Рельс






Частично реконструированный рельсовый путь конки.




Современный рельсовый путь.



Рельсы (от мн. ч. англ. rails — от лат. regula — прямая палка) — стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования пути, по которому перемещается подвижной состав железнодорожного транспорта[1], городских железных дорог, специализированный состав в шахтах, карьерах, крановое оборудование и так далее.


Кроме того, облегчённые рельсы используются в кинематографе для передвижения операторских тележек. Изобретены древними римлянами, начальная ширина между ними составляла 143,5 см. Рельсы служат для направления колёс при их движении, непосредственно воспринимают и упруго передают давление от колёс на нижележащие элементы верхнего строения пути. На участках с электрической тягой рельсы служат проводниками обратного силового тока, а на участках с автоблокировкой — проводниками сигнального тока.




Содержание






  • 1 Материал


  • 2 Профиль, длина и масса


  • 3 Виды рельсов


  • 4 Классификация железнодорожных рельсов


  • 5 Производство


  • 6 Условное обозначение


  • 7 Рельсовая комиссия


  • 8 Виды стали


  • 9 Примечания


  • 10 См. также


  • 11 Литература


  • 12 Ссылки





Материал |


Рельсы для железнодорожного транспорта изготавливаются из углеродистой стали. Качество рельсовой стали определяется её химическим составом, микроструктурой и макроструктурой.


Углерод повышает твёрдость и износостойкость стали. Однако большое содержание углерода, при прочих равных условиях, делает сталь хрупкой, химический состав при повышении содержания углерода должен выдерживаться более жестко, особенно в отношении вредных примесей. Легирующие добавки типа марганца повышают твёрдость, износостойкость и вязкость стали. Кремний увеличивает твёрдость и износостойкость. Мышьяк увеличивает твёрдость и износостойкость стали, но в больших количествах уменьшает ударную вязкость. Ванадий, титан, цирконий — микролегирующие добавки, улучшают структуру и качество стали.


Фосфор и сера являются вредными примесями, повышающими хрупкость стали. Большое содержание фосфора делает рельсы хладноломкими, большое содержание серы — красноломкими (образуются трещины при прокате).


Микроструктура рельсовой стали представляет собой пластинчатый перлит с прожилками феррита на границах перлитовых зёрен. Твёрдость, сопротивление износу и вязкость достигается приданием стали однородной сорбитной структуры при помощи термической обработки путём поверхностной (на 8—10 мм) закалки головки или объёмной закалки рельса. Объёмнозакаленные рельсы имеют повышенную износостойкость и долговечность. Макроструктура рельсовой стали должна быть мелкозернистой, однородной, без пустот, неоднородностей и посторонних включений.



Профиль, длина и масса |





Профиль рельса (Франция).


Форма рельсов менялась со временем. Существовали уголковые, грибовидные, двухголовые, широкоподошвенные рельсы. Современные широкоподошвенные рельсы состоят из головки, подошвы и шейки, соединяющей головку с подошвой. Поверхность катания делается выпуклой для передачи давления колёс по вертикальной оси рельса. Сопряжение поверхности катания с боковыми (вертикальными) гранями головки делается по кривой радиусом, близким к радиусу выкружки гребня колеса. Сопряжение головки и подошвы с шейкой рельса делается особенно плавным, а шейка рельса имеет криволинейные очертания, что обеспечивает наименьшую концентрацию местных напряжений. Подошве рельса придают достаточную ширину для обеспечения боковой устойчивости рельса и достаточной площади опоры для крепежных накладок.


Длина стандартного железнодорожного рельса, производимого рельсопрокатными заводами в России, составляет 12,5; 25,0; 50,0 и 100 метров. Для укладки на внутренних нитях кривых участков пути выпускаются укороченные рельсы. Длина бесстыковых плетей («бархатный путь») обычно находится в пределах от 400 м до длины перегона. Использование более длинных рельсов и сварных рельсовых плетей снижает сопротивление движению поездов, уменьшает износ подвижного состава и расходы на содержание пути. При переходе на бесстыковой путь сопротивление движению поездов уменьшается на 5—7 %, экономится около четырёх тонн металла на километр пути за счёт отсутствия стыковых скреплений.


Основной характеристикой рельса, дающей представление о его "мощности", является масса одного погонного метра рельса в килограммах. При выборе типа рельса учитывается грузонапряженность линии, осевая нагрузка, скорость движения поездов. Более тяжелый рельс распределяет давление колёс подвижного состава на большее число шпал, в результате чего замедляется их механический износ, уменьшается истирание и измельчение частиц балласта. При увеличении массы рельсов уменьшается расход металла на единицу пропускаемого тоннажа, сокращаются расходы по замене рельсов из-за увеличения срока их службы.



Виды рельсов |




Рельс с жёлобом.





Рельсовый стык




  • Рельсы железнодорожные узкой колеи (Р8, Р11, Р18, Р24) — предназначены для укладки на железных дорогах узкой колеи и подземных путях шахт[2].


  • Рельсы рудничные, для шахтных проводников (Р33, Р38, Р43) — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов[3].


  • Рельсы железнодорожные для путей промышленных предприятий (РП50, РП65, РП75) — предназначены для укладки на железнодорожных путях широкой колеи и стрелочных переводов промышленных предприятий[4].


  • Рельсы крановые (КР70, КР80, КР100, КР120, КР140) — предназначены для прокладывания подкрановых путей подъёмных кранов[5].


  • Рельсы железнодорожные (Р50, Р65, Р75) — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов[6].


  • Рельсы рамные (РР65) — предназначены для изготовления соединений и пересечений железнодорожного пути[7].


  • Рельсы контррельсовые (РК50, РК65, РК75) — применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути[8].


    Профиль контррельсовых рельсов




  • Рельсы остряковые (ОР43, ОР50, ОР65, ОР75) — применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути. ОР43 применяется для изготовления стрелочных переводов железнодорожных путей промышленных предприятий и круговых рельсов опорно-поворотных устройств экскаваторов[9].


  • Рельсы трамвайные желобчатые (Т58, Т62) — предназначены для укладки на трамвайных железных дорогах[10].


  • Рельсы усовиковые (УР65) — предназначены для изготовления железнодорожных крестовин с непрерывной поверхностью катания[11].



Классификация железнодорожных рельсов |


В России производство железнодорожных рельсов, предназначенных для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов, регламентируется ГОСТ Р 51685-2000.


Рельсы железнодорожные подразделяют:



  • по типам:

    • Р50; 1 м = 50 кг

    • Р65; 1 м = 65 кг

    • Р65К (для наружных нитей кривых участков пути); 1 м = 65 кг

    • Р75; 1 м = 75 кг




  • по категориям качества:

    • В — рельсы термоупроченные высшего качества;

    • Т1, Т2 — рельсы термоупрочненные;

    • А - вессо устойчивые:

    • Н — рельсы нетермоупрочненные;




  • по наличию болтовых отверстий:

    • с отверстиями на обоих концах;

    • без отверстий;




  • по способу выплавки стали:

    • М — из мартеновской стали,

    • К — из конвертерной стали;

    • Э — из электростали;




  • по виду исходных заготовок:

    • из слитков;

    • из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ);




  • по способу противофлокенной обработки:

    • из вакуумированной стали;

    • прошедшие контролируемое охлаждение;

    • прошедшие изотермическую выдержку.




Производство |


Рельсы в России производят на металлургических заводах в рельсобалочных цехах [12]



Условное обозначение |




Пути железной дороги в Харькове


Рельс A-B-C-D-Е-F…


где



  • A — тип рельса;

  • B — категория качества;

  • C — марка стали;

  • D — длина рельса;

  • E — наличие болтовых отверстий;

  • F — обозначение стандарта ГОСТ.


Пример: Рельс типа Р65, категории Т1 из стали марки M76T, длиной 25 м с тремя болтовыми отверстиями на обоих концах рельса:


Рельс Р65-Т1-М76Т-25-3/2 ГОСТ Р 51685-2000



Рельсовая комиссия |


Уже более ста лет качеством рельсов в Российской империи, СССР и России заведует Рельсовая комиссия.



Виды стали |


По действовавшим до 01.06.2001 г. российским стандартам рельсы изготавливались из мартеновской стали, и только исследования, проведённые в условиях ОАО НТМК и ОАО НКМК, позволили разработать новый стандарт. При этом были внесены изменения в ГОСТ Р 51685-2000 в части электропечного производства. В европейских, американских и азиатских стандартах давно оговорено использование кислородно-конвертерного и электросталеплавильного производства, кроме того, в ряде стандартов мартеновский способ производства не предусмотрен.



Примечания |





  1. Рельсы // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.


  2. ГОСТ 5876-82 «Рельсы железнодорожные узкой колеи типов Р18 и Р24. Технические требования»


  3. ГОСТ 7173-54 «Рельсы железнодорожные типа Р43 для путей промышленного транспорта. Конструкция и размеры»


  4. ГОСТ Р 51045-97 «Рельсы железнодорожные типов РП50, РП65 и РП75 для путей промышленного железнодорожного транспорта. Общие технические условия»


  5. ГОСТ 4121-96 «Рельсы крановые. Технические условия»


  6. ГОСТ Р 51685-2000 « Рельсы железнодорожные. Общие технические условия»


  7. ТУ 32 ЦП 805-94 — Рельсы рамные типа РР65.


  8. ГОСТ 18232-83 «Рельсы контррельсовые. Технические условия»


  9. ГОСТ 9960-85 «Рельсы остряковые. Технические условия»


  10. ТУ 14-2Р-320-96 — Рельсы трамвайные желобчатые.


  11. ТУ 32 ЦП-804-94 — Рельсы усовиковые типа УР65.


  12. Производство рельсов на РБЦ ЗСМК




Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «рельс»


См. также |



  • Рельсовая война

  • Рельсотрон

  • Шпалы


  • Глухарь (путевой шуруп)

  • Костыль


  • Рельсы -фильм



Литература |


  • Таненбаум А. С. Рельсы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • История рельса глава из книги Н. А. Мезенина «Занимательно о железе».








Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар