Льеж — Бастонь — Льеж

































































Велогонка

Льеж — Бастонь — Льеж


фр. Liège-Bastogne-Liège
Lüttich–Bastogne–Lüttich - Logo.png
Информация о гонке
Дисциплина
шоссейный велоспорт

.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
Основана

1892 год


Гонок

103 (в 2017 году)
Место проведения
Бельгия Бельгия, Валлония
Тип
однодневная
Соревнование
UCI World Tour
Время проведения
апрель
Организатор
A.S.O.
Статус
профессиональный
Сайт
liege-bastogne-liege.be​ (англ.)​ (фр.)
Рекордсмены по победам
Рекордcмен
Флаг Бельгии Эдди Меркс
5 побед
Текущие событие

Cycling current event.svgЛьеж — Бастонь — Льеж 2018

Льеж — Бастонь — Льеж (фр. Liège-Bastogne-Liège), часто называемая Ла Дойенн (фр. La Doyenne, «Старая Леди») — классическая шоссейная однодневная велогонка, ежегодно проводящаяся под конец апреля в арденнском регионе Бельгии, из Льежа в Бастонь и обратно.[1][2] Состоявшись впервые в 1892 году, является старейшим из пяти Монументов европейского профессионального велошоссейного календаря[3].


Считается одной из самых трудных однодневных велогонок в мире из-за своей длины и сложности маршрута.[4] Рекорд по победам удерживает знаменитый бельгиец Эдди Меркс — 5 побед. На одну победу меньше у итальянца Морено Арджентина и испанца Алехандро Вальверде.


Гонка входит в гоночный календарь Мирового тура UCI и является заключительной в серии Арденнских классик, в которую также входит Флеш Валлонь. Оба соревнования организуются французской Amaury Sport Organisation, которая также проводит Тур де Франс и Париж — Рубе.


В 2017 году состоялся дебютный выпуск женской версии Льеж — Бастонь — Льеж.[5] Победу на нем одержала нидерландка Анна ван дер Брегген.




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Спа — Бастонь — Спа


    • 1.2 Арденнская классика


    • 1.3 Финиш в Ансе




  • 2 Маршрут


    • 2.1 Нынешний курс


    • 2.2 Изменения




  • 3 Характер гонки


    • 3.1 Требования


    • 3.2 Подъёмы


    • 3.3 Погода




  • 4 Арденнская классика


  • 5 Победители


  • 6 Рекорд побед


    • 6.1 Индивидуально


    • 6.2 По странам




  • 7 Примечания


  • 8 Ссылки





История |



Спа — Бастонь — Спа |


Как и многие другие классические однодневные велогонки, Льеж — Бастонь — Льеж была организована газетой (L'Expresse). Поскольку последняя публиковалась на французском языке и была направленна на французско-бельгийскую аудиторию, то гонка всегда проходила в пределах южной, франкоязычной части Бельгии.[6]





Леон Уа выиграл три первых выпуска Льеж — Бастонь — Льеж в кон. XIX века.


Впервые гонка состоялась в 1892 году среди любителей. Длиной 250 км, она проходила от Спа до Бастони и обратно.[1] Поскольку велосипеды в конце 19 века были дорогими, велоспорт считался видом спорта для богатых, а участие в гонке рассматривалось как «дело джентльмена». 33 гонщика из Велосипедного союза Льежа и Pesant Club Liégois, все бельгийцы и большинство из Льежа, приняли участие в старте. Только 17 из них добрались до финиша. За точку разворота маршрута (на полпути) был выбран железнодорожный вокзал в Бастоне из-за его удобства для должностных лиц соревнования. Некоторые уставшие гонщики сошли с гонки в Бастоне и вернулись поездом в Спа.[6]Леон Уа, уроженец Льежа, выиграл гонку после 10 часов и 48 минут на велосипеде. Второе место, финишировав через 22 минуты после победителя, занял Леон Лхуст, третье, проиграв Уа 44 минуты, — Луис Расквинет. Остальные гонщики продолжали прибывать на место финиша еще пять часов.[7]


В следующем году гонку, проходившую по аналогичному маршруту, снова выиграл Леон Уа, улучшив свой прошлогодний результат на полчаса. В 1894 году гонка была проведена уже среди профессионалов; средняя скорость поднялась с 23,3 км/ч до 25 км/ч. Уа первенствовал и в этот раз, на семь минут опередив Луиса Расквинета. Француз Морис Гарин, который позже стал первым победителем Тур де Франс, занял четвертое место.


С 1895 по 1907 годы гонка не проводилась, а после своего возвращения в 1908 году она уже стартовала и финишировала в Льеже, как и в наше время. Первую гонку прошедшую именно по маршруту Льеж – Бастонь – Льеж выиграл француз Андре Трусселье. В 1909 году, зайнявший первое место Эжен Шарлье, был дисквалифицирован из-за смены велосипеда. Победителем назвали Виктора Фастре.[7] Во время Первой мировой войны классика не проводилась до 1919 года. В междвувоенный период триумфаторами гонки всегда, за исключением 1930 года, становились бельгийцы, среди которых особенно преуспевали представители Фландрии. Так, фламандец Альфонс Шеперс в период между войнами одержал три виктории.



Арденнская классика |


Во время Второй мировой войны Льеж — Бастонь — Льеж прерывалась, но с 1945 года снова стала ежегодным событием в велошоссейном календаре, начав привлекать некоторых звёзд европейского велоспорта. В 1951 году гонка стала частью Челленджа Дегранжа–Коломбо — соревнования, которое объединяло самые большие велогонки того времени. Швейцарец Фердинанд Кюблер выиграл гонку в 1951 и 1952 годах. Бельгиец Раймонд Импанис, постоянно считавшийся одним из главных фаворитов, четыре раза занимал второе место, но так и не победил.


В конце 1950-х годов Фред Де Брёйне выиграл гонку три раза (с трёх попыток), сравнявшись по количеству побед с Уа и Схеперсом. В 1957 году победителями были объявлены два гонщика. Француз Жермен Дерейке первым пересёк финишную черту, но до этого он переехал через закрытый железнодорожный переезд. Дерейке привез ближайшему преследователю Франсу Схаубенну 3 минуты, и судьи посчитали, что он не получил такое преимущество только за счёт нелегитимного пересечения железнодорожного переезда, поэтому не дисквалифицировали его. В итоге организаторы гонки пришли к компромиссному решению, присудив Франсу Схаубенну также первое место.[8] В 1959 году Льеж — Бастонь — Льеж стала частью Супер Престижа, преемника Челленджа Дегранжа–Коломбо и раннего предшественника Мирового тура UCI, сделав Арденнскую Классику одним из главных велоспортивных событий года.




Рекордсмен по победам Эдди Меркс выиграл Льеж — Бастонь — Льеж пять раз.


В 1971 году началась эра иконы велоспорта Эдди Меркса, который одержал пять побед на классике, три из которых подряд, и в общей сложности семь подиумов. Гонка 1971 года проходила в ужасных условиях, снег и холод истощали пелотон, но это не помешало бельгийцу завоевать одну из своих самых памятных побед. Он атаковал соло за 92 километра от финиша и вскоре получили пятиминутное преимущество перед своими преследователями. Близко к концу маршрута Меркс проявил усталость и к нему присоединился Жорж Пинтенс, но тот не использовался возможностью уйти от изнуренного попутчика и проиграл своему соотечественнику в спринтерской дуэли.[9][10] В 1972 году финиш гонки переместили в Вервье, в 15 км от Льежа, но из-за протеста фанов это был годичный случай. Победу тогда снова взял Меркс. В 1975 году Каннибал отпечатал свою пятую и последнюю викторию, став единоличным рекордсменом Ла Дойенн.


Выдающийся французский велогонщик Бернар Ино выиграл классику дважды, оба раза в сложнейших погодных условиях. В 1977 году Ино ушел в поздний победный отрыв из сильной группы лидеров, состоящей из шести гонщиков, включая запинающегося Эдди Меркса; три года спустя он выиграл эпический выпуск 1980 года, проходивший при обильном снегопаде и ледяных температурах (см. ниже).[11]


В 1980-х годах итальянский специалист классик Морено Арджентин выиграл гонку четыре раза, едва не побив рекорд Меркса. Арджентин также одержал три победы на классике-сестре «Флеш Валлонь», заработав в свое время титул Короля Арденн.



Финиш в Ансе |


В 1990 году Pesant Club Liégeois сотрудничал с Société du Tour de France, организатором гонок-флагманов велоспорта: Тур де Франс и Париж — Рубе.[12] Партнерство привело к созданию более профессиональной организации, что обусловило полную перестройку маршрута классики: старт и финиш переместились в разные места Льежа, было включено пять новых подъёмов.[13]


В конце 1990-х годов итальянцы Микеле Бартоли и Паоло Беттини продолжили традицию итальянских побед на Ла Дойенне, добыв по виктории. В 1997 году Бартоли и Лоран Жалабер совершили решительный отрыв на подъёме Ла-Редут за 40 км от финиша. Оба гонщика работали вместе, и Бартоли уехал от француза на крутых склонах последнего километра гонки. Жалабер, специалист арденнских гонок, финишировал вторым два года подряд, но так и не смог выиграть Ла Дойенн. В 1999 году Бартоли шел к третьей победе подряд, но его усилия были сорваны молодым бельгийцем Франком Ванденбруком, который контролировал гонку и ошеломил поклонников своей победой.[14]




Пелотон на 2007 близ Уффализа.


В 2005 году казахстанец Александр Винокуров и немец Йенс Фогт уехали от пелотона за 80 км от финиша. Успех побега, исходя из тенденций современного шоссейного велоспорта, казался маловероятным, но два гонщика добрались до финиша впереди пелотона, и Винокуров, не оставив шансов Фогту в спринте, взял победу.[15][16]


Другими памятными выпусками были гонки 2009 и 2010 годов. В 2009 году молодой люксембуржец Энди Шлек ушел в сольный отрыв, переиграв всех конкурентов, и выиграл классику.[17] В 2010 году Александр Винокуров завоевал свою вторую победу, обьехав в спринте своего единственного соперника по группе отрыва Александра Колобнева.[18] Победа была спорной, не только потому, что Винокуров недавно вернулся на велосипед после дисквалификации из-за допинга, но и потому, что были предположения о том, что он «купил» победу. Швейцарский журнал «L'Illustré» опубликовал переписку по электронной почте между победителем и занявшим второе место, в которой Винокуров предлагал заплатить Колобневу 100 000 евро, чтобы не разыгрывать финишный спринт. Оба гонщика позднее были взяты под стражу бельгийскими властями.[19][20]


В последние годы испанский универсал Алехандро Вальверде выиграл гонку четыре раза, каждый раз, первенствуя в спринте из просеянной группы лидеров.[21]



Маршрут |



Нынешний курс |




Карта маршрута Льеж — Бастонь — Льеж 2011.


Маршрут Льеж — Бастонь — Льеж пересекает две восточные провинции Валлонии, Льеж и Люксембург, с севера на юг и обратно. Его длина более-менее фиксирована в пределах 250-260 км. Гонка начинается в центре Льежа и проходит по прямому маршруту протяженностью 95 км (59 миль) на юг к Бастони, после чего по извилистых 163 км (101 ми) направляется обратно в Льеж.


На второй половине маршрута присутствуют многочисленные подъёмы, такие как Стокё, От-Лёве, Ла-Редут и Сен-Никола, которые заканчиваются в пригороде Льежа Ансе. На последних 15 км курса происходит замечательный переход от луговых и аграрных ландшафтов Арденн к постиндустриальному городскому пейзажу Льежа.



Изменения |


До 1991 года гонка заканчивалась в центре города Льеж, с плоской развязкой на финише. В 1992 году финиш переехал в промышленный пригород Анса, на северо-западной стороне города. Крутой Кот-де-Сен-Николас был включен в маршрут последних километров, вместе финальным подъёмом на финише в Ансе.[22] Этот шаг подразумевал глубокие изменения в характере гонки, поскольку горняки с сильным спринтом в гору в последние годы часто выжидают, пока остальные участники не начнут свою окончательную атаку.


Маршрут подвергается незначительным изменениям почти каждый год, когда некоторые подъёмы исключают, а другие добавляют, но традиционный финал, включающий Кот-де-Ла-Редут, Кот-де-ла-Рош-о-Фокон и Кот-де-Сен-Никола, остаётся неизменным с 1990-х годов.[23]



Характер гонки |



Требования |




Профиль выпуска 2012 года.


Льеж — Бастонь — Льеж считается одной из самых трудных однодневных велогонок в мире из-за своей продолжительности и количества крутых подъёмов. Каждый выпуск включает около дюжины подъёмов, разных по длине, градиенту и сложности, которые дают возможность для атаки. Британский журнал Cycling Weekly заявил:



В чисто физических величинах это, вероятно, самая тяжелая классика: подъёмы длинные, большинство из них довольно крутые, к тому же на последних километрах они приходят с удручающей частотой.[1]

Четырёхкратный победитель Морено Арджентин сказал:




Гонщиков, которые выигрывают в Льеже, мы называем лыжниками – людьми с превосходным уровнем выносливости. [Подъём на] Ла-Редут похож на Мюр-де-Юи, который нужно преодолевать в темпе, с головы пелотона. Градиент составляет около 14 или 15 процентов, и он наступает после 220 или 230 километров, так что вам не обязательно быть гением, чтобы понять, насколько это тяжело. Я помню, что мы поднимались с максимумом 39 х 21 – это не так круто, как Мур-де-Юи. Многие гонщики ошибочно полагают, что вам следует атаковать на самой сложной части, но на самом деле вы уделаете их на слегка более плоской секции, которая возникает после этого.



Льеж – это гонка испытания на выбивание, где очень маловероятно, что отрыв может стать решающим и определить исход гонки до последних 100 км. Вы должны быть сильными и в то же время умными и расчетливыми – в этом смысле это абсолютный тест способностей велогонщика.[24]



Подъёмы |




Начало Кот-де-ла-Редут в Эвае.




Подъёмы на Льеж — Бастонь — Льеж 2012.


Cамый знаковый холм гонки — Кот-де-ла-Редут, 2,1-километровый подъём в Эвае со средним градиентом 8,4% и максимальным – более 20%. В течение долгого времени в 1980-х и 1990-х годах подъём на Ла-Редут, в приблизительно 40 км от финиша, был решающим моментом гонки и часто местом, где начинались победные отрывы. В последние годы подъём потерял эту особую роль, так как многие гонщики выдерживают темп восхождения и фавориты часто ждут заключительной части гонки, чтобы уйти в отрыв.


В современном велоспорте, как и во многих гонках на велосипедах, решающие участки развились в сторону финальных восхождений дня. Кот-де-Сен-Никола является последним категорийным подъёмом на классике, с вершиной в 6 км от финиша в Ансе. Это стремительный и нетипичный подъём, потому что он не является частью лесных холмов Арденн, а расположен в середине промышленного пригорода Льежа вдоль реки Маас.


Почти каждый происходят некоторые изменения в маршруте, отдельные подъёмы выбывают из него, другие включаются.

Список подъёмов на Льеж — Бастонь — Льеж 2009:
























































































Название
Км от старта
Длина (м)
Cредний %

1
Кот-де-Ни
57,7
1800
5,7

2
Кот-де-ла-Рош-ан-Арден
82
2800
4,9

3
Кот-де-Сен-Рош
128
800
12

4
Кот-де-Ван
172
2700
7

5
Кот-де-Стокё
178,5
1100
10,5

6
Кот-де-ла-От-Леве
184
3400
6

7
Кот-дю-Розье
196,5
4000
5,9

8
Кот-де-ла-Веке
209
3100
5,9

9

Кот-де-ла-Редут
226,5
2100
8,4

10

Кот-де-ла-Рош-о-Фокон
241,5
1500
9,9

11

Кот-де-Сен-Никола
255,5
1400
11,1


Погода |


Погода в апреле часто непредсказуема, и гонка неоднократно подвергалась воздействию суровых погодных условий. В 1919, 1957, 1980 и 2016 годах наблюдался сильный снегопад. Выпуск 1980 года был исключительно тяжелым: снег выпал с самого начала гонки, а температура была близкой к точке замерзания, что побудило комментаторов назвать классику «Ньеж-Бастонь-Ньеж» (Снен-Бастонь-Снег). Бернар Ино атаковал тогда за 80 км (50 миль) до финиша и взял победу, привезя ближайшим преследователям почти 10 минут.


Заметка, опубликованная британским журналом Procycling в 2000 году, описывает печально известную гонку:



Холодный ветер, который дул по Бельгии, принес снежные хлопья, после чего в момент начала гонки начался обильный снегопад . (...) Гонщики, прикрывая лицо руками, изо всех сил пытались разглядеть дорогу. [Со стороны] гонка представляла собой безликую массу курток и ветровок. Зрители стояли в защитных очках, как элитные снеговики, краснолицые от холода. В течение часа у некоторых команд едва остался один гонщик на трассе. [После падений] они вытаскивали [гонщиков] по два десятка раз, таких как Гиби Барончелли и Джузеппе Саронни, Люсьен Ван Импе и Жан-Рене Бернодо.[8]

Бернар Ино, ставший победителем, был одним из числа 21 гонщика, которые завершили гонку из 174 стартовавших. Ему потребовалось три недели для возобновления нормальной подвижности двух пальцев на правой руке.[8]



Арденнская классика |



Льеж — Бастонь — Льеж является заключительной гонка серии Арденнских классик, в которую также входит Флеш Валлонь. Обе гонки организовывает ASO.


Флеш Валлонь («Валлонская стрела»), хотя и моложе, чем Льеж — Бастонь — Льеж, долгое время считалась более престижным событием среди двух арденнских классик, демонстрирует, как престиж и важность гонки могут со временем меняться. В свое время Флеш Валлонь и Льеж — Бастонь — Льеж проводились в течение нескольких дней, известных как Арденнская неделя, с Льеж — Бастонь — Льеж, проходившей в субботу и Флеш Валлонью — в воскресенье.


Только семь гонщиков выиграли обе гонки в одном году: испанец Алехандро Вальверде три раза (2006, 2015 и 2017), швейцарец Фердинанд Кюблер дважды (в 1951 и 1952 годах), бельгийцы Стан Окерс (1955), Эдди Меркс (1972) и Филипп Жилбер (2011), итальянцы Морено Аргентин (1991) и Давиде Ребеллин (2004).


В 2011 году Филипп Жилбер выиграл Льеж — Бастонь — Льеж, оформив уникальную серию побед на классиках за десять дней. Ранее бельгиец победил на Брабантсе Пейл, Амстел Голд Рейс и Флеш Валлонь, добившись, таким образом, исторического покера на апрельских классиках. Жилбер обошел в спринте братьев Франка и Энди Шлека из Люксембурга.[25]



Победители |




Подиум 2015 года.





























































































































































































































































































































































































































































































































































Год
Велогонщик
Команда
1892
Флаг Бельгии Леон Уа

1893
Флаг Бельгии Леон Уа (2)

1894
Флаг Бельгии Леон Уа (3)

1895-1907 не проводилась
1908
Флаг Франции Андре Трусселье

1909
Флаг Бельгии Виктор Фастр

1910 не проводилась
1911
Флаг Бельгии Йозеф Ван Дале

1912
Флаг Бельгии Омер Вершоре

1913
Флаг Бельгии Мориц Мориц

1914-1915 не проводилась из-за Первой мировой войны
1919
Флаг Бельгии Леон Дево

1920
Флаг Бельгии Леон Сьер

La Sportive
1921
Флаг Бельгии Луиc Моттьят

La Sportive
1922
Флаг Бельгии Луиc Моттьят (2)

Alcyon–Dunlop
1923
Флаг Бельгии Рене Вермандель

Alcyon–Dunlop
1924
Флаг Бельгии Рене Вермандель (2)

Alcyon–Dunlop
1925
Флаг Бельгии Жорж Ронсс

1926
Флаг Бельгии Дьюдонне Сметс

1927
Флаг Бельгии Морис Рас

1928
Флаг Бельгии Эрнест Моттар

1929
Флаг Бельгии Альфонс Схеперс

1930
Флаг Германии Герман Бусе

Duerkopp
1931
Флаг Бельгии Альфонс Схеперс (2)

La Française
1932
Флаг Бельгии Марсель Ую

1933
Флаг Бельгии Франсуа Градье

Cycles De Pas
1934
Флаг Бельгии Тео Херкенрат

La Française
1935
Флаг Бельгии Альфонс Схеперс (3)

Dilecta
1936
Флаг Бельгии Альбер Бекар

Alcyon–Dunlop
1937
Флаг Бельгии Элой Мёленберг

Alcyon–Dunlop
1938
Флаг Бельгии Альфонс Делор

Helyett–Hutchinson
1939
Флаг Бельгии Альберт Рицервельдт

Dilecta–De Dion
1940-1942 не проводилась из-за Второй мировой войны
1943
Флаг Бельгии Ришар Депуарте

Helyett–Hutchinson
1944 не проводилась из-за Второй мировой войны
1945
Флаг Бельгии Жан Энгельс

Alcyon–Dunlop
1946
Флаг Бельгии Проспер Депредомм

Dilecta–Wolber–Garin
1947
Флаг Бельгии Ришар Депуарте

Garin–Wolber
1948
Флаг Бельгии Морис Моллен

Mercier–Hutchinson
1949
Флаг Франции Камиль Дангюм

Peugeot–Dunlop
1950
Флаг Бельгии Проспер Депредомм (2)

Girardengo
1951
Флаг Швейцарии Фердинанд Кюблер

Frejus–Ursus
1952
Флаг Швейцарии Фердинанд Кюблер (2)

Frejus
1953
Флаг Бельгии Алоис Де Хертог

Alcyon–Dunlop
1954
Флаг Люксембурга Марсель Эрнцер

Terrot–Hutchinson
1955
Флаг Бельгии Стан Окерс

Elvé–Peugeot
1956
Флаг Бельгии Фред Де Брёйне

Mercier–BP–Hutchinson
1957[26]

Флаг Бельгии Жермен Дерейкке

Elvé–Peugeot

Флаг Бельгии Франс Схауббен

Faema–Guerra
1958
Флаг Бельгии Фред Де Брёйне (2)

Carpano
1959
Флаг Бельгии Фред Де Брёйне (3)

Carpano
1960
Флаг Нидерландов Альбертус Гелльдерманс

Saint-Raphaël–R. Geminiani–Dunlop
1961
Флаг Бельгии Рик Ван Лой

Faema
1962
Флаг Бельгии Жеф Планкарт

Flandria–Faema–Clément
1963
Флаг Бельгии Франс Мелкенбек

Mercier–BP–Hutchinson
1964
Флаг Бельгии Вилли Блокландт

Flandria–Romeo
1965
Флаг Италии Кармине Прециоси

Pelforth–Sauvage–Lejeune
1966
Флаг Франции Жак Анкетиль

Ford France–Hutchinson
1967
Флаг Бельгии Вальтер Годефрот

Flandria–De Clerck
1968
Флаг Бельгии Вальтер Ван Свефельт

Smith's
1969
Флаг Бельгии Эдди Меркс

Faema
1970
Флаг Бельгии Роже Де Вламинк

Flandria–Mars
1971
Флаг Бельгии Эдди Меркс (2)

Molteni
1972
Флаг Бельгии Эдди Меркс (3)

Molteni
1973
Флаг Бельгии Эдди Меркс (4)

Molteni
1974
Флаг Бельгии Жорж Пинтен

MIC–Ludo–de Gribaldy
1975
Флаг Бельгии Эдди Меркс (5)

Molteni–RYC
1976
Флаг Бельгии Йозеф Брюйер

Molteni–Campagnolo
1977
Флаг Франции Бернар Ино

Gitane–Campagnolo
1978
Флаг Бельгии Йозеф Брюйер (2)

C&A
1979
Флаг Германии Дитрих Турау

IJsboerke–Warncke Eis
1980
Флаг Франции Бернар Ино (2)

Renault–Gitane
1981
Флаг Швейцарии Йозеф Фукс

Cilo–Aufina
1982
Флаг Италии Сильвано Контини

Bianchi–Piaggio
1983
Флаг Нидерландов Стевен Рокс

Sem–France Loire–Reydel–Mavic
1984
Флаг Ирландии Шон Келли

Skil–Reydel–Sem–Mavic
1985
Флаг Италии Морено Арджентин

Sammontana–Bianchi
1986
Флаг Италии Морено Арджентин (2)

Sammontana–Bianchi
1987
Флаг Италии Морено Арджентин (3)

Gewiss–Bianchi
1988
Флаг Нидерландов Адри ван дер Пул

PDM–Ultima–Concorde
1989
Флаг Ирландии Шон Келли (2)

PDM–Concorde
1990
Флаг Бельгии Эрик Ван Ланкер

Panasonic–Sportlife
1991
Флаг Италии Морено Арджентин (4)

Ariostea
1992
Флаг Бельгии Дирк Де Вольф

Gatorade–Chateau d'Ax
1993
Флаг Дании Рольф Сёренсен

Carrera Jeans–Tassoni
1994
Флаг России Евгений Берзин

Gewiss–Ballan
1995
Флаг Швейцарии Мауро Джианетти

Polti–Granarolo–Santini
1996
Флаг Швейцарии Паскаль Ришар

MG Maglificio–Technogym
1997
Флаг Италии Микеле Бартоли

MG Maglificio–Technogym
1998
Флаг Италии Микеле Бартоли (2)

Asics–CGA
1999
Флаг Бельгии Франк Ванденбрукке

Cofidis
2000
Флаг Италии Паоло Беттини

Mapei–Quick-Step
2001
Флаг Швейцарии Оскар Каменцинд

Lampre–Daikin
2002
Флаг Италии Паоло Беттини (2)

Mapei–Quick-Step
2003
Флаг США Тайлер Хэмилтон

Team CSC
2004
Флаг Италии Давиде Ребеллин

Gerolsteiner
2005
Флаг Казахстана Александр Винокуров

T-Mobile Team
2006
Флаг Испании Алехандро Вальверде

Caisse d'Epargne–Illes Balears
2007
Флаг Италии Данило Ди Лука

Liquigas
2008
Флаг Испании Алехандро Вальверде (2)

Caisse d'Epargne
2009
Флаг Люксембурга Энди Шлек

Team Saxo Bank
2010
Флаг Казахстана Александр Винокуров (2)

Astana
2011
Флаг Бельгии Филипп Жильбер

Omega Pharma–Lotto
2012
Флаг Казахстана Максим Иглинский

Astana
2013
Флаг Ирландии Дэниел Мартин

Garmin–Sharp
2014
Флаг Австралии Саймон Джерранс

Orica–GreenEDGE
2015
Флаг Испании Алехандро Вальверде (3)

Movistar Team
2016
Флаг Нидерландов Ваут Пулс

Team Sky
2017
Флаг Испании Алехандро Вальверде (4)

Movistar Team
2018
Флаг Люксембурга Боб Юнгельс

Quick-Step Floors


Рекорд побед |



Индивидуально |


Курсивом выделены действующие гонщики.
















































































Число побед
Гонщик
Года
5
Бельгия Эдди Меркс (BEL)

1969, 1971, 1972, 1973, 1975
4 Испания Алехандро Вальверде (ESP)
2006, 2008, 2015, 2017

Италия Морено Арджентин (ITA)

1985, 1986, 1987, 1991
3
Бельгия Леон Уа (BEL)

1892, 1893, 1894

Бельгия Альфонс Шеперс (BEL)

1929, 1931, 1935

Бельгия ФредДе Брёйне (BEL)

1993, 1998, 1959
2
Бельгия Луиc Моттьят (BEL)

1921, 1922

Бельгия Рене Вермандел (BEL)

1923, 1924

Бельгия Ришар Депуарте (BEL)

1943, 1947

Бельгия Проспер Депредомм (BEL)

1946, 1950

Швейцария Фердинанд Кюблер (SUI)

1951, 1952

Бельгия Йозеф Брюйер (BEL)

1976, 1978

Франция Бернар Ино (FRA)

1977, 1980

Ирландия Шон Келли (IRL)

1984, 1989

Италия Микеле Бартоли (ITA)

1997, 1998

Италия Паоло Беттини (ITA)

2000, 2002

Казахстан Александр Винокуров (KAZ)

2005, 2010


По странам |







































Побед
Страна
59
БельгияFlag of Belgium (civil).svg Бельгия
12
ИталияFlag of Italy.svg Италия
6
ШвейцарияFlag of Switzerland.svg Швейцария
5
ФранцияFlag of France.svg Франция
4
НидерландыFlag of the Netherlands.svg Нидерланды, ИспанияFlag of Spain.svg Испания
3
Флаг Ирландии Ирландия, КазахстанFlag of Kazakhstan.svg Казахстан, ЛюксембургFlag of Luxembourg.svg Люксембург
2
ГерманияFlag of Germany.svg Германия
1
АвстралияFlag of Australia.svg Австралия, ДанияFlag of Denmark.svg Дания, РоссияFlag of Russia.svg Россия, СШАFlag of the United States.svg США


Примечания |





  1. 123 Cycling Weekly, UK, 13 March 1993


  2. Cycling Weekly, UK, 7 March 1992


  3. Название «монумент» не имеет официального значения; оно было впервые использовано французской ежедневной газетой L'Équipe, чтобы указать неизменное место гонки в календаре, но этот термин стал распространенным из-за телевизионных комментариев, особенно в США.


  4. 2015 Spring Classics: How the hardest one-day races were won (англ.). bikeraceinfo.com (12 April 2015). Проверено 22 ноября 2017.


  5. UCI announce 2017 Women's WorldTour calendar (англ.). bikeraceinfo.com (15 October 2016). Проверено 22 ноября 2017.


  6. 12 Cycling Weekly, UK, 13 April 2002


  7. 12 Liège-Bastogne-Liège (англ.). bikeraceinfo.com (6 November 2017). Проверено 22 ноября 2017.


  8. 123 Cycling Weekly, UK, May 2000


  9. Philippe Bouvet. De klassiekers. — Rijswijk: Atrium, 2007. — С. 25. — 223 с. — ISBN 978-90-811691-10.


  10. 1971 Liège-Bastogne-Lièg (англ.). bikeraceinfo.com. Проверено 22 ноября 2017.


  11. Liège-Bastogne-Liège's cold memories (англ.). cyclingnews.com (24 April 2008). Проверено 22 ноября 2017.


  12. Liège favorite du Tour 2004 (англ.). lesoir.be (20 April 2002). Проверено 22 ноября 2017.


  13. Fabien Wille. Le Tour de France: un modèle médiatique. — Presses universitaires du Septentrion. — 336 с. — ISBN 2-85939-797-3.


  14. Presents the Luik-Bastenaken-Luik 1999 (англ.). cyclingnews.com (18 April 1999). Проверено 22 ноября 2017.


  15. Hedwig Kröner. Vino the Vainqueur (англ.). autobus.cyclingnews.com (24 April 2005). Проверено 22 ноября 2017.


  16. Sporza video: 2005: Aleksander Vinokoerov. sporza.be (16 апреля 2011). Проверено 22 ноября 2017.


  17. Schleck takes impressive Liege win (англ.). BBC Sport (26 April 2009). Проверено 22 ноября 2017.


  18. MacLeary, John Liège-Bastogne-Liège 2010: Alexander Vinokourov back on summit with Belgian win (англ.). The Daily Telegraph. Telegraph Media Group (25 April 2010). Проверено 22 ноября 2017.


  19. Archives - L'illustré (фр.). illustre.ch (недоступная ссылка — история). Проверено 22 ноября 2017. Архивировано 7 января 2012 года.


  20. Vinokourov and Kolobnev charged with bribery (англ.). veloNews.com. Проверено 22 ноября 2017.


  21. Valverde wins Liège-Bastogne-Liège (англ.). cyclingnews.com. Immediate Media Company (23 April 2017). Проверено 22 ноября 2017.


  22. Liège-Bastogne-Liège change de visage, délaisse Stockeu et aborde de nouvelles côtes (фр.) (24 février 1990). Проверено 22 ноября 2017.


  23. Из-за состава местного иммигрантского населения и многих итальянских флагов, висящих на окнах, Кот-де-Сен-Никола прозвали «итальянским холмом».


  24. Procycling, UK, March 2001


  25. Brecht Decaluwé. Gilbert nets historic quadruple in Liège-Bastogne-Liège (англ.). cyclingnews.com (24 April 2011). Проверено 22 ноября 2017.


  26. Два гонщика поделили победу.




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}






  • Официальный сайт (англ.) (фр.)


  • Льеж — Бастонь — Льеж на FirstCycling (англ.)












Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар