Штурман (авиация)







Рабочее место штурмана в самолёте Ан-70


В авиации штурман — должность лётного состава. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на цифровой или топографической карте воздушного судна, следит за исправной работой навигационных приборов[1]. Рассчитывает время полета в зависимости от ветра на эшелоне, необходимое количество топлива на полет, минимальную безопасную высоту полета по отдельным участкам маршрута.


В военной авиации штурман, помимо навигации, может вести фотосъемку, выполнять прицеливание и сброс бомб, наведение и пуск ракет, а в военно-транспортной авиации - десантирование личного состава, военной техники и грузов. Также в военной авиации штурман может иметь более узкую специализацию - штурман-оператор, и в этом случае его обязанности могут быть совершенно не связаны с навигацией. На некоторых типах летательных аппаратов штурмана обучают управлять самолетом, для дублирования лётчика.




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 В Российской Империи


    • 1.2 В СССР


    • 1.3 В Российской Федерации


      • 1.3.1 Лётчик-наблюдатель лесного хозяйства






  • 2 День штурмана


  • 3 Примечания


  • 4 Литература





История |



В Российской Империи |


В Российской Империи должность штурмана в авиации была введена в 1912 году одновременно с выделением авиации в отдельный род войск. В связи с увеличением дальности полётов и трудностью в ориентировке на незнакомой местности, пилоту бомбардировщика понадобился помощник, ведущий разведку и обстрел противника, в то время как пилот управляет самолётом[1][2].


С начала Первой Мировой войны в России существовало около 20 курсов «Лётчиков-наблюдателей»[3]. 24 марта 1916 года была создана Центральная аэронавигационная станция в составе авиационного командования, что считается днём рождения авиационной штурманской службы. Активные боевые действия потребовали в экипаже новой должности — навигатора[1][4].



В СССР |


После революции экономика пришла в упадок и развитие авиации остановилось. Несмотря на применение в Гражданской войне авиации[5], никаких нововведений, в отличие от Европы, в воздухоплавательной навигации в России в это время не происходило. Большая часть как лётчиков, так и лётных наблюдателей, перешла на сторону «белых» и либо была убита, либо покинула страну. Из 97 авиаотрядов в стране остались 33, да и те были потрёпаны войной[1]. Лишь по окончании Гражданской войны — в 1921 году — при управлении Воздушного Флота была организована аэронавигационная служба. Её техническое оснащение оставляло желать лучшего — приборов было мало, летать немногочисленные аэронавигаторы предпочитали по хорошо известным ориентирам[4][6].


В 1926 году аэронавигационную службу возглавил Борис Васильевич Стерлигов[1]. Он переоснастил аэронавигаторов и организовал курсы для их подготовки. Именно по его инициативе аэронавагаторов (на тот момент именовавшихся лётными-наблюдателями) стали называть штурманами по аналогии с морскими навигаторами[4]. Приказом № 180 Реввоенсовета СССР от 28 февраля 1933 года были определены все лётные штурманские должности, вплоть до флагштурмана, которым стал Борис Стерлигов[1].


В годы Великой Отечественной войны множество лётчиков-штурманов совершили подвиги на фронтах, за что были удостоены наград, в том числе многие из них были удостоены высшей награды — Золотой Звезды Героя Советского Союза[7]. В. В. Сенько стал единственным из штурманов авиации, кто был награждён этим званием дважды[8][9].


Должности в профессии бортштурман:



  • штурман воздушного судна;

  • штурман-оператор;

  • штурман-испытатель;

  • штурман-инструктор;

  • старший штурман-инспектор;

  • ведущий штурман-инспектор;

  • главный штурман-инспектор;

  • штурман авиационной эскадрильи;

  • старший штурман учебного авиационного центра;

  • старший штурман авиационного училища;

  • старший штурман авиационного предприятия;

  • флаг-штурман (в ВВС с 1933 года). В Гражданской Авиации с 1973 года согласно «Наставлению по штурманской работе Министерства ГА» (НШС ГА-73 См. Стр.35 «Штурманская служба гражданской авиации от взлета до посадки». Электронная версия книги Липин А. В.). До 1975 года и впоследствии упразднено.

  • главный штурман. В Гражданской Авиации с 1975 года согласно «Наставлению по штурманской работе Министерства ГА» (НШС ГА-75 См. Стр.35 «Штурманская служба гражданской авиации от взлета до посадки». Электронная версия книги Липин А. В.).







В Российской Федерации |


В современной гражданской авиации бортовые штурманы всё больше вытесняются техническими средствами навигации, позволяющими командиру экипажа получать всю нужную информацию «одним нажатием» (в будущем «одним словом»). И тем не менее в ВВС должность бортового штурмана ещё долго будет востребована[6][10].







Лётчик-наблюдатель лесного хозяйства |


В составах лётных экипажей, осуществляющих лесопатологический мониторинг, обязательно присутствует лётчик-наблюдатель, чья деятельность включает как ориентирование экипажа на местности, так и контроль с воздуха с целью оперативного обнаружения вновь возникших пожаров, разведки и слежения за действующими лесными пожарами. Наблюдение осуществляется как визуально, так и с помощью технических средств. В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, авиационную охрану лесов на территории субъектов РФ осуществляют региональные авиабазы.



День штурмана |


В России с 2000 года 24 марта, в день создания в 1916 году центральной аэронавигационной станции, отмечается День штурмана[4][10].



Примечания |





  1. 123456 История создания штурманской службы ВВС России


  2. Штурман в авиации — центр профориентации Омской области


  3. Единственные в России — и не только — Notum.info


  4. 1234 Праздник 24 марта - День штурманской службы ВВС России


  5. История ВВС ВМФ. Морская авиация в Гражданскую войну


  6. 12 Как привести самолет к цели — Ростех, 24 марта 2015


  7. Ефимов, 1986, с. 27.


  8. Сенько В. В. (неопр.). Сайт «Герои страны».


  9. Церковный, Шиганов, Юрьев, 1982.


  10. 12 "Пока существует военная авиация, штурман необходим" — РИА-Новости, 24 марта 2006




Литература |



  • Церковный М. Ф., Шиганов А. Д., Юрьев Б. Ф. Мастер бомбометания // Героев подвиги бессмертны. — 2. — К., 1982.

  • Ефимов А. Н. Роль Советских Военно-Воздушных Сил в Великой Отечественной войне. — М., 1986. — 28 с. — (По материалам IX военно-научной конференции ВВС).

  • Липин А.В. Штурманская служба гражданской авиации от взлета до посадки / СПб ГУГА.СПб., 2016.‒ 153 с. [1]










Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz