. 12 Internet Speculative Fiction Database — 1995.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1233"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q2629164"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1235"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1234"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1274"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1239"></a>



  5. Неизвестный Кир Булычёв: поэт, учёный, художник | Книги | Мир фантастики и фэнтези


  6. Экранизации Кира Булычёва. Часть 1 — Николай Караев — Мир фантастики и фэнтези


  7. Кир Булычёв — фильмы — КиноПоиск


  8. Кир Булычев. Как стать фантастом


  9. Можейко И. В. «Не люблю, когда мне нагло врут»


  10. 50 лет НИКФИ


  11. Сенсибилизирующие красители


  12. Цветная фотография в дореволюционной и послереволюционной России


  13. 12 Кир Булычёв. Как стать фантастом. Записки семидесятника. — 4-е изд., испр., доп. и сокращ. — М.: Дрофа, 2003. — С. 258—259. — ISBN 5-7107-6898-7.


  14. Сошинская К.


  15. Кира Алексеевна Сошинская — все книги переводчика


  16. Конкурс рисунков «Алиса возвращается!» — ЮГА.ру Архивная копия от 2 сентября 2011 на Wayback Machine


  17. herr_hantenbein: Лицо Алисы Селезнёвой


  18. Sea-angels.ru — Дайвинг-центр «Морские Ангелы» :: Наши дайверы


  19. Кир Булычев (Игорь Можейко): Книги по сериям — Отцы-основатели: Русское пространство


  20. Глубокоуважаемый микроб


  21. Если № 5, май 2009


  22. Новая Газета | № 106 от 24 сентября 2010 г. | Кир Булычев. «Шестьдесят лет спустя» Архивная копия от 21 октября 2010 на Wayback Machine


  23. Кир Булычёв. «Желтое привидение»


  24. mymmike: Кир Булычев. «Парсеки за кормой». «Марсианское зелье». Серия «Для узкого круга» (анонс)


  25. Кир Булычёв. Вступление // Великий дух и беглецы. — М., 2000. — С. 7. — 448 с. — (Миры Кира Булычёва). — 7000 экз. — ISBN 5-237-04139-6.


  26. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1994 года № 2197 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»


  27. Распоряжение Президента Российской Федерации от 20 мая 2002 года № 224-рп «О поощрении»


  28. Кир Булычёв




Литература |


  • Кир Булычев и его друзья. / Сборник. К. Сошинская, Е. Глущенко, М. Манаков, Л. Минц. Серия «Для узкого круга» // Челябинск: Челябинский Дом печати — 2004 г. — 320 с. ISBN 5-87184-351-4.


Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}























  • Официальная страница писателя


  • Полная библиография писателя на сайте Fantlab.ru

  • Список рецензий на работы Кира Булычёва


  • Кир Булычёв в Энциклопедии Нашего Детства


  • Бережной С. «Несколько главных слов (Что-то вроде апологии)» (эссе)

  • Публикации Кира Булычева в журнале «Кукумбер» и статья Ольги Корф о писателе


  • Щербак-Жуков А. «Человек, проживший три жизни»


  • Стихотворения Кира Булычева на сайте иронической поэзии

  • Книги, иллюстрации, библиография автора


  • Произведения Кира Булычёва в библиотеке «Фантаст»


  • Архив публикаций Кира Булычёва в журналах Компьютерра


  • 15 лет без Кира Булычева // НГ, 18.10.2018












Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz