Босоногая графиня




























































Босоногая графиня
The Barefoot Contessa
Постер фильма
Жанр
драма
Режиссёр
Джозеф Манкевич
Продюсер
Джозеф Манкевич
Автор
сценария

Джозеф Манкевич
В главных
ролях

Хамфри Богарт,
Ава Гарднер

Оператор
Джек Кардифф
Композитор
Марио Нашимбене
Кинокомпания
Figaro, United Artists
Длительность
130 мин.
Страна
США
Язык
английский
Год
1954
IMDb
ID 0046754

«Босоногая графиня» (англ. The Barefoot Contessa) — драма режиссёра Джозефа Манкевича. Одна из наиболее известных работ в фильмографии Авы Гарднер, воплотившей на экране трагический образ вырвавшейся из безвестности танцовщицы, ставшей всемирно известной актрисой.


Картина получила смешанную оценку критики и была успешна в прокате. Премия «Оскар» и «Золотой глобус» за исполнение мужской роли второго плана (Эдмонд О’Брайен). Номинация на премию «Оскар» за лучший сценарий (Джозеф Манкевич). В честь фильма получила название известная кулинарная передача.




Содержание






  • 1 Сюжет


  • 2 В ролях


  • 3 Создание


  • 4 Подбор команды


  • 5 Cъёмки картины


  • 6 Критика


  • 7 Примечания


  • 8 Литература





Сюжет |


Картина построена как воспоминания режиссёра Гарри Доуса на похоронах танцовщицы и актрисы Марии Варгас. Примерно за три года до этого Доуса привлекает для съёмок фильма миллионер Кирк Эдвардс. Эксцентричный богач подыскивает новые имена, и в одном из ночных клубов Мадрида его компания находит танцовщицу Марию Варгас. В трудном детстве в трущобах даже иметь обувь было для неё счастьем, и с тех пор Мария не жалует туфли, предпочитая ходить и танцевать босиком. Своенравная девушка поначалу отказывается, но Доусу удаётся её уговорить.


С того момента начинается блестящая карьера актрисы. Дебютная картина, благодаря врождённому таланту и PR-специалисту Оскару Малдрону, приносит отличные сборы. Девушка входит в высший свет и путешествует по всему миру. Она знакомится с взбалмошным латиноамериканским богачом и плейбоем Альберто Бравано. Однажды, во время игры в казино, он ссорится с Марией, считая, что именно из-за неё удача отвернулась от него. От скандала девушку спасает граф Винченцо Торлато-Фаврини. Интеллигентный и обходительный аристократ предлагает Марии покровительство, которое перерастает в роман и свадьбу. Однако близости у них не было вплоть до первой брачной ночи. Тут выясняется, что граф страдает импотенцией из-за последствий ранения на войне. Во время всех этих перипетий, Доус остаётся другом Марии, которому она доверяет самое сокровенное.


Спустя некоторое время Доус и Мария встречаются, и она рассказывает, что несчастлива в браке. Мария ждёт ребёнка от внебрачной связи. Она собирается рассказать мужу о беременности, но Винченцо упреждает разбирательство и первым начинает разговор. Уличив жену в неверности, он выходит из себя и стреляет в Марию. Она не успевает рассказать о будущем ребенке. Сцена похорон Марии Варгас возвращает к началу действия картины.



В ролях |




  • Хамфри Богарт — Гарри Доус


  • Ава Гарднер — Мария Варгас


  • Эдмонд О’Брайен — Оскар Малдрун


  • Мариус Горинг — Альберто Бравано


  • Валентина Кортезе — Валентина Торлато-Фаврини


  • Россано Брацци — Винченцо Торлато-Фаврини


  • Уоррен Стивенс — Кирк Эдвардс


  • Элизабет Селларс — Джерри


  • Бесси Лав — миссис Юбенкс



Создание |




Ава Гарднер, в роли Марии Варгас


В начале 1950-х Джозеф Манкевич стал одним из самых востребованных режиссёров и сценаристов Голливуда. В 1950 и 1951 году фильмы Манкевича «Письмо трём жёнам» и «Всё о Еве» подряд выиграли «Оскар» за лучшую режиссуру. В 1952 году, будучи в Нью-Йорке, Джозеф написал сценарий новой картины. Она должна была стать первой картиной для Джозефа Манкевича как независимого агента: продюсера и режиссёра собственной компании Figaro Inc[1]. Джозеф задумал драму, своего рода парафраз сказки о Золушке, но с негативной развязкой и отсылкой к теневой стороне кинобизнеса[2].


В некоторой степени в разработке сценария картины были использованы факты из реальной биографии Риты Хейворт. Известная танцовщица, партнёрша Астера по мюзиклам 1940-х, происходила из Испании, из бедной семьи исполнителей фламенко[3]. У героя картины Кирка Эдвардса много общего с образом Говарда Хьюза. Манкевич до войны был довольно близко знаком с эксцентричным миллионером. Трагический роман Хьюза с Авой Гарднер также в значительной мере повлиял на замысел сценариста. Известно, что Хьюз и Манкевич обсуждали сценарий и Говард одобрил его[4].


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






Я хотел создать горькую историю Золушки. Принц должен был оказаться гомосексуалистом, хотя я не мог зайти так далеко. Некоторые, впрочем, думают, что я зашёл ещё дальше!


.mw-parser-output .ts-oq{overflow:auto;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-oq .ref-info{font-size:100%}.mw-parser-output .ts-oq .NavToggle{float:none;position:static;right:auto;text-align:left;margin-left:1em}

.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


Джозеф Манкевич[2]



Подбор команды |


Звезды серебряного экрана пытались заполучить главную женскую роль в многообещающем проекте[5]. Элизабет Тейлор, которая тогда считала себя недооценённой, искала себя. Она прислала Манкевичу телеграмму, в которой умоляла взять её на роль Марии Варгас[6]. Линда Дарнелл считала, что роль «списана» с неё и подходит для неё как нельзя лучше. Впоследствии она глубоко переживала то, что ей так и не удалось сняться в фильме, и отнесла это к личным счётам с Манкевичем[7].


Первоначально на главную женскую роль Манкевич хотел подобрать не примелькавшуюся, малоизвестную актрису, соответствующую образу. Он рассматривал кандидатуры Джоан Коллинз и Россаны Подесты[8]. Ава Гарднер имела репутацию характерной актрисы, специализировавшейся на образе femme fatale в нуар-фильмах 1940-х. Тем не менее биография Авы, которая происходила из бедной семьи и добилась в жизни всего сама, как представлялось режиссёру, могла помочь актрисе войти в образ[9]. Гарднер в тот период испытывала проблемы в личной жизни, она недавно развелась с Фрэнком Синатрой[10]. В октябре 1952 года актриса попросила компанию MGM, с которой у неё был контракт, временно приостановить его, чтобы принять участие в съёмках у Манкевича. Студия крайне неохотно отпустила Гарднер, на которую имела свои виды. После длительных переговоров, Figaro Inc. выплатила $200 000 отступных. Ава Гарднер согласилась сниматься за гонорар в $60 тыс., что было гораздо ниже её обычных запросов — однако интересный сценарий и возможность сняться в хорошем ансамбле оказались важнее[11].


Эдмонд О’Брайен был знаком с Манкевичем со времён совместной работы над «Юлием Цезарем». Джозеф ценил этого актера за профессионализм и умение создать весёлую обстановку на съёмках[8]. Оператора Джека Кардиффа, специализировавшегося в цветной съёмке, Манкевич присмотрел по фильмам «Красные башмачки» и «Пандора и „Летучий Голландец“» (en). Джозефу понравилась его манера в технологии Technicolor и то, как он преподнёс в кадре Аву Гарднер[12].



Cъёмки картины |




Хамфри Богарт, в роли Гарри Доуса


Съемки прошли с января по март 1954 года в Италии, в Риме и его пригородах, на производственной базе студии Cinnecitta[12][13]. До их начала Ава Гарднер примерно три недели репетировала своё фламенко, которое ей предстояло исполнить перед камерой[14].


Большая часть актёрского состава прибыла в Италию сразу после нового года. Картина стала одной из последних в фильмографии Хамфри Богарта. Он также согласился работать за гонорар, много меньший его обычного. Актёр уже начал испытывать проблемы со здоровьем. Приступы кашля испортили много дублей и затянули съёмки. Однако основные проблемы звездного дуэта были в том, что Ава и Хамфри не находили взаимопонимания, пикировались и спорили. Хамфри вёл себя на площадке несколько высокомерно, постоянно иронизировал насчёт своей партнёрши и называл её «дамочкой». Аве было сложно подобрать правильное настроение в их экранных взаимоотношениях. Богарт по сценарию не был её мужем или любовником — больше другом и советчиком, которому героиня доверяет свои тайны[15][12].


Трудности были и в поиске общего языка с режиссёром. Для Авы оказалось сложным играть в достаточно камерной и «разговорной» картине. Обычно её героини были не столь многословны, здесь же ей необходимо было отыгрывать сцены, в которых внимание зрителя нужно было удерживать не только своими внешними данными. Впоследствии критики невысоко отозвались об этой составляющей фильма. По сюжету так и остаётся непонятным, откуда испанка из трущоб освоила язык, полный метафор и аллюзий. При этом картина оказалась одной из самых гламурных для Авы. Её героиня появляется в кадре в эффектных нарядах, подготовленных дизайнерами модного дома Sorelle Fontana (en)[16]. В картине фигурирует статуя, установленная над могилой танцовщицы, образ, к которому несколько раз возвращается действие. Образ Марии Варгас изваял известный болгарский скульптор Асен Пейков (bg), которому позировала Ава Гарднер. Статую впоследствии приобрёл Фрэнк Синатра и установил в своём доме в Калифорнии[16].


Премьера картины состоялась 29 сентября 1954 года в Нью-Йорке[12].



Критика |


Сам режиссёр остался не очень доволен картиной, назвав её своим «лучшим из худших фильмов»[4]. Пресса приняла картину противоречиво. Основным предметом критики стала затянутая, не слишком внятная история, перегруженная неоправданным символизмом, отсылками к литературе и философии[17]. Дэйв Кер нашёл её затянутой и излишне «болтливой»[18]. Эмануэль Леви назвал работу Манкевича второсортной, особенно в сравнении со схожей по стилистике другой картиной режиссёра — «Всё о Еве»[19]. Специалисты остались под впечатлением от визуального решения и работы оператора. Работа в стилистике нуар, точное соответствие выбора в пользу цветной гаммы Technicolor (в то время выбор между цветом и пока ещё более привычным черно-белым решением оставался за командой) оказались выгодными сторонами драмы Манкевича. Картина получила высокую оценку от молодых режиссёров французской новой волны. Франсуа Трюффо назвал её «блестящей, умной и элегантной». Жан Люк Годар признал, что картина в значительной мере вдохновила его на знаменитое «Презрение»[20].


Variety высоко оценила цинизм и выпуклость персонажей, соответствующих сеттингу и окружению[21].
Актёрская игра Авы Гарднер получила слабую оценку, тогда как её партнеры — мужчины справились с задачей на высоком уровне[21]. По мнению Босли Краузера, её персонажу не хватало правдоподобия[17].



Примечания |





  1. Davis, 2014, с. 138.


  2. 12 Dauth, 2008, с. 25.


  3. Dauth, 2008, с. 149.


  4. 12 Crane, 2012, с. 34.


  5. Kaplan, 2010, с. 314.


  6. Kelley, 1981, с. 86.


  7. Davis, 2014, с. 139.


  8. 12 Frank Miller. Barefoot Contessa (англ.). tcm (22.08.2016). Проверено 22 августа 2016.


  9. Palmer, 2001, с. 103.


  10. Crane, 2012, с. 29.


  11. Kaplan, 2010, с. 313.


  12. 1234 Biesen, 2014, с. 105.


  13. Crane, 2012, с. 27.


  14. Server, 2007, с. 286.


  15. Server, 2007, с. 287.


  16. 12 Server, 2007, с. 289.


  17. 12 Bosley Crowther. The Screen in Review; 'The Barefoot Contessa' Arrives at Capitol (англ.). New York Times (Sep 30, 1954). Проверено 22 августа 2016.


  18. Dave Kehr. The Barefoot Contessa (англ.). chicagoreader (22.08.2016). Проверено 22 августа 2016.


  19. Emanuel Levy. Barefoot Contessa (1954): Mankiewicz Hollywood Satire, Starring Bogart, Ava Gardner, and Edmond O’Brien (англ.). emanuellevy (Mar 25, 2012). Проверено 22 августа 2016.


  20. Server, 2007, с. 309.


  21. 12 Variety Staff. Review: Barefoot Contessa (англ.). Variety (Dec 31, 1953). Проверено 22 августа 2016.




Литература |



  • Cheryl Bray Lower, R. Barton Palmer. Joseph L. Mankiewicz: Critical Essays with an Annotated Bibliography and a Filmography. — McFarland, 2001. — С. 20. — 288 с. — ISBN 9780786409877.

  • James Kaplan. Frank: The Making of a Legend. — Hachette UK, 2010. — С. 21. — 480 с. — ISBN 9780748122509.

  • Kitty Kelley. Elizabeth Taylor, the Last Star. — Simon and Schuster, 1981. — С. 22. — 448 с. — ISBN 9780671255435.

  • Ronald L. Davis. Hollywood Beauty: Linda Darnell and the American Dream. — University of Oklahoma Press, 2014. — С. 23. — ISBN 9780806186962.

  • Tom Mankiewicz, Robert Crane. My Life as a Mankiewicz: An Insider's Journey through HollywoodScreen Classics. — University Press of Kentucky, 2012. — С. 24. — 400 с. — ISBN 9780813140575.

  • Joseph L. Mankiewicz, Brian Dauth. Joseph L. Mankiewicz: Interviews, Conversations with filmmakers series, ISSN 1556-1593. — Univ. Press of Mississippi, 2008. — С. 25. — 207 с. — ISBN 9781934110249.

  • Sheri Chinen Biesen. Music in the Shadows: Noir Musical Films. — JHU Press, 2014. — С. 26. — ISBN 9781421408385.

  • Lee Server. Ava Gardner: "Love Is Nothing". — Macmillan, 2007. — С. 27. — ISBN 9781429908740.









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz