Шикана (автоспорт)







Шикана «Форд» на трассе Ле-Ман


Шикана (фр. chicane; от chicaner «придраться»[1]) — последовательность тесных извивающихся поворотов (обычно в форме буквы S) на дороге, используемая в автогонках и на городских улицах для намеренного замедления автомобилей; их располагают регулярно на прямых участках, для ограничения скорости. Обычно шиканы проходятся по единственной оптимальной траектории, представляющей собой максимально плавную кривую с парой апексов.





Содержание






  • 1 Критика


  • 2 Обязательность


  • 3 Иное


  • 4 «Мобильные шиканы»


  • 5 Примечания





Критика |


Наиболее часто обгон в автогонках происходит именно на прямых, за счёт более удачного выхода из поворота перед ними. Шиканы, с единственной оптимальной траекторией, разрезают прямые на части и подобно узким местам вынуждают пилотов ехать друг за другом там, где без шикан они могли бы ехать параллельно. К тому же скорость прохождения шиканы зависит почти исключительно от технических факторов типа аэродинамики и работы подвески. При этом в жертву приносится значимость удачного выхода на прямой участок, что напрямую зависит от навыков пилота – гораздо более понятной зрителю спортивной составляющей. Поэтому ярые фанаты часто критикуют Международную автомобильную федерацию (FIA) за то, что она разрушает «дух» гоночных трасс, добавляя шиканы в их критических местах, как, например, Сарте, Спа-Франкоршам и Монца.


Пилот Серхио Перес недоволен старым вариантом прохождения апекса в связке 15-16 поворотов на трассе в Монако[2].



Обязательность |


Некоторые трассы, такие как Portland International Raceway, включают в себя необязательные шиканы. Конфигурация трассы для соревнований на быстрых машинах (такие, как IRL IndyCar) включает в себя шиканы, а конфигурация трассы для медленных (водителей любительских клубов, например) проходит прямо, игнорируя шикану, так как эти машины не способны развивать повышенную скорость на протяжённых прямых участках.



Иное |


Термин также используется в других типах гонок, включая бобслей, указывая на похожие смещения в направлениях трека.


Организация изгибов, сходных с шиканой, на автодорогах общего пользования является одной из эффективных мер успокоения трафика для снижения скорости движения автомобилей[3] и, как следствие, уменьшения количества ДТП и их тяжести[4][5].



«Мобильные шиканы» |


«Мобильные шиканы» или «передвижные шиканы» — термин, описывающий водителя (обычно аутсайдера в конце пелотона), который не может достаточно быстро уйти с пути нагоняющих его на следующем круге лидеров гонки (несмотря на то, что ему часто показывают синий флаг), и таким образом задерживающего водителей и создающего проблемы (и иногда вынуждающего терять драгоценные очки в чемпионате, подиумы и победы). Такой дурной славой пользовался, например, Андреа де Чезарис.





Примечания |





  1. chi·cane verb /shi-ˈkān, chi-/, Merriam-Webster, <http://www.merriam-webster.com/dictionary/chicane>. Проверено 10 ноября 2013. 


  2. Перес: Новая шикана мне не нравится | Force India - Autosport.com.ru


  3. A Road Safety Good Practice Guide for Highway Authorities, First Edition, Appendix A.6, TRL Limited, Judith Barker and Chris Baguley, for the UK Department for Transport, March 2006 (Accessed 16 August 2011)


  4. UK Department for Transport Traffic Advisory Leaflet 12/97 Архивировано 5 октября 2011 года., December 1997 (Accessed 16 August 2011)


  5. Urban Traffic Calming and Health, National Collaborating Centre for Healthy Public Policy, Canada









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz