Ритм-энд-блюз










































Ритм-энд-блюз
John Lee Hooker two.jpg
Направление
популярная музыка, вокально-инструментальная музыка, танцевальная музыка
Истоки
спиричуэлс, блюз, буги-вуги, джаз
Место и время возникновения
США
1940-е годы
Годы расцвета
с 1950-х годов
Поджанры

ду-воп, рок-н-ролл
Родственные

свинг, джамп-блюз
Производные

соул, фанк

Ритм-энд-блюз[1], или ритм-н-блюз[1] (от англ. Rhythm & Blues, сокр. R&B[* 1] — ритм и блюз) — музыкальный стиль песенно-танцевального жанра[2]. Изначально, обобщённое название массовой музыки[3], основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов[4][5]. В конце 1940-х годов словосочетание ритм-энд-блюз стало официальным маркетинговым термином[6] для обозначения современных, с элементом танцевального ритма[4], популярных направлений[6] в музыке афроамериканских исполнителей США.


Ритм-энд-блюз был очень популярен в молодёжной среде 1940—1950-х годов, и, вместе с кантри, способствовал появлению рок-н-ролла[7].


В 1969 году журнал «Биллборд» предложил новый термин для обозначения популярной музыки данного направления, переименовав свой хит-парад в «Самые продаваемые соул-синглы» (англ. Best-Selling Soul Singles)[4]. Соул-музыка стала более широкими понятием, включавшим в себя музыку исполнителей разных рас и национальностей.




Содержание






  • 1 Возникновение термина


  • 2 Определение


  • 3 Премии и награды


  • 4 Фотогалерея


  • 5 См. также


  • 6 Комментарии


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





Возникновение термина |


В 1947 году, в процессе подготовки негритянского музыкального чарта для американского журнала «Биллборд», журналист Джерри Уэкслер посчитал, что название афроамериканского хит-парада «Расовые записи» (англ. Race Records) имеет негативную окраску. Поэтому он стал использовать в своих рецензиях термин «ритм-энд-блюз». 17 июня 1949 года «Биллборд» официально принял новое название, переименовав хит-парад в «Ритм-энд-блюз записи» (англ. Rhythm & Blues Records)[6]. Таким образом, журнал сделал ритм-энд-блюз синонимом негритянской популярной музыки.


Годом ранее, фирма звукозаписи «Ар-си-эй» утвердила в своих каталогах похожее название блюз-энд-ритм (англ. Blues & Rhythm) вместо «расовая музыка» (англ. Race Music)[* 2]. Некоторое время оба названия имели одинаковое хождение. Так, в начале 1949 года компания «Ар-си-эй» представила новинку индустрии звукозаписи — грампластинку на 45 об/мин. Разосланный по магазинам и радиостанциям рекламный набор состоял из 7 грампластинок разных стилей; стиль блюз-энд-ритм в этом наборе был представлен пластинкой Артура Крадапа «Всё в порядке», в обложке вишнёвого цвета. В 1950 году прошёл первый крупный музыкальный фестиваль данного направления — «Праздник блюз-н-ритма» (англ. Blues & Rhythm Jubilee)[8]. Однако, со временем, словосочетание «ритм-энд-блюз» оказалось наиболее удачным, получив всеобщее признание.



Определение |





Луи Джордан, создатель джамп-блюза, вдохновивший очень значительную часть исполнителей ритм-н-блюза.


Ритм-энд-блюз является преемником джамп-блюза (англ. jump blues)[* 3] — стиля, оформившегося в начале 1940-х годов с помощью афроамериканских вокально-инструментальных ансамблей. Музыкальный исследователь Роберт Палмер определяет ритм-энд-блюз как синоним джамп-блюза[10], а ритм-энд-блюз, в свою очередь, как термин, относящийся к любой музыке исполняемой чернокожими и для чернокожих[11]. Данное мнение поддерживает исследователь и музыкант Ричард Рипани, который считает, что ритм-энд-блюз — это «широкий спектр популярной музыки, созданной афроамериканцами и исполняемой для них»[12]. Исследователь Лоренс Кон уточняет, что ритм-энд-блюз охватывает всё «чёрные» жанры, кроме классической и религиозной музыки; если только госпел не настолько успешен, чтобы попасть в чарты[13].



Премии и награды |


Американская академия звукозаписи ежегодно вручает премии «Грэмми» исполнителям в категории ритм-энд-блюз за: «Лучший мужской вокал», «Лучший женский вокал», «Лучшее вокальное исполнение в дуэте или группой», «Лучшая песня», «Лучшее инструментальное исполнение», «Лучший альбом современного ритм-энд-блюза» и «Лучшее исполнение в стиле традиционного ритм-энд-блюза».



Фотогалерея |




См. также |



  • Чарты журнала «Биллборд» в категории «Ритм-энд-блюз»

  • Современный ритм-н-блюз



Комментарии |




  1. В настоящее время аббревиатура R&B используется для обозначения современного ритм-н-блюза.


  2. Крупные звукозаписывающие фирмы США использовали собственные маркетинговые названия для подобной музыки: Ebony («MGM»), Sepia («Decca» и «Capitol»), и т. д.[4]


  3. Джамп являлся синонимом свинга[9].



Примечания |





  1. 12 РОС, 2005.


  2. БСЭ, 2-е изд., 1950.


  3. Акопян, 2010.


  4. 1234 Hoffmann, 2006.


  5. БЭС, 2-е изд., 2000.


  6. 123 Ward, 2008.


  7. БСЭ, 3-е изд., 1975.


  8. Scaruffi, 2007.


  9. Ulanov, 1952.


  10. Palmer, 1981.


  11. Palmer, 1995.


  12. Ripani, 2006.


  13. Cohn, 1993.




Литература |



  • Блюз // Большая советская энциклопедия : в 51 т. / гл. ред. С. И. Вавилов. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1950. — Т. 5 : Березна — Ботокуды. — С. 321. — 652 с. — (Большая советская энциклопедия ; 1949—1958).

  • Ритм-энд-блюз // Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. — 1456 с. — ISBN 5-85270-160-2.

  • Ритм-н-блюз // Русский орфографический словарь : около 180 000 слов / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд. — М. : Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2005. — 960 с. — ISBN 5-88744-052-X.

  • Рок-н-ролл // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — Т. 22 : Ремень — Сафи. — 628 с. — (Большая советская энциклопедия ; 1969—1978).

  • Акопян, Л. Ритм-н-блюз // Музыка XX века : Энциклопедический словарь. — М. : Практика, 2010. — С. 474. — ISBN 978-5-89816-092-0.

  • R&B (Rhythm and Business) : the political economy of black music / Ed. Norman Kelley. — N. Y. : Akashic Books, 2002. — 334 p. — ISBN 1-888451-26-2.

  • Cohn, Lawrence. Nothing but the Blues : the music and the musicians / Mary Katherine Aldin, Bruce Bastin. — Abbeville Press, 1993. — ISBN 978-1-55859-271-1.

  • Hoffmann, Frank W. Rhythm and Blues, Rap, and Hip-Hop. — Infobase Publishing, 2006. — 353 p. — ISBN 978-0-8160-6980-4.

  • Palmer, Robert. Deep Blues : a musical and cultural history of the Mississippi Delta. — Viking Adult, 1981. — 310 p. — ISBN 978-0-670-49511-5.

  • Palmer, Robert. Rock & Roll : an unruly history. — Harmony, 1995. — 325 p. — ISBN 978-0-517-70050-1.

  • Ripani, Richard J. The New Blue Music : changes in rhythm & blues, 1950—1999. — Jackson : University Press of Mississippi, 2006. — 278 p. — (American Made Music). — ISBN 1-57806-862-2. — ISBN 978-1-57806-862-3. — DOI:10.1017.

  • Scaruffi, Piero. Rhythm'n'Blues // A History of Popular Music before Rock Music. — Omniware, 2007. — 210 p. — ISBN 0-9765531-2-0. — ISBN 978-0-9765531-2-0.

  • Shaw, Arnold. Honkers and Shouters : the golden years of rhythm and blues. — N. Y. : Collier Books, 1978. — 555 p. — ISBN 0-02-061760-7.

  • Ulanov, Barry. A History of Jazz in America. — N. Y. : Viking Press, 1952. — P. 6. — 362 p.

  • Ward, Ed. Rhythm & Blues // Encyclopædia Britannica. — 2008. — 28 февраля. — Дата обращения: 09.2018.

  • Wexler, Jerry. Rhythm and Blues in 1950 // Saturday Review of Literature. — N. Y. : Saturday Review Associates, 1950. — Vol. XXXIII, no. 2 (24 June). — P. 49. — ISSN 0147-5932.

  • Wexler, Jerry. Rhythm and the Blues : a life in American music / Jerry Wexler, David Ritz. — N. Y. : St. Martin's Press, 1994. — P. 62. — 336 p. — ISBN 0-312-11376-5.



Ссылки |




  • Блюз в России (рус.)








Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz