Танго












































танго
исп. tango
TangoCouple.jpg
Мигель Анхель Зотто с партнёршей танцуют танго
Направление
латиноамериканские танцы
Истоки
полька, хабанера, милонга, кандомбе, фламенко, контрданс, мазурка
Место и время возникновения
1850-80-е, города Аргентины
Годы расцвета
Европа, Северная Америка, 1930-40-е
Поджанры

финское танго, бальное танго, танго фантазия, танго нуэво, танго аргентино, танго орьентал, танго лисо, танго салон, танго орильеро, танго милонгеро, неотанго, танго кансьон, додомпа
Родственные

альтернативное танго, танго электронико, танго-рок
Производные

канженге, матчиш, танго-вальс
Commons-logo.svg танго на Викискладе

Та́нго (исп. tango) — аргентинский народный танец; парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и чётким ритмом[1]. Изначально исполнялся исключительно мужчинами.


Сперва получил развитие и распространение в Аргентине, затем стал популярен во всем мире. Танго также называлось «танго криольо» (tango criollo), что и значило «аргентинское»[2].


Сегодня существует много танцевальных видов и стилей танго, в том числе аргентинское танго, уругвайское танго, бальное танго (американского и международного стиля), финское танго и старинное танго. Основное разграничение — это танго социальное (аргентинское) и танго бальное. Аргентинское танго зачастую рассматривается как «аутентичное» танго, поскольку оно ближе к изначально танцевавшемуся в Аргентине и Уругвае.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Стили танго


    • 2.1 Аргентинское танго


      • 2.1.1 Танго салон


      • 2.1.2 Танго милонгеро


      • 2.1.3 Танго нуэво


      • 2.1.4 Сценическое Танго (tango escenario)




    • 2.2 Финское танго


    • 2.3 Бальное танго




  • 3 Известные исполнители, руководители оркестров и композиторы


  • 4 Документальные фильмы


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





История |


Stamp of Moldova md029st.jpg



Танго в Буэнос-Айресе


Танго получило распространение от африканских сообществ в Буэнос-Айресе на основе древних африканских танцевальных форм[3]. Слово «танго» также имеет африканское происхождение, его возводят к языку нигерийского народа ибибио, где оно значило «танец под звук барабана», и применяют к мелодиям, полученным в результате синтеза различных форм музыки из Европы, Африки и Америки. Хорхе Луис Борхес в El idioma de los argentinos пишет: «Танго принадлежит к Ла-Плата и является „сыном“ уругвайской милонги и „внуком“ хабанеры». Слово «танго», похоже, впервые используется в отношении к танцам в 1890-е. Первоначально этот танец был лишь одним из многих, но вскоре он стал популярным во всём обществе.


В первые годы XX века танцоры и оркестры из Буэнос-Айреса и Монтевидео отправились в Европу, и первый европейский показ танго состоялся в Париже, а вскоре после этого в Лондоне, Берлине и других столицах. К концу 1913 года танец попал в Нью-Йорк, США и Финляндию. В США в 1911 году название «танго» часто применялось для танцев в ритме 2/4 или 4/4 «на один шаг». Иногда танго исполняли в довольно быстром темпе. В тот период иногда относились к этому как «Североамериканскому танго», в сравнении с «Рио де ла Плата танго». К 1914 были более распространены аутентичные стили танго, а также некоторые варианты, как «Менуэт-танго» Альберта Ньюмана.


Несмотря на Великую депрессию, период 1930—1950 годов стал «золотым веком» танго. Было создано множество ансамблей, в состав которых входили выдающиеся композиторы и исполнители танго, ставшие сегодня классиками стиля: Аннибал Тройло, Освальдо Пульезе, Астор Пьяццолла и многие другие.


Возрождение танго началось в 1983 году после открытия в Нью-Йорке шоу Forever Tango, принёсшего танцу новую волну популярности[источник не указан 1723 дня].


В 2009 году, на IV сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО, танго, как совокупность музыки, танца, поэзии и самобытных традиций региона Рио де ла Плата, было внесено в список нематериального культурного наследия человечества[4].


Начиная с 1977 года, 11 декабря, день рождения певца, «короля танго» Карлоса Гарделя и композитора, дирижёра Хулио де Каро[en], отмечается в Аргентине как «Национальный день танго»[5][6][7].



Стили танго |


Существует ряд стилей танго:



  • Аргентинское танго и уругвайское танго (также известен как танго Rioplatense)

  • Бальное танго

  • Финское танго



Аргентинское танго |




Танго. Открытка 1920-х годов


Аргентинское танго объединяет в себе множество разнообразных стилей, которые развивались в разное время в различных регионах Аргентины и Уругвая. Аргентинское танго не следует путать с матчишем (так называемым «бразильским танго»). К различным стилям аргентинского танго относятся:



  • Канженге

  • Салон

  • Орильеро

  • Милонгеро

  • Нуэво

  • Сценическое танго


По виду музыки танго делят на несколько типов:



  • Классическое танго

  • Танго-вальс


  • Милонга (соответствующий танец, который обычно отличается более быстрым темпом)

  • Танго-фокстрот

  • Канженге

  • Кандомбе

  • Танго-нуэво



Танго салон |


Танго Салон отличается более открытой позицией танцоров в паре по сравнению с «близким объятием». Это пространство позволяет танцевать более разнообразные шаги, фигуры, повороты и позы танго. Это более изысканный и изощренный стиль исполнения танго и также, как и танго милонгеро, основан на принципах импровизации, ведения-следования и т. п.



Танго милонгеро |


Стиль танцевания в очень близком объятии, когда партнер и партнерша отдают часть веса друг другу, так же стоят на своих собственных осях, и частично опираются друг на друга.



Танго нуэво |


Танго нуэво («новое танго») — направление, в котором новое поколение танцоров экспериментирует по части оригинальности шагов, стремясь найти свой собственный неповторимый стиль. Танго нуэво свойственны оригинальные вращения со сплетением и вымещением ног, изысканные позы и поддержки. Оно требует для исполнения много места, поэтому его часто танцуют в шоу и никогда на милонгах.



Сценическое Танго (tango escenario) |


Сценическое танго — постановочное танго, которое исполняется для зрителей. Это танго имеет чаще всего совсем иные законы, в отличие от клубных (социальных) стилей — законы постановочного и сценического жанра. Это шоу, в котором музыкой и постановщиком продиктованы шаги, характер и чувства. Для танго «фантазия» характерна виртуозная техника исполнения, зрелищность движений и фигур.



Финское танго |


Стиль зародился в Финляндии в середине 40-х годов XX века. Наибольшую популярность финское танго приобрело в 1950-е — 1960-е, после появления на свет музыкальной композиции Унто Мононена «Satumaa» («Сказочная страна»), которая стала известна в исполнении Рейо Тайпале.


Наиболее известные исполнители финского танго — Олави Вирта, Рейо Тайпале, Эйно Грён, Эско Рахконен, Вейкко Туоми, Тайсто Тамми, Райнер Фриман и другие. Также к этому стилю обращались Тапио Раутаваара, Хенри Тиль, Георг Отс, женские вокальные ансамбли Metro-tytöt и Harmony Sisters.



Бальное танго |


Спортивный танец, участвующий в программах международных конкурсов наряду с фокстротом, венским вальсом и др. Отличия от аргентинского: отсутствие импровизации и другая цель танца — соревнование и оценка публики, в то время как аргентинское танго — это социальный танец. Все движения соответствуют определённым правилам, начиная с положения головы, корпуса тела и заканчивая шаговыми элементами. Бальное танго от аргентинского отличает также и ритм мелодии — в ритме бального танго присутствуют ударные инструменты, что добавляет ему больше четкости. По характеру звучания мелодия бального стиля танго может немного напоминать имперский марш. Аргентинское танго более плавно и мелодично.



Известные исполнители, руководители оркестров и композиторы |




  • Адольфо Карабелли — музыкант, композитор, пианист, дирижер


  • Альберто Ди Пауло — музыкант, композитор, бандеонист, руководитель оркестра


  • Альфредо Де Ангелис — музыкант, композитор, пианист, руководитель оркестра


  • Анхель Варгас — музыкант, певец


  • Анибаль Тройло — музыкант, композитор, бандеонист, руководитель оркестра


  • Армандо Понтьер — музыкант, композитор, бандеонист, руководитель оркестра


  • Астор Пьяццолла — музыкант, композитор, бандеонист, аранжировщик, руководитель оркестра


  • Карлос ди Сарли — музыкант, композитор, пианист, руководитель оркестра


  • Карлос Гардель — певец, музыкант, гитарист, актер


  • Либертад Ламарке — музыкант, певица, актриса


  • Эдгардо Донато — музыкант, композитор, скрипач, руководитель оркестра


  • Энрике Марио Франсини — музыкант, композитор, скрипач, руководитель оркестра


  • Энрике Родригес — музыкант, композитор, автор слов, бандеонист, руководитель оркестра


  • Франсиско Канаро — музыкант, композитор, скрипач, руководитель оркестра


  • Хуан Д'Ариенцо — музыкант, композитор, скрипач, руководитель оркестра


  • Освальдо Фреседо — музыкант, композитор, бандеонист, руководитель оркестра


  • Освальдо Пульезе — музыкант, композитор, пианист, руководитель оркестра


  • Родольфо Бьяджи — музыкант, композитор, пианист, руководитель оркестра


  • Тита Мерельо — музыкант, автор слов, композитор, певица


  • Оскар Строк — композитор


  • Якоб Гаде — музыкант, композитор[8].



Документальные фильмы |


  • 2013 - Негритянское танго: Африканские корни танго / Tango Negro, les racines africaines du tango (реж. Дом Педро / Dom Pedro)


См. также |



  • Милонга

  • Танго-вальс

  • Кумпарсита

  • Рудольф Валентино

  • Квир-танго

  • Времена года в Буэнос-Айресе

  • Забвение (танго)

  • Оркестра типика




Примечания |





  1. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т. Ф. Ефремова. Печатное издание М.: Русский язык, 2000.


  2. Richard A.Crooker. Argentina (неопр.). Infobase publishing.


  3. Сайт Испанская культура, Статья «История танго»


  4. UNESCO Culture Sector — Intangible Heritage


  5. Ministerio de Educación de la Nación Argentina El origen del día (исп.)


  6. Gobierno de la Ciudad de Buenos Aires 11 декабря 1977. Día del Tango (исп.)


  7. Аргентина и Уругвай отметили Международный день танго // «РИА Новости», 12 декабря 2012


  8. Tango.info (неопр.).




Литература |




  • Драгилёв, Д. Лабиринты русского танго. — СПб.: Алетейя, 2008. — 168 с — ISBN 978-5-91419-021-4


  • Кофман, А. Аргентинское танго и русский мещанский романс // Литература в контексте культуры. МГУ, 1986, с. 220—233

  • Castro D. S. The Argentine tango as social history, 1880-1955: the soul of the people. – Edwin Mellen Pr, 1991. – Т. 3.

  • Collier S. The popular roots of the Argentine tango //History Workshop Journal. – Oxford University Press, 1992. – №. 34. – С. 92.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «танго»



  • Идеальная пара. 10 вещей, которые стоит знать о танго // «Вокруг света» № 8 (2875), 2013

  • Х. Л. Борхес. История танго (фрагменты из книги «Эваристо Каррьего», пер. Б. Дубина)











Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz