Предприниматель
Предпринимáтель, или бизнесмéн, бизнесвýмен — лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства[1][2][3].
Предприниматель — человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность.
Каждый предприниматель может иметь собственное дело или может помогать создавать предприятия другим предпринимателям.
Содержание
1 Терминология
2 Право на предпринимательскую деятельность
3 Социальный предприниматель
3.1 В России
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
Терминология |
- Впервые понятие «предприниматель» (entrepreneur) ввёл французский экономист Ричард Кантильон примерно в 1720 году. Р. Кантильон определил его так: Предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами, который приобретает чужие товары по известной цене, а свои будет продавать по цене, ему пока неизвестной.[1]
- Впервые понятие «предприниматель» (entrepreneur) ввел французский экономист Жан-Батист Сэй примерно в 1800 году. Ж.-Б. Сэй определил его так: «Антрепренёр перебрасывает экономические ресурсы из сферы малой продуктивности в сферу большой продуктивности и пожинает плоды»[4].
- В Экономическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфона под предприятием подразумевается «такое хозяйство, ведение которого рассчитано на извлечение дохода, путём сбыта продуктов, в форме продажи или обмена. Этим признаком предприятие отличается от натуральных форм хозяйства, в которых производство рассчитано непосредственно на удовлетворение потребностей членов хозяйства. В чистом виде натуральные формы хозяйства встречаются все реже и реже, так как хозяйства постепенно вовлекаются все более в систему обмена».
- В «Популярном словаре» (1991 г.) под редакцией Г. Я. Кипермана: «предпринимательство — одно из действенных средств, которые помогают поддерживать стимулы к высокопроизводительному труду, хозяйскую мотивацию. Настоящий хозяин — всегда предприниматель, идет ли речь об отдельном гражданине или трудовом коллективе. К предпринимательству относятся любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами РФ и республик».
- В учебнике «Психология предпринимательства и бизнеса» (Ю. В. Щербатых) дается определение предпринимателя как «человека определенного личностного склада, который в своем стремлении к получению прибыли самостоятельно выбирает способ экономической деятельности, несет имущественную ответственность за её результаты и на первом этапе своей деятельности совмещает функции собственника капитала, наемного управляющего и работника».
- Большой экономический словарь (под общ. ред. А. Н. Азрилияна) указывает, что «предприниматель — лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берёт на себя предпринимательский риск. Предпринимательская инициатива — форма управления производством и сбытом, включающая выработку новых конкурентоспособных идей, как перманентный процесс, оперативное внедрение наиболее плодотворных идей и организацию системы мероприятий по максимально быстрому и эффективному сбыту новой продукции, полученной по новой технологии».
- С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» писал: «предприниматель — капиталист, владелец предприятия, крупный деятель, предприимчивый и практичный человек».
- В «Книге делового человека» под редакцией Т. А. Краюхина и Э. С. Минаева «научное предпринимательство — форма деятельности в сфере создания научно-технической продукции и представления услуг с целью получения возможно большей прибыли».
Говард Стивенсон, профессор Гарвардского университета, в статье «Взгляд на предпринимательство» писал: «Предпринимательство — это наука управлять, суть которой мы можем сформулировать следующим образом: погоня за возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент находятся у нас под контролем».
Предприниматель это скорее специалист, не всегда дипломированный, занимающийся деятельностью связанной с управлением собственностью. В отличие от других управленцев, цель предпринимателя — получение прибыли для себя или для группы совладельцев, в которую он входит.
Деятельность предпринимателя включает в себя:[5]
а) осведомление относительно хозяйственного положения;
б) все предварительные соображения, необходимые для того, чтобы процесс производства был экономическим, иными словами, хозяйственный расчет;
в) акт воли, посредством которого блага высшего порядка (а при развитых отношениях оборота, где всякое экономическое благо можно обыкновенно обменять на другое, блага вообще) предназначаются для определенного производства;
г) наблюдение за возможно более экономическим проведением плана производственного процесса.
Право на предпринимательскую деятельность |
Право на предпринимательскую деятельность является одним из основополагающих прав человека и защищено ст. 34 Конституции России. Это конституционное право фактически неотделимо от права свободно распоряжаться своим имуществом и осуществлять экономическую деятельность.
Поэтому предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся предпринимательством эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие товар.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя или не имеющим в силу законодательства прав заниматься избранным им видом деятельности, является незаконным предпринимательством и преследуется в уголовном порядке.
Российское дореволюционное торговое законодательство называло предпринимателя купцом. Купцом, с точки зрения торгового права, признавался тот, кто занимался производством торговых сделок в виде промысла от своего имени.
В законодательствах других государств существует понятие коммерсанта. Статус коммерсанта признаётся за лицом, которое осуществляет от своего имени сделки и иные хозяйственные деяния в виде предпринимательства.
В бывшем СССР предприниматели впервые приобрели законное признание после вступления в силу с 19 ноября 1986 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определённый срок.
Российский Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991 года закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, но не применяя наёмный труд, так и создавая предприятия с привлечением наёмных работников. Такие граждане регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации называет таких граждан индивидуальными предпринимателями.
Социальный предприниматель |
Социальный предприниматель может создавать и управлять как коммерческими, так и некоммерческими организациями, но их существование обусловлено выполнением определённой социальной миссии. Для проведения требуемых социальных перемен индивиду необходимо обладать инициативностью и волей отстаивать интересы других людей[6].
Личные качества, отличающие социального предпринимателя от обычного предпринимателя[7]:
Просоциальное поведение — забота о благополучии и правах других людей, стремление принести им ту или иную выгоду,- гражданская мотивированность — готовность оказывать поддержку своей организации, выходя за рамки служебного долга (это качество важно в большей степени для корпоративного социального предпринимательства),
проактивность личности — способность брать инициативу в свои руки для изменения обстоятельств в лучшую сторону.
Требуемые от социального предпринимателя навыки включают[8]:
- трансформационные навыки — лидерство, командообразование, управление изменениями;
- трансакционные навыки — организация эффективной команды, контроль за работой добровольцев и удержание их,
- навыки общественной работы — самообучение, поиск заинтересованной стороны и работа с её представителями, маркетинг.
В России |
По мнению исследователей, для развития социального предпринимательства в России и обучения молодёжи соответствующим качествам и навыкам следует изменить систему образования, включая начальное и среднее[9].
В России социальный предприниматель имеет возможность реализовать свои качества и навыки различными способами: через частные коммерческие и некоммерческие организации, общественные объединения, организации микрокредитования, фондовые организации, корпоративное социальное предпринимательство[10].
См. также |
- День российского предпринимательства
- Индивидуальный предприниматель
- Предпринимательство
Примечания |
↑ Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007. — 495 с.
↑ Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
↑ Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса. — СПб.:Питер, 2009. — 304 с.
↑ Закон Парето или Принцип 80-20. (Р. Кох)
↑ Карл Менгер. Избранные работы. — Москва: Издательский дом "Территория будущего", 2005.
↑ Жильцова, Егорова, 2015, с. 184.
↑ Жильцова, Егорова, 2015, с. 187—188.
↑ Жильцова, Егорова, 2015, с. 188—189.
↑ Жильцова, Егорова, 2015, с. 188.
↑ Жильцова, Егорова, 2015, с. 189.
Литература |
- Экономика и управление социальной сферой: Учебник для бакалавров / Е.Н. Жильцова, Е.В. Егорова. — М : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — ISBN 978-5-394-02423-8.