Планер летательного аппарата






Планер вертолёта AgustaWestland AW101. Используемые конструкционные материалы обозначены разными цветами (LA = light alloys, лёгкие сплавы).



Пла́нер лета́тельного аппара́та — структурная часть самолёта или вертолёта без силовой установки и оборудования. В авиастроении обычно говорят пла́нер, так как авиаспециалисты разделяют термины:




  • планёр — безмоторный планирующий летательный аппарат;


  • пла́нер — несущая конструкция летательного средства (о несущей конструкции планёра можно сказать: планер планёра).


  • планер самолёта — понятие, объединяющее различные по назначению и устройству конструктивные части самолёта: крыло, фюзеляж, оперение, управление, шасси и капоты двигателей.


Состоит из следующих частей:
фюзеляжа,
крыльев,
оперения,
шасси,
гондолы двигателей и шасси (при наличии таковых), а также
узлов и агрегатов механизация планера, меняющих геометрию планера летательного аппарата в процессе руления, взлёта, полёта и посадки.


Современными авиационными специалистами отмечается существенное влияние характеристик планера самолёта на весовую эффективность конструкции самолёта в целом:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}





Масса планера составляет основную часть массы конструкции самолёта и, следовательно, существенным образом влияет на эффективность самолёта.
Масса конструкции планера самолёта зависит от его назначения и лётно-технических характеристик.
Так, например, на долю конструкции планера приходится:



25—32 % взлётной массы дозвуковых пассажирских магистральных самолётов;

29—31 % взлётной массы дозвуковых пассажирских самолётов местных авиалиний;

32—34 % взлётной массы спортивно-пилотажных самолётов;

18—28 % взлётной массы бомбардировщиков;

28—32 % взлётной массы истребителей.


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


[1]


Действующие в настоящее время требования к элементам конструкции планера самолёта изложены в Международных авиационных правилах редакции 2004 года[2].



История |


Планеры первых самолётов изготовлялись из дерева и ткани. В дальнейшем применялась бакелитовая фанера.


Первый цельнометаллический самолёт в мире — моноплан Junkers J-1 — был построен в 1915 году.


Первый в мире цельнометаллический серийный бомбардировщик-моноплан — советский ТБ-1 (1925).


Первый цельнометаллический пассажирский и военно-транспортный самолёт — немецкий Junkers Ju 52 (1931).


Отделяемая носовая часть фюзеляжа (вместе с герметической кабиной) впервые была реализована в советском Су-17 (1949) (в дальнейшем такой принцип был реализован на американских F-111).



Планер самолёта |


Планер самолёта образован крылом, соединённым с оперением и различного рода рулями, и является сочетанием аэродинамических средств создания подъёмной силы и управляющих и уравновешивающих сил и моментов. На первом этапе эволюции самолёта связь оперения и рулей с крылом осуществлялась с помощью лёгких носовых и хвостовых ферм, а сиденья экипажа, двигатели, целевая нагрузка и оборудование укреплялись на элементах конструкции крыла, либо размещались в специальных гондолах, установленных на крыле. По мере роста скоростей полёта сила сопротивления ферменных связей достигла неприемлемо больших значений, и тогда конструкторы самолётов стали объединять связующие и вмещающие элементы планера в единое удобообтекаемое тело — фюзеляж. В большинстве построенных самолётов соединение оперения с крылом осуществляется посредством фюзеляжа, поэтому фюзеляж принято относить к планеру. Время от времени, для улучшения тех или иных частных свойств самолёта, вместо фюзеляжа конструкторы вводили две хвостовые балки и центральную гондолу. В поисках путей уменьшения силы сопротивления создавались схемы планера, в которых для размещения функциональных элементов, экипажа и целевой нагрузки в большей мере использовался внутренний объём крыла («летающее крыло», «бесхвостка», «составное крыло», «интегральная схема») в таких схемах фюзеляж вырождается в гондолу больших или меньших размеров. Главная первичная функция планера самолёта — создание потребных аэродинамических сил и моментов, вторичная функция планера самолёта — установочная: планер самолёта служит платформой для установки всех элементов самолёта, а также для размещения экипажа и целевой нагрузки внутри, или на внешней подвеске[3].


Геометрические характеристики планера — параметры, понятия и термины, используемые в проектно-конструкторских бюро и НИИ при проектировании самолётов, обработке материалов испытаний моделей самолётов в аэродинамических трубах и материалов лётных испытаний самолётов, для сравнительного анализа результатов испытаний моделей и натурных объектов. Однозначное толкование геометрических характеристик планера является необходимым условием для определения наименований его элементов при выполнении расчётов характеристик самолёта[4].


Аэродинамическая поверхность планера — образована омываемыми набегающим воздушным потоком внешними поверхностями основных частей (элементов) планера и их сопряжениями, в составе: несущая поверхность (крыло); концевые шайбы и вертикальные законцовки крыла, корпус (фюзеляж); управляющие и стабилизирующие поверхности (органы управления, стабилизаторы, кили); омываемые воздушным потоком элементы силовой установки (воздухозаборные и выходные устройства, гондолы двигателей), гондолы шасси (крыльевые, фюзеляжные), гондолы внешней подвески (подвесные топливные баки, контейнеры), пилоны подвески гондол двигателей, пилоны для элементов внешних подвесок[5]


Аэродинамическая компоновка планера — в различных вариантах определяет собой:



 — аэродинамический тип самолёта (винтовой, дозвуковой реактивный, сверхзвуковой);

 — общую аэродинамическую схему самолёта («нормальная», «бесхвостка», «утка»);

 — схему крыла (биплан, подкосный моноплан, свободнонесущий моноплан);

 — геометрические характеристики крыла;

 — тип механизации крыла;

 — схему сопряжения крыла с фюзеляжем (низкоплан, среднеплан, высокоплан, интегральная);

 — схему и геометрические характеристики фюзеляжа;

 — схему расположения двигателей (на фюзеляже, в фюзеляже, на крыле, в крыле, над крылом, под крылом), на киле, в киле комбинированную);

 — схему хвостового оперения (однокилевое, двухкилевое, трёхкилевое, разнесенное);

 — схему шасси;


Конфигурация планера — определяется положением взлётно-посадочной механизации крыла, положением шасси, положением крыла изменяемой стреловидности, положением тормозных устройств (тормозных щитков, спойлеров, интерцепторов), вариантом внешних подвесок — в соответствии с полётным заданием и режимами полёта.



Примечания |





  1. Шаталовин И. А. Тема 3. Элементы конструкции планера самолёта // Теоретические и инженерные основы аэрокосмической техники. — М.: авиационно-космических технологий, 2003.


  2. Авиационные правила. Москва: Межгосударственный авиационный комитет, 2004.


  3. Проектирование конструкций самолётов. Е. С. Войт, А. И. Ендогур, З. А. Мелик-Саркисян, И. М. Алявдин. Москва. Машиностроение, 1987 г.


  4. В. Г. Микеладзе, В. М. Титов Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолётов и ракет.|Москва. Машиностроение. 1990. C. 3, 4.


  5. В. Г. Микеладзе, В. М. Титов Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолётов и ракет.|Москва. Машиностроение. 1990. C. 13











Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар