Информационный дизайн
Информационный дизайн — отрасль дизайна, практика художественно-технического оформления и представления различной информации с учётом эргономики, функциональных возможностей, психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации и некоторых других факторов[2].
В информационном дизайне традиционные и новые принципы дизайна применяются к процессу преобразования сложных и неструктурированных данных в ценную, осмысленную информацию[3]. С помощью картинок, символов, цвета, слов происходит передача идей, иллюстрация данных или визуализация отношений[4].
Содержание
1 Определения
2 Принципы
3 История
4 Методы дизайна
4.1 Сортировка карточек
5 Распространённые приёмы
5.1 Акцентирование
5.2 Параллельное изложение
5.3 Добавление «воздуха»
6 Излишняя усложнённость
7 Применение
8 Известные информационные дизайнеры
9 Примеры
10 Примечания
11 Литература и ссылки
Определения |
По Роберту Хорну из стэндфордского университета информационный дизайн — искусство и наука подготовки информации таким образом, чтобы она могла быть эффективно[5] использована людьми[6][7].
Дино Карабег дал следующее определение информационного дизайна:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Информационный дизайн — это дизайн информации.
.mw-parser-output .ts-oq{overflow:auto;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-oq .ref-info{font-size:100%}.mw-parser-output .ts-oq .NavToggle{float:none;position:static;right:auto;text-align:left;margin-left:1em}
Оригинальный текст (англ.)
Information design is the design of information.
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— [8]
В цитируемой работе определение развёртывается: информационный дизайн противопоставляется традиционному информированию, при котором профессионалы в своей области ведут информационную коммуникацию традиционными средствами, используя традиционные для той или иной сферы деятельности каналы. Для информационного дизайна важны ответы на следующие вопросы[8]:
- Каковы цели информации в данной культуре?
- Как они могут достигаться эффективнее?
- Каким новым целям может служить информация?
- Как информация должна быть представлена, чтобы достичь целей?[8]
В своей статье Герлинде Шуллер (Gerlinde Schuller) приводит следующую формулу информационного дизайна:
Информационный дизайн = Сложность + Междисциплинарность + Эксперимент
Оригинальный текст (англ.)
{{{2}}}
— [9]
с данными ниже объяснениями. Информационный дизайн
- делает сложные наборы фактов доступными восприятию,
- требует междисциплинарного подхода к коммуникации, например, сочетая умения графического дизайна, трёхмерного дизайна, цифровых технологий, когнитивистики, теории информации, культурологии,
- следует развивать в направлении экспериментирования, расширяя репертуар средств и не исключая из рассмотрения сложные системы.
В сборнике Information design[3]Джеф Раскин заявил, что «информационный дизайн» — неправильное название, так как саму информацию нельзя проектировать, в отличие от способов её передачи и представления[10].
Принципы |
Основной источник:[11]
Основной целью информационного дизайна является ясность коммуникации: сообщение должно не только быть точно передано отправителем, но и правильно понято получателем.
Информационный дизайн строится на функциональных и эстетических принципах.
К функциональным принципам можно отнести:
- облегчение понимания и обучения;
- чёткая структура сообщения;
- ясность;
- простота;
- единство (англ. unity) элементов сообщения;
- обеспечение высокого качества сообщения;
- уменьшение стоимости.
К эстетическим принципам относятся:
гармония и пропорциональность.
История |
Термин англ. information design, обозначающий междисциплинарную область исследований, появился в 1970-х. Некоторые графические дизайнеры стали использовать этот термин, а в 1979 году стал выпускаться журнал «Information Design Journal». По воспоминаниям редактора журнала, новое издание имело целью привнести дизайнерский процесс (планирование) в информационную коммуникацию, содержание и язык в дополнение к форме, в противовес броской информационной графике той поры[12]. Необходимость наглядного представления информации возникла давно, и характерные для информационного дизайна работы в виде инфографики появились задолго до определения самого понятия:
- Иллюстрация из «Эссэ о рабстве и коммерции рода человеческого» Томаса Кларксона, 1786;
- Карта распространения холеры Джона Шоу, 1854;
- Марш Наполеона Шарля Минарда, 1861;
- Карта лондонской подземки Харри Бека, 1933[13];
- Диаграмма отношения музыкальных нот Куинби (англ. E.J. Quinby), 1941[14]
и другие[15].
Работы информационного дизайна | |||||||||
|
Методы дизайна |
Сортировка карточек |
Сортировка карточек является одним из методов проектирования структуры веб-портала или программного приложения, в котором участвуют потенциальные пользователи. Метод направлен на выявление структуры, упрощающей нахождение нужной информации пользователями. Суть метода заключается в распределении карточек с названиями материалов сайта по группам. Имеются открытая и закрытая разновидности метода, в зависимости от того, имеют ли пользователи возможность создавать свои группы или же набор групп жёстко задан. К достоинствам метода относятся его простота, дешевизна, быстрота проведения, проверенность временем, привлекательность для пользователей. К недостаткам можно отнести отсутствие учёта задач пользователей, разброс результатов, трудоёмкость анализа результатов, возможная поверхностность[16].
Распространённые приёмы |
Основные источники:[17]
Акцентирование |
Изменением различных параметров текста (размера и начертания шрифта, позиции, и т. п.) можно добиться контраста для части текста, на который необходимо обратить внимание читателя.
Параллельное изложение |
Заметки на полях — параллельные тексты, фонарики (жарг.) — помогают привлечь внимание к наиболее важным моментам.
Добавление «воздуха» |
Значимые части материала можно выделить путём окружения его пустым пространством — «воздухом». «Воздушный» документ и его части приятнее и легче читать, придаёт тексту изящество.
Излишняя усложнённость |
Одной из проблем с информационным дизайном можно считать его излишнюю усложнённость[18] (англ. over-designed), которая может выражаться в наличии отвлекающих внимание элементов[19].
Применение |
Информационный дизайн находит применение в различных областях деятельности, таких как[20]:
- информационные материалы (в любом виде) и формы для получения информации;
- внутренний документооборот предприятия;
- указатели и организация среды для ориентации (англ. wayfinding) в пространстве;
Известные информационные дизайнеры |
Тафти, Эдвард[21]
Раскин, Джеф[22]
- Артемий Лебедев
Артём Горбунов[источник не указан 2339 дней]
Ладислав Сутнар
Отто Неурат
Ричард Саул Вурман[23]
Примеры |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Примечания |
↑ это работа на стыке графического и информационного дизайнов и картографии
↑ Robert Jacobson, Information design methods and the applications of virtual worlds technology at WORLDESIGN, Inc.
↑ 12 Jacobson, 1999, p. 342.
↑ John Emerson, Visualizing Information for Advocacy: An Introduction to Information Design
↑ В оригинале: with efficiency and effectiveness
↑ Cairo, 2012, Rational Optimism.
↑ Robert Jacobson, ed. Information Design, Cambridge: MIT Press, 2000.
↑ 123 Karabeg, 2002.
↑ Gerlinde Schuller, Information Design = Complexity + Interdisciplinarity + Experiment, AIGA, 2007
↑ Albers et al (editors), 2003, p. 21.
↑ Information Design: An Introduction, Rune Pettersson
↑ Origins of the IDA: Information Design Association (неопр.). Infodesign.org.uk (1 мая 1996). Проверено 5 марта 2010. Архивировано 19 августа 2010 года. ()
↑ Карта лондонской подземки, 1933 Архивная копия от 29 декабря 2013 на Wayback Machine
↑ Диаграмма отношения музыкальных нот E.J. Quinby
↑ Information Design Student Resources, Stevens-Henager College Online Архивная копия от 30 декабря 2012 на Wayback Machine
↑ Donna Maurer, Todd Warfel. Card sorting: a definitive guide (рус.) (7 апреля 2004). Проверено 31 августа 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
↑ Лекция Максима Ильяхова, Культура письменной речи в информационном обществе, МГУ им. М. В. Ломоносова Архивная копия от 27 декабря 2013 на Wayback Machine
↑ Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011
↑ Dominic R. Villari, Information Design (недоступная ссылка)
↑ Sue Walker, Linda Reynolds. Information Design (неопр.). Архивировано 28 октября 2012 года.
↑ Joshua Yaffa, The information sage, Washington Monthly, 2011
↑ Jacobson, 1999.
↑ 1995 AIGA MEDAL
Литература и ссылки |
- Якоб Нильсен. Веб-дизайн. — СПб: Символ-Плюс, 2003. — 512 с. — ISBN 5-93286-004-9.
- И. Розенсон. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с. — ISBN 5-469-01143-7.
- Jakob Nielsen’s Website (англ.). Проверено 24 августа 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
- Information Design Source Book / Institute for Information Design Japan. — Birkhäuser Architecture, 2001. — 307 p. — ISBN 978-3764371210.
- Information Design / Edited by Robert Jacobson. — MIT press, 1999. — 373 p. — ISBN 978-0-262-10069-4.
- InfoDesign: understanding by Design (англ.). Peter J. Bogaards. Проверено 24 августа 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
- Alberto Cairo. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization. — New Riders, 2012. — 384 p. — ISBN 978-0-13-304118-7.
- Content and Complexity: information Design in Technical Communication / Michael J. Albers, Beth Mazur, Mary Beth Mazur. — Routledge, 2003. — P. 13—34. — 380 p. — ISBN 9780805841411.
- Karabeg, Dino. Designing Information Design // Information Design Journal. — 2002. — Т. 11, № 1. — P. 82—90(9). — ISSN 0142-5471. — DOI:10.1075/idj.11.1.12kar.
- Jenn Visocky O'Grady, Ken Visocky O'Grady. The Information Design Handbook. — HOW Books, 2008. — 224 p. — ISBN 978-1600610486.
- Edward R. Tufte. The Visual Display of Quantitative Information. — 2nd edition. — Graphics Pr, 2001. — 200 p. — ISBN 978-0961392147.
- Edward R. Tufte. Envisioning Information. — Graphics Pr, 1990. — 126 p. — ISBN 978-0961392116.
- Edward R. Tufte. Visual Explanations: Images and Quantities, Evidence and Narrative. — Graphics Press, 1997. — 156 p. — ISBN 978-0961392123.