Художник




Художник — человек, занимающийся изобразительным искусством[1]. В более широком смысле — деятель искусства.




Содержание






  • 1 Этимология


  • 2 Профессия


  • 3 Особенности профессии


    • 3.1 Влияние конъюнктуры на художника


      • 3.1.1 2000-е годы


      • 3.1.2 2010-е годы






  • 4 Примечания


  • 5 Ссылки





Этимология |


Славянское слово «художник» (болг. художник, укр. художник) образовано от утраченного ныне общеславянского слова «hǫdogъ» (ст.‑слав. хѫдогъ), которое является древним заимствованием из готского языка (готск. handags) или другого древнегерманского диалекта, а в германских языках восходит к обозначению руки (ср. нем. Hand, дат. Hånd, норв. Hånd, англ. Hand).



Профессия |


В каменном веке художники создавали изображения или рисунки на камнях[2]. Первыми известными художниками были древние греки V веке до н. э. (Агатарх и Полигнот). Первым мифологическим художником считался Дедал, хотя он являлся одновременно скульптором и инженером. В Древнем Египте художники украшали гробницы и каменные дома, а ремесло художника было тесно связано с изготовлением красок[3]. Кроме того, в Древнем Египте создание изображений считалось магическим действием, а сами художники почитались как жрецы. Поскольку изображения были сакральны, то художники обладали знанием определенного канона и пропорций[4].


В средние века художник становился иконописцем (например, Андрей Рублёв[5]), создателем фресок, мозаики и книжных миниатюр, творчество которого сковывали каноны. В Италии эпохи Возрождения сформировался современный образ художника-портретиста, чьё искусство стало живописью с присущей ей свойствами (Джотто)[6].



Особенности профессии |



Влияние конъюнктуры на художника |



2000-е годы |


По мнению искусствоведа Н. О. Тамручи, к середине 2000-х годов, большинство художников ориентировались на рациональные коммерческие отношения, а создание абсолютно некоммерческих вещей являлось редким неопределяющим явлением в их жизни, в том же интервью Наталья Тамручи утверждала, что случаи, когда художники могли равнодушно относиться к социальной среде были, в тот период, крайне редки, так как «свободные художники» являлись более зависимыми от денег и критиков, чем их коммерциализированные коллеги-ремесленники:


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}




Художник, который творит свободно, более зависим от кошелька, чем творческий ремесленник. Потому что ремесленник — архитектор или дизайнер — сначала получает деньги. И от них уже не зависит. Что он будет делать после того, как получил заказ и оформил договор, зависит только от того, на что он способен. А вот свободный художник, если хочет за свою работу получить деньги, в процессе её создания должен учитывать вкусы публики, вкусы галериста, вкусы критиков, то есть среды… Если, конечно, он хочет двигаться, хочет быть успешным художником..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


Н. О. Тамручи, журнал [кАк) №30-31/2004


Иной точки зрения придерживался арт-менеджер и галерист Марат Гельман[7], в 2008 году он утверждал, что в тот момент, когда внешняя среда начинала диктовать, какое ей нужно искусство, современный художник сопротивлялся ей:




Сферы, питающиеся искусством, в какой-то момент начинают желать влиять на искусство, и в этот момент художник начинает выстраивать границы непроникновения: знайте своё место.


Марат Гельман: «Искусству кризис не помеха…»[8]


Однако, в историческом аспекте, Марат Гельман признавал, что художнику приходилось учитывать особенности политики и рынка:




Если смотреть исторически, то искусство вечно, а рынок имеет разные формы. И смысл рынок имеет только как способ финансирования искусства. Деньги — это кровь искусства. Когда-то единственным заказчиком была церковь, надо было соответствовать образцам, получать заказ, участвовать в интригах. Потом был век Просвещения, просвещенные правители финансировали искусство, надо было угадывать их вкусы… Вполне возможно, что рынок поменяет свои формы.


Марат Гельман, «Искусство и деньги»[9]



2010-е годы |


В начале 2010-х годов арт-менеджер Виктор Мизиано считал, что художественная практика в России отражает в себе политическую ситуацию, поэтому она затребована либо как пропагандистский ресурс, либо как индустрия роскоши и развлечений, куратор также выделил некоторые особенности того периода, например, отвечая на вопрос о том, пошел ли кризис на пользу русскому искусству, Виктор Мизиано сказал следующее:







Я уже слышал подобную точку зрения, что кризис окажется благотворным для художественной ситуации. Однако думаю, что если художники мыслят рынок оптимальным контекстом для своего искусства, то в момент экономического спада они вряд ли изменятся: они просто постараются адаптироваться к новым рыночным условиям.



При этом уже сам факт того, что у нас общественное мнение связывает с кризисом некую позитивную перспективу, разоблачителен. Это означает, что для него развитие искусства так или иначе осуществляется исключительно через деньги! Не этим должно быть обеспокоено художественное сообщество.




Виктор Мизиано: «Капля камень точит»[10]



Примечания |



.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





















  1. Искусства пластические. // Популярная художественная энциклопедия: архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство. — М.: Советская энциклопедия., 1986. — Т. I.


  2. Археологи нашли творения художников каменного века в Бесовом Носу, РБК. Проверено 4 августа 2017.


  3. Живопись Древнего Египта (неопр.). www.letopis.info. Проверено 4 августа 2017.


  4. История методов обучения рисованию, зарубежная школа рисунка - Н. Н. Ростовцев | Методы обучения рисунку в Древнем Египте, 1 часть (неопр.). hudozhnikam.ru. Проверено 4 августа 2017.


  5. Рублев Андрей (неопр.). www.icon-art.info. Проверено 4 августа 2017.


  6. Джотто, великий флорентийский художник / www.art-giotto.ru (неопр.). www.art-giotto.ru. Проверено 4 августа 2017.


  7. М. А. Гельман о Н. О. Тамручи Январь 18, 2011, М. А. Гельман: «просто тамручи — дура»


  8. Марат Гельман: «Искусству кризис не помеха…» "Частный Корреспондент" от 20 ноября 2008 года


  9. "Вокруг Гельмана" Интервью Марата Гельмана журналу "Патрон" (Латвия), 8.02.2007


  10. Виктор Мизиано: «Капля камень точит» "Частный Корреспондент" от 14 января 2011 года




Ссылки |


  • сайт художников-иллюстраторов детской книги



Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар