Яндекс.Новости
Яндекс.Новости | |
---|---|
URL | news.yandex.ru |
Тип сайта | RSS-агрегатор и Агрегатор СМИ |
Язык(-и) | русский и украинский[1] |
Владелец | Яндекс |
Автор | Яндекс |
Начало работы | 21 июня 2000[2] |
Текущий статус | активен |
Яндекс.Новости — служба автоматической обработки и систематизации новостей компании Яндекс.
Содержание
1 Принцип работы
2 Партнёры службы
3 Условия участия
4 Аудитория
5 Критика
6 Примечания
7 Статьи
8 Ссылки
Принцип работы |
Новости обрабатываются в режиме реального времени. Данные поступают от партнеров службы, в числе которых ведущие российские и зарубежные СМИ. Поступающая от партнеров информация автоматически группируется в сюжеты. На их основе службой формируется информационная картина дня.[3]
Создатели сервиса утверждают, что человеческое вмешательство в алгоритм работы сервиса отсутствует, что позволяет формировать сюжеты, помещая рядом сообщения с совершенно разными точками зрения. Таким образом, пользователь получает возможность сравнить, как одно и то же событие отражено в различных СМИ. Данное утверждение оспаривается критиками сервиса (см. #Критика). При этом Яндекс.Новости не ограничивается одним лишь текстовым форматом передачи информации — на сайте, кроме текстов, также представлены фото-, аудио- и видеоматериалы. К примеру, есть возможность просмотреть график изменения цен на бензин[4] — 3dnews.
После событий 2008 года Яндекс.Новости усилил ранжировку источников для недопуска в топ малоизвестных СМИ с сомнительной репутацией. С 2014 года из-за внешнеполитических событий сервис начал ранжировать источники по отдельным странам[5].
В том же 2008 году сервис сменил дизайн[6].
Партнёры службы |
Партнеры службы — издания, публикующие материалы новостного и аналитического характера.
Партнерами службы Яндекс.Новости могут быть как политематические, так и специализированные издания (в том числе отраслевые СМИ, источники официальной информации, тематические сайты). СМИ-партнёры имеют разный рейтинг на основании ряда параметров (вроде оперативности и цитируемости), который пересчитывается еженедельно.
Индексация транслируемых изданием сообщений осуществляется Яндексом каждые 10 минут.
К августу 2016 года в сервисе было зарегистрировано 6 700 источников[7].
Условия участия |
Транслируемые данные должны находиться в свободном бесплатном доступе в интернете (необходимость регистрации считается ограничением свободного доступа). При этом Яндекс.Новости не допускают участия в работе службы материалов, содержащих сообщения неновостного характера (прогнозы погоды, списки и расписания, сообщения блогов и форумов, анонсы предстоящих событий, рекламу, стихи, анекдоты, фельетоны, гороскопы, художественные произведения).
Трансляция данных осуществляется в формате RSS 2.0 (международный стандарт для синдикации веб-контента), при этом передача данных партнером и их индексация Яндексом осуществляется в рамках взаимовыгодного сотрудничества на безвозмездной основе. Однако администрация службы оставляет за собой право отклонить присланную заявку на участие.[8]
Одно время формирование топа сюжетов также учитывало реакцию соцсетей[9].
В октябре 2016 года из-за принятия закона о новостных агрегаторах «Яндекс.Новости» предложил партнерам подписать новое соглашение, согласно которому для попадания в сервис необходима регистрация в "Роскомнадзоре". В противном случае, сообщения СМИ исчезнут с главной страницы «Яндекса», сервиса «Яндекс.Новости», из новостных сюжетов, региональных и тематических рубрик[10][11]. В марте 2017 года поиск по сервису позволял ознакомиться с материалами 7000 незарегистрированных СМИ[9].
Аудитория |
Месячная аудитория службы, по состоянию на февраль 2011 года — 12 миллионов человек[12]. По данным TNS Russia, российская аудитория "Яндекс.Новостей" в сентябре 2016 года составила около 25 млн человек в возрасте от 12 до 64 лет без учета мобильных устройств[11]. По данным директора по распространению технологий "Яндекса" Григория Бакунова, в марте 2017 года ежедневно пять главных новостей на главной странице поисковика смотрят 20 млн. человек, а саму страницу "Яндекс Новостей" - 6 млн. человек[9].
Критика |
Яндекс.Новости обвинялись журналом "Эксперт" в тенденциозном подборе материалов, критикующих политику российских властей по различным вопросам, а также что структура сервиса не отражает реальный баланс мнений в российских СМИ, и события, интересные большинству граждан России; часто в ленте непропорционально представлены небольшие пропагандистские ресурсы. По версии критиков, имеет место ручное вмешательство в механизм ранжирования новостей. Обвинению подверглись освещение сервисом войны в Южной Осетии в августе 2008 года, протестного движения в России в 2011—2013 годах и политического кризиса на Украине 2013—2014[13] Серьёзные претензии к Яндекс. Новостям имел портал Pravda.ru, практически не представленный в их поисковой выдаче. Даже тогда, когда американский сенатор Джон Маккейн написал для портала резонансную эксклюзивную статью, поиск Яндекса приводил читателя на дубликат этой статьи, опубликованной малоизвестной татарской газетой[13].
В октябре 2014 года «РБК» опубликовал расследование, согласно которому мэрия Москвы научилась влиять на результаты работы сервиса. Сделано это было при помощи подключения летом этого года к «Базе данных СМИ и официальных источников» «Яндекса» районных газет и городских управ, где процесс публикации позитивных для власти новостей регулирует принадлежащее московским властям ОАО «Московские информационные технологии»[14].
В ходе протестных акций в марте 2017 года сервис критиковался за не попадание новостей по этой теме на главную страницу «Яндекса», несмотря на важность этих событий и большое число сообщений СМИ о них. Так, после 14.00 примерно до 17.00 в топ-5 сюжетов сервиса не попало ни одной сообщение, связанное с этой темой. Новость о задержании Алексея Навального (имевшая к 15-40 в формате сюжета 58 сообщений, что превышало показатели два других сюжетов из топа), на главную страницу «Яндекса» так и не попала. Взамен неё там был сюжет о жалобах министра иностранных дел Украины Павла Климкина в The Guardian на Россию с 35 сообщениями[15]. "Яндекс" признал отставание сервиса "от картины дня", разъясняя это игнором события со стороны крупных СМИ и неспособностью алгоритма соединить в один сюжет события протестов в разных городах[9][16].
Примечания |
↑ https://news.yandex.ua
↑ Яндекс.Новости - поиск по новостным лентам ведущих информационных агентств
↑ Что такое Яндекс.Новости
↑ Яндекс будет рассказывать автомобилистам о ценах на бензин
↑ Константин Бенюмов. «Ощущения, что от медиасреды отстали, нет» "Meduza", 24.10.2016
↑ «Яндекс.Новости» сменили облик
↑ Как и где) читать новости? "Meduza", 09/08.2016
↑ Информация для СМИ
↑ 1234 Сергей Добрынин. Протесты не в топе "Радио Свобода", 28.03.2017
↑ Из «Яндекс.Новостей» уберут сообщения СМИ, не имеющих регистрации Роскомнадзора "Meduza", 20.10.2016
↑ 12 Роман Рожков. В топе "Яндекса" найдется не все Газета "Коммерсантъ" №196 от 21.10.2016, стр. 12
↑ У сайта Engadget сменился главный редактор
↑ 12 Петр Скоробогатый. Сетевая омерта России // журнал «Эксперт», № 26 (905)
↑ Жанна Ульянова, Дарья Луганская. Расследование РБК: как чиновники перехитрили «Яндекс» «РБК», 22.10.2014
↑ Екатерина Брызгалова, Ксения Болецкая. Сюжет о задержании Навального исчез из главных новостей «Яндекса» "Ведомости", 26.03.2017
↑ «Яндекс» объяснил, почему в топе новостей долго не было сообщений про митинги "Meduza", 27.03.2017
Статьи |
Пустовалов А. В., Старкова Ю. А. Механизм формирования «Яндекс.Новостей» (на примере пермских СМИ) // Университетские исследования. Пермь, ПГУ. — 2013.
Ссылки |
- Я.Робот