Льеж — Бастонь — Льеж
Льеж — Бастонь — Льеж | |
---|---|
фр. Liège-Bastogne-Liège | |
Информация о гонке | |
Дисциплина | шоссейный велоспорт |
.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}} Основана | 1892 год |
Гонок | 103 (в 2017 году) |
Место проведения | Бельгия, Валлония |
Тип | однодневная |
Соревнование | UCI World Tour |
Время проведения | апрель |
Организатор | A.S.O. |
Статус | профессиональный |
Сайт | liege-bastogne-liege.be (англ.) (фр.) |
Рекордсмены по победам | |
Рекордcмен | Эдди Меркс 5 побед |
Текущие событие | |
Льеж — Бастонь — Льеж 2018 |
Льеж — Бастонь — Льеж (фр. Liège-Bastogne-Liège), часто называемая Ла Дойенн (фр. La Doyenne, «Старая Леди») — классическая шоссейная однодневная велогонка, ежегодно проводящаяся под конец апреля в арденнском регионе Бельгии, из Льежа в Бастонь и обратно.[1][2] Состоявшись впервые в 1892 году, является старейшим из пяти Монументов европейского профессионального велошоссейного календаря[3].
Считается одной из самых трудных однодневных велогонок в мире из-за своей длины и сложности маршрута.[4] Рекорд по победам удерживает знаменитый бельгиец Эдди Меркс — 5 побед. На одну победу меньше у итальянца Морено Арджентина и испанца Алехандро Вальверде.
Гонка входит в гоночный календарь Мирового тура UCI и является заключительной в серии Арденнских классик, в которую также входит Флеш Валлонь. Оба соревнования организуются французской Amaury Sport Organisation, которая также проводит Тур де Франс и Париж — Рубе.
В 2017 году состоялся дебютный выпуск женской версии Льеж — Бастонь — Льеж.[5] Победу на нем одержала нидерландка Анна ван дер Брегген.
Содержание
1 История
1.1 Спа — Бастонь — Спа
1.2 Арденнская классика
1.3 Финиш в Ансе
2 Маршрут
2.1 Нынешний курс
2.2 Изменения
3 Характер гонки
3.1 Требования
3.2 Подъёмы
3.3 Погода
4 Арденнская классика
5 Победители
6 Рекорд побед
6.1 Индивидуально
6.2 По странам
7 Примечания
8 Ссылки
История |
Спа — Бастонь — Спа |
Как и многие другие классические однодневные велогонки, Льеж — Бастонь — Льеж была организована газетой (L'Expresse). Поскольку последняя публиковалась на французском языке и была направленна на французско-бельгийскую аудиторию, то гонка всегда проходила в пределах южной, франкоязычной части Бельгии.[6]
Впервые гонка состоялась в 1892 году среди любителей. Длиной 250 км, она проходила от Спа до Бастони и обратно.[1] Поскольку велосипеды в конце 19 века были дорогими, велоспорт считался видом спорта для богатых, а участие в гонке рассматривалось как «дело джентльмена». 33 гонщика из Велосипедного союза Льежа и Pesant Club Liégois, все бельгийцы и большинство из Льежа, приняли участие в старте. Только 17 из них добрались до финиша. За точку разворота маршрута (на полпути) был выбран железнодорожный вокзал в Бастоне из-за его удобства для должностных лиц соревнования. Некоторые уставшие гонщики сошли с гонки в Бастоне и вернулись поездом в Спа.[6]Леон Уа, уроженец Льежа, выиграл гонку после 10 часов и 48 минут на велосипеде. Второе место, финишировав через 22 минуты после победителя, занял Леон Лхуст, третье, проиграв Уа 44 минуты, — Луис Расквинет. Остальные гонщики продолжали прибывать на место финиша еще пять часов.[7]
В следующем году гонку, проходившую по аналогичному маршруту, снова выиграл Леон Уа, улучшив свой прошлогодний результат на полчаса. В 1894 году гонка была проведена уже среди профессионалов; средняя скорость поднялась с 23,3 км/ч до 25 км/ч. Уа первенствовал и в этот раз, на семь минут опередив Луиса Расквинета. Француз Морис Гарин, который позже стал первым победителем Тур де Франс, занял четвертое место.
С 1895 по 1907 годы гонка не проводилась, а после своего возвращения в 1908 году она уже стартовала и финишировала в Льеже, как и в наше время. Первую гонку прошедшую именно по маршруту Льеж – Бастонь – Льеж выиграл француз Андре Трусселье. В 1909 году, зайнявший первое место Эжен Шарлье, был дисквалифицирован из-за смены велосипеда. Победителем назвали Виктора Фастре.[7] Во время Первой мировой войны классика не проводилась до 1919 года. В междвувоенный период триумфаторами гонки всегда, за исключением 1930 года, становились бельгийцы, среди которых особенно преуспевали представители Фландрии. Так, фламандец Альфонс Шеперс в период между войнами одержал три виктории.
Арденнская классика |
Во время Второй мировой войны Льеж — Бастонь — Льеж прерывалась, но с 1945 года снова стала ежегодным событием в велошоссейном календаре, начав привлекать некоторых звёзд европейского велоспорта. В 1951 году гонка стала частью Челленджа Дегранжа–Коломбо — соревнования, которое объединяло самые большие велогонки того времени. Швейцарец Фердинанд Кюблер выиграл гонку в 1951 и 1952 годах. Бельгиец Раймонд Импанис, постоянно считавшийся одним из главных фаворитов, четыре раза занимал второе место, но так и не победил.
В конце 1950-х годов Фред Де Брёйне выиграл гонку три раза (с трёх попыток), сравнявшись по количеству побед с Уа и Схеперсом. В 1957 году победителями были объявлены два гонщика. Француз Жермен Дерейке первым пересёк финишную черту, но до этого он переехал через закрытый железнодорожный переезд. Дерейке привез ближайшему преследователю Франсу Схаубенну 3 минуты, и судьи посчитали, что он не получил такое преимущество только за счёт нелегитимного пересечения железнодорожного переезда, поэтому не дисквалифицировали его. В итоге организаторы гонки пришли к компромиссному решению, присудив Франсу Схаубенну также первое место.[8] В 1959 году Льеж — Бастонь — Льеж стала частью Супер Престижа, преемника Челленджа Дегранжа–Коломбо и раннего предшественника Мирового тура UCI, сделав Арденнскую Классику одним из главных велоспортивных событий года.
В 1971 году началась эра иконы велоспорта Эдди Меркса, который одержал пять побед на классике, три из которых подряд, и в общей сложности семь подиумов. Гонка 1971 года проходила в ужасных условиях, снег и холод истощали пелотон, но это не помешало бельгийцу завоевать одну из своих самых памятных побед. Он атаковал соло за 92 километра от финиша и вскоре получили пятиминутное преимущество перед своими преследователями. Близко к концу маршрута Меркс проявил усталость и к нему присоединился Жорж Пинтенс, но тот не использовался возможностью уйти от изнуренного попутчика и проиграл своему соотечественнику в спринтерской дуэли.[9][10] В 1972 году финиш гонки переместили в Вервье, в 15 км от Льежа, но из-за протеста фанов это был годичный случай. Победу тогда снова взял Меркс. В 1975 году Каннибал отпечатал свою пятую и последнюю викторию, став единоличным рекордсменом Ла Дойенн.
Выдающийся французский велогонщик Бернар Ино выиграл классику дважды, оба раза в сложнейших погодных условиях. В 1977 году Ино ушел в поздний победный отрыв из сильной группы лидеров, состоящей из шести гонщиков, включая запинающегося Эдди Меркса; три года спустя он выиграл эпический выпуск 1980 года, проходивший при обильном снегопаде и ледяных температурах (см. ниже).[11]
В 1980-х годах итальянский специалист классик Морено Арджентин выиграл гонку четыре раза, едва не побив рекорд Меркса. Арджентин также одержал три победы на классике-сестре «Флеш Валлонь», заработав в свое время титул Короля Арденн.
Финиш в Ансе |
В 1990 году Pesant Club Liégeois сотрудничал с Société du Tour de France, организатором гонок-флагманов велоспорта: Тур де Франс и Париж — Рубе.[12] Партнерство привело к созданию более профессиональной организации, что обусловило полную перестройку маршрута классики: старт и финиш переместились в разные места Льежа, было включено пять новых подъёмов.[13]
В конце 1990-х годов итальянцы Микеле Бартоли и Паоло Беттини продолжили традицию итальянских побед на Ла Дойенне, добыв по виктории. В 1997 году Бартоли и Лоран Жалабер совершили решительный отрыв на подъёме Ла-Редут за 40 км от финиша. Оба гонщика работали вместе, и Бартоли уехал от француза на крутых склонах последнего километра гонки. Жалабер, специалист арденнских гонок, финишировал вторым два года подряд, но так и не смог выиграть Ла Дойенн. В 1999 году Бартоли шел к третьей победе подряд, но его усилия были сорваны молодым бельгийцем Франком Ванденбруком, который контролировал гонку и ошеломил поклонников своей победой.[14]
В 2005 году казахстанец Александр Винокуров и немец Йенс Фогт уехали от пелотона за 80 км от финиша. Успех побега, исходя из тенденций современного шоссейного велоспорта, казался маловероятным, но два гонщика добрались до финиша впереди пелотона, и Винокуров, не оставив шансов Фогту в спринте, взял победу.[15][16]
Другими памятными выпусками были гонки 2009 и 2010 годов. В 2009 году молодой люксембуржец Энди Шлек ушел в сольный отрыв, переиграв всех конкурентов, и выиграл классику.[17] В 2010 году Александр Винокуров завоевал свою вторую победу, обьехав в спринте своего единственного соперника по группе отрыва Александра Колобнева.[18] Победа была спорной, не только потому, что Винокуров недавно вернулся на велосипед после дисквалификации из-за допинга, но и потому, что были предположения о том, что он «купил» победу. Швейцарский журнал «L'Illustré» опубликовал переписку по электронной почте между победителем и занявшим второе место, в которой Винокуров предлагал заплатить Колобневу 100 000 евро, чтобы не разыгрывать финишный спринт. Оба гонщика позднее были взяты под стражу бельгийскими властями.[19][20]
В последние годы испанский универсал Алехандро Вальверде выиграл гонку четыре раза, каждый раз, первенствуя в спринте из просеянной группы лидеров.[21]
Маршрут |
Нынешний курс |
Маршрут Льеж — Бастонь — Льеж пересекает две восточные провинции Валлонии, Льеж и Люксембург, с севера на юг и обратно. Его длина более-менее фиксирована в пределах 250-260 км. Гонка начинается в центре Льежа и проходит по прямому маршруту протяженностью 95 км (59 миль) на юг к Бастони, после чего по извилистых 163 км (101 ми) направляется обратно в Льеж.
На второй половине маршрута присутствуют многочисленные подъёмы, такие как Стокё, От-Лёве, Ла-Редут и Сен-Никола, которые заканчиваются в пригороде Льежа Ансе. На последних 15 км курса происходит замечательный переход от луговых и аграрных ландшафтов Арденн к постиндустриальному городскому пейзажу Льежа.
Изменения |
До 1991 года гонка заканчивалась в центре города Льеж, с плоской развязкой на финише. В 1992 году финиш переехал в промышленный пригород Анса, на северо-западной стороне города. Крутой Кот-де-Сен-Николас был включен в маршрут последних километров, вместе финальным подъёмом на финише в Ансе.[22] Этот шаг подразумевал глубокие изменения в характере гонки, поскольку горняки с сильным спринтом в гору в последние годы часто выжидают, пока остальные участники не начнут свою окончательную атаку.
Маршрут подвергается незначительным изменениям почти каждый год, когда некоторые подъёмы исключают, а другие добавляют, но традиционный финал, включающий Кот-де-Ла-Редут, Кот-де-ла-Рош-о-Фокон и Кот-де-Сен-Никола, остаётся неизменным с 1990-х годов.[23]
Характер гонки |
Требования |
Льеж — Бастонь — Льеж считается одной из самых трудных однодневных велогонок в мире из-за своей продолжительности и количества крутых подъёмов. Каждый выпуск включает около дюжины подъёмов, разных по длине, градиенту и сложности, которые дают возможность для атаки. Британский журнал Cycling Weekly заявил:
В чисто физических величинах это, вероятно, самая тяжелая классика: подъёмы длинные, большинство из них довольно крутые, к тому же на последних километрах они приходят с удручающей частотой.[1]
Четырёхкратный победитель Морено Арджентин сказал:
Гонщиков, которые выигрывают в Льеже, мы называем лыжниками – людьми с превосходным уровнем выносливости. [Подъём на] Ла-Редут похож на Мюр-де-Юи, который нужно преодолевать в темпе, с головы пелотона. Градиент составляет около 14 или 15 процентов, и он наступает после 220 или 230 километров, так что вам не обязательно быть гением, чтобы понять, насколько это тяжело. Я помню, что мы поднимались с максимумом 39 х 21 – это не так круто, как Мур-де-Юи. Многие гонщики ошибочно полагают, что вам следует атаковать на самой сложной части, но на самом деле вы уделаете их на слегка более плоской секции, которая возникает после этого.
Льеж – это гонка испытания на выбивание, где очень маловероятно, что отрыв может стать решающим и определить исход гонки до последних 100 км. Вы должны быть сильными и в то же время умными и расчетливыми – в этом смысле это абсолютный тест способностей велогонщика.[24]
Подъёмы |
Cамый знаковый холм гонки — Кот-де-ла-Редут, 2,1-километровый подъём в Эвае со средним градиентом 8,4% и максимальным – более 20%. В течение долгого времени в 1980-х и 1990-х годах подъём на Ла-Редут, в приблизительно 40 км от финиша, был решающим моментом гонки и часто местом, где начинались победные отрывы. В последние годы подъём потерял эту особую роль, так как многие гонщики выдерживают темп восхождения и фавориты часто ждут заключительной части гонки, чтобы уйти в отрыв.
В современном велоспорте, как и во многих гонках на велосипедах, решающие участки развились в сторону финальных восхождений дня. Кот-де-Сен-Никола является последним категорийным подъёмом на классике, с вершиной в 6 км от финиша в Ансе. Это стремительный и нетипичный подъём, потому что он не является частью лесных холмов Арденн, а расположен в середине промышленного пригорода Льежа вдоль реки Маас.
Почти каждый происходят некоторые изменения в маршруте, отдельные подъёмы выбывают из него, другие включаются.
Список подъёмов на Льеж — Бастонь — Льеж 2009:
№ | Название | Км от старта | Длина (м) | Cредний % |
---|---|---|---|---|
1 | Кот-де-Ни | 57,7 | 1800 | 5,7 |
2 | Кот-де-ла-Рош-ан-Арден | 82 | 2800 | 4,9 |
3 | Кот-де-Сен-Рош | 128 | 800 | 12 |
4 | Кот-де-Ван | 172 | 2700 | 7 |
5 | Кот-де-Стокё | 178,5 | 1100 | 10,5 |
6 | Кот-де-ла-От-Леве | 184 | 3400 | 6 |
7 | Кот-дю-Розье | 196,5 | 4000 | 5,9 |
8 | Кот-де-ла-Веке | 209 | 3100 | 5,9 |
9 | Кот-де-ла-Редут | 226,5 | 2100 | 8,4 |
10 | Кот-де-ла-Рош-о-Фокон | 241,5 | 1500 | 9,9 |
11 | Кот-де-Сен-Никола | 255,5 | 1400 | 11,1 |
Погода |
Погода в апреле часто непредсказуема, и гонка неоднократно подвергалась воздействию суровых погодных условий. В 1919, 1957, 1980 и 2016 годах наблюдался сильный снегопад. Выпуск 1980 года был исключительно тяжелым: снег выпал с самого начала гонки, а температура была близкой к точке замерзания, что побудило комментаторов назвать классику «Ньеж-Бастонь-Ньеж» (Снен-Бастонь-Снег). Бернар Ино атаковал тогда за 80 км (50 миль) до финиша и взял победу, привезя ближайшим преследователям почти 10 минут.
Заметка, опубликованная британским журналом Procycling в 2000 году, описывает печально известную гонку:
Холодный ветер, который дул по Бельгии, принес снежные хлопья, после чего в момент начала гонки начался обильный снегопад . (...) Гонщики, прикрывая лицо руками, изо всех сил пытались разглядеть дорогу. [Со стороны] гонка представляла собой безликую массу курток и ветровок. Зрители стояли в защитных очках, как элитные снеговики, краснолицые от холода. В течение часа у некоторых команд едва остался один гонщик на трассе. [После падений] они вытаскивали [гонщиков] по два десятка раз, таких как Гиби Барончелли и Джузеппе Саронни, Люсьен Ван Импе и Жан-Рене Бернодо.[8]
Бернар Ино, ставший победителем, был одним из числа 21 гонщика, которые завершили гонку из 174 стартовавших. Ему потребовалось три недели для возобновления нормальной подвижности двух пальцев на правой руке.[8]
Арденнская классика |
Льеж — Бастонь — Льеж является заключительной гонка серии Арденнских классик, в которую также входит Флеш Валлонь. Обе гонки организовывает ASO.
Флеш Валлонь («Валлонская стрела»), хотя и моложе, чем Льеж — Бастонь — Льеж, долгое время считалась более престижным событием среди двух арденнских классик, демонстрирует, как престиж и важность гонки могут со временем меняться. В свое время Флеш Валлонь и Льеж — Бастонь — Льеж проводились в течение нескольких дней, известных как Арденнская неделя, с Льеж — Бастонь — Льеж, проходившей в субботу и Флеш Валлонью — в воскресенье.
Только семь гонщиков выиграли обе гонки в одном году: испанец Алехандро Вальверде три раза (2006, 2015 и 2017), швейцарец Фердинанд Кюблер дважды (в 1951 и 1952 годах), бельгийцы Стан Окерс (1955), Эдди Меркс (1972) и Филипп Жилбер (2011), итальянцы Морено Аргентин (1991) и Давиде Ребеллин (2004).
В 2011 году Филипп Жилбер выиграл Льеж — Бастонь — Льеж, оформив уникальную серию побед на классиках за десять дней. Ранее бельгиец победил на Брабантсе Пейл, Амстел Голд Рейс и Флеш Валлонь, добившись, таким образом, исторического покера на апрельских классиках. Жилбер обошел в спринте братьев Франка и Энди Шлека из Люксембурга.[25]
Победители |
Год | Велогонщик | Команда |
---|---|---|
1892 | Леон Уа | |
1893 | Леон Уа (2) | |
1894 | Леон Уа (3) | |
1895-1907 не проводилась | ||
1908 | Андре Трусселье | |
1909 | Виктор Фастр | |
1910 не проводилась | ||
1911 | Йозеф Ван Дале | |
1912 | Омер Вершоре | |
1913 | Мориц Мориц | |
1914-1915 не проводилась из-за Первой мировой войны | ||
1919 | Леон Дево | |
1920 | Леон Сьер | La Sportive |
1921 | Луиc Моттьят | La Sportive |
1922 | Луиc Моттьят (2) | Alcyon–Dunlop |
1923 | Рене Вермандель | Alcyon–Dunlop |
1924 | Рене Вермандель (2) | Alcyon–Dunlop |
1925 | Жорж Ронсс | |
1926 | Дьюдонне Сметс | |
1927 | Морис Рас | |
1928 | Эрнест Моттар | |
1929 | Альфонс Схеперс | |
1930 | Герман Бусе | Duerkopp |
1931 | Альфонс Схеперс (2) | La Française |
1932 | Марсель Ую | |
1933 | Франсуа Градье | Cycles De Pas |
1934 | Тео Херкенрат | La Française |
1935 | Альфонс Схеперс (3) | Dilecta |
1936 | Альбер Бекар | Alcyon–Dunlop |
1937 | Элой Мёленберг | Alcyon–Dunlop |
1938 | Альфонс Делор | Helyett–Hutchinson |
1939 | Альберт Рицервельдт | Dilecta–De Dion |
1940-1942 не проводилась из-за Второй мировой войны | ||
1943 | Ришар Депуарте | Helyett–Hutchinson |
1944 не проводилась из-за Второй мировой войны | ||
1945 | Жан Энгельс | Alcyon–Dunlop |
1946 | Проспер Депредомм | Dilecta–Wolber–Garin |
1947 | Ришар Депуарте | Garin–Wolber |
1948 | Морис Моллен | Mercier–Hutchinson |
1949 | Камиль Дангюм | Peugeot–Dunlop |
1950 | Проспер Депредомм (2) | Girardengo |
1951 | Фердинанд Кюблер | Frejus–Ursus |
1952 | Фердинанд Кюблер (2) | Frejus |
1953 | Алоис Де Хертог | Alcyon–Dunlop |
1954 | Марсель Эрнцер | Terrot–Hutchinson |
1955 | Стан Окерс | Elvé–Peugeot |
1956 | Фред Де Брёйне | Mercier–BP–Hutchinson |
1957[26] | Жермен Дерейкке | Elvé–Peugeot |
Франс Схауббен | Faema–Guerra | |
1958 | Фред Де Брёйне (2) | Carpano |
1959 | Фред Де Брёйне (3) | Carpano |
1960 | Альбертус Гелльдерманс | Saint-Raphaël–R. Geminiani–Dunlop |
1961 | Рик Ван Лой | Faema |
1962 | Жеф Планкарт | Flandria–Faema–Clément |
1963 | Франс Мелкенбек | Mercier–BP–Hutchinson |
1964 | Вилли Блокландт | Flandria–Romeo |
1965 | Кармине Прециоси | Pelforth–Sauvage–Lejeune |
1966 | Жак Анкетиль | Ford France–Hutchinson |
1967 | Вальтер Годефрот | Flandria–De Clerck |
1968 | Вальтер Ван Свефельт | Smith's |
1969 | Эдди Меркс | Faema |
1970 | Роже Де Вламинк | Flandria–Mars |
1971 | Эдди Меркс (2) | Molteni |
1972 | Эдди Меркс (3) | Molteni |
1973 | Эдди Меркс (4) | Molteni |
1974 | Жорж Пинтен | MIC–Ludo–de Gribaldy |
1975 | Эдди Меркс (5) | Molteni–RYC |
1976 | Йозеф Брюйер | Molteni–Campagnolo |
1977 | Бернар Ино | Gitane–Campagnolo |
1978 | Йозеф Брюйер (2) | C&A |
1979 | Дитрих Турау | IJsboerke–Warncke Eis |
1980 | Бернар Ино (2) | Renault–Gitane |
1981 | Йозеф Фукс | Cilo–Aufina |
1982 | Сильвано Контини | Bianchi–Piaggio |
1983 | Стевен Рокс | Sem–France Loire–Reydel–Mavic |
1984 | Шон Келли | Skil–Reydel–Sem–Mavic |
1985 | Морено Арджентин | Sammontana–Bianchi |
1986 | Морено Арджентин (2) | Sammontana–Bianchi |
1987 | Морено Арджентин (3) | Gewiss–Bianchi |
1988 | Адри ван дер Пул | PDM–Ultima–Concorde |
1989 | Шон Келли (2) | PDM–Concorde |
1990 | Эрик Ван Ланкер | Panasonic–Sportlife |
1991 | Морено Арджентин (4) | Ariostea |
1992 | Дирк Де Вольф | Gatorade–Chateau d'Ax |
1993 | Рольф Сёренсен | Carrera Jeans–Tassoni |
1994 | Евгений Берзин | Gewiss–Ballan |
1995 | Мауро Джианетти | Polti–Granarolo–Santini |
1996 | Паскаль Ришар | MG Maglificio–Technogym |
1997 | Микеле Бартоли | MG Maglificio–Technogym |
1998 | Микеле Бартоли (2) | Asics–CGA |
1999 | Франк Ванденбрукке | Cofidis |
2000 | Паоло Беттини | Mapei–Quick-Step |
2001 | Оскар Каменцинд | Lampre–Daikin |
2002 | Паоло Беттини (2) | Mapei–Quick-Step |
2003 | Тайлер Хэмилтон | Team CSC |
2004 | Давиде Ребеллин | Gerolsteiner |
2005 | Александр Винокуров | T-Mobile Team |
2006 | Алехандро Вальверде | Caisse d'Epargne–Illes Balears |
2007 | Данило Ди Лука | Liquigas |
2008 | Алехандро Вальверде (2) | Caisse d'Epargne |
2009 | Энди Шлек | Team Saxo Bank |
2010 | Александр Винокуров (2) | Astana |
2011 | Филипп Жильбер | Omega Pharma–Lotto |
2012 | Максим Иглинский | Astana |
2013 | Дэниел Мартин | Garmin–Sharp |
2014 | Саймон Джерранс | Orica–GreenEDGE |
2015 | Алехандро Вальверде (3) | Movistar Team |
2016 | Ваут Пулс | Team Sky |
2017 | Алехандро Вальверде (4) | Movistar Team |
2018 | Боб Юнгельс | Quick-Step Floors |
Рекорд побед |
Индивидуально |
Курсивом выделены действующие гонщики.
Число побед | Гонщик | Года |
---|---|---|
5 | Эдди Меркс (BEL) | 1969, 1971, 1972, 1973, 1975 |
4 | Алехандро Вальверде (ESP) | 2006, 2008, 2015, 2017 |
Морено Арджентин (ITA) | 1985, 1986, 1987, 1991 | |
3 | Леон Уа (BEL) | 1892, 1893, 1894 |
Альфонс Шеперс (BEL) | 1929, 1931, 1935 | |
ФредДе Брёйне (BEL) | 1993, 1998, 1959 | |
2 | Луиc Моттьят (BEL) | 1921, 1922 |
Рене Вермандел (BEL) | 1923, 1924 | |
Ришар Депуарте (BEL) | 1943, 1947 | |
Проспер Депредомм (BEL) | 1946, 1950 | |
Фердинанд Кюблер (SUI) | 1951, 1952 | |
Йозеф Брюйер (BEL) | 1976, 1978 | |
Бернар Ино (FRA) | 1977, 1980 | |
Шон Келли (IRL) | 1984, 1989 | |
Микеле Бартоли (ITA) | 1997, 1998 | |
Паоло Беттини (ITA) | 2000, 2002 | |
Александр Винокуров (KAZ) | 2005, 2010 |
По странам |
Побед | Страна |
---|---|
59 | Бельгия |
12 | Италия |
6 | Швейцария |
5 | Франция |
4 | Нидерланды, Испания |
3 | Ирландия, Казахстан, Люксембург |
2 | Германия |
1 | Австралия, Дания, Россия, США |
Примечания |
↑ 123 Cycling Weekly, UK, 13 March 1993
↑ Cycling Weekly, UK, 7 March 1992
↑ Название «монумент» не имеет официального значения; оно было впервые использовано французской ежедневной газетой L'Équipe, чтобы указать неизменное место гонки в календаре, но этот термин стал распространенным из-за телевизионных комментариев, особенно в США.
↑ 2015 Spring Classics: How the hardest one-day races were won (англ.). bikeraceinfo.com (12 April 2015). Проверено 22 ноября 2017.
↑ UCI announce 2017 Women's WorldTour calendar (англ.). bikeraceinfo.com (15 October 2016). Проверено 22 ноября 2017.
↑ 12 Cycling Weekly, UK, 13 April 2002
↑ 12 Liège-Bastogne-Liège (англ.). bikeraceinfo.com (6 November 2017). Проверено 22 ноября 2017.
↑ 123 Cycling Weekly, UK, May 2000
↑ Philippe Bouvet. De klassiekers. — Rijswijk: Atrium, 2007. — С. 25. — 223 с. — ISBN 978-90-811691-10.
↑ 1971 Liège-Bastogne-Lièg (англ.). bikeraceinfo.com. Проверено 22 ноября 2017.
↑ Liège-Bastogne-Liège's cold memories (англ.). cyclingnews.com (24 April 2008). Проверено 22 ноября 2017.
↑ Liège favorite du Tour 2004 (англ.). lesoir.be (20 April 2002). Проверено 22 ноября 2017.
↑ Fabien Wille. Le Tour de France: un modèle médiatique. — Presses universitaires du Septentrion. — 336 с. — ISBN 2-85939-797-3.
↑ Presents the Luik-Bastenaken-Luik 1999 (англ.). cyclingnews.com (18 April 1999). Проверено 22 ноября 2017.
↑ Hedwig Kröner. Vino the Vainqueur (англ.). autobus.cyclingnews.com (24 April 2005). Проверено 22 ноября 2017.
↑ Sporza video: 2005: Aleksander Vinokoerov. sporza.be (16 апреля 2011). Проверено 22 ноября 2017.
↑ Schleck takes impressive Liege win (англ.). BBC Sport (26 April 2009). Проверено 22 ноября 2017.
↑ MacLeary, John Liège-Bastogne-Liège 2010: Alexander Vinokourov back on summit with Belgian win (англ.). The Daily Telegraph. Telegraph Media Group (25 April 2010). Проверено 22 ноября 2017.
↑ Archives - L'illustré (фр.). illustre.ch (недоступная ссылка — история). Проверено 22 ноября 2017. Архивировано 7 января 2012 года.
↑ Vinokourov and Kolobnev charged with bribery (англ.). veloNews.com. Проверено 22 ноября 2017.
↑ Valverde wins Liège-Bastogne-Liège (англ.). cyclingnews.com. Immediate Media Company (23 April 2017). Проверено 22 ноября 2017.
↑ Liège-Bastogne-Liège change de visage, délaisse Stockeu et aborde de nouvelles côtes (фр.) (24 février 1990). Проверено 22 ноября 2017.
↑ Из-за состава местного иммигрантского населения и многих итальянских флагов, висящих на окнах, Кот-де-Сен-Никола прозвали «итальянским холмом».
↑ Procycling, UK, March 2001
↑ Brecht Decaluwé. Gilbert nets historic quadruple in Liège-Bastogne-Liège (англ.). cyclingnews.com (24 April 2011). Проверено 22 ноября 2017.
↑ Два гонщика поделили победу.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Льеж — Бастонь — Льеж на Викискладе |
Официальный сайт (англ.) (фр.)
Льеж — Бастонь — Льеж на FirstCycling (англ.)