Дизайн








Диза́йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»)[1].


Считается, что в более широком смысле дизайн призван не только к художественному конструированию, но должен участвовать в решении более широких социально-технических проблем функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде, путём рационального построения её визуальных и функциональных свойств[1].


Теоретической основой дизайна является техническая эстетика[2].


Термин «промышленный дизайн» был утверждён решением первой генеральной ассамблеи ICSID (International Council of Societies of Industrial Design, Международного совета организаций промышленного дизайна) в 1959 году; термин «дизайн» является профессиональным сокращением термина «промышленный дизайн»[1].


Дизайнер — художник-конструктор[2], человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнер).


Под словом «design» англоязычная литература начала XXI века понимает и стиль, и проект, и проектирование, и собственно «дизайн» — профессиональную деятельность, наряду с архитектурой или инженерным проектированием[3].




Содержание






  • 1 Другие определения дизайна


  • 2 История


  • 3 Объект дизайна


    • 3.1 Основные категории объекта дизайна




  • 4 Методики постановки дизайн-задач


  • 5 Методики поиска дизайн-решения


  • 6 Разновидности дизайна


  • 7 Правовая охрана


  • 8 См. также


  • 9 Примечания


  • 10 Литература





Другие определения дизайна |





Джо Понти для Venini, 1949


Определений дизайна столь же много, сколько дизайнеров[4][5]. Разнообразность определений «дизайнов» точно выразил Томас Мальдонадо[6]:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}



Различные философии дизайна являются выражением различного отношения к миру. Место, которое мы отводим дизайну в мире, зависит от того, как мы понимаем этот мир….mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


Он же, являясь председателем ICSID (ИКСИД) дал в 1969 году следующее определение:





Дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством"




[3]


Герберт Саймон определяет дизайн следующим образом[7]:





Инженеры-конструкторы — не единственные представители профессиональных дизайнеров. Дизайном занимается каждый, кто разрабатывает варианты действий, направленные на изменение существующих ситуаций в предпочтительные.


.mw-parser-output .ts-oq{overflow:auto;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-oq .ref-info{font-size:100%}.mw-parser-output .ts-oq .NavToggle{float:none;position:static;right:auto;text-align:left;margin-left:1em}



[8]


В начале XXI века Н. В. Воронов дал более современное определение дизайна[3][9]:








Дизайн — органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности. Термином «дизайн» может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат.






История |





Ээро Сааринен, кресло, около 1947



Слово «design» появилось в XVI веке и однозначно употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение «disegno intero» означало рождённую у художника и внушённую Богом идею — концепцию произведения искусства. Оксфордский словарь 1588 года даёт следующую интерпретацию этого слова: «задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».


В 1849 году в Англии вышел первый в мире журнал, имевший в названии слово «дизайн» — «Journal of Design», основанный государственным деятелем, художником-проектировщиком сэром Генри Коулом (он же выступал инициатором проведения Всемирной выставки в Лондоне 1851 года). В одном из первых номеров журнала было отмечено[3]:









«Дизайн имеет двойственную природу. На первом месте — строгое соответствие назначению создаваемой вещи. На втором — украшение или орнаментирование этой полезной структуры. Слово „дизайн“ для многих связывается чаще всего со вторым, с независимым орнаментом, противопоставленным полезной функции, нежели с единством обеих сторон». Ричард Редгрейв, редактор





В сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну было принято следующее определение: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя».


В середине XX века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчёркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалась многозначность термина «дизайн». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточнение «индустриальный дизайн». Затем в конце XX века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко — «дизайн». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального развития, произошли значительные перемены в целеустановках «индустриального дизайна».


Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование. И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика, мы сталкиваемся с понятием дизайна.


Дизайн как творческий процесс можно разделить на:




  • художественный дизайн — создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы);[источник не указан 1907 дней]


  • техническую эстетику — науку о дизайне, учитывающую все аспекты, и прежде всего конструктивность (ранний этап становления), функциональность (средний), комфортность производства, эксплуатации, утилизации технического изделия и т. д. (современное понимание).



Объект дизайна |


Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.



Основные категории объекта дизайна |




  • Образ — идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.


  • Функция — работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.


  • Морфология — строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера.


  • Технологическая форма — морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.


  • Эстетическая ценность — особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.



Методики постановки дизайн-задач |



  • Футуродизайн-методология


Методики поиска дизайн-решения |




  • Выставочное моделирование


  • Музейное ситуационное моделирование

  • Перевоплощение или заимствование позиции


  • Проецирование личности в проектируемый объект

  • Сценарное моделирование

  • Игровое ситуационное моделирование


  • Математическое и физическое моделирование динамики объекта в среде

  • Генеративный дизайн



Разновидности дизайна |




Многофункциональная детская мебель, дизайнер — Kristian Solmer Vedel, 1951, промышленно произведено в 1956



  • Анимационный дизайн

  • Архитектурный дизайн

  • Веб-дизайн

  • Геймдизайн

  • Графический дизайн

  • Дизайн городской среды

  • Дизайн интерьера

  • Дизайн одежды

  • Дизайн церемоний

  • Звуковой дизайн

  • Информационный дизайн

  • Книжный дизайн

  • Ландшафтный дизайн

  • Параметрический дизайн

  • Полиграфический дизайн

  • Проектирование взаимодействия

  • Проектирование программного обеспечения

  • Промышленный дизайн

  • Световой дизайн

  • Транспортный дизайн

  • Футуродизайн

  • Экодизайн



Правовая охрана |


Дизайнерские решения, как и эргономические решения, являются результатами творческой деятельности и подлежат правовой охране в большинстве стран на основе норм авторского права и патентного права. Конкретнее, дизайнерские решения получают кумулятивную правовую охрану в качестве объектов авторского права, промышленных образцов, торговых марок, а также объектов правовой охраны в конкурентном праве[10].



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}



















  • Функциональный комфорт

  • Эргономика

  • ВНИИТЭ


  • Кабриоль — стиль мебельного дизайна



Примечания |





  1. 123 Дизайн / Москаева А. С., Зенкевич Е. П. // Дебитор — Евкалипт. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 8).


  2. 12 Техническая эстетика / Соловьёв Ю. Б. // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).


  3. 1234 Лаврентьев, 2007.


  4. Design Research, 2010, p. 79.


  5. DESIGN definitions


  6. Глазычев, 2006, с. 45.


  7. Design Research, 2010, p. 49.


  8. Simon, 1996, p. 111.


  9. Воронов, 2002.


  10. Федоров А. А. Правова охорона дизайнерських рішень в Україні: монографія / А. А. Федоров. — Одеса : Бахва, 2015. — 172 с.




Литература |


на русском языке


  • Аронов В. Р. Дизайн в культуре ХХ века. 1945-1990. — М., 2013.

  • Бхаскаран Л. Дизайн и время. — СПб.: Арт-родник, 2009.

  • Власов В. Г. Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна. — СПб.: СПГУТД, 2009.

  • Воронов Н. В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. — М.: Издательство Грантъ, 2002.

  • Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. — М.: Искусство, 1970. — 191 с.

  • Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. — М.: Европа, 2006. — 340 с. — ISBN 5-9739-0066-5.

  • Лаврентьев Α. Η. История дизайна. — М.: Гардарики, 2007. — 303 с. — ISBN 5-8297-0262-2.

  • Норман Д. А. Дизайн привычных вещей = The Design of Everyday Things. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 384. — ISBN 0-465-06710-7.

  • Розенсон И. А. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с. — ISBN 5-469-01143-7.

  • Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Минервин Г. Б., Шимко В. Т.. — М.: Архитектура-С, 2004. — 288 с. — ISBN 5-9647-0021-7.


на других языках


  • Jesper Simonsen, Jesper Simonsen, Jørgen Ole Bærenholdt, Monika Büscher, John Damm Scheuer. Design Research: Synergies from Interdisciplinary Perspectives. — Taylor & Francis, 2010. — 240 p. — ISBN 9781135145934.

  • Simon, Herbert A. The Sciences of the Artificial. — 3rd Ed.. — MIT Press, 1996. — 248 p. — ISBN 0-262-69191-4.

  • Фёдоров А. А. Правова охорона дизайнерських рішень в Україні: монографія. — Одесса: Бахва, 2015. — 172 с. — ISBN 978-966-8783-60-9.




Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz