Ним (игра)





Ним — математическая игра, в которой два игрока по очереди берут предметы, разложенные на несколько кучек. За один ход может быть взято любое количество предметов (большее нуля) из одной кучки. Выигрывает игрок, взявший последний предмет. В классическом варианте игры число кучек равняется трём.


Частный случай, когда кучка одна, но максимальное число предметов, которые можно взять за ход, ограничено, известен как игра Баше. Ним — конечная игра с полной информацией. Классическая игра Ним имеет фундаментальное значение для теоремы Шпрага-Гранди. Эта теорема утверждает, что обычная игра в сумму беспристрастных игр эквивалентна обычной игре в Ним. При этом каждой беспристрастной игре-слагаемому соответствует кучка Ним, число предметов в которой равно значению функции Шпрага-Гранди для игровой позиции данной игры.




Содержание






  • 1 История игры


  • 2 Стратегия игры


  • 3 Варианты игры


    • 3.1 Шоколадка


    • 3.2 Мизер


    • 3.3 Мультиним


    • 3.4 Форкед-ним




  • 4 В кино и телевидении


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература





История игры |


Китайская игра ним упоминалась европейцами ещё в XVI веке. Имя «ним» было дано игре американским математиком Чарльзом Бутоном (англ. Charles Bouton), описавшим в 1901 году выигрышную стратегию игры. Существует несколько вариантов происхождения названия игры:



  • от немецкого глагола nehmen или от староанглийского глагола Nim, имеющих значение «брать»;

  • от английского глагола Win («побеждать») переворачиванием слова.


Игрушка «Доктор Ним», небольшой шариковый компьютер, придуманный в 1960-х, играл не в ним, а в игру Баше.



Стратегия игры |


В общем случае рассматривается p{displaystyle p}p кучек предметов с N1,N2,⋯Np{displaystyle N_{1},N_{2},cdots N_{p}}{displaystyle N_{1},N_{2},cdots N_{p}} предметами. Игроки ходят по очереди. Ход заключается в том, что игрок берёт из кучки i∈[1,p]{displaystyle iin [1,p]}{displaystyle iin [1,p]} n∈[1,Ni]{displaystyle nin [1,N_{i}]}{displaystyle nin [1,N_{i}]} предметов. Каждой позиции игры ставится в соответствие ним-сумма этой позиции — результат сложения размеров всех кучек в двоичной системе счисления без учёта переноса разрядов, то есть сложение двоичных разрядов чисел в поле вычетов по модулю 2: S=N1⊕N2⊕Np{displaystyle S=N_{1}oplus N_{2}oplus cdots oplus N_{p}}{displaystyle S=N_{1}oplus N_{2}oplus cdots oplus N_{p}}


Выигрышная стратегия состоит в том, чтобы оставлять после своего хода позицию с ним-суммой, равной нулю. Она основана на том, что из любой позиции с ним-суммой, не равной нулю, можно одним ходом получить позицию с нулевой ним-суммой, а из позиции с нулевой ним-суммой любой ход ведёт в позицию с ним-суммой, отличной от нуля.


Пример: предположим, в игре три кучки, в них соответственно 2 (0010 в бинарном представлении), 8 (1000) и 13 (1101) предметов. Ним-сумма этой позиции — 7 (0111). Следовательно, выигрышная стратегия состоит в том, чтобы взять 3 предмета из третьей кучки — там останется 10 (1010) предметов, и ним-сумма позиции станет 0 (0000). Предположим, после вашего хода противник забирает все предметы из первой кучки — выигрышная стратегия будет заключаться в том, чтобы забрать 2 предмета из третьей кучки. В таком случае после вашего хода в кучках будет соответственно 0 (0000), 8 (1000) и 8 (1000) предметов, ним-сумма по прежнему будет равняться 0.



Варианты игры |



Шоколадка |


Есть шоколадка m×n, одна долька «отравленная». Игрок своим ходом разламывает шоколадку по линии и съедает неотравленную часть. Проигрывает тот, кому останется отравленная долька. Игра эквивалентна ниму с четырьмя кучками.



Мизер |


В этом варианте игрок, взявший последний объект, проигрывает. Выигрышная стратегия совпадает с выигрышной стратегией обычной игры до того момента, когда в результате хода игрока на столе должно остаться некоторое количество кучек с единственным предметом в каждой из них. В случае мизера игрок должен оставить нечётное количество кучек, тогда как выигрышная стратегия обычной игры требует оставить чётное количество кучек, чтобы ним-сумма равнялась нулю. Это можно сформулировать так: если осталась ровно одна кучка, содержащая более одного предмета, то забрать из неё все предметы или все кроме одного, чтобы осталось нечетное количество единичных кучек; иначе придерживаться выигрышной стратегии обычной игры.



Мультиним |


Более общий случай игры Ним был предложен Элиакимом Муром. В игре Nimi{displaystyle Nim_{i}}Nim_{i} игрокам разрешается брать предметы из максимум i{displaystyle i}i кучек. Легко видеть, что обычная игра ним является Nim1{displaystyle Nim_{1}}Nim_{1}. Для решения необходимо записать размеры каждой кучки в двоичной системе счисления и просуммировать эти числа в (i+1){displaystyle (i+1)}(i+1)-ичной системе счисления без переносов разрядов. Если получилось число 0, то текущая позиция проигрышная, иначе — выигрышная и из неё есть ход в позицию с нулевой величиной.



Форкед-ним |


Еще один вариант игры был предложен Матвеем Бернштейном. В нем можно произвольно разбивать любую кучку на две произвольные кучки вместо хода. Во всем остальном игра ведется по обычным правилам.



В кино и телевидении |


  • Эта игра служит метафорой происходящего в фильме «В прошлом году в Мариенбаде»[1].


См. также |



  • Функция Шпрага-Гранди

  • Игра Баше

  • Пешечная дуэль

  • Хакенбуш



Примечания |





  1. Oliver Knill. Math in Movies: Last year in Marienbad (англ.). Math in Movies. Department of Mathematics Harvard University. Проверено 22 июня 2009. Архивировано 21 февраля 2012 года.




Литература |



  • Болл У., Коксетер Г. Математические эссе и развлечения = Mathematical Recreations and Essays. — М.: Мир, 1986. — С. 47-51.

  • Фомин С. В. Системы счисления. — 5-е изд. — М.: Наука, 1987. — С. 48.


  • Гарднер М. Крестики-нолики. —М.: Мир, 1988. ISBN 5-03-001234-6.

  • Jean-Paul Delahaye. Stratégies magiques au pays de Nim // Pour la science : Журнал. — Paris: Belin, 2009. — Т. 377, № 3. — С. 88-93.




Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар