Аксумское царство

































Историческое государство
Аксумское царство

LocationAksumiteEmpire.png



Flag of Ethiopia (1897-1936; 1941-1974).svg →


I тысячелетие до н. э. — 960


Столица
Аксум
Язык(и)
геэз
Религия
Коптское христианство (Эфиопская православная церковь)
Площадь
1 250 000 км² (ок. 350 года)
Форма правления
Монархия




Аксумский обелиск


Аксум, Аксумское царство — древнеэфиопское государство, существовавшее в II—XI веках на территории современных Судана, Эритреи, Эфиопии, Йемена и Аравии. Открытие британских археологов, раскопавших в 2015 году древние могилы Аксума, позволило исследователям заявить о том, что государство Аксум было создано на несколько веков раньше, чем считалось[1].


Столицей был город Аксум.


Характер экономики Аксума определяют как рабовладельческий или феодальный. Городов в Аксумском царстве было немного — упоминаются всего четыре центра городского типа: одноимённая столица Аксум и портовый Адулис, важный рынок слоновой кости Колоэ и остающаяся нелокализованной Маста.


В Аксуме были распространены семитское язычество, иудаизм и христианство (в нехалкидонской традиции), ставшее государственной религией; при этом преобладание этих монотеистических религий не мешало существованию многожёнства[2].


Сооружение стел/обелисков с ритуальной целью было характерно для аксумитов ещё в дохристианские времена. Здесь был построен и древнейший из действующих христианских храмов Африки — Церковь Марии Сионской в Аксуме, в которой якобы хранится вывезенный Менеликом (мифическим первым негусом Эфиопии, сыном израильского царя Соломона и царицы Савской) ковчег Завета[3].




Содержание






  • 1 История


  • 2 Примечания


  • 3 Литература


  • 4 Ссылки





История |


Аксум не был первой цивилизацией на территории современных Эфиопии и Эритреи: задолго до него, ещё в VIII веке до н. э., уже существовало царство Дʿмт, а древнеегипетские источники говорят о ещё более древней стране Пунт, существовавшей на территории Африканского Рога. На становление аксумской государственности и культуры также повлияли внешние факторы: сабейские колонии на африканском берегу и эллинистические влияния из Птолемеевского Египта, который вёл торговлю через эфиопский портовый город Адулис.


Первые сведения об Аксумском царстве относятся к I веку н. э. Оно упоминается в «Перипле Эритрейского моря» как важный источник слоновой кости, а его правителем называется Зоскал. Козьма Индикоплов скопировал грекоязычную надпись на спинке трона из Адулиса (Monumentum Adulitanum), в которой сообщается о подчинении власти Аксума многочисленных народов Африканского Рога, Нубии и юго-западной Аравии. Надпись может относиться ко времени царя Гадары, заключивший на рубеже II—III вв. союз с правителем Сабейского царства Алханом Нахфаном. На протяжении 70 лет Гадара и его преемник Азба (‘dbh) пытались вмешиваться в дела Южной Аравии.


Аксумское царство располагалось на важнейших торговых путях из Египта, Восточной Римской империи (Византии), Сирии, Ирана, Ирака в Индию и Китай. Аксумиты вели торговлю рабами, золотом, слоновой костью, благовониями и ароматическими смолами, изумрудами, а также африканскими зверями и их шкурами.


В III—IV веках произошло возвышение Аксума. В IV веке при царе Эзане Аксум завоевал Куш (Нубию) и господствовал в Северо-Восточной Африке и Красноморье, соперничая с Византией. Под его властью находилась огромная территория вдоль побережья Красного моря и часть Йемена на Аравийском полуострове. Сохранилось большое количество надписей, сообщающих о покорении Эзаной народностей бега (блеммиев), агвезат (геэз), царане, чёрных и красных ноба (нубадов), а также, скорее всего, города Мероэ.


При Эзане в 333 году в его царстве было принято христианство как государственная религия, сделав Аксум, наряду с Великой Арменией и Римской империей, одним из первых христианизированных государств (об этом свидетельствует камень Эзаны). В эфиопской церковной традиции христианизацию страны связывают с легендарными братьями-соправителями святыми Абрэхой (Калебом) и Элла-Ацбэхой, но более реальным претендентом на роль крестителя Аксума является Фрументий Аксумский, бывший придворным при малолетнем Эзане.


Эфиопская православная церковь изначально была в каноническом единстве с Александрийским патриархатом, подчинённость которому предопределила принадлежность Эфиопской церкви к Древним восточным православным церквям. Хотя Византия стремилась подчинить Аксум своему влиянию путём проповеди там христианства греческого обряда, аксумиты создали собственную уникальную обрядовую традицию. После Халкидонского собора, с началом гонений против нехалкидонитов в Византии, в Аксум бежала группа монахов, ставшая известной как «Девять преподобных». Деятельность этих монахов так же поспособствовала укреплению эфиопов в нехалкидонской богословской традиции.


В начале VI века Аксумское царство переживало второй «золотой век». Царь Аксума Калеб (Элла-Асбаха) в 517 году вторгся в Химьяр, иудейскую страну в Йемене, перекрывшую пути аксумско-византийской торговли. Хотя тот поход оказался неудачным, в 525 году объединённые войска Аксумского царства и Византии, разгромив армию химьярского царя Юсуфа Зу Нуваса, положили конец существованию независимого Химьяритского царства[4][5]. С этого момента Химьяр, попав в зависимость от Аксума, управлялся ставленниками эфиопов: сначала Абрахой, затем его сыновьями Йаксумом ибн Абрахатом и Масруком ибн Абрахатом[6].


О последующей истории Аксума известно мало. Из арабо-мусульманских источников известно, что Ан-наджаши (негус) аль-Асхам ибн Абджар (умер в 630 году), отождествляемый с Эллой Цахаму эфиопских «царских списков», укрыл в Аксуме под своим покровительством сотни ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, спасавшихся от преследования мекканских язычников (так называемая «эфиопская хиджра» 615/616 года). Большинство из них вернулось в Аравию после хиджры Мухаммеда в Ясриб (Медину) в 622 году, сохранив добрую память об Аксумском царстве как «области мира» и терпимости к мусульманам.


С VIII века начался период упадка, и в первой половине XI века Аксум распался. Изменения климата и течения Нила, истощение почв, торговая изоляция способствовали упадку эфиопской экономики. Около 960 года изгнанные из Аксума эфиопские евреи во главе с царицей Юдит (Гудит) сокрушили Аксумское государство[7], сжигая церкви и аксумскую литературу, а также истребляя представителей правящей династии. Об этом сообщается в «Истории александрийских патриархов», в письме царя эфиопов к христианскому царю Нубии. Эфиопские легенды рассказывают даже о временном господстве евреев над Северной Эфиопией после падения Аксумского царства[8].


Затем наступило возвышение династии Загве, основателем которой стал Мара Тэкле-Хайманот, которую сменила Соломонова династия, претендовавшая на происхождение от аксумских царей.



Примечания |





  1. Денис Передельский. В Эфиопии нашли могилу "спящей красавицы", Российская газета (15.06.2015, 15:53).


  2. Социально-экономические отношения в Аксумском царстве


  3. Raffaele, Paul (December 2007). “Keepers of the Lost Ark?”. Smithsonian Magazine. Проверено 5 April 2011..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output q{quotes:"""""""'""'"}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:inherit;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-lock-free a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Lock-green.svg/9px-Lock-green.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .cs1-lock-registration a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg/9px-Lock-gray-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-subscription a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Lock-red-alt-2.svg/9px-Lock-red-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}


  4. Аксумское царство и заря христианства


  5. Последний царь Химьяра (недоступная ссылка)


  6. Сайф ибн Зу Иазан


  7. Эфиопия в X—XIII вв. Династия Загуйе


  8. Жизнь в Аксумском царстве




Литература |



  • Бакстон Дэвид. Абиссинцы: Потомки царя Соломона. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2002. — 240 с. — (Загадки древних цивилизаций). — ISBN 5-227-01842-1.

  • Кобищанов Ю. М. Аксум / Институт Африки АН СССР. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1966. — 296 с.

  • Кобищанов Ю. М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире (VI — середина VII в.) / Институт Африки АН СССР; Отв. ред. Л. И. Надирадзе. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1980. — 224 с. — 2500 экз.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Аксумские стелы. «Вокруг света», № 7 1973.


  • Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity by Dr. Stuart Munro-Hay (англ.)

  • русский перевод нескольких глав книги Стюарта Манро-Хэя Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity




П:  Йемен П:  Древний мир






Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz