Петиция






Сбор подписей под петицией.




«Прошение о свободе» (1623 год), подписанное по кругу главами 56 семей Валлонии.


Пети́ция (лат. petitio — запрос) — коллективное обращение (требование, запрос, прошение).


Появление института отправки петиций в органы публичной власти на начальном своем этапе было обусловлено ​​естественной реакцией отдельных слоев населения на деспотизм авторитарной власти и сначала существовало как стихийное общественное движение. Лишь со временем направление петиций получило свое конституционно-правовое закрепление с учетом национальных политических, правовых и исторических особенностей тех или иных государств. Сегодня общепризнанным конституционным стандартом практически во всех демократических государствах являются обязательства органов публичной власти и их должностных и служебных лиц рассматривать обращения и инициативы граждан, их объединений и предоставлять по ним обоснованный ответ в установленный законодательством срок[1].


Петиции обычно адресуются органам власти или организациям.
Могут подаваться письменно, устно или через интернет.


В некоторых странах петиция может подаваться не только гражданином, но и любым человеком (как лично, так и совместно с другими людьми). На право подавать петицию также могут быть установлены ограничения для некоторых категорий граждан (например, для военнослужащих в Испании).




Содержание






  • 1 Великобритания


  • 2 ФРГ, Франция


  • 3 Англия


  • 4 Известные петиции


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Ссылки


  • 8 Литература





Великобритания |


Страной, в которой впервые было урегулировано право граждан на направление петиций в органы власти являются Великобритания, которую вполне обоснованно в науке конституционного права принять считать родиной конституционализма. Фактически все ключевые для становления британской государственности конституционные акты – Великая Хартия Вольностей 1215 года, Петиция о правах 1628 года и Билль о правах 1689 года были приняты монархом под консолидированным давлением сначала представителей дворянства, а потом буржуазии[2].



ФРГ, Франция |


В ФРГ функционирует Комитет Бундестага по петициям (Petitionsausschuss) для рассмотрения ходатайств и жалоб, которых поступает от 20 до 50 000 в течение созыва. За годы своего существования указанный комитет зарекомендовал себя как институциональный посредник между парламентом и гражданами в решении насущных вопросов нормативно-правового характера. Комитет по петициям фактически играет роль коллективного омбудсмена в ФРГ[3].


Во Франции петиции распределяет по компетентным постоянным комитетам председатель Национального собрания (нижней палаты парламента), которая уже и принимает решение (отправляет в другую комиссию, соответствующему министру для принятия решения, не предпринимает никаких действий или представляет на рассмотрение Национального собрания).



Англия |


В Великобритании петиция, подписанная более чем 200 гражданами, обязательна к рассмотрению государственными службами.


Интернет значительно упростил сбор необходимых подписей и усовершенствовал диалог граждан и избранных представителей государственной власти[4].


Ряд конституций (например, Венгрии) признает право петиций не только за гражданами, но и за любым человеком. В некоторых странах (в Испании и др.) конституции устанавливают, что отдельные категории граждан (как правило военные, служащие органов безопасности и охраны порядка) могут использовать это право только в индивидуальном порядке.



Известные петиции |


Одной из самых известных петиций прошлого является Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года, с которой петербургские рабочие во главе со священником Георгием Гапоном шли к царю Николаю II в день «Кровавого воскресенья» 9 (22) января 1905 года[5].



См. также |



  • Адрес (политика)

  • Петиция о Правах



Примечания |





  1. Нестерович В.Ф. Вплив громадськості на прийняття нормативно-правових актів: проблеми конституційної теорії та практики: Монографія. — Луганськ: РВВ ЛДУВС ім. Е.О. Дідоренка, 2014. — С. с. 173–174 (736 с).


  2. Нестерович В.Ф. Британская модель конституционно-правового регулирования права петиций // Философия права.. — 2013. — № 4. — С. 12-15..


  3. Нестерович В.Ф. Конституційно-правові засади впливу громадськості на прийняття нормативно-правових актів: зарубіжний та український досвід: Автореф. дис. … доктора юрид. наук: 12.00.02 – конституційне право; муніципальне право. — Київ, 2015. — С. 17. — 40 с.


  4. E-Petitions


  5. Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II // Красная летопись. — Л., 1925. — № 2. — С. 33—35.




Ссылки |


  • Образцы заполнения популярных ходатайств


Литература |



  • Нестерович В.Ф. Вплив громадськості на прийняття нормативно-правових актів: проблеми конституційної теорії та практики: Монографія / В.Ф. Нестерович. – Луганськ: РВВ ЛДУВС ім. Е.О. Дідоренка, 2014. – 736 с.

  • Нестерович В.Ф. Британская модель конституционно-правового регулирования права петиций / В. Ф. Нестерович // Философия права. – 2013. – № 4. – C. 12-15.

  • Нестерович В.Ф. Інституційне утвердження електронних петицій в Україні у контексті зарубіжного досвіду / В.Ф. Нестерович // Віче. – 2015. – № 22. – С. 18-23.

  • Нестерович В. Ф. Реалізація права петицій на рівні Європейського Союзу / В. Ф. Нестерович // Публічне право. – 2016. – № 2. – С. 33-40.

  • Конституционное право государств Европы: учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Л. Л. Алексеева, Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов и др. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 309 с.

  • Конституционное право зарубежных стран: учебник / под. общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. — 2-е изд., перераб. — М.: Норма, 2008. — 1056 с.


















Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар