Ибн Баттута
Ибн Баттута | |
---|---|
араб. ابن بطوطة | |
Дата рождения | 25 февраля 1304(1304-02-25) |
Место рождения |
|
Дата смерти | 1377(1377) |
Место смерти | Фес |
Страна |
|
Род деятельности | путешественник, купец |
Отец | Абдуллах ибн Мухаммад |
Ибн Баттута на Викискладе |
В Википедии есть статьи о других людях с куньей Абу Абдуллах и именем Мухаммад ибн Абдуллах.
Абу ‘Абдуллах Муха́ммад ибн ‘Абдулла́х ат-Танджи́, более известен как Ибн Батту́та (араб. ابن بطوطة; 25 февраля 1304, Танжер — 1377, Фес) — арабский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского мира — от Булгара до Момбасы, от Томбукту до Китая. Во время девятимесячного пребывания на Мальдивах женился на дочери старого султана. Автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».
Содержание
1 Детство и юность
2 Путешествия
2.1 Паломничества в Мекку
2.2 В Йемен и Восточную Африку
2.3 По Малой Азии
2.4 В Золотую Орду и Константинополь
2.5 В Индию и Китай
2.6 В Аль-Андалусию и Гранаду
2.7 В Мали
2.8 Последние годы жизни
3 Историческое значение
4 Маршруты путешествий
5 Память
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Детство и юность |
Его полное имя: Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Юсуф аль-Лявати ат-Танджи ибн Баттута ибн Хамид аль-Гази ибн аль-Курайш аль-‘Али. Будущий великий путешественник родился .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}25 февраля 1304 года в Танжере (Марокко) в семье уважаемого шейха Абдаллаха ал-Лавати. Предки Ибн Баттуты происходили из берберского племени лавата — об этом свидетельствует нисба (часть имени) «аль-Лавати». О его детских годах известно очень мало. Он получил образование в медресе. Отец Ибн Баттуты, кади Танжера, хотел видеть сына своим преемником.
Путешествия |
Паломничества в Мекку |
14 июня 1325 года Ибн Баттута выехал из Танжера, чтобы совершить хадж в Мекку[1], центр религиозного поклонения мусульман, где находится храм Кааба с чёрным камнем. Приключения при переходе величайшей пустыни Сахары навели его на мысль продолжить путешествия.
Он путешествовал в Мекку по суше, продвигаясь вдоль берега Северной Африки. Его путь пролегал через Тунис, где он задержался на два месяца[2]. Для большей безопасности Ибн Баттута старался присоединяться к караванам, что уменьшало риск быть атакованным местными племенами бедуинов. В городе Сфакс он нашёл себе невесту, первую, но далеко не последнюю в его путешествиях[3].
Ранней весной 1326 года, после путешествия длиной более чем в 3500 км, Ибн Баттута добрался до Александрии[4]. В течение нескольких недель он исследовал достопримечательности этой местности, после чего двинулся вглубь материка, в сторону Каира, столицы Мамлюкского султаната, крупного города уже в те времена. Проведя около месяца в Каире,[5] он двинулся в сторону Мекки по наименее используемому пути из трёх имеющихся. Ибн Баттута пересек Египет и намеревался отплыть в Джидду, но междоусобица местных племён заставила его вернуться в Каир[6]. Затем он посетил Иерусалим, Дамаск, Мекку, Басру, Багдад, где удостоился аудиенции у ильхана Абу Саида, и Тебриз. После этого он вернулся в Мекку и стал факихом. Но его путешествия на этом не прекратились.
В дальнейшем он побывал в Африке, на Среднем и Дальнем Востоке — местах, неизвестных средневековым европейцам.
В Йемен и Восточную Африку |
В 1330 году Ибн Баттута переплыл Красное море и прибыл в Аден (Йемен). Йемен раздирали внутренние конфликты, и только 2 городам — Сане (теперь столица Йемена) и ныне мелкому порту Забиду удавалось сохранять былое величие. Там он нанял судно, направлявшееся в Заилу (Сомали). После этого он двинулся к мысу Гвардафуй, дальше по берегу Сомали, останавливаясь на неделю в каждом месте. Позже он побывает и в Могадишо, важном городе земли берберов[7][8][9].
Когда он попал туда в 1331 году, Могадишо находился в зените своего могущества. Ибн Баттута описывал его как «исключительно большой город», с большим количеством богатых купцов, известный своими высококачественными тканями, которые экспортировались во многие страны, включая Египет[10][11]. Дополнительно он писал, что город управляется султаном Сомали, родом из северного Сомали, равно хорошо говорящего на сомалийском диалекте и на арабском языке[12][13]. Султан держал при себе свиту визирей, юристов, командующих армией, евнухов и разношёрстных слуг[12].
Ибн Баттута продолжил своё путешествие на юг на корабле в сторону берега Суахили[14]. Одна из его остановок в дороге была на островном городе Момбаса. В то время это был небольшой город. Его расцвет произошёл на век позже[15]. Затем, следуя вдоль береговой линии, Ибн Баттута достиг островного города Килва (расположен на территории современной Танзании, который к тому времени стал важным центром торговли золотом[16]. Он описывал этот город как «один из самых красивых и хорошо сконструированных городов в мире»[17].
Ибн Баттута оставил записи о своём визите в Килву в 1330 году, и восторженно отзывался о смирении и набожности местного правителя, султана Аль-Хасана ибн Сулеймана[18]. Этим периодом датируется основание дворца Хусуни Кубва и существенная достройка Великой мечети Килвы. Ещё он писал, что власть султана распространяется от Малинди на севере до Иньямбане на юге, и в особенности был восхищён планировкой города, в которой он видел залог его успеха. Потом Ибн Баттута отплыл в Момбасу и Килву, богатые города на восточном побережье Африки, в которых разговаривали на языке суахили. Сильное впечатление на Ибн Баттуту произвёл чёрный цвет кожи местного населения. Чтобы возвратиться в Мекку, ему пришлось совершить плавание вокруг юга Аравии и выйти в Персидский залив, а затем пересечь Аравийский полуостров.
Из-за определённой неточности в хронологии нет возможности с уверенностью констатировать, закончилось ли это путешествие Ибн Баттуты в 1332 году (следуя вышеприведённой хронологической последовательности) или уже в 1330 (в этом случае годом его отъезда из Мекки следует считать 1328).
По Малой Азии |
Путешествие Ибн Баттуты по Руму (как арабы называли Малую Азию) началось зимой 1330 года, когда он прибыл на генуэзском корабле в порт Алайа. Затем он посетил Анталью, Лаодикею-на-Ликосе, Икониум, Кесарию Каппадокийскую, Себастию, Бирги
В Золотую Орду и Константинополь |
Неутомимая любознательность толкала Ибн Баттуту в новые странствия. На греческом корабле он отплыл в Кафу (ныне Феодосия в Крыму), затем отправился в Солхат (ныне Старый Крым), а оттуда через Азов — на Кавказ. 6 мая 1334 года путешественник прибыл в ставку хана Золотой Орды Узбек-хана, располагавшуюся, предположительно, в районе Пятигорска, где хан принял его с небывалым почётом [источник не указан 971 день]. Большие вопросы у историков вызывает путешествие Ибн Баттуты в Булгар, которое, по его словам, было совершено за 20 дней. Некоторые учёные (И. Хрбек, С. Яничек) считают, что Ибн Баттута в Волжской Булгарии не был — просто не мог успеть за столь короткий срок. Описание путешествия могло быть заимствовано из трудов других арабских авторов (Ибн Джубейр, Абу-ль-Фида) самим Ибн Баттутой или его литературным секретарём Ибн Джузаем. Так или иначе, путешественник в свите хана посещает Хаджи-Тархан (предшественник Астрахани). Затем он вызвался сопровождать одну из жён хана Баялун-хатун, дочь византийского императора Андроника III, в Константинополь, к отцу. В столице Византии арабский путешественник пробыл один месяц и шесть дней. После этого он вернулся на Волгу, в середине ноября прибыл в Новый Сарай (Сарай-Берке). 10 декабря 1334 года Ибн Баттута покинул столицу Золотой Орды, присоединившись к хорезмскому каравану. Через Сарай-Джук он направился в Среднюю Азию.
В Индию и Китай |
В Средней Азии Ибн Баттута посетил крупные торговые центры — Ургенч (Гургандж), Самарканд, Бухару. В Ургенче он был принят могущественным золотоордынским нойоном Кутлуг-Тимуром, по пути из Бухары в Самарканд заехал в ставку чагатайского хана Тармаширина. Через Хорасан и Афганистан достиг Делийского султаната. В Дели Ибн Баттута поступил на службу к султану Мухаммеду Туглаку. Он прожил в Индии восемь лет, был сначала кади (судьёй), потом факихом, а 22 июля 1342 года выехал в Китай в качестве султанского посла. Путешествие в Китай началось для Ибн Баттуты неудачно. По дороге к берегу он с товарищами были атакованы бандитами[19]. Ибн Баттута был ограблен, отстал от товарищей и был близок к гибели[20]. Несмотря на эти неприятности, Ибн Баттута уже через 10 дней нагнал свою группу и вместе они продолжили свой путь в Камбей, что в Индийском штате Гуджарат. Оттуда они отплыли в Кожикоде (куда португальский исследователь Васко да Гама попадёт на два столетия позже). Неприятности Ибн Баттуты продолжались: пока он был в мечети на берегу, один из кораблей его экспедиции затонул у берега из-за внезапно поднявшегося шторма[21]. Второй корабль отплыл не дождавшись Ибн Баттуты (правда лишь для того, чтобы быть захваченным царьком Суматры несколькими месяцами позже).
Опасаясь вернуться в Дели с пустыми руками, Ибн Баттута какое-то время оставался в южной Индии под защитой Джамаль-ад-Дина, правителя маленького, но могущественного султаната Навая, стоящего на берегах реки Шаравати около Аравийского моря. Восстание в султанате вынудило Ибн Баттуту покинуть Индию. Имея своей конечной целью Китай, вначале Ибн Баттута завернул на Мальдивы. На Мальдивских островах он провёл 9 месяцев, намного больше, чем рассчитывал. Его знания в области фикха были востребованы нацией, недавно совершившей переход от буддизма к исламу. Из Мальдив Ибн Баттута приплыл на Шри-Ланку, там он посетил Шри Паду. После многочисленных приключений Баттута якобы добрался до порта Кантона, а потом через Малайзию, Бенгалию и Индию вернулся в Марокко (1349). Факт посещения им Китая подвергается сомнению, ибо его сведения об этой стране не отличаются точностью.
В Аль-Андалусию и Гранаду |
В 1350 году, после нескольких дней пребывания в Танжере, Ибн Баттута отправился в путешествие в Аль-Андалус, часть Пиренейского полуострова, контролируемую маврами. Король Альфонсо XI Справедливый намеревался атаковать Гибралтар, и Ибн Баттута присоединился к группе мусульман, отправившихся из Танжера на защиту этого порта[22]. Во время их пути Альфонсо умер от чумы, и угроза нападения на Гибралтар миновала. Ибн Баттута воспользовался этим для того, чтобы превратить своё путешествие в туристическую поездку по достопримечательностям Валенсии и Гранады[23].
Вернувшись из Аль-Андалуса, он решил проехать через Марокко, одну из немногих мусульманских стран, которых он парадоксальным образом ещё не исследовал. Остановившись в Марракеше, он обнаружил, что город напоминает собственный призрак после недавней эпидемии и переноса столицы в Фес[24].
Ибн Баттута снова ненадолго вернулся в Танжер, чтобы спланировать свою следующую экспедицию. Мысль посетить Мали возможно зародилась у него уже в 1324 году, во время его первого путешествия в Каир, когда через этот город проезжал (делая свой собственный хадж) Манса Муса, великий правитель Мали, вызвав фурор своим богатством и экстравагантностью.
В Мали |
В 1352 году Ибн Баттута вновь отправился в путь, на сей раз — в Африку. Это была его крупнейшая экспедиция. Направляясь в Мали, он пересёк Сахару. Дорога была трудной, пустыня кишела разбойниками, и путешественник присоединился к каравану на верблюдах. Первую остановку караван сделал в Тагазе. По свидетельству Баттуты, все дома там были сделаны из соли и верблюжьих шкур. Путники взяли с собой запас воды на 10 дней: столько дней занимал путь до Тасаралы. Оттуда было недалеко и до Валаты. Несмотря на все сложности, Баттута успешно пересёк Сахару и прибыл в Мали, а затем добрался до реки Нигер. Путешествие было очень рискованным, однако Ибн Баттута достиг богатейшего малийского города Томбукту и побывал при дворе мансы Сулеймана[25].
В январе 1354 года он возвратился в Фес, где по приказанию маринидского султана Абу Инана продиктовал воспоминания о своих путешествиях учёному шейху из Гранады Мухаммеду ибн Джузаю. В декабре 1355 года ибн Джузай завершает литературную обработку воспоминаний Ибн Баттуты, сыграв в истории роль, подобную роли Рустичано при другом великом путешественнике — Марко Поло. Описание Мали в воспоминаниях Ибн Баттуты — основной источник, по которому мы можем судить о жизни этого средневекового государства.
Последние годы жизни |
О последних годах Ибн Баттуты после окончания записи его путешествий в 1355 году известно немногое. Он был назначен на пост кади в Марокко и скончался в 1368 или 1369 году[26].
Историческое значение |
Всего Ибн Баттута преодолел 120 700 км. Все посещаемые страны Ибн Баттута описывал с возможной полнотой. В первый раз его сочинение было частично переведено на европейский (латинский) язык в 1818 году под названием «De Mohammede Ebn-Batuto Arabe Tingitano ejusque itineribus», затем в 1829 году на английский язык под названием «The Travels of Ibn Batuta, translated from the abridged Arabic MS. Copies by Lec».
Нет никаких упоминаний о том, вёл ли Ибн Баттута какие-либо записи все 29 лет своих странствий. Когда он диктовал свои впечатления, он должен был основываться на своей памяти и уже вышедших в свет манускриптах своих предшественников. Некоторые эпизоды путешествией Ибн Баттуты являются явным заимствованием[27][28].Западные ориенталисты ставят под сомнение тот факт, что Ибн Баттута действительно посетил все те места, которые он описывает, и считают, что часть его описаний взята из услышанного им, а не из увиденного лично. Так, нерешённым является вопрос, действительно ли Ибн Баттута побывал в Китае[29]. Тем не менее, несмотря на определённую недостоверность, записи Ибн Баттуты дают хорошее представление о большой части цивилизации 14 века.
Ибн Баттута испытывал временами культурный шок из-за несоответствия обычаев народов, недавно принявших ислам, нормам, на которых он был воспитан. Так, например, он был потрясён свободой речи, которую позволяют себе тюркские и монгольские женщины в разговорах со своими мужьями.
Для истории России имеет наибольшее значение описание Золотой Орды времён хана Узбека. В 1874 году в Петербурге вышло издание этой книги с арабским текстом и французским переводом (Voyages d’Ibn Batoutah. Texte arabe, accompagné d’une tradition par C. Defrémery et B.R. Sanuineti).
Маршруты путешествий |
За свою жизнь Ибн Баттута преодолел более чем 73 000 миль (117 500 км) и посетил эквивалент 44 современных стран[30]
Память |
В 1976 году Международный астрономический союз присвоил имя Ибн Баттута кратеру на видимой стороне Луны.
В Дубае есть торговый центр, названный в честь Ибн Баттуты.
Примечания |
↑ Medieval Sourcebook: Ibn Battuta: Travels in Asia and Africa 1325-1354 (неопр.). Fordham University. Проверено 2 апреля 2011. Архивировано 10 мая 2013 года. from Ibn Battuta, Travels in Asia and Africa 1325—1354, tr. and ed. H. A. R. Gibb (London: Broadway House, 1929) p. 43
↑ Dunn, 2005, p. 37; Defrémery & Sanguinetti, 1853, p. 21 Vol. 1
↑ Dunn, 2005, p. 39; Defrémery & Sanguinetti, 1853, p. 26 Vol. 1
↑ Defrémery & Sanguinetti, 1853, p. 27 Vol. 1
↑ Dunn, 2005, p. 49; Defrémery & Sanguinetti, 1853, p. 67 Vol. 1
↑ Dunn, 2005, pp. 53–54
↑ Sanjay Subrahmanyam, The Career and Legend of Vasco Da Gama, (Cambridge University Press: 1998), pp. 120—121.
↑ J. D. Fage, Roland Oliver, Roland Anthony Oliver, The Cambridge History of Africa, (Cambridge University Press: 1977), p. 190.
↑ George Wynn Brereton Huntingford, Agatharchides, The Periplus of the Erythraean Sea: With Some Extracts from Agatharkhidēs «On the Erythraean Sea», (Hakluyt Society: 1980), p. 83.
↑ Helen Chapin Metz. Somalia: A Country Study. — US : Federal Research Division, Library of Congress, 1992. — ISBN 0-8444-0775-5.
↑ P. L. Shinnie, The African Iron Age, (Clarendon Press: 1971), p.135
↑ 12 David D. Laitin, Said S. Samatar, Somalia: Nation in Search of a State, (Westview Press: 1987), p. 15.
↑ Chapurukha Makokha Kusimba, The Rise and Fall of Swahili States, (AltaMira Press: 1999), p.58
↑ Chittick, 1977, p. 191
↑ Dunn, 2005, p. 126
↑ Dunn, 2005, pp. 126–127
↑ Leften Stavros Stavrianos, The world to 1500: a global history, (Prentice-Hall, 1970), p.354.
↑ Dunn, Ross E. (2005), The Adventures of Ibn Battuta, University of California Press, ISBN 0-520-24385-4.
↑ Dunn, 2005, p. 215; Gibb & Beckingham, 1994, p. 777 Vol. 4
↑ Gibb & Beckingham, 1994, pp. 773–782 Vol. 4; Dunn, 2005, pp. 213–217
↑ Gibb & Beckingham, 1994, pp. 814–815 Vol. 4
↑ Dunn, 2005, p. 282
↑ Dunn, 2005, pp. 283–284
↑ Dunn, 2005, pp. 286–287
↑ Цивилизации долины Нигера: Легенды и золото. Ч.2 Мали.
↑ Gibb, 1958, p. ix Vol. 1; Dunn, 2005, p. 318
↑ Dunn, 2005, pp. 313–314
↑ Dunn, 2005, pp. 63–64; Elad, 1987
↑ Dunn, 2005, pp. 253 and 262 Note 20
↑ Jerry Bently, Old World Encounters: Cross-Cultural Contacts and Exchanges in Pre-Modern Times (New York: Oxford University Press, 1993),114.
Литература |
- На русском языке
Милославский Г. В. Ибн Баттута. — М.: Мысль, 1974. — 80 с. — (Замечательные географы и путешественники). — 50 000 экз. (обл.)
Тимофеев И. В. Ибн Баттута. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 272 с. — (Жизнь замечательных людей). — 100 000 экз. (в пер.)
Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии / Нематулла Ибрагимов. — М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1988. — 128 с. — 30 000 экз. (обл.)- Янковская А. А. Сообщения арабского путешественника XIV века Ибн Баттуты о Малайском архипелаге: проблема интерпретации источника // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 1 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2011. — С. 292-297. — ISBN 978-5-388-05174-6.
- На иностранных языках
Carr, Mike (2015), Merchant Crusaders in the Aegean, Martlesham: Boydell & Brewer, с. 33, ISBN 9781843839903, <https://books.google.ru/books?id=vAU3CwAAQBAJ> .
Defrémery, C. & Sanguinetti, B.R. trans. and eds. (1853), Voyages d'Ibn Batoutah (Volume 1), Paris: Société Asiatic, <https://books.google.co.uk/books?id=mdQOAAAAQAAJ> .
Defrémery, C. & Sanguinetti, B.R. trans. and eds. (1854), Voyages d'Ibn Batoutah (Volume 2), Paris: Société Asiatic, <https://books.google.com/books?id=m-UHAAAAIAAJ>
Defrémery, C. & Sanguinetti, B.R. trans. and eds. (1855), Voyages d'Ibn Batoutah (Volume 3), Paris: Société Asiatic, <https://books.google.co.uk/books?id=w_YHAAAAIAAJ> .
Defrémery, C. & Sanguinetti, B.R. trans. and eds. (1858), Voyages d'Ibn Batoutah (Volume 4), Paris: Société Asiatic, <https://books.google.co.uk/books?id=AdUOAAAAQAAJ> .
Dunn, Ross E. (2005), The Adventures of Ibn Battuta, University of California Press, ISBN 0-520-24385-4 .
Elad, Amikam (1987), "The description of the travels of Ibn Baṭūṭṭa in Palestine: is it original?", Journal of the Royal Asiatic Society Т. 119: 256–272, DOI 10.1017/S0035869X00140651
Ferrand, Gabriel (1913), "Ibn Batūtā", Relations de voyages et textes géographiques arabes, persans et turks relatifs à l'Extrème-Orient du 8e au 18e siècles (Volumes 1 and 2), Paris: Ernest Laroux, с. 426–458, <https://archive.org/stream/relationsdevoyag1a2ferruoft#page/426/mode/2up> .
Chittick, H. Neville (1977), "The East Coast, Madagascar and the Indian Ocean", in Oliver, Roland, Cambridge History of Africa Vol. 3. From c. 1050 to c. 1600, Cambridge: Cambridge University Press, с. 183–231, ISBN 0-521-20981-1
Gibb, H.A.R. trans. and ed. (1958), The Travels of Ibn Baṭṭūṭa, A.D. 1325–1354 (Volume 1), London: Hakluyt Society
Gibb, H.A.R. & Beckingham, C.F. trans. and eds. (1994), The Travels of Ibn Baṭṭūṭa, A.D. 1325–1354 (Volume 4), London: Hakluyt Society, ISBN 978-0-904180-37-4 .
Gordon, Stewart (2008), When Asia was the World: Traveling Merchants, Scholars, Warriors, and Monks who created the "Riches of the East", Philadelphia, PA.: Da Capo Press, Perseus Books, ISBN 0-306-81556-7 .
Harvey, L.P. (2007), Ibn Battuta, New York: I.B. Tauris, ISBN 978-184511-394-0 .
Lee, Samuel (1829), The Travels of Ibn Batuta, London: Oriental Translation Committee, <https://books.google.co.uk/books?id=wjAtGKM_-WIC> . A translation of an abridged manuscript. The text is discussed in Defrémery & Sanguinetti (1853) Volume 1 pp. xvi-xvii.
Mackintosh-Smith, Tim (2002), Travels with a Tangerine: A Journey in the Footnotes of Ibn Battutah, London: Picador, ISBN 978-0-330-49114-3 .
Mackintosh-Smith, Tim (ed.) (2003), The Travels of Ibn Battutah, London: Picador, ISBN 0-330-41879-3 . Contains an introduction by Mackintosh-Smith and then an abridged version (40 percent of the original) of the translation by H.A.R. Gibb and C.E. Beckingham (1958—1994).
Mackintosh-Smith, Tim (2005), Hall of a Thousand Columns: Hindustan to Malabar with Ibn Battutah, London: John Murray, ISBN 978-0-7195-6710-0 .
Mackintosh-Smith, Tim (2010), Landfalls: On the Edge of Islam with Ibn Battutah, London: John Murray, ISBN 978-0-7195-6787-2 .
Waines, David (2010), The Odyssey of Ibn Battuta: Uncommon Tales of a Medieval Adventurer, Chicago: University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-86985-8 .
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Ибн Баттута на Викискладе |
Отрывки из сочинения Ибн Баттуты на сайте Восточная Литература