Мид, Маргарет


















































Маргарет Мид
Margaret Mead
Margaret Mead (1901-1978).jpg
Дата рождения
16 декабря 1901(1901-12-16)[1][2][…]
Место рождения
  • Филадельфия, Пенсильвания, США

Дата смерти
15 ноября 1978(1978-11-15)[1][2][…](76 лет)
Место смерти
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Страна
  • Flag of the United States.svg США

Научная сфера
культурная антропология
Место работы
  • Колумбийский университет

Альма-матер
Колумбийский университет
Научный руководитель
Рут Бенедикт, Франц Боас
Награды и премии
Премия Уильяма Проктера за научные достижения (1969)
Премия Калинги (1970) Presidential Medal of Freedom (ribbon).png

Commons-logo.svg Маргарет Мид на Викискладе

Ма́ргарет Мид (англ. Margaret Mead; 16 декабря 1901, Филадельфия — 15 ноября 1978, Нью-Йорк) — американский антрополог, представительница этнопсихологической школы. Получила всемирную известность благодаря исследованиям по социализации детей и подростков в Полинезии.


Основательница Института сравнительной культурологии, член Национальной академии наук США (1975)[4].




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Научные интересы


  • 3 Критика


  • 4 Личная жизнь


  • 5 Признание


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





Биография |


Родилась в квакерской семье[источник не указан 799 дней] в Филадельфии, её отец— профессор Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета, мать — социолог, работавшая с итальянскими иммигрантами. Один год Маргарет проучилась в университете Де По в Индиане, получила степень бакалавра в Колумбийском университете (1923); в 1924 году защитила там же магистерскую диссертацию. На её научные взгляды оказали большое влияние Рут Бенедикт и Франц Боас. В 1925 году отправилась на полевые исследования в Полинезию, на Самоа, где собрала колоссальный по объёму материал о социализации детей и подростков.


После возвращения из Полинезии в 1926 году начала работать куратором в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. В 1929 году защитила диссертацию в Колумбийском университете и получила степень доктора философии (Ph.D.).


В 1960-е и 1970-е Мид часто выступала на американском телевидении в защиту сексуальной свободы, легализации марихуаны и «свободных браков», благодаря чему стала популярной фигурой среди студентов во время молодежных волнений «новых левых»[5].



Научные интересы |


Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах (разрыв поколений), детскую психологию с позиций т. н. этнопсихологической школы.


В работе «Взросление на Самоа» (1928) пришла к выводу об отсутствии конфликта поколений и трудностей социализации подростков в традиционном обществе. Книга имела ошеломительный успех даже за пределами научного сообщества; при жизни Мид неоднократно переиздавалась (общий тираж превысил 2 млн экземпляров).


Научный руководитель Маргарет Мид профессор Колумбийского университета Франц Боас поручил ей исследование молодежной культуры самоанского народа. Главной целью этой девятимесячной работы на тихоокеанских островах, начавшейся в 1926 году, была борьба с идеей о том, что молодежные беспорядки[уточнить] являются биологически необходимыми и поэтому закономерны везде. Боас придерживался мнения, что беспорядки среди западной молодежи носят культурный характер, и объяснял их запретами на познание сексуальности молодыми людьми вне брака. Исследование состояло в том, что Маргарет опросила 68 девушек и выяснила, что для них нет запретов на «случайную любовь под пальмами», так это сформулировала сама Мид. Это было главным аргументом в пользу того, что в самоанском обществе беспорядки были неизвестны[5].


Мид также выделила три основных типа культурного обмена знаниями между старшим и младшим поколениями:[6]



  • Постфигуративный — передача знаний от взрослых к детям;

  • Кофигуративный — получение детьми и взрослыми знаний преимущественно от своих сверстников;

  • Префигуративный — передача знаний от детей к взрослым.



Критика |


В 1983 году новозеландский антрополог Дирек Фриман издал книгу «Маргарет Мид и Самоа: возведение и развенчание антропологического мифа» (Freeman, 1983), в которой утверждал, что работа Мид не отражает реальную картину полинезийского социума. Нарисованная Мид благостная картина самоанской жизни, составленная всего за несколько месяцев, отражает общество, в котором якобы утрачены все семейные связи, общество, не знающее родительского авторитета, лицемерно относящееся к девственности невесты. Сексуальное насилие если и существовало, то якобы было неизвестно до введения нравственных запретов белой цивилизации (Mead, 1973). Фримэн посвятил половину своей жизни изучению самоанской культуры и, в полную противоположность Мид, нашёл, что у самоанцев господствуют прочные семейные связи, родительский авторитет и что они строго придерживаются культа девственности. Фримэн тщательно разобрался в статистике изнасилований и отметил, что Мид, вероятно, не читала самоанских газет, например «Таймс», в которых регулярно сообщалось о случаях изнасилования во время её пребывания там в 1925—1926 годах.[7]



Личная жизнь |


Несмотря на несколько замужеств, широко известен многолетний роман Мид с другой знаменитой исследовательницей, Рут Бенедикт, который прервался только со смертью последней в 1948 году. Отношения двух женщин подтверждены эмоциональной перепиской, собранной в книге To Cherish the Life of the World: The Selected Letters of Margaret Mead[8]. Маргарет Мид называла Бенедикт своей единственной возлюбленной. В одном из писем она пишет: «Дорогая, ты никогда не познаешь, какой бесценный и незаслуженный дар ты мне передала, одарив своей любовью, ни единого дюйма которой я никогда не отвергну. Я люблю тебя, моя красавица»[9].


Маргарет Мид была замужем трижды. Первый её муж был студентом-теологом, двое других подобно ей занимались антропологией. Наиболее долго с 1936 по 1950 год продлился брак с ученым-антропологом Грегори Бэйтсоном. От этого брака у Мид родилась дочь (педиатром Мид был Бенджамин Спок). Последние годы жизни Мид поддерживала личные и профессиональные отношения со специалистом по гаитянской культуре Родой Метро; они жили в одном доме до самой смерти Мид в 1978 году. Письма, опубликованные с разрешения дочери Мид, подтверждают, что женщины состояли в романтических отношениях.



Признание |



  • В её честь назван кратер на Венере.

  • Была представлена на коллекционных карточках Supersisters.



Примечания |





  1. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  2. 12 Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q63056"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P535"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2025"></a>



  3. 12 SNAC — 2010.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>



  4. Margaret Mead  (англ.)


  5. 12 [1] (стр. 457)


  6. Шило, 2003.


  7. [2] (стр. 459)


  8. Margaret Caffrey, Patricia Francis. To Cherish the Life of the World: The Selected Letters of Margaret Mead. — 1st edition. — Basic Books, 2006-07-04. — 472 с. — ISBN 9780465008155.


  9. Legendary Anthropologist Margaret Mead’s Love Letters to Her Soulmate, Ruth Benedict – Brain Pickings




Литература |



  • Хал Хеллман. Глава 10. Фриман против Мид: Природа против воспитания // Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 320. — ISBN 0-471-35066-4.


  • Шило Н. Ю. Мид (Mead) Маргарет // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003.


Издания на русском языке

  • Культура и мир детства / Сост. и предисл. И. С. Кона. — М.: Наука, 1988.


Ссылки |




  • Мид, Маргарет // Кравченко А. И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000


  • Овчаренко В. И. Маргарет Мид (биография) // Психоанализ. Иностранные психоаналитики


  • Букатов В. М. Если клин клином вышибать, то каким именно?

  • Йен Тейлор В умах людей. — Симферополь, ХНАЦ, 2000 [3]










Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz