Паперть






Нищие на паперти (Болгария)




Паперть в монастыре Кременца


Па́перть, или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.




Содержание






  • 1 История изучения


  • 2 Символическое значение


  • 3 Примечания


  • 4 Литература





История изучения |


Понятие «непокрытой паперти», применительно к храмам XV-XVII веках, могло появиться в России не ранее начала XVIII века, после появления таких папертей на российских храмах. До конца XVII века подобные храмы с папертями без крыш в России неизвестны. Ранее к таковым ошибочно относили церковь Вознесения в Коломенском, Успенский собор в Дмитрове, церковь Петра митрополита в Переславле-Залесском и все остальные. В своей монографии А. Л. Баталов[1] оставил этот вопрос без достаточного внимания: для него он просто не существовал, поскольку паперти были всегда крытые. Однако после первой реплики Н. В. Султанова в 1897 году в защиту первоначальности второго яруса галерей Благовещенского собора в Московском Кремле, об этой реплике забыли до начала 1960-х годов, когда архитектор Н. Н. Свешников обнаружил первоначальную западную паперть Спасо-Преображенского собора 1490-х годов Новоспасского монастыря. Работавшая с Н. Н. Свешниковым Е. Р. Куницкая тогда же написала записку о первоначальности папертей Успенского собора в Дмитрове, но не сделала к этому заявлению обоснования, и после публикации «Каталога памятников архитектуры Московской области» в 1975 году она о своей датировке не вспоминала.


Первой в публикации к первоначальному строительству отнесла паперти собора Спасского монастыря в Ярославле Е. М. Караваева[2]. Однако в русле ошибочной и уже устаревшей теории при реставрации Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах (ВПНРК-ЦНРПМ) первоначальные столбы с крышей были разобраны[3]. В 1970-х годах к первоначальному строительству отнесены паперти церкви Вознесения в Коломенском[4]. В 1974 году В. И. Федоров снова вернулся к первоначальной султановской датировке папертей Благовещенского собора Московского Кремля[5]. Но в 1975 году вышел «Каталог памятников Московской области»[6], в котором снова опубликованы неверные датировки папертей.


В 1976 году комиссия архитекторов обследовала паперти церкви в Вяземах и установила факт недобросовестного исследования, приведшего к уничтожению второго яруса паперти Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах. В 1976 году установлена первоначальность папертей Успенского собора в Дмитрове[7]. Затем паперти церкви Петра митрополита в Переславле Залесском[8], в начале 1980-х годов паперти Покровского собора и Успенской церкви Александровой слободы[9].


Инициатором исследования папертей с середины 1970-х годов и в последующие годы был архитектор В. В. Кавельмахер. Но С. С. Подъяпольский не признавал первоначальности второго яруса папертей церкви Вознесения в Коломенском. В 1998 году под редакцией Е. Н. Подъяпольской вышло второе издание «Каталога памятников архитектуры Московской области», где она пишет о первоначально построенных двухъярусных папертях, в частности на Успенском соборе в Дмитрове[10]. Но ученики С. С. Подъяпольского, архитекторы, проводившие работы на церкви Вознесения в 2001—2007 (ЦНРПМ), до сих пор относят первоначальные столбы с кровлями к поздним переделкам и сохранили их лишь из чисто практических соображений[11].



Символическое значение |


В настоящее время в православных храмах паперть представляет собой площадку перед входными дверями храма, к которой ведут несколько ступеней и на которой, как и в древности, стоят нищие, просящие подаяние у прихожан. Само слово «паперть» могло произойти от лат. pauper — бедный.


Паперть, будучи первым храмовым возвышением, знаменует собой духовную высоту Церкви по отношению к миру.


На паперть выходят люди перед пострижением в монахи, в знак отречения от мира.



Примечания |





  1. Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. М., 1996.


  2. Караваева Е. М. Собор Спасского монастыря в Ярославле // АН. 1963. вып. 15.


  3. Автор разборки подлинной паперти Л. Соболева. Л. Соболева. «Исследовательские и реставрационные работы по церкви Преображения в усадьбе Вяземы», «Теория и практика реставрационных работ», сборник № 3. Стройиздат. М., 1972. Впоследствии второй ярус папертей восстановлен по проекту В. М. Пустовалова (Мособлстройреставрация).


  4. П. Д. Барановский был сторонником позднего происхождения второго яруса с крышами. Гаврилов С. А. Церковь Вознесения в Коломенском.


  5. Федоров В. И.


  6. ЦНРМ-ВПНРК Памятники архитектуры Московской области (в 2-х томах) / Под ред. Е. Н. Подъяпольской — М., 1975.


  7. Гаврилов С. А.


  8. Исследователь памятников Переславля Залесского И. Б. Пуришев считал второй ярус поздним. Гаврилов С. А., Кавельмахер В. В.


  9. П. Д. Барановский считал второй ярус поздним. Исследование проводили Гаврилов С. А., Кавельмахер В. В.


  10. Были учтены критика первого издания и советы Гаврилова С. А. и Кавельмахера В. В.


  11. Каменева Т. Е., Скрынникова Е. В.




Литература |


  • Л. В. Беловинский. Паперть // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 461. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.








Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар