Обледенение




Обледенение — процесс образования льда на поверхностях различных предметов, зданий и т. д. при низкой температуре.


При знакопеременной погоде при обледенении на зданиях активно происходит процесс образования сосулек.
Сегодня единственным эффективным методом борьбы с образованием наледей на кровле и в водосточных трубах, получившим наибольшее распространение в мире, является кабельная противообледенительная система (КПО).
В её основе — специальные нагревательные (мощностью примерно 50 кВт) кабели, которые прокладываются по краям кровли в желобах и водостоках и во всех местах, где может образовываться наледь.




Содержание






  • 1 В авиации


    • 1.1 Интенсивность обледенения




  • 2 См. также


  • 3 Примечания





В авиации |


При полёте в атмосфере, содержащей переохлажденные капли воды (то есть воды в жидкой фазе при отрицательной температуре) активно происходит (в большинстве случаев) обледенение на поверхностях летательного аппарата. При столкновении с лобовыми поверхностями агрегатов летательного аппарата переохлажденные капли воды быстро кристаллизуются, образуя ледяные наросты различной формы и размеров.


В условиях обледенения лед образуется на лобовых поверхностях крыльев, рулей высоты и направления, на воздушных винтах, воздухозаборниках, остеклении фонарей, на находящихся в потоке датчиках пилотажно-навигационных приборов и обтекателях антенн.


Опыт эксплуатации авиационной техники показывает, что обледенение, наряду с турбулентностью атмосферы, электрическими разрядами, возможностью столкновения с птицами, является одним из наиболее опасных воздействий естественной внешней среды, которое существенно влияет на безопасность полета. Статистические данные о частоте случаев обледенения летательного аппарата для различных географических районов Земли показывают, что хотя возможность обледенения наблюдается в широком интервале отрицательных температур, наибольшая вероятность существует при полетах в диапазоне температур от -5° С до −10° С и влажности более 85%. Вне этого интервала вероятность обледенения быстро понижается[1].


Входные устройства и каналы воздухозаборников двигателей летательного аппарата могут подвергаться обледенению и при положительных (до +10° С) температурах. Это объясняется тем, что движущийся в каналах воздухозаборников воздух охлаждается при адиабатическом расширении и влага, находящаяся в нём, конденсируется и замерзает. Известны случаи обледенения сверхзвуковых воздухозаборников.


Ещё одним случаем, когда обледенение может возникнуть при положительных температурах до +15° С, является так называемое «топливное обледенение»[2]. Оно возникает когда воздушное судно возвращается в тёплые и влажные нижние слои атмосферы после длительного полёта на большой высоте, где температуры могут достигать -50° С[3]. В этом случае топливо в крыльевых баках играет роль своеобразного аккумулятора холода, и попадающая на крыло влага замерзает с образованием прозрачного льда.


Для уменьшения обледенения все детали конструкций летательных аппаратов изготавливают такой формы, чтобы они имели минимальное лобовое сопротивление. Кроме того, для предотвращения обледенения на земле перед полётом проводится противообледенительная обработка летательных аппаратов. В полёте обледенения удаляют, в основном, с помощью нагрева критичных поверхностей электрическим током или горячим воздухом от двигателей.


В 1967 году разработан электроимпульсный прибор «ЭИПОС» для борьбы с ледяными наростами на самолётах[4]. Он формирует электрический импульс, который, проходя по обшивке самолета, обеспечивает сброс льда.



Интенсивность обледенения |


Интенсивность обледенения - это скорость увеличения толщины слоя льда на поверхности воздушного судна, измеренная в миллиметрах в минуту. Обледенение называют слабым, если скорость отложения льда на передней кромке крыла не превышает 0,5 мм/мин. Умеренному обледенению соответствуют скорости от 0,5 до 1 мм/мин. Сильным обледенение называют, если лёд нарастает быстрее 1 мм/мин[5].



См. также |



  • Наледь

  • Сигнализатор обледенения



Примечания |





  1. Н.П. Шакина, Е.Н. Скриптунова, А.Р. Иванова, И.А. Горлач. Метод прогноза зон возможного обледенения воздушных судов (неопр.). Методический кабинет Гидрометцентра России. Проверено 25 сентября 2012. Архивировано 21 ноября 2012 года.


  2. Руководство по противообледенительной защите воздушных судов на земле (неопр.). ИКАО. — документ ИКАО №9640. Проверено 21 марта 2017.


  3. См. параметры международной стандартной атмосферы


  4. Авиаторы борются с сосульками


  5. Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации РФ (неопр.). Минтранс РФ. — Федеральные аивиационные правила, ФАП 128. Проверено 22 марта 2017.














Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz