Рынок












Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг.


Рынки могут принимать различные формы. Одним из главных критериев рынка является свобода действий участников, что обеспечивает наличие конкуренции[1]. Чем больше число независимых участников, тем выше конкурентность рынка. Рынок с одним основным продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного крупнейшего покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.




Содержание






  • 1 Определение


  • 2 История развития понятия


  • 3 Функции


  • 4 Формы организации


  • 5 Классификации рынков


  • 6 Экономические законы, действующие на рынках


  • 7 Способы измерения концентрации рынка


  • 8 Моделирование конкуренции на рынке


  • 9 Определение степени монополизма на рынке


  • 10 См. также


  • 11 Примечания





Определение |


Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю рынок — это институт, механизм, сводящий покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Сами рынки могут принимать различные формы[2].


Ры́нок — категория товарного хозяйства[3], совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.



История развития понятия |


Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.
В своей теории субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Через это он определяет понятие публичных торгов.



Функции |


К функциям рынка относятся[источник не указан 2491 день]:



  1. информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

  2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

  3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

  4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

  5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

  6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;

  7. санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.



Формы организации |


Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег.
Объекты рынка — материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.


Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т. д.



Классификации рынков |


[источник не указан 3478 дней]
По территориальному признаку:



  1. местный

  2. региональный

  3. национальный

  4. мировой


По субъектам, вступающим в обмен:



  1. рынок потребителей

  2. производителей

  3. промежуточных продавцов

  4. государственных учреждений


По объектам обмена:



  1. рынки средств производства

  2. рынок товаров и услуг

  3. финансовый рынок

  4. рынок интеллектуальной собственности


По степени конкуренции:



  1. конкурентный (совершенная конкуренция)

  2. с монополистической конкуренцией

  3. олигопольный

  4. монополия


С учётом ассортимента:



  1. замкнутый

  2. насыщенный

  3. смешанный


По степени соблюдения законности:



  1. легальный (официальный)

  2. нелегальный (теневой)


  3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)


По степени насыщенности:



  1. равновесный (спрос = предложение)

  2. дефицитный (спрос > предложение)

  3. избыточный (спрос < предложение)


По степени развитости экономической свободы:



  1. свободный

  2. регулируемый


По характеру продаж:



  1. оптовый

  2. розничный



Экономические законы, действующие на рынках |



  • Закон стоимости

  • Закон спроса и предложения

  • Закон конкуренции



Способы измерения концентрации рынка |



  • Коэффициент Джини


  • Индекс Херфиндаля (HHI)

  • Коэффициент Лернера



Моделирование конкуренции на рынке |



  • Модель Бертрана

  • Олигополия Курно

  • Модель Штакельберга



Определение степени монополизма на рынке |




  • Коэффициент Лернера (L) (учитывает превышение цены на продукцию над предельными издержками производства; обратнопропорционален эластичности спроса на продукцию фирмы)


  • Коэффициент Тобина (q) (отношение рыночной стоимости активов к восстановительной стоимости активов)



См. также |



Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «рынок»



Рынок




  • Валютный рынок

  • Квазирынок

  • Развивающиеся рынки

  • Рыночная экономика

  • Срочный рынок

  • Финансовый рынок

  • Рынок ценных бумаг

  • Чёрный рынок



Примечания |





  1. Sullivan, arthur; Steven M. Sheffrin (2003). Economics: Principles in action. Upper Saddle River, New Jersey 07458: Pearson Prentice Hall. pp. 28. ISBN 0-13-063085-3.


  2. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. — М.: Республика, 1992. — Т. 1. — С. 61. — 399 с. — ISBN 5-250-01534-4.


  3. Энциклопедический словарь 1953 г., стр. 147











Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz