Босоногая графиня
Босоногая графиня | |
---|---|
The Barefoot Contessa | |
Жанр | драма |
Режиссёр | Джозеф Манкевич |
Продюсер | Джозеф Манкевич |
Автор сценария | Джозеф Манкевич |
В главных ролях | Хамфри Богарт, Ава Гарднер |
Оператор | Джек Кардифф |
Композитор | Марио Нашимбене |
Кинокомпания | Figaro, United Artists |
Длительность | 130 мин. |
Страна | США |
Язык | английский |
Год | 1954 |
IMDb | ID 0046754 |
«Босоногая графиня» (англ. The Barefoot Contessa) — драма режиссёра Джозефа Манкевича. Одна из наиболее известных работ в фильмографии Авы Гарднер, воплотившей на экране трагический образ вырвавшейся из безвестности танцовщицы, ставшей всемирно известной актрисой.
Картина получила смешанную оценку критики и была успешна в прокате. Премия «Оскар» и «Золотой глобус» за исполнение мужской роли второго плана (Эдмонд О’Брайен). Номинация на премию «Оскар» за лучший сценарий (Джозеф Манкевич). В честь фильма получила название известная кулинарная передача.
Содержание
1 Сюжет
2 В ролях
3 Создание
4 Подбор команды
5 Cъёмки картины
6 Критика
7 Примечания
8 Литература
Сюжет |
Картина построена как воспоминания режиссёра Гарри Доуса на похоронах танцовщицы и актрисы Марии Варгас. Примерно за три года до этого Доуса привлекает для съёмок фильма миллионер Кирк Эдвардс. Эксцентричный богач подыскивает новые имена, и в одном из ночных клубов Мадрида его компания находит танцовщицу Марию Варгас. В трудном детстве в трущобах даже иметь обувь было для неё счастьем, и с тех пор Мария не жалует туфли, предпочитая ходить и танцевать босиком. Своенравная девушка поначалу отказывается, но Доусу удаётся её уговорить.
С того момента начинается блестящая карьера актрисы. Дебютная картина, благодаря врождённому таланту и PR-специалисту Оскару Малдрону, приносит отличные сборы. Девушка входит в высший свет и путешествует по всему миру. Она знакомится с взбалмошным латиноамериканским богачом и плейбоем Альберто Бравано. Однажды, во время игры в казино, он ссорится с Марией, считая, что именно из-за неё удача отвернулась от него. От скандала девушку спасает граф Винченцо Торлато-Фаврини. Интеллигентный и обходительный аристократ предлагает Марии покровительство, которое перерастает в роман и свадьбу. Однако близости у них не было вплоть до первой брачной ночи. Тут выясняется, что граф страдает импотенцией из-за последствий ранения на войне. Во время всех этих перипетий, Доус остаётся другом Марии, которому она доверяет самое сокровенное.
Спустя некоторое время Доус и Мария встречаются, и она рассказывает, что несчастлива в браке. Мария ждёт ребёнка от внебрачной связи. Она собирается рассказать мужу о беременности, но Винченцо упреждает разбирательство и первым начинает разговор. Уличив жену в неверности, он выходит из себя и стреляет в Марию. Она не успевает рассказать о будущем ребенке. Сцена похорон Марии Варгас возвращает к началу действия картины.
В ролях |
Хамфри Богарт — Гарри Доус
Ава Гарднер — Мария Варгас
Эдмонд О’Брайен — Оскар Малдрун
Мариус Горинг — Альберто Бравано
Валентина Кортезе — Валентина Торлато-Фаврини
Россано Брацци — Винченцо Торлато-Фаврини
Уоррен Стивенс — Кирк Эдвардс
Элизабет Селларс — Джерри
Бесси Лав — миссис Юбенкс
Создание |
В начале 1950-х Джозеф Манкевич стал одним из самых востребованных режиссёров и сценаристов Голливуда. В 1950 и 1951 году фильмы Манкевича «Письмо трём жёнам» и «Всё о Еве» подряд выиграли «Оскар» за лучшую режиссуру. В 1952 году, будучи в Нью-Йорке, Джозеф написал сценарий новой картины. Она должна была стать первой картиной для Джозефа Манкевича как независимого агента: продюсера и режиссёра собственной компании Figaro Inc[1]. Джозеф задумал драму, своего рода парафраз сказки о Золушке, но с негативной развязкой и отсылкой к теневой стороне кинобизнеса[2].
В некоторой степени в разработке сценария картины были использованы факты из реальной биографии Риты Хейворт. Известная танцовщица, партнёрша Астера по мюзиклам 1940-х, происходила из Испании, из бедной семьи исполнителей фламенко[3]. У героя картины Кирка Эдвардса много общего с образом Говарда Хьюза. Манкевич до войны был довольно близко знаком с эксцентричным миллионером. Трагический роман Хьюза с Авой Гарднер также в значительной мере повлиял на замысел сценариста. Известно, что Хьюз и Манкевич обсуждали сценарий и Говард одобрил его[4].
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Я хотел создать горькую историю Золушки. Принц должен был оказаться гомосексуалистом, хотя я не мог зайти так далеко. Некоторые, впрочем, думают, что я зашёл ещё дальше!
.mw-parser-output .ts-oq{overflow:auto;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-oq .ref-info{font-size:100%}.mw-parser-output .ts-oq .NavToggle{float:none;position:static;right:auto;text-align:left;margin-left:1em}
Оригинальный текст (англ.)
I tried to do a bitter Cinderella story. The Prince should have turned out to be homosexual but 1 couldn't go quite that far. Some people think I went farther!
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Джозеф Манкевич[2]
Подбор команды |
Звезды серебряного экрана пытались заполучить главную женскую роль в многообещающем проекте[5]. Элизабет Тейлор, которая тогда считала себя недооценённой, искала себя. Она прислала Манкевичу телеграмму, в которой умоляла взять её на роль Марии Варгас[6]. Линда Дарнелл считала, что роль «списана» с неё и подходит для неё как нельзя лучше. Впоследствии она глубоко переживала то, что ей так и не удалось сняться в фильме, и отнесла это к личным счётам с Манкевичем[7].
Первоначально на главную женскую роль Манкевич хотел подобрать не примелькавшуюся, малоизвестную актрису, соответствующую образу. Он рассматривал кандидатуры Джоан Коллинз и Россаны Подесты[8]. Ава Гарднер имела репутацию характерной актрисы, специализировавшейся на образе femme fatale в нуар-фильмах 1940-х. Тем не менее биография Авы, которая происходила из бедной семьи и добилась в жизни всего сама, как представлялось режиссёру, могла помочь актрисе войти в образ[9]. Гарднер в тот период испытывала проблемы в личной жизни, она недавно развелась с Фрэнком Синатрой[10]. В октябре 1952 года актриса попросила компанию MGM, с которой у неё был контракт, временно приостановить его, чтобы принять участие в съёмках у Манкевича. Студия крайне неохотно отпустила Гарднер, на которую имела свои виды. После длительных переговоров, Figaro Inc. выплатила $200 000 отступных. Ава Гарднер согласилась сниматься за гонорар в $60 тыс., что было гораздо ниже её обычных запросов — однако интересный сценарий и возможность сняться в хорошем ансамбле оказались важнее[11].
Эдмонд О’Брайен был знаком с Манкевичем со времён совместной работы над «Юлием Цезарем». Джозеф ценил этого актера за профессионализм и умение создать весёлую обстановку на съёмках[8]. Оператора Джека Кардиффа, специализировавшегося в цветной съёмке, Манкевич присмотрел по фильмам «Красные башмачки» и «Пандора и „Летучий Голландец“» (en). Джозефу понравилась его манера в технологии Technicolor и то, как он преподнёс в кадре Аву Гарднер[12].
Cъёмки картины |
Съемки прошли с января по март 1954 года в Италии, в Риме и его пригородах, на производственной базе студии Cinnecitta[12][13]. До их начала Ава Гарднер примерно три недели репетировала своё фламенко, которое ей предстояло исполнить перед камерой[14].
Большая часть актёрского состава прибыла в Италию сразу после нового года. Картина стала одной из последних в фильмографии Хамфри Богарта. Он также согласился работать за гонорар, много меньший его обычного. Актёр уже начал испытывать проблемы со здоровьем. Приступы кашля испортили много дублей и затянули съёмки. Однако основные проблемы звездного дуэта были в том, что Ава и Хамфри не находили взаимопонимания, пикировались и спорили. Хамфри вёл себя на площадке несколько высокомерно, постоянно иронизировал насчёт своей партнёрши и называл её «дамочкой». Аве было сложно подобрать правильное настроение в их экранных взаимоотношениях. Богарт по сценарию не был её мужем или любовником — больше другом и советчиком, которому героиня доверяет свои тайны[15][12].
Трудности были и в поиске общего языка с режиссёром. Для Авы оказалось сложным играть в достаточно камерной и «разговорной» картине. Обычно её героини были не столь многословны, здесь же ей необходимо было отыгрывать сцены, в которых внимание зрителя нужно было удерживать не только своими внешними данными. Впоследствии критики невысоко отозвались об этой составляющей фильма. По сюжету так и остаётся непонятным, откуда испанка из трущоб освоила язык, полный метафор и аллюзий. При этом картина оказалась одной из самых гламурных для Авы. Её героиня появляется в кадре в эффектных нарядах, подготовленных дизайнерами модного дома Sorelle Fontana (en)[16]. В картине фигурирует статуя, установленная над могилой танцовщицы, образ, к которому несколько раз возвращается действие. Образ Марии Варгас изваял известный болгарский скульптор Асен Пейков (bg), которому позировала Ава Гарднер. Статую впоследствии приобрёл Фрэнк Синатра и установил в своём доме в Калифорнии[16].
Премьера картины состоялась 29 сентября 1954 года в Нью-Йорке[12].
Критика |
Сам режиссёр остался не очень доволен картиной, назвав её своим «лучшим из худших фильмов»[4]. Пресса приняла картину противоречиво. Основным предметом критики стала затянутая, не слишком внятная история, перегруженная неоправданным символизмом, отсылками к литературе и философии[17]. Дэйв Кер нашёл её затянутой и излишне «болтливой»[18]. Эмануэль Леви назвал работу Манкевича второсортной, особенно в сравнении со схожей по стилистике другой картиной режиссёра — «Всё о Еве»[19]. Специалисты остались под впечатлением от визуального решения и работы оператора. Работа в стилистике нуар, точное соответствие выбора в пользу цветной гаммы Technicolor (в то время выбор между цветом и пока ещё более привычным черно-белым решением оставался за командой) оказались выгодными сторонами драмы Манкевича. Картина получила высокую оценку от молодых режиссёров французской новой волны. Франсуа Трюффо назвал её «блестящей, умной и элегантной». Жан Люк Годар признал, что картина в значительной мере вдохновила его на знаменитое «Презрение»[20].
Variety высоко оценила цинизм и выпуклость персонажей, соответствующих сеттингу и окружению[21].
Актёрская игра Авы Гарднер получила слабую оценку, тогда как её партнеры — мужчины справились с задачей на высоком уровне[21]. По мнению Босли Краузера, её персонажу не хватало правдоподобия[17].
Примечания |
↑ Davis, 2014, с. 138.
↑ 12 Dauth, 2008, с. 25.
↑ Dauth, 2008, с. 149.
↑ 12 Crane, 2012, с. 34.
↑ Kaplan, 2010, с. 314.
↑ Kelley, 1981, с. 86.
↑ Davis, 2014, с. 139.
↑ 12 Frank Miller. Barefoot Contessa (англ.). tcm (22.08.2016). Проверено 22 августа 2016.
↑ Palmer, 2001, с. 103.
↑ Crane, 2012, с. 29.
↑ Kaplan, 2010, с. 313.
↑ 1234 Biesen, 2014, с. 105.
↑ Crane, 2012, с. 27.
↑ Server, 2007, с. 286.
↑ Server, 2007, с. 287.
↑ 12 Server, 2007, с. 289.
↑ 12 Bosley Crowther. The Screen in Review; 'The Barefoot Contessa' Arrives at Capitol (англ.). New York Times (Sep 30, 1954). Проверено 22 августа 2016.
↑ Dave Kehr. The Barefoot Contessa (англ.). chicagoreader (22.08.2016). Проверено 22 августа 2016.
↑ Emanuel Levy. Barefoot Contessa (1954): Mankiewicz Hollywood Satire, Starring Bogart, Ava Gardner, and Edmond O’Brien (англ.). emanuellevy (Mar 25, 2012). Проверено 22 августа 2016.
↑ Server, 2007, с. 309.
↑ 12 Variety Staff. Review: Barefoot Contessa (англ.). Variety (Dec 31, 1953). Проверено 22 августа 2016.
Литература |
- Cheryl Bray Lower, R. Barton Palmer. Joseph L. Mankiewicz: Critical Essays with an Annotated Bibliography and a Filmography. — McFarland, 2001. — С. 20. — 288 с. — ISBN 9780786409877.
- James Kaplan. Frank: The Making of a Legend. — Hachette UK, 2010. — С. 21. — 480 с. — ISBN 9780748122509.
- Kitty Kelley. Elizabeth Taylor, the Last Star. — Simon and Schuster, 1981. — С. 22. — 448 с. — ISBN 9780671255435.
- Ronald L. Davis. Hollywood Beauty: Linda Darnell and the American Dream. — University of Oklahoma Press, 2014. — С. 23. — ISBN 9780806186962.
- Tom Mankiewicz, Robert Crane. My Life as a Mankiewicz: An Insider's Journey through HollywoodScreen Classics. — University Press of Kentucky, 2012. — С. 24. — 400 с. — ISBN 9780813140575.
- Joseph L. Mankiewicz, Brian Dauth. Joseph L. Mankiewicz: Interviews, Conversations with filmmakers series, ISSN 1556-1593. — Univ. Press of Mississippi, 2008. — С. 25. — 207 с. — ISBN 9781934110249.
- Sheri Chinen Biesen. Music in the Shadows: Noir Musical Films. — JHU Press, 2014. — С. 26. — ISBN 9781421408385.
- Lee Server. Ava Gardner: "Love Is Nothing". — Macmillan, 2007. — С. 27. — ISBN 9781429908740.