Кусевицкий, Сергей Александрович
Сергей Александрович Кусевицкий | |
---|---|
Основная информация | |
Дата рождения | 26 июля 1874(1874-07-26) |
Место рождения | Вышний Волочёк, Российская империя |
Дата смерти | 4 июня 1951(1951-06-04) (76 лет) |
Место смерти | Бостон, США |
Страна | Российская империя → США |
Профессии | исполнитель дирижёр музыкальный педагог |
Инструменты | контрабас |
Жанры | классическая музыка |
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Серге́й Алекса́ндрович Кусеви́цкий (англ. Serge Koussevitzky; 26 июля 1874, Вышний Волочёк — 4 июня 1951, Бостон) — русский и американский контрабасист, дирижёр и композитор.
Содержание
1 Биография и творчество
2 Некоторые премьеры
3 Наследие
4 Семья
5 Литература
6 Примечания
7 Ссылки
Биография и творчество |
Родился в музыкальной еврейской семье — отставного военного музыканта и мелкого ремесленника Александра Кусевицкого и пианистки Анны Барабейчик.[1][2][3][4] У Сергея была сестра Анна (1866—1945), три родных брата — Адольф, Александр (?—1941)[5] и Николай (1876—1942)[6][7] — и единокровный брат Соломон (1902—?, от второго брака отца). Мать умерла от туберкулёза в 1877 году, и воспитанием детей занимался отец.[8] Сергей обучался игре на скрипке, виолончели, фортепиано под руководством местного педагога Марии Фёдоровны Розенберг. В 1881 году семья приняла лютеранство, чтобы иметь право проживания вне пределов черты оседлости (так называемое «правожительство»).[9][10] В семнадцатилетнем возрасте Кусевицкий получил стипендию московского миллионера и мецената К. К. Ушкова для продолжения учёбы в Музыкально-драматическом училище при Московском филармоническом обществе.
С 1894 года — контрабас в оркестре Большого театра. В 1903 года дебютировал в Германии. В 1905 году после женитьбы на Наталии Константиновне Ушковой, дочери мецената К. К. Ушкова, получив за ней огромное приданое, Кусевицкий демонстративно ушёл из оркестра Большого театра и опубликовал в московской газете «Русское слово» нашумевшую статью под названием «Новые илоты». В статье он в очень резких выражениях, с приведением цифр и фактов, обвинил Дирекцию императорских театров в бесчеловечной эксплуатации музыкантов оркестра, отдающих всё своё время и силы за ничтожный гонорар, обрекающий их самих и их семьи на полуголодное существование.[11]
Вместе с женой Кусевицкий поселился в Берлине, где учился дирижированию у Артура Никиша. В 1908 дебютировал как дирижёр с Берлинским филармоническим оркестром, исполнив с С. Рахманиновым его Второй фортепианный концерт.
По инициативе Рахманинова[11] в 1909 году Кусевицкий, вложив начальный капитал, основал Российское музыкальное издательство. Рахманинов возглавил художественный совет издательства, а Кусевицкий на первых порах занялся организационной работой. Вскоре издательство приобрело широкую известность в России, а затем и в мировом масштабе. В издательстве были впервые опубликованы партитуры многих сочинений А. Скрябина, С. Прокофьева, И. Стравинского, позднее самого Рахманинова.
В том же 1909 году Кусевицкий основал в Москве собственный оркестр, который с успехом концертировал в Европе. После революции Кусевицкий руководил симфоническим оркестром в Петрограде (1917—1920), затем переехал в Париж, где с 1921 по 1928 годы проходили известные «Концерты Сергея Кусевицкого». Дружил с Прокофьевым, Стравинским, Равелем, Николаем Обуховым.
В 1923 переехал в США (получил гражданство в 1941). В 1924—1949 годах руководил Бостонским симфоническим оркестром, с этим оркестром с 1936 года регулярно участвовал в Танглвудском фестивале. Дирижировал сочинениями Сибелиуса, Сати, Бартока, Бриттена, Хиндемита, Мессиана и др.
Занимался преподаванием дирижёрского мастерства. Среди учеников Кусевицкого был Леонард Бернстайн. Некоторое время секретарём Кусевицкого была Генриетта Леопольдовна Гиршман (до революции — жена московского миллионера В. О. Гиршмана).
Племянники Кусевицкого (сыновья его брата Адольфа Александровича, 1867—1939, и Раисы Давыдовны Кусевицких) — американский дирижёр Фабиан Севицкий и доктор медицинских наук, профессор Иосиф Адольфович Кусевицкий (1896—?)[12].
Некоторые премьеры |
Произведения, премьерами которых продирижировал Сергей Кусевицкий:
- 1911 — Александр Скрябин, «Прометей (Поэма огня)»
- 1921 — Игорь Стравинский, «Симфонии духовых»
- 1924 — Игорь Стравинский, Концерт для фортепиано, духового оркестра, литавр и контрабасов
- 1925 — Сергей Прокофьев, Симфония № 2
- 1930 — Сергей Прокофьев, Симфония № 4
- 1943 — Игорь Стравинский, «Ода»
- 1943 — Аарон Копленд, Симфония № 3
- 1944 — Николай Черепнин, «Судьба»
Наследие |
В 1936 году открыл ежегодные летние концерты Бостонского симфонического оркестра, переросшие затем в Тэнглвудский музыкальный фестиваль и открытый в 1940-м Тэнглвудский музыкальный центр — одну из важнейших летних музыкальных школ США. В 1942 году учредил Музыкальный фонд Кусевицкого, из его средств вручается международная музыкальная премия.
Сергей Кусевицкий — автор ряда композиций для контрабаса, в том числе множества технических этюдов, «Double Bass Concerto», а также произведений для симфонического оркестра, в том числе «Passacaille sur un thème Russe», «Prelude and Fugue in C Major, No. 17», переложений произведений других композиторов для контрабаса.[1]
Именем Кусевицкого названа малая планета (1799 Koussevitzky).
Семья |
- Первая жена (1902—1905) — балерина Надежда Петровна Галат.
- Вторая жена (с 17 августа (8 сентября) 1905 года) — Наталия Константиновна Ушкова (1881—1942).
- Третья жена (с 15 августа 1947 года)— Ольга Александровна Наумова (17 июля 1901, Самара — 13 января 1978, Нью-Йорк) — дочь Александра Николаевича и Анны Константиновны Наумовых, племянница его предыдущей жены Н. К. Кусевицкой[13].
Литература |
Leichtentritt H. Serge Koussevitzky, the Boston Symphony Orchestra, and the new American music. — New York: AMS Press, 1978.
Астров Анатолий Васильевич Деятель русской музыкальной культуры С.А.Кусевицкий. — Л., Музыка, 1981. -192с.
Юзефович В. Сергей Кусевицкий. Русские годы. — М.: Языки славянской культуры, 2004.
Понятовский С.П. Оркестр Сергея Кусевицкого. - М., Музыка, 2009 -256с.- Сергей Прокофьев. Сергей Кусевицкий. Переписка. 1910—1953 / Подготовка публикации и текст комментариев: В. Юзефович. — М.: Дека—ВС, 2011.
Юзефович В. Сергей Кусевицкий. Годы в Париже. Между Россией и Америкой. — М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. -488 с.- Chronicle of a Non-Friendship: Letters of Stravinsky and Koussevitzky / Edited, introduced, and annotated by Victor Yuzefovich // The Musical Quarterly. — 2002. — Vol. 86, № 4. — P. 750—885.
Примечания |
↑ 12 Robert Daniel Stiles «Serge Koussevitzky: Recently Discovered Compositions for Double Bass and for Large Ensembles within the Context of His Life and Career» (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 15 июня 2014. Архивировано 26 августа 2014 года.
↑ Семейное древо в Serge Koussevitzky Archive Архивная копия от 9 января 2009 на Wayback Machine: Фамилия матери иногда неверно указывается как Воробейчик. (недоступная ссылка)
↑ Moses Smith. Koussevitzky. New York, 1947 (гл. 1, стр. 4)
↑ Serge Koussevitzky
↑ Serge Koussevitsky Archive
↑ Надгробный памятник Кусевицких на Преображенском еврейском кладбище: Николай Александрович (1876—1942) и Ревекка Наумовна (1876—1954) Кусевицкие, их дочь Сабина Николаевна (1914—1993) и зять С. М. Балакирский.
↑ Л. М. Рок «Что я помню о блокаде и что я знаю о ней теперь» (в книге «Дети войны. Народная книга памяти»)
↑ Биография С. Кусевицкого
↑ См. интервью С. А. Кусевицкого Леону Аркину в ежедневной нью-йоркской газете «Форвертс» (The Jewish Daily Forward) от 27 сентября 1924 года (примечание на стр. 4): «Yes, I was born a Jew. But when I was six years old my parents embraced Christianity in order to be able to maintain their right of residence and not be ruined».
↑ Б. Сарнов «Я ещё не всё про себя знаю»
↑ 12 А. В. Оссовский. Воспоминания о Рахманинове
↑ Контрабас: история и методика
↑ Мельник С. Г. Забытый Тольятти. Часть 82. Благодаря и вопреки
Ссылки |
- «Серж Кусевицкий» в Краткой еврейской энциклопедии
Юзефович В. Бальмонт, Кусевицкий и Прокофьев
Сайт Фонда Кусевицкого (англ.)
Koussevitzky.com (англ.)