Ирокезы
Ирокезы | |
---|---|
Численность и ареал | |
Всего: ~125 000 | |
Онтарио Квебек Нью-Йорк Висконсин Северная Каролина Оклахома | |
Язык | ирокезские, английский, французский |
Религия | протестантизм, католицизм, религия длинного дома |
Входит в | индейцы Канады |
Родственные народы | минго, гуроны |
Этнические группы | мохоки, сенека, кайюга, онайда, онондага, тускарора |
Ирокезы (фр. Iroquois) — группа племён, проживающих в США (штаты Нью-Йорк, Оклахома) и Канаде (провинции Онтарио и Квебек).
Название заимствовано из алгонкинских языков: «ироку» значит «настоящие гадюки». Отношения между ирокезами и соседними алгонкинскими племенами были враждебными. Самоназвание — ходинонхсони (сенека: hodínǫhsǫ:ni: в переводе — «люди длинного дома»; неправильный, но укрепившийся в русской литературе вариант — хауденосауни). Относятся к американоидной расе. В США проживает около 80 тысяч ирокезов, в Канаде — около 45 тысяч.
Содержание
1 История
2 Состав
3 Языки
4 Хозяйство и бытовые традиции
5 Религия
5.1 Праздники ирокезов
6 Имена ирокезов
6.1 Мужские
6.2 Женские
7 Интересные факты
8 См. также
9 Литература
10 Ссылки
История |
До появления в Северной Америке европейцев ирокезы жили к югу от реки Святого Лаврентия и озера Онтарио, на территории от озера Эри на западе и до реки Гудзон на востоке. Наиболее западный ареал в районе озера Эри занимало племя сенека, или сенонтована. Восточнее — племя кайюга, затем онондага, онайда, и на востоке, в районе озёр Джордж и Шамплейн, жило племя мохоков, они же могавки. У племён было более или менее развитое земледелие. Выращивали кукурузу, бобовые и тыкву.
Вероятно, британские и французские исследователи начала XVI века были первыми европейцами, c которыми племена ирокезов вступили в контакт. Из языка лаврентийских ирокезов, которых встретил в XVI веке Жак Картье, происходит название страны Канада. Тем не менее, сами лаврентийцы вскоре бесследно исчезли в результате войны на уничтожение с соседними племенами. Согласно наиболее убедительной гипотезе, основными врагами лаврентийских ирокезов были алгонкинские племена, обитавшие в лесах Восточной Канады к северу от реки Святого Лаврентия и на территории нынешней канадской провинции Нью-Брансвик. По другой - родственные лаврентийцам гуроны и пять ирокезских племен, проживавших на южном берегу реки.
По одной из версий, приблизительно в 1570 году к югу от озера Онтарио и верхнего течения реки Святого Лаврентия возник устойчивый союз ирокезоязычных племен, получивший впоследствии название Лиги, или Конфедерации ирокезов. Согласно другой версии, этот племенной союз сформировался в более ранний период, возможно ещё в середине XII века. Сами ирокезы называли своё политическое объединение Союз Ходеносауни (Ho-de-no-sau-nee, Ходеношони в произношении индейцев). Первоначально в Конфедерацию вошли 5 племён (с востока на запад): мохоки, онайда, онондага, кайюга и сенека. В 1722 в состав Лиги было принято ещё одно ирокезоязычное племя — изгнанные с юга тускарора.
Наиболее тесные торговые отношения сложились у Лиги с голландцами, чьи поселения появились в регионе в начале XVII века (колония Новый Амстердам получила официальный статус в 1626 году). Важнейшим товаром, который поставляли индейцы, был бобровый мех. На землях Лиги бобры были истреблены довольно быстро, и голландские агенты, нуждавшиеся в большом количестве дешёвых шкур, которые можно было продать в Европе с многократной прибылью, фактически подталкивали своих индейских партнёров к увеличению объема поставок за счет захвата охотничьих угодий соседей. Это послужило отправной точкой так называемых Бобровых войн между племенами, длившихся в период с 1630 по 1700 годы. Последовав примеру шведов, вооруживших саскуеханнок огнестрельным оружием, голландцы, вопреки первоначально действовавшему запрету, к 1640-м стали активно снабжать ружьями мохоков, от которых вооружение поступало к остальным племенам Лиги. Так в регионе появилась грозная военная сила.
Численность племён Лиги в середине XVII века составляла всего 20—25 тысяч человек, значительно меньше, чем у окружавших их племён в совокупности. Вследствие постоянных войн и принесённых европейцами болезней, это число с течением времени только уменьшалось. Военные потери частично компенсировались принятием в состав Пяти Наций покорённых ими племён. (Французские миссионеры в конце XVII — начале XVIII веков сообщали, что «среди ирокезов едва ли можно вести проповедь на их родном языке»).
Ирокезы быстро осознали преимущества огнестрельного оружия, в то время как другие племена ещё долгое время предпочитали использовать лук и стрелы. Предпочитая действовать небольшими, но мобильными группами, ирокезы успешно вели полупартизанские действия. Отец Э. Лалемэнт писал в своём донесении в Париж: «ирокезы так бесшумны в их приближении, так быстры в их разрушении и так молниеносны в отступлении, что каждый обычно узнает об их уходе прежде, чем узнает об их нападении. Они проходят, словно лисы, сквозь лес, который дает им убежище и служит им неприступной крепостью. Они нападают, как львы, и так же неожиданно в тот момент, когда меньше всего ожидают, не встречая сопротивления. Они налетают, как птицы, исчезая прежде, чем они действительно появятся». Использование ружей, а также совершенная тактика ведения лесного боя, были основой их военного успеха.
Вытесняя из региона своих соседей — гуронов, племя оттава и могикан, ирокезы также снаряжали военные экспедиции против отдалённых племён, таких как оджибва и чероки. В результате войн множество алгонкинских племён было вытеснено из лесов Северо-Востока в район Великих Озёр. Косвенно ирокезы ответственны и за множество возникших там в результате перенаселённости конфликтов. Помимо изначально враждебных алгонкинов, противниками Пяти племён были также их «дальние родственники» — ирокезоязычные племена лаврентийцев, нейтральных (о которых не сохранилось почти никаких сведений), эри, саскуеханнок и гуронов. Эти племена были уничтожены ирокезами, а их остатки влились в состав Лиги. Лишь небольшой группе гуронов удалось уйти на запад (где они известны под названием вайандоты).
В то время, как могикане были уничтожены, оттава оттеснены дальше на север, а сауки, месквоки (фоксы) и меномини — к Озёрам, войны Лиги с оджибве успеха не имели.
В 1664 англичане захватили Новый Амстердам и, как преемники голландцев, унаследовали от них и торговые контакты, став основными партнёрами для ирокезов. Чтобы удержать огромную территорию, занятую Лигой, а также для упорядоченной поставки мехов англичанам, была создана Договорная Цепь. Входившие в неё племена, ранее покорённые Лигой, обязали регулярно поставлять ирокезам добытые меха. Ирокезы выполняли роль перекупщиков.
Хотя к концу XVII века могущество Лиги ослабело, она продолжала оставаться мощной военной силой и в XVIII столетии. Не последняя роль принадлежит ирокезам в изгнании французского колониального правительства из Нового Света в так называемой Франко-индейской войне. Таким образом, все конкуренты англичан были изгнаны из региона (шведы — ещё веком ранее), и даже былые союзники среди индейцев стали ненужными. Индейцев бесцеремонно сгоняли с их земель, и ирокезы были вынуждены оставить обширные территории, захваченные во время войн, и вновь обитать на сравнительно небольшой исконной территории.
В XVIII веке от ирокезов откололся "народ" минго, состоявший из представителей различных ирокезских племён.
Во время Американской революции британским дипломатам удалось уговорить большинство племенных советов Лиги принять их сторону. Это не принесло ирокезам ничего хорошего: опустошительная экспедиция генерала Салливана нанесла окончательный удар Лиге. Часть ирокезов была расселена в резервациях, другая же часть, ведомая Джозефом Брантом, ушла в Канаду, где их также ждали резервации. Численность населения Хауденосауни к тому времени посравнению с XVII столетием уменьшилась в несколько раз, — это было следствием голода, эпидемий и военных действий. Тенденция переменилась только к концу XIX века.
В настоящее время многие ирокезы требуют признания независимости своих земель. Их центром является посёлок Онондага, насчитывающий около тысячи жителей. Органом управления является Совет Сорока Мудрых.
В романах Фенимора Купера ирокезы показаны коварными, нечестными людьми, а их противники делавары (алгонкинская языковая семья) — благородными, что является заведомо предвзятой оценкой, вызванной тем, что делавары ещё в годы Войны за независимость стали союзниками правительства США, в то время как ирокезы участвовали в нескольких войнах на стороне противников США — Великобритании.
Однако, известно об их прошлой дурной славе за злоупотребления пытками, и методы ведения войны, подобные геноциду (полное уничтожение врага). Также, говорится об их склонности нападать исподтишка, усыпив бдительность потенциальной жертвы.
В своем грандиозном труде «Франция и Англия в Северной Америке» великий американский историк Фрэнсис Паркман описывает, как ирокезы пытали и убивали пленных, а также факты людоедства, совершенных членами этого племени.
Состав |
Племена Лиги (Конфедерации) ирокезов: мохоки, онайда, онондага, кайюга, сенека, тускарора.
Племя | Самоназвание | Перевод | Примерная территория в XVII—XVIII веке |
---|---|---|---|
сенека | онондовага Onondowahgah / Onödowága | «народ Великого холма» | оз. Сенека и Дженеси |
каюга | гойогохононGoyogo̱hó:nǫ’ / Guyohkohnyoh | «народ на ненадёжной земле» | озеро Кайюга |
онондага | онунда’гэга Onǫda’géga’/Onoñda’gega’ | «народ на холмах» | озеро Онондага |
онайда | онэнйода’ака Onʌyota’a:ka / Onvyoteʔa•ka / Onayotekaono | «народ гранита» | озеро Онейда |
мохоки | ганьенгэха Kanien’kéha / Kanyen’kéha | «народ кремня» | река Мохок |
тускарора1 | сгарурэнSkarù•rę’ / Sgarooreh’ | «плетущие рубашки из кендыря» | Из Северной Каролины² |
1 Присоединились лишь в 1720 году. ² Поселились между онейда и онондага.
Языки |
Ирокезская языковая семья некогда была широко распространена на северо-востоке Северной Америки (включая чероки, живших на юго-востоке), ныне же большинство её языков вымерли или попросту забыты. Она условно разделяется на две большие группы: северных и южных ирокезских языков. Каждое из племён имело свой язык или диалект, название которого идентично этнониму.
- Северные
- Мохок-онейда
- Мохок
- Онейда
- Сенека-онондага
- Кайюга
- Онондага
- Сенека
- Сенека
- Минго
- Тускарора
- Южные
- Чероки
Кроме них к ирокезам относятся саскуеханнок, чероки, эри, нейтральные, гуроны (вайандот), минго (потомки сенека, гуронов и эри, их язык является диалектом языка сенека), лаврентийские ирокезы (возможно, мохоки; сохранились упоминания об ирокезах, живших на берегах реки Св. Лаврентия, но на этом их следы оканчиваются) — в настоящее время их языков не сохранилось.
Из языков собственно ирокезов друг к другу наиболее близки языки мохок и онейда, а также сенека и кайюга, несколько особняком стоит онондага. Язык тускарора не столь близок к остальным пяти (из-за длительной изоляции от остальных североирокезских языков), как последние близки друг с другом.
На языке чероки в XIX веке существовала слоговая письменность из 85 знаков.
Хозяйство и бытовые традиции |
Древняя социальная организация ирокезов — классический пример материнско-родового строя. В этнографии существует термин «система родства ирокезского типа», такая система родства может встречаться в любом регионе мира.
Жилище ирокезов — «длинный дом» (овачира), изготавливаемый из коры вяза и служивший жилищем по 20—50 лет, его целиком занимал один род, возглавляемый старейшиной (сахемом, иногда произносится сэчем или сашем). Длинный дом, длительно использовавшийся до восемнадцатого столетия и некоторое время после, был постепенно оставлен. В Аллегейни он продержался до 1800 года.
Основные занятия — охота, рыболовство, элементарное земледелие (главная культура — кукуруза, или маис). В настоящее время ирокезы живут в резервациях, работают в городах по найму или же занимаются изготовлением сувениров. Традиционные ремесла — плетение корзин, изготовление изделий из кожи, вышивание бисером.
Ранее ирокезы проживали в компактно построенных деревнях, состоящих из от 20 до 100 строений, основанных на возвышенных участках земли или на обрывистых берегах, удалённых от стремнин или озёр, окружённых маленькими огородами, садами, и полями, часто включающими несколько сотен акров.
В период формирования Лиги (1570) деревни огораживались одинарным или двойным палисадом или частоколом, установленным, чтобы защитить обитателей от нападения враждебных племён. Частоколы состояли из брёвен длиной 4,5 м, заострённых с одного конца и установленных непрерывным рядом по земле. В описании своих путешествий (1535) Ремасье (Ramusio) сообщает о мощном укреплённом ирокезском поселении, известном под названием Ошлага (Hochelaga), состоящем из 50 строений, каждое из которых было построено на каркасе из крепких шестов, покрытых корой. В деревне обитало приблизительно 3 600 человек.
Потребность огораживания деревни почти исчезла к началу семнадцатого века, а к концу столетия частоколы полностью были оставлены. Деревни стали менее компактными, но строения продолжали строить рядом, чтобы располагаться по соседству.
Иногда было необходимо сменить местоположение деревень. Строения из коры распадались от времени и заражались паразитами, заканчивались дрова и истощалась почва. Многие были вовлечены в работу по перекочёвке на новый участок и строительству новой деревни.
В настоящее время ирокезы одеваются по-европейски. Исторический костюм — рубаха у мужчин или платье у женщин, из кожи. На ногах они носили не штаны, а ноговицы-леггины (гисеха) и набедренную повязку. Обувь — мокасины (эйхтакуаовех).
Ранняя одежда индейцев была из шкур и сыромятной кожи. Они постепенно заменялись заводскими тканями, ввозимыми ранними путешественниками и торговцами, но одежда из оленьих шкур, которая надевалась повседневно и на охоту, использовалась ещё и в девятнадцатом столетии. Есть данные, подтверждающие, что сукно привозилось англичанами и французами ещё в 1537 году. После экспедиции де Шамплена, в 1609 году, ткани стали ещё более доступны. В последней четверти семнадцатого столетия сукно и ситец стали популярными как для мужской, так и для женской одежды. Могилы этого периода указывают, что сукно использовалось довольно широко. Оно сохранилось там, где соприкасалось с медными украшениями или посудой. В некоторых случаях цвет, а также текстура ткани хорошо сохранились. Шёлк вошёл в употребление во второй половине восемнадцатого столетия; вельвет стал популярным в течение последней четверти девятнадцатого столетия. Как шёлк, так и бархат использовались для украшения одежды из сукна, которая была принята большинством процветающих ирокезов с начала девятнадцатого столетия.
Покрой этой одежды из ткани был подобен покрою одежды из кожи, но постепенно одежда как из кожи, так и суконная перекраивалась по европейскому стилю, хотя украшения продолжали активно использоваться — брюки, куртки, и жилетки украшались иглами дикобраза, бисером и бахромой.
Домашняя утварь, посуда изготовлялась из дерева, коры или глины. Из оружия использовали каменные топоры и деревянные дубинки, луки, духовые ружья (до времён первых контактов с европейцами), стрелы, ножи, позже вошли в обиход европейские ружья. Металлические томагавки поставлялись европейцами. Ирокезы носили доспехи из деревянных пластинок и щиты, однако, с распространением огнестрельного оружия необходимость в этих защитных предметах, а также в духовом ружье отпала.
Для передвижения по рекам и озёрам использовали лодки из коры.
У ирокезов было много танцев, большинство из которых были связаны с церемониями.
Некоторые из танцев выполнялись специальными танцорами, одетыми в полный костюм и раскрашены для этого случая. В других танцах участвовали и мужчины и женщины. Инструментальная музыка и пение играло важную роль в танцах. Певцы располагались в центре помещения, и танцоры перемещались вокруг них. Инструменты, которые обычно отмечали время для танцев и песен включали погремушки из черепаховых панцирей, погремушки из небольших тыкв, погремушки из копыт оленя, перьевые трубочки, ритм-палки, флажолеты или церемониальные свистки и водяной барабан.
Характерный облик воина ирокеза в прошлом создавала распространённая в восточных лесах причёска типа роуч, когда на бритой голове оставлялся пучок с косичкой или гребень подстриженных волос волос. В литературе это известно под названием «скальповая прядь». Пожилые мужчины, а позже и все носили длинные волосы. Национальным головным убором является гастовех. В резервационный период вошли в моду уборы типа war bonnet.
Религия |
В настоящее время ирокезы — христиане. Сохраняются и традиционные верования, это — культ плодородия, культ «длинного дома». У ирокезов имелась сложная космогония и развитая календарная обрядность.
Праздники ирокезов |
Отаденоне-не-о-ней-ватэй — благодарение клену, первый праздник весны;
Эйэнтвата — праздник посева;
Хэйнундайо — праздник ягод (пора земляники);
Дейонуннеокуа-ней-деохэйко — праздник жатвы;
Гинневаноускуайюва — Новый год (ок. 1 февраля).
Имена ирокезов |
Мужские |
Аххисенейдей — Длинное крыло
Глэйдэйнохче — Ястреб, парящий в воздухе
Нэстэйсакэй — Белоглазая птица
Женские |
Метэйнэй — Птица, поющая при дневном свете
Латадавин — Одна из птиц
Ватанэй — Птичье яйцо
В мировой литературе широко известен ирокез Гайавата (Хайовэнтха), герой поэмы Генри Лонгфелло, мифический основатель Лиги ирокезов, и его сподвижник Дагейноведа.
Интересные факты |
- Известный американский учёный Льюис Генри Морган, прославившийся тем, что стал одним из первых, кто начал изучать семью, был усыновлён ирокезским племенем сенека.
- В прошлом у ирокезов существовал обряд воздушного погребения.
См. также |
- Доколумбовы цивилизации
- Экономика ирокезов
Литература |
- Энциклопедия «Народы и религии мира» под ред. В. А. Тишкова.— Москва, 1989.
- Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. От родового общества к классовому. — Москва: Наука, 1974. — 348 с.
Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов / Пер. с англ. Е. Э. Бломквист. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1983. — 304 с. — (Серия «Этнографическая библиотека»).
Тишков В. А. Стражи ворот Длинного дома // Встречи с историей: Науч.-попул. очерки / Сост. И. Л. Андреев. — Вып. 1. — М.: Молодая гвардия, 1987. — С. 40-46.- Fenton, William N. The Great Law and the Longhouse: A Political History of the Iroquois Confederacy. — Norman: University of Oklahoma Press, 1998. — ISBN 0806130032.
- Jennings, Francis. The Ambiguous Iroquois Empire: the Covenant Chain Confederation of Indian Tribes with English Colonies from Its Beginnings to the Lancaster Treaty of 1744. — New York: Norton, 1990. — 438 с. — ISBN 0393303020.
Ссылки |
Народы Северного Вудленда. Статьи на сайте Месоамерика.
Индейский матриархат. Статья в Независимой Газете.- Ф.Энгельс — Ирокезский род
- Iroquois Indian Museum
- Canadian Genealogy — The Iroquois