Шкурник


















































Шкурник
Жанр
сатирическая комедия
Режиссёр
Николай Шпиковский
Автор
сценария

Вадим Охрименко
Николай Шпиковский
Борис Розенцвейг

В главных
ролях

Иван Садовский
Лука Ляшенко
Дмитрий Капка
Дора Феллер-Шпиковская

Оператор
Алексей Панкратьев
Кинокомпания
ВУФКУ
Длительность
75 мин
Страна
СССР СССР
Язык
немое кино
Год
1929
IMDb
ID 2544016

«Шкурник» — советский сатирический фильм 1929 года режиссёра Николая Шпиковского по мотивам рассказа Вадима Охрименко «Цыбала».




Содержание






  • 1 Сюжет


  • 2 В ролях


  • 3 Художественные особенности


  • 4 Награды


  • 5 Критика


  • 6 Культурное влияние


  • 7 Примечания





Сюжет |


Действие фильма происходит во время событий гражданской войны на Украине. Обыватель Аполлон Шмигуев, «нейтральный» ко всем режимам, озабочен только шкурными интересами. Аполлон не только выживает при любой власти, но выходит из всех опасных ситуаций с прибылью



В ролях |























Актёр
Роль
Иван Садовский

Обыватель Обыватель

Лука Ляшенко

Командир партизан Командир партизан
Дора Феллер

Комендант Комендант
Дмитрий Капка

Полковник Полковник


Художественные особенности |



Награды |



Критика |


На выходе картина получила неоднозначную оценку. В частности, Осип Мандельштам в своей рецензии[1] отметил особую сказочность подхода к сюжетной линии и выдающуюся операторскую работу. «Шпиковский создал прекрасную игрушку, игрушку социального назначения — верблюжьего шпиона. Образ пластический. А выдумка — просто лесковская». В то же время, Мандельштам посетовал на то, что режиссёр не дал должного развития сюжетной завязке и загубил её «ненужной агиткой»: «Между тем какой-то недобрый гений внушил Шпиковскому, что наряду с фольклорной темой верблюжьего шпигуна и даже в противовес ей надо крепить и развивать тему труда и хозяйства».


Вскоре картина была изъята из проката на основании протокола ГРК РСФСР N2974: «...гражданская война рассматривается в фильме только с точки зрения её тёмных отвратительных сторон. Грабёж, грязь, тупоумие Красной Армии, местной Советской власти и т.д. Получился скверный пасквиль на действительность того времени»[2].


Долгое время фильм считался утерянным, однако в 2000-е гг. он был обнаружен «на самом дне киноархивов», восстановлен и показан на ряде кинофестивалей[3]. Современная критика, в противоположность Мандельштаму, напротив, высоко оценила «революционность, авангардность» фильма, его актуальность и свободу от штампов и идеологии[4].



Культурное влияние |


Образ Аполлона Шмигуева получил развитие в персонаже Евгения Леонова из фильма «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты[источник не указан 932 дня].



Примечания |





  1. Осип Мандельштам. Шпигун (неопр.). журнал Сеанс.


  2. Евгений Марголит, Вячеслав Шмыров. Изъятое кино. 1924—1953. — М.: Дубль-Д, 1995.


  3. Дмитрий Санин. 42-я «Молодость», шкурный вопрос (неопр.). Газета «Зеркало недели» (26 октября 2012).


  4. Максим Семёнов. Тартарен с Шулявки: «Шкурник» Николая Шпиковского в «Музеоне» (неопр.). Colta.ru (4 августа 2014).











Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz